Сделай Сам Свою Работу на 5

СОЧИНЕНИЕ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК





После подготовительных упражнений (расстановки картинок в нужной последовательности, рассматривания, выделения главного, составления предложений к каждой картинке) учащимся по­казывается, как в письменном виде выразить то, что они делали устно. Для этой цели полезно провести разбор образца, записанно­го на доске. Иначе дети, приученные к составлению предложений по картинкам, напишут не связный рассказ, а два—четыре предло­жения по картинкам.

Учитель вывешивает серию картинок в беспорядке, дети расстав­ляют их правильно, затем открывается рассказ на доске, и учащие­ся, рассматривая картинки, читают текст. Путем сравнения отдель­ных предложений к картинкам (они тоже на доске) со связным текстом учитель объясняет, что значит писать полно, связно, а не по одному предложению.

Обучение проводится в следующей последовательности:

* объяснение цели работы: полное и последовательное изложение темы, соблюдение составных частей, употребление новых слов и выражений, планирование;

* работа с образцом сочинения (ее последовательность рассмат­ривалась ранее), дети пишут фактически подготовленную письмен­ную работу;



* самостоятельное написание сочинения;

* работа над ошибками.

Сочинение по одной сюжетной картинке

Серия картинок представляет собой картинный план к сочине­нию. Написать сочинение по одной картинке значительно труднее. Дети должны самостоятельно представить и описать начало и конец эпизода, изображенного на картинке, установить логические связи. Важно научить внимательно рассмотреть, выяснить основное содер­жание.

Сочинение по одной картинке четвероклассники вначале пишут по коллективно составленному плану. Помогают опорные слова и фразы. В зависимости от уровня речевого развития работа посте­пенно усложняется путем использования более содержательных кар­тинок.

Примерная схема работы. Предлагается одна картинка из сю­жетной серии, рядом пишется текст к ней, две другие (например, начало и конец) перевернуты обратной стороной. Учитель разбирает содержание картинки, опираясь на текст. Затем детям предлагается

изобразить предыдущие и последующие события. Анализируются рисунки, выбираются лучшие, потом открываются перевернутые, сравниваются. После учитель предлагает выполнить уже знакомое задание — написать сочинение по серии, использовав вместо первой и третьей картинок свои рисунки.



В зависимости от степени речевой готовности цели задания могут быть более или менее сложными.

СОЧИНЕНИЕ ПО ЗАКРЫТОЙ КАРТИНКЕ

Такой вид работы очень полезен для активизации интеллек­туальной деятельности, развития фантазии, памяти, логического мышления, формирования грамматического строя.

Основные методические приемы обучения сочинениям по закры­той картинке (III—IV кл.) могут быть следующие:

а) учитель говорит, что у него интересная картинка, но он ее не покажет. Узнать, что там нарисовано, можно, задавая вопросы. Учитель отвечает на них так, чтобы у детей возникло достаточное представление о содержании. Затем учащимся предлагается самим нарисовать картинку, далее идут сравнение, анализ, и дети пишут сочинение по своим уточненным картинкам;

б) учащиеся не делают зарисовок, а после беседы сразу пишут сочинение.

Работа над сочинением по закрытой картинке позволяет на­глядно убедить детей в надобности плана, является эффективным средством обучения планированию.

СОЧИНЕНИЕ ПО ИНСЦЕНИРОВКЕ

Задания, связанные с демонстрацией действий и инсценировками, помогают раскрыть содержание текста, установить языковые закономерности, уточнить и обогатить словарь. Своеобразие этого вида работы (динамичность, эмоциональная окрашенность, конк­ретность) приводит к вопросам: С чего начинать; Когда и какая предварительная подготовка необходима? Главный ориентир — уровень речевого развития учащихся.



Этот вид упражнения проводится быстро, поэтому учитель продумывает лексику, которая потребуется детям. Учитель — активная фигура и участник. Действия подбираются простые и знакомые детям, но с элементами новизны. Наиболее доступен детям материал из их жизни. Интересны инсценировки по сериям картин, с которыми знакомы учащиеся. В инсценировку вводятся диалога действующих лиц, речевое сопровождение и т.д. Усложняя задание и ставя цель развивать память и воображение, можно показать инсценировку за один-два урока до выполнения письменного задания. Очень важны творческий анализ работ, тщательная работа над ошибками.

