Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные идеи культуры эпохи Возрождения





КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Ренессанс как возрождение идеалов античности

Основные идеи культуры эпохи Возрождения

Художественная культура эпохи Возрождения

Белорусское возрождение

Ренессанс как возрождение идеалов античности

Прежде всего, следует отметить, что термин «ренес­санс»(фр. возрождение) означал возрождение античных идеалов в самом широком понимании. Это предполагало обращение к идеалам античности как нормам, задаю­щим смысл, направление и формы развития культуры. Античность в целом выступала идеалом для подражания, образцом для создания новых форм - как в языке (ан­тичная латынь), так и в драматургии, скульптуре, архи­тектуре и т.д.

Хронологически эпоха Возрождения определяется как временной промежуток европейской истории, начиная с конца XIII в. и заканчивая XVI в. Социально-политиче­ские условия, в которых происходило возрождение идеа­лов античности, задавались сформировавшейся в Сред­ние века в Европе феодальной системой. В этот период античные идеи не просто соседствовали с христианско-средневековыми, но и взаимодействовали с ними, в ре­зультате чего возникало то новое, что невозможно отне­сти однозначно ни к античному, ни к традиционно хри­стианскому.



Своеобразие эпохи Возрождения в том и состояло, что новая культура выросла в рамках прежнего социаль­но-политического строя с очень сильными религиозны­ми ценностными основаниями, закрепленными в сослов-но-феодальной политической организации общества этого периода. Этот факт (наличие общей социально-полити­ческой организации) позволяет ряду историков вклю­чать эпоху Возрождения в Средневековье.

Тем не менее, более детальный анализ позволяет вы­явить социальные трансформации, наметившиеся в Европе к концу XIII в., которые, в конечном итоге, выступили в роли предпосылок формирования нового социально-исторического типа культуры.

Такими социально-экономическими предпосылками явились:

появление мануфактурного производства, повлекшее за собой формирование зачатков капиталистических от­ношений, отвергающих личностную зависимость, харак­терную для феодализма;



развитие торгового и ростовщического капитала, ко­торое стимулировало рост товарно-денежных отношений;

рост и укрепление городов, формирование городской культуры и осознание необходимости новых форм ре­гулирования социальных и экономических отношений внутри городской общины и в отношениях с властью.

Социально-экономические трансформации привели к усилению социальной мобильности, которая носила как вертикальный характер (например, художник при обретает особый статус, не сводимый к статусу ремес­ленника, а ремесленник становится держателем торгово­го и ростовщического капитала), так и горизонтальный (появляются новые профессии, связанные с городской жизнью и мануфактурным производством). Развитие тор­говли привело также к росту числа путешественников, открывающих для себя и других мир, неизвестный в Средневековье.

В итоге — возрождение идеалов античности, происхо­дившее в изменившихся социально-экономических ус­ловиях, отразилось в формировании новых ценностных оснований культурной жизни Европы.

Основные идеи культуры эпохи Возрождения

Важнейшая идея, которая была сформулирована в рамках эпохи Возрождения — идея божественного начала в человеке (1). Вкультуре новой эпохи, не отказавшейся от христианской догматики, своеобразно возрождается идеал античного антропоцентризма. Человек, который создан по образу и подобию Божьему, наделяется осо­быми достоинствами, способностями к поиску истины, к творческому преобразованию мира и, таким образом, становится его центром.

В средневековой культуре познание - это созерцание, религиозный экстаз, следование религиозной догме; для Возрождения познание - это путь к раскрытию божест­венных начал в человеке. Так антропоцентрический по­ворот в мировоззрении эпохи Возрождения привел к широкому распространению идей гуманизма.



Необходимо отметить, что сам термин «гуманизм» имеет гораздо более позднее происхождение, чем опи­сываемая нами культурная эпоха. Он возникает в XIX веке и затем применяется к описанию процессов, проис­ходивших в античности и в культуре Возрождения. Соб­ственно гуманистами в Европе конца XIV - начала XVI веков назывались студенты и преподаватели, изучающие гуманитарные дисциплины и являющиеся носителями идей свободной и самоопределяющейся личности.

