Сделай Сам Свою Работу на 5

ГДЕ МЫ БЫЛИ. МЫ НЕ СКАЖЕМ





Цель Развитие умения составлять предложения на основе де­монстрируемых действий.

Ход Ученики 1-го ряда хором произносят: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» — и начинают изображать ту или иную деятельность (подметают пол, стирают белье, копают землю и т. д.).

Ученики 2-го ряда отгадывают их действия и составляют пред­ложения. Затем меняются ролями. Выигрывает тот ряд, который лучше имитировал действия и правильно строил распространенные предложения.

УГАДАЙ ЗНАК

Цель Развитие умения различать предложения по интонации.

ОборудованиеУ каждого ученика по три карточки со знаками «.», «!», «?».

Ход Учитель произносит предложение, дети поднимают карточ­ку со знаком, который надо поставить в конце предложения. Под­нявший не ту карточку получает штрафное очко.

Примерный материал:

Что ты, еж, такой колючий?

Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки да медведи/

КТО ТОЧНЕЕ?

Цель. Развитие умения произносить предложения с различной интонацией.

Оборудование.Предложения на доске (можно графически запи­санные) без знака препинания в конце; карточки со знаками «.», «!», «?».



Ход.Каждому ряду дается предложение, затем кто-то один вы­ходит и прикрепляет карточку со знаком и читает с соответствую­щей интонацией.

Примерный материал:

Мы идем на экскурсию.

Сегодня наш класс участвует в спортивных соревнованиях.

Скоро каникулы. Мне письмо от брата. Журавли прилетели.

УЗНАЙ, ЧТО Я СКАЗАЛА

Цель.Формирование умения составлять предложения из данных слов, развивать словесную память учащихся, быструю ориентировку в языковом материале.

Ход. Учитель называет слова деформированного предложения. Дети устно расставляют слова в нужном порядке и называют предложение.

Комментарий для учителя. Для этой игры можно использо­вать изолированные предложения и предложения из связного текс­та. И, естественно, такая работа может проводиться только после того, как дети усвоили понятие «предложение», построение предло­жения, порядок слов в предложении.

У, были, цыплята, курицы.

Она, на, их, повела, лужок.

Около, маленькая, лужка, протекала, речка.

Один, бросился, в, цыпленок, речку.



Курица, с, закудахтала, испугу.

Цыпленок, плыл, в, спокойно, речке.

Он, не, был, а, цыпленок, утенок.

ЗАМЕНИ СЛОВО

Цель.Развитие умения выполнять в предложении синонимич­ные замены.

Ход.Учитель говорит любое предложение и предлагает заменить одно слово так, чтобы смысл оставался тот же. Например: Мы долго ходили по парку (Мы долго гуляли (бродили) по парку). Наступила холодная зима (Пришла холодная зима; Настала хо­лодная зима; Наступила морозная зима; Наступила лютая зима; Стоит лютая зима).

ЧУР, МОЯ ЗАМЕНА

Цель.Выработка умения заменять слова в предложении при сохранении данной синтаксической конструкции.

Оборудование. Предложение, записанное на доске.

Ход. Читают предложение. Желающие играть выбирают предло­жение и выстраиваются в соответствии с порядком слов. Остальные заменяют слова в этом предложении.

Ученик говорит: «Чур, моя замена. Я заменяю Наташу. Моё слово...» (Называет слово-замену). Наташа садится, а на ее место встает ученик, предложивший замену. Предложение снова прого­варивается. Можно играть до тех пор, пока не будут заменены все слова в предложении. Например: Вера с подругой гуляли в парке. — Миша с папой бродили по лесу. (Первый раз можно слова-замены записывать под основными словами.)

КТО ПОСЛЕДНИЙ?

Цель Развитие умения распространять предложение.

Оборудование.Сюжетные картинки.

Ход.Учитель показывает классу картинку и составляет короткое предложение из 2 слов. Предлагается детям дополнить его одним словом. Каждый следующий ученик еще изменяет фразу на одно слово.

Например: Катя рисует. Катя рисует домик. Катя рисует домик красками. Катя рисует домик красками в альбоме. Катя рисует домик красками в новом альбоме и т. д.



ДА-НЕТ

Цель. Развитие умения составлять вопросительные предложения и узнавать предмет по его признакам, местоположению, пользе и т. д.

Ход.Класс уточняет, о чем будет идти речь: о предметах в классе, мебели, овощах, птицах и т. д. Один ученик выходит за дверь, а класс задумывает какой-либо предмет. Ученик входит и спрашивает о предмете так, чтобы класс мог ответить словом «да» или «нет». План постановки вопросов может быть записан на доске.

Например:

«Он» находится (в классе, дома, в огороде).

«Он» нужен (для письма, рисования).

«Он» по цвету (красный, белый).

«Он» по форме (овальный, круглый).

«Он» по вкусу (сладкий, сочный).

Если водящий отгадывает, он садится, выбирая другого водящего.

СПРОСИ —-ОТВЕЧУ

Цель.Расширение круга вопросительных слов; развитие умения задавать вопросы и давать на них полные ответы.

Оборудование. На доске записано стихотворение.