СОЧИНЕНИЕ НА ОСНОВЕ ЛИЧНОГО ОПЫТА УЧАЩИХСЯ

Данный вид упражнения учит детей логично и точно описывать факты, понимать события окружающей жизни» делать обобщения, высказывать собственное мнение. Выбор тематики зависит от уровня речевого развития детей, общей подготовки и интересов. В младших классах можно предлагать детям описать явления природы, животных и растения, предметы и т.д. Например: "Осень", "Мой огород", "Как я отдыхал летом", "Катание с горки", "Первый снег", "Весна пришла" и т.д.

Основной методический совет к данному виду работы — орга­низация личного опыта детей, его обогащение. Можно провести экскурсию или вспомнить события, выяснить знание необходимой лексики, провести дополнительную словарную работу, вспомнить беседы на уроках чтения, труда, рисования и др. Важно перед работой напомнить учащимся, что писать надо тогда, когда все уже обдумано, рассказать о том, где и когда это событие происхо­дило, подробно его описать, сделать вывод и показать свое отношение к событию.

Важным методическим требованием является работа над планом будущего сочинения: вначале следует составить план разбираемого образца, затем коллективно составить план сочинения (можно начать с картинного, затем перейти к словесному плану, сначала в форме вопросов, потом — повествовательных предложений), посте­пенно дети приучаются самостоятельно составлять план.

ОПИСАНИЕ

Описать — значит сообщить о том, что мы видим, осязаем, обоняем или ощущаем на вкус. Приемы обучения описанию могут быть разнообразными. Это вопросы, использование текстов-образцов, беседы, разбор словаря, описание по аналогии. Должна быть последовательность в выполнении задания: тщательное рассматри­вание предмета, нахождение существенных признаков, изложение материала в нужной последовательности. На уроках первоначаль­ного знакомства с описанием предметов целесообразно придержи­ваться следующих рекомендаций.

Необходимо использовать знания учащихся, их личный опыт. При ознакомлении с заданием учитель следит за грамматически правильным употреблением слов (согласование существительных с прилагательными). Слова для справок можно давать в начальной форме. Упражнения должны побуждать детей мыслить.

Вначале предлагается описать самые основные признаки, не углубляясь в детали. Не стоит рассматривать на первых уроках много предметов.

Когда учащиеся усвоят понятие "описание", необходимо практически знакомить их с такими обобщающими понятиями, как цвет, вкус, величина, форма.

Можно предложить детям для длительного пользования таблицы-опоры.

Предметы, 2. Предметы,

разные по цвету: разные по вкусу:

красные, сладкие,

зеленые, горькие,

синие, кислые,

белые. соленые.

Предметы, 4. Предметы,

разные по весу: разные по величине:

легкие, большие,

тяжелые. маленькие.

Предметы, в. Предметы,

разные по форме: разные по материалу:

круглые, деревянные,

прямоугольные, металлические,

продолговатые. бумажные,

стеклянные,

картонные.

Для таких заданий, как рассматривание предмета, нахождение существенных признаков, последовательное описание, можно использовать ориентировочные карточки (Дефектология. 1990, № 4.)

Карточка № 1

План рассказа о событии

1. Нарисуй "про себя" событие, о котором будешь рассказывать.

2. Подумай, о каких предметах нужно сообщить.

3. Мысленно расположи предметы в графическом плане.

4. Подумай, сколько в твоем рассказе будет предложений: это
будет длинный или короткий рассказ?

Карточка № 2

План рассказа о предмете

1. Нарисуй предмет, о котором будешь рассказывать.

2. Что ты увидел глазами?

3. "Потрогай" предмет, каков он?

4. Какие признаки этого предмета ты считаешь важными?

5. К какой группе предметов его можно отнести?

Такой план является эффективным регулятором мыслительной и речевой деятельности учащихся.

Для побуждения к самостоятельному описанию полезно исполь­зовать проблемные ситуации.

Ситуация 1. Вы нашли потерявшуюся собаку (показывается изображение). Вам нужно дать объявление и написать его так, чтобы хозяин узнал свою собаку. Какие признаки являются особен­ными для этой окраски и как лучше о них рассказать?

Ситуация 2. Вы были на рынке и видели там котенка. Очень хотелось купить его. Уговорите маму, расскажите ей, какой он.

Ситуация 3. Вы были в "Детском мире" и видели красивую игрушку. Очень хочется рассказать о ней другу. Вы звоните ему по телефону. Расскажите ему так, чтобы он тоже "увидел" игрушку.

