Основные идеи культуры эпохи Возрождения
КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Ренессанс как возрождение идеалов античности
Основные идеи культуры эпохи Возрождения
Художественная культура эпохи Возрождения
Белорусское возрождение
Ренессанс как возрождение идеалов античности
Прежде всего, следует отметить, что термин «ренессанс»(фр. возрождение) означал возрождение античных идеалов в самом широком понимании. Это предполагало обращение к идеалам античности как нормам, задающим смысл, направление и формы развития культуры. Античность в целом выступала идеалом для подражания, образцом для создания новых форм - как в языке (античная латынь), так и в драматургии, скульптуре, архитектуре и т.д.
Хронологически эпоха Возрождения определяется как временной промежуток европейской истории, начиная с конца XIII в. и заканчивая XVI в. Социально-политические условия, в которых происходило возрождение идеалов античности, задавались сформировавшейся в Средние века в Европе феодальной системой. В этот период античные идеи не просто соседствовали с христианско-средневековыми, но и взаимодействовали с ними, в результате чего возникало то новое, что невозможно отнести однозначно ни к античному, ни к традиционно христианскому.
Своеобразие эпохи Возрождения в том и состояло, что новая культура выросла в рамках прежнего социально-политического строя с очень сильными религиозными ценностными основаниями, закрепленными в сослов-но-феодальной политической организации общества этого периода. Этот факт (наличие общей социально-политической организации) позволяет ряду историков включать эпоху Возрождения в Средневековье.
Тем не менее, более детальный анализ позволяет выявить социальные трансформации, наметившиеся в Европе к концу XIII в., которые, в конечном итоге, выступили в роли предпосылок формирования нового социально-исторического типа культуры.
Такими социально-экономическими предпосылками явились:
• появление мануфактурного производства, повлекшее за собой формирование зачатков капиталистических отношений, отвергающих личностную зависимость, характерную для феодализма;
• развитие торгового и ростовщического капитала, которое стимулировало рост товарно-денежных отношений;
• рост и укрепление городов, формирование городской культуры и осознание необходимости новых форм регулирования социальных и экономических отношений внутри городской общины и в отношениях с властью.
Социально-экономические трансформации привели к усилению социальной мобильности, которая носила как вертикальный характер (например, художник при обретает особый статус, не сводимый к статусу ремесленника, а ремесленник становится держателем торгового и ростовщического капитала), так и горизонтальный (появляются новые профессии, связанные с городской жизнью и мануфактурным производством). Развитие торговли привело также к росту числа путешественников, открывающих для себя и других мир, неизвестный в Средневековье.
В итоге — возрождение идеалов античности, происходившее в изменившихся социально-экономических условиях, отразилось в формировании новых ценностных оснований культурной жизни Европы.
Основные идеи культуры эпохи Возрождения
Важнейшая идея, которая была сформулирована в рамках эпохи Возрождения — идея божественного начала в человеке (1). Вкультуре новой эпохи, не отказавшейся от христианской догматики, своеобразно возрождается идеал античного антропоцентризма. Человек, который создан по образу и подобию Божьему, наделяется особыми достоинствами, способностями к поиску истины, к творческому преобразованию мира и, таким образом, становится его центром.
В средневековой культуре познание - это созерцание, религиозный экстаз, следование религиозной догме; для Возрождения познание - это путь к раскрытию божественных начал в человеке. Так антропоцентрический поворот в мировоззрении эпохи Возрождения привел к широкому распространению идей гуманизма.
Необходимо отметить, что сам термин «гуманизм» имеет гораздо более позднее происхождение, чем описываемая нами культурная эпоха. Он возникает в XIX веке и затем применяется к описанию процессов, происходивших в античности и в культуре Возрождения. Собственно гуманистами в Европе конца XIV - начала XVI веков назывались студенты и преподаватели, изучающие гуманитарные дисциплины и являющиеся носителями идей свободной и самоопределяющейся личности.
Важнейшей ценностью ренессансного мировоззрения явилось стремление к опытному познанию природы и человека, идейное обоснование которому можно найти в доктрине двойной истины. Вней проводилось различение истины веры, источником которой может быть только религиозное откровение, и истины знания, опирающейся на опыт и логику. Опытное знание в ренессансной культуре — это еще не идеал, это, скорее, стремление человека, осознавшего свою особую роль, исследовать природу, которая должна служить человеку в его интересах, а интересы эти продиктованы потребностями развивающейся промышленности и сельского хозяйства, мореплавания и т.д.
В целом мировоззрение эпохи Возрождения остается средневековым: с его представлением об иерархичности миров, о символических аналогиях между миром божественным и миром земным, о божественном происхождении мира. Однако можно говорить и о достаточно серьезных изменениях, произошедших в представлениях о мироустройстве. Что очень важно, доктрина двойной истины явилась идеологическим обоснованием разграничения власти церкви и власти государства.
Ренессанс вносит огромный вклад в развитие научно-рационалистического мировоззрения,благодаря открытиям, сделанным в астрономии (Н.Коперник, Г.Галилей. Д.Бруно). Идеи множественности миров, бесконечности Вселенной, отрицание утвердившейся в европейском мышлении геоцентрической модели Вселенной и обоснование гелиоцентрической модели — все это было серьезной научной базой нового мировоззрения.
Эпоха Возрождения формирует особый тип личностного поведения, который радикально отличается от средневековой сословно-корпоративной модели поведения. Речь идет об осознании собственной уникальности, неповторимости человека, способного на многое и делающего многое — так в культуре возникает модель культурного человека, получившая название гомо ….. — человека универсального, способного к творческому, «титаническому» образу жизни.
Эпоха Возрождения не представляет собой целостного и монолитного явления, охватившего всю Европу. Принято различать два типа реализации основных идей Возрождения: Итальянское Возрождение и Северное Возрождение.Суть этого разделения коренится в серьезных расхождениях по поводу отношения к христианско-средневековому наследию.
Итальянское Возрождение, которое началось несколько ранее, чем Северное, всячески демонстрировало свое негативное отношение к средневековью и ценностям его культуры. Итальянское Возрождение обращалось к культурно-историческому опыту, повсеместно представленному на территории Италии в виде памятников античности: архитектурных сооружений и скульптурных памятников. Итальянское Возрождение имело возможность реально воспринимать форму и содержание ценностей античной культуры.
Северное Возрождение, характерное для культуры Франции, Германии, Нидерландов и т.д., переняло гуманистические идеи итальянского Возрождения, испытывая одновременно сильное влияние христианских ценностей. Вот почему в Северном Возрождении античные идеалы прекрасного приобрели ярко выраженную форму нравственного совершенствования, обращения к духовному миру человека. На этой базе зарождаются идеи Просвещения, которые получат затем широкое распространение в Европе.
Гуманистические идеи Возрождения коснулись важнейшей сферы духовной жизни средневековой Европы - церкви. Возникают идеи о поисках путей приближения Бога и Божьего слова к сердцам прихожан. Отсюда возникают важнейшие идеи Реформации- движения за обновление церкви: идеи непосредственного общения человека и Бога, упразднение сложного церковного церемониала, уничтожение института монашества и т.д. Важнейшая проблема, которая решается при этом, - переведение богослужения и сакральных текстов Библии на национальные языки европейских народов. В Европе начинают свою деятельность Мартин Лютер и Жан Кальвин, ставшие основателями новой ветви христианства - протестантизма (лютеранство и кальвинизм).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|