Важнейшей ценностью ренессансного мировоззрения явилось стремление к опытному познанию природы и человека, идейное обоснование которому можно найти в доктрине двойной истины. Вней проводилось раз­личение истины веры, источником которой может быть толь­ко религиозное откровение, и истины знания, опирающей­ся на опыт и логику. Опытное знание в ренессансной куль­туре — это еще не идеал, это, скорее, стремление человека, осознавшего свою особую роль, исследовать природу, ко­торая должна служить человеку в его интересах, а интересы эти продиктованы потребностями развивающейся промыш­ленности и сельского хозяйства, мореплавания и т.д.

В целом мировоззрение эпохи Возрождения остается средневековым: с его представлением об иерархичности миров, о символических аналогиях между миром боже­ственным и миром земным, о божественном происхож­дении мира. Однако можно говорить и о достаточно серь­езных изменениях, произошедших в представлениях о мироустройстве. Что очень важно, доктрина двойной истины явилась идеологическим обоснованием разграни­чения власти церкви и власти государства.

Ренессанс вносит огромный вклад в развитие научно-рационалистического мировоззрения,благодаря открыти­ям, сделанным в астрономии (Н.Коперник, Г.Галилей. Д.Бруно). Идеи множественности миров, бесконечности Вселенной, отрицание утвердившейся в европейском мышлении геоцентрической модели Вселенной и обос­нование гелиоцентрической модели — все это было серь­езной научной базой нового мировоззрения.

Эпоха Возрождения формирует особый тип личност­ного поведения, который радикально отличается от сред­невековой сословно-корпоративной модели поведения. Речь идет об осознании собственной уникальности, не­повторимости человека, способного на многое и делаю­щего многое — так в культуре возникает модель культурно­го человека, получившая название гомо ….. человека универсального, способного к творческому, «титаническому» образу жизни.

Эпоха Возрождения не представляет собой целостно­го и монолитного явления, охватившего всю Европу. Принято различать два типа реализации основных идей Возрождения: Итальянское Возрождение и Северное Воз­рождение.Суть этого разделения коренится в серьезных расхождениях по поводу отношения к христианско-средневековому наследию.

Итальянское Возрождение, которое началось несколь­ко ранее, чем Северное, всячески демонстрировало свое негативное отношение к средневековью и ценностям его культуры. Итальянское Возрождение обращалось к куль­турно-историческому опыту, повсеместно представлен­ному на территории Италии в виде памятников антич­ности: архитектурных сооружений и скульптурных па­мятников. Итальянское Возрождение имело возможность реально воспринимать форму и содержание ценностей античной культуры.

Северное Возрождение, характерное для культуры Франции, Германии, Нидерландов и т.д., переняло гу­манистические идеи итальянского Возрождения, испы­тывая одновременно сильное влияние христианских цен­ностей. Вот почему в Северном Возрождении античные идеалы прекрасного приобрели ярко выраженную фор­му нравственного совершенствования, обращения к ду­ховному миру человека. На этой базе зарождаются идеи Просвещения, которые получат затем широкое рас­пространение в Европе.

Гуманистические идеи Возрождения коснулись важней­шей сферы духовной жизни средневековой Европы - церкви. Возникают идеи о поисках путей приближения Бога и Божьего слова к сердцам прихожан. Отсюда возникают важнейшие идеи Реформации- движения за обновле­ние церкви: идеи непосредственного общения человека и Бога, упразднение сложного церковного церемониала, уничтожение института монашества и т.д. Важнейшая проблема, которая решается при этом, - переведение богослужения и сакральных текстов Библии на нацио­нальные языки европейских народов. В Европе начинают свою деятельность Мартин Лютер и Жан Кальвин, став­шие основателями новой ветви христианства - протес­тантизма (лютеранство и кальвинизм).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.