Ситуация 4. Вася был в пионерском лагере. Там он подру­жился с мальчиком, который приехал из Африки. Вася решил написать ему о зиме. Зимы в Африке никогда не бывает. Написать надо так, чтобы этот мальчик мог представить зиму и "увидеть" ее.

Для создания воображаемой ситуации важно так сформулиро­вать задание, чтобы оно явилось стимулом, содержащим цели и задачи предстоящего общения.

Следует предлагать ряд заданий, помогающих ребенку с рече­вым недоразвитием и ограниченной речевой практикой почувство­вать своеобразие описания, его важность и необходимость для об­щения людей.

СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ

Начинается работа с обучения нахождению сходства предметов. Предлагаются предметы, которые могут быть охарактеризованы учащимися, т. е. учитывается уровень развития детей. Ученикам доказывается письменный образец. Форму записи нужно разнообра­зить. Спустя некоторое время, можно усложнить задание.

Группировка предметов по плану.

План

1. Предметы, одинаковые по форме.

2. Предметы, одинаковые по материалу.

3. Предметы, одинаковые по цвету.

Операцию сравнения можно „начать со сравнения предметов одного и того же вида. Детям с тяжелыми нарушениями речи труд­но без помощи учителя последовательно сравнивать предметы, по­этому предлагается готовый план (или он составляется коллектив­но). Очень важны упражнения, которые покажут учащимся значе­ние сравнения в речи. Например, на уроке чтения детям предла­гается найти то место в тексте, где сравниваются какие-то явления, предметы, герои и т.д. Овладев навыком сравнения в элементарном виде, учащиеся приступают к более глубокому описанию и сравнению предметов, их деталей, устанавливают не только сходство, но и различия.

ПИСЬМО

Большое значение для детей с тяжелыми нарушениями речи имеют умения пользоваться деловыми бумагами, написать письмо, заявление. Задача учителя заключается в раскрытии значения и жизненной необходимости делового письма.

Наиболее доступным для учеников начальных классов и жиз­ненно необходимым является умение написать письмо. Овладевая им, дети учатся правильно употреблять местоимения, практически усваивают роль ласкательных суффиксов, осознают» что такое обра­щение, тренируются в умении задавать вопросы, понимать значение предложного падежа, форму будущего времени глагола.

Перед уроком хорошо провести экскурсию на почту, встречу с почтальоном, организовать словарную работу (слова: письмо, конверт, адрес, адресат, почтальон, почтовый ящик, марка и т.д.). Очень полезен разбор образца. Можно предложить примерный план письма:

1. Обращение.

2. Сообщение (содержание письма).

3. Вопросы, просьбы.

4. Пожелания.

5. Подпись.

6. Дата.

Очень хорошо, когда организована переписка с детьми из других школ, городов, стран.

Раскрыть стилистическое своеобразие письма помогают упражне­ния в восстановлении деформированного текста письма и написание письма по опорным предложениям или словам. Ведется работа и по деформированному плану письма:

1. Прощание с мамой.

2. Вопросы к маме.

3. Просьба к маме.

4. Сообщение о себе.

5. Обращение.

Учитель с учащимися раскрывает смысл каждого пункта плана: Что означает "прощание"? А что такое обращение? (И т.д.)

Роль письменной речи в развитии детей огромна, так как она способствует развитию словесно-логического мышления. Формируя навыки пользования письменной речью, учитель предоставляет детям большую речевую практику. Если работа ведется системати­чески и целенаправленно, то достигается более высокий уровень и в общем речевом развитии.


ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ».

 

ДЕФОРМИРОВАННЫЕ ТЕКСТЫ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПО КАРТИННОМУ ПЛАНУ

СЛУЧАЙ В ЛЕСУ

(2). Белка быстро прыгнула на другое дерево, а кепка повисла высоко на ветке сосны. Корзинка опрокинулась, и грибы рассылались. Коля не мог достать кепку. Он стоял и плакал.

(3). Из леса домой возвращались дети. Они услышали, что Коля плачет, и подошли к нему. Старший мальчик-пионер Вася полез на сосну и достал кепку. Нина собрала грибы в корзинку. Вася сказал Коле: "Больше так не делай, нельзя пугать белочку".

(1). Однажды летом Коля пошел в лес собирать грибы. Он набрал полную корзинку грибов. Вдруг мальчик увидел на сосне пушистую рыжую белочку. Он подошел к дереву и бросил в белку фуражку.

ГРОЗА В ЛЕСУ

(2). Вдруг в лесу стало темно. Тяжелая черная туча нависла над лесом. Птицы с криком кружились над деревьями. Ребята выбежали на поляну. Они увидели большой стог сена. И все бросились к нему.

(1). Был жаркий летний день. Ребята решили пойти в лес за ягодами и грибами. В лесу было хорошо: прохладно и тихо. Лена и Таня уже набрали полные корзинки грибов. Маленький Алеша остановился у муравейника, он с любопытством рассматривал муравьев. Коля и Вова продолжали собирать ягоды.

(4). Наконец ливень стал утихать, небо прояснилось. И вот над лесом блеснул солнечный луч. Неожиданно небо озарила радуга. Она переливалась на солнце всеми цветами. Ребята долго смотрели на разноцветную радугу. Но надо было идти. Родители беспокоятся. Дети взяли свои корзинки и отправились домой.

(3). Ослепительно сверкнула молния. Послышался гром. Начался ливень. Но ребятам он был уже не страшен, они спрятались в теплом пахучем сене.

ПОМОЩНИКИ

(2). Она быстро набрала себе воды, отнесла ведро домой и позвала свою подругу Нину. Вместе с Ниной они подошли к старушке, взяли у нее по одному ведру с водой и помогли старушке дойти домой.

(4). А весной пионеры вскопали старушке огород, где она посадила овощи. Миша и Коля прибили к дереву скворечник.

Старушка благодарила пионеров за помощь.

(1). Наступила зима. На земле много снега. Старушка с коромыслом медленно пробиралась к колодцу. Навстречу старушке к колодцу подошла Валя. Она видела, как старушке трудно идти. И Валя решила помочь старушке.

(3). С этого дня девочки вместе со всем пионерским звеном стали помогать старушке. Ребята приносили из колодца воду, очищали двор от снега, кололи дрова, топили печь.

СИНИЧКА

(2). Витя взял синичку и отнес ее в детский сад. Все дети обрадовались, когда увидели живую птичку. Воспитательница взяла у Вити синичку и посадила ее в клетку.

(4). Ребята полюбили синичку, и никто не обижал ее. А когда пришла весна, пригрело солнышко и деревья покрылись молодой зеленью, дети вынесли клетку во двор. Они открыли клетку и вы­пустили ее на свободу. Крылышко у нее уже зажило, и синичка радостно полетела.

(3). Ребята поставили клетку с синичкой на стол. Они налили ей воду в блюдце и насыпали корм. Все дети с интересом рассматривали синичку.

(1). Однажды зимой Витя и Сережа увидели на снегу синичку. Витя нагнулся к ней, птичка жалобно пискнула. Синичка не могла лететь, у нее было перебито крылышко.

ПРИКЛЮЧЕНИЕ В ЛЕСУ

(4). Неожиданно сверху раздался радостный Сашин крик. Отец поднял голову и увидел сына на ветке дерева. Мальчик слез с дерева и бросился к отцу. Они поехали домой.

(1). Избушка лесника была в лесу. В избушке жил мальчик со своим отцом. Мальчика звали Сашей. Однажды зимой Саша попросил у отца разрешения пойти на охоту. Отец разрешил. Саша взял ружье, оделся потеплее и на лыжах пошел в лес.

(3). Отец долго ждал сына и начал беспокоиться. Лесник отправился в лес и стал искать Сашу. Он шел по следу сына. И вдруг он увидел у дерева лыжи, ружье и шапку Саши. Отец очень испугался, потому что заметил много волчьих следов.

(2). Мальчик далеко отошел от дома. Солнце село, и стало быстро темнеть. Вдруг Саша услышал близко вой волков. Он испугался, бросил лыжи и ружье, а сам залез на дерево. Волки окружили дерево и хотели схватить мальчика. Саша бросил в них шапку, но волки не испугались. Они были голодные и злые.

ЛЕДОХОД

(3). Ребята и взрослые, счастливые и довольные, пошли домой. Впереди шел дедушка Егор, а за ним ребятишки с собакой и дядя Вася.

(1). Весной солнышко пригрело землю. Лед начал ломаться. На берегу широкой реки собрались ребятишки. Они с интересом смотрели на реку, на плывущие льды. Миша с дедушкой Егором тоже пришли посмотреть ледоход.

Вдруг на одной из льдин Миша заметил собаку. Она металась по льдине, жалобно скулила и лаяла. Ребята стали звать собаку.

(2). У дяди Васи был багор. Он бросился к собаке на помощь. Дядя Вася зацепил багром льдину и потащил ее к берегу. Ребята радостно встретили собаку.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.