Разные вопросы — Зачем? — Что?

Задаю я всем: — Где? — Кому?

— Как? — Куда? — Который?

— Откуда? — Какая? — Чья?

— Сколько? — Отчего? — Каким?

— Почему? — О ком? — О чем?

Вот какой, Мастак — Вопросительный знак!

Ход.Каждому ряду предлагается столбик вопросительных слов. Нужно придумать предложение с этими словами, чтобы задать вопрос соперникам. За каждый вопрос и полный ответ — очки. Выигрывает тот ряд, который набрал большее количество очков.

Комментарий для учителя. Чтобы ученики не отвлекались на подсчет очков, можно использовать для этого «экран соревнова­ния». Задняя стенка «экрана» красная. В передней стенке вырезаны кружки (квадратики). Каждый ряд имеет выдвижную ленту. Полу­чив очередное очко, линейку продвигают на одну прорезь, открывая красную (любую цветную) поверхность задней стенки. Результат виден и без подсчета очков.

ПОДСКАЖИ УЧИТЕЛЮ

Цель.Употребление слов в правильной форме.

Оборудование. Предметные картинки.

Ход. Учитель начинает предложение и показывает картинку, название которой нужно употребить в правильной падежной форме. Каждый должен повторить всё предложение с названием той кар­тинки, которая ему предъявлена. Например: Я ловлю мяч (шарик, ленту, обруч, рыбку, рака, жука).

Комментарий для учителя. В этой игре можно отрабатывать все словоформы.

СОЧИНЯЕМ РАССКАЗ

Цель. Развитие умения располагать предложения в логической последовательности.

Оборудование. Предложения, представляющие собой деформиро­ванный текст и записанные на карточках, по четыре-пять на каж­дый ряд.

Ход. Учитель говорит, что ученики будут учиться сочинять рас­сказ. Предложения зачитываются в произвольном порядке. Дети должны догадаться, о ком будет рассказ.

К доске выходит первый, у которого, по его мнению, первое предложение, затем второй, третий и т. д.

Комментарий для учителя.Предложения подбираются в за­висимости от техники чтения учеников. В самом рассказе должна очень четко выделяться лексическая, смысловая и конструктивная специфика. Могут использоваться знакомые рассказы и сказки, специально адаптированные для проведения этой игры.

ПЕРЕСКАЗЫ

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ ПЕРЕСКАЗЫ

СКАЗКА ПРО ЛЬВА

Цель. Учить детей последовательно пересказывать по опорным картинкам.

Оборудование. Картинки с изображением льва, вороны, осла, лисы, человека.

Ход. Учитель рассказывает ученикам сказку.

«Жил-был на свете огромный лев. Однажды пошел лев по лесу побродить, себя показать, на других посмотреть. Идет и кричит: «Я самый сильный!». Пролетала мимо ворона. Услышала она хвастливую речь. «Карр! Не хвались, глупый лев. Самый сильный на свете — человек!».

Побежал лев человека искать, чтобы силою с ним померяться. Бежал-бежал и увидел какого-то странного зверя с длинными ушами. Зверь так громко ревел, что лев вначале немного испугался, но потом расхрабрился, грозно спросил его: «Ты человек?» — «Ну какой я человек? Я осел. Человека я видел вон за той горой».

Бежит лев дальше. Встретилась ему лиса. Лев спрашивает: «Ты человек?» — «Что ты! Я просто лисичка-сестричка. Человек там, за горой». Отпустил лев лисичку и побежал искать человека. Бежал-бежал и вдруг провалился в глубокую яму. Попытался он вылезти из нее, но не смог. Заплакал лев с горя. Видит, кто-то подошел к яме.

«Добрый зверь, — сказал лев, — вытащи меня из ямы!». — «Я не зверь, а человек. Так и быть, помогу тебе выбраться». Накинул человек льву на лапы веревку и помог выбраться на волю. Опустил голову грозный лев и ушел в лес».

Словарная работа:выяснить непонятные детям слова и выражения. Затем выясняем смысл сказки: кто же на самом деле оказался сильнее? Далее делится текст на части с помощью учителя, и затем приступают к пересказу сказки по опорным картинкам. Учитель может предложить детям драматизацию сказки, а также поупражнять в пересказе по истечении некоторого времени (отсроченный пересказ).

ЛИСА И РАК

Цель. Учить детей подробному пересказу (русская народная сказка «Лиса и рак»).

Оборудование. Маски лисы и рака.

Ход. После двукратного чтения проводится беседа, в ходе кото­рой дети отвечают на вопросы, отражающие основные моменты сюжета. Ученики уясняют, как сообразительность рака помогла ему проучить лису.

«Что при встрече сказала лиса раку?» — «Давай с тобой пере­гоняться» — «Как проговорила она эти слова?» — спрашивает учитель и предлагает детям передать с помощью интонации само­уверенность лисы. «А как вы думаете, сразу или немного помедлив ответил лисе рак?». Учитель подтверждает правильный ответ («Да, он, наверное, обдумывал, как провести лису, и ответил не сразу»), но и поясняет: «Значит, когда рак говорил, он уже знал, как пере­хитрить лису, поэтому говорил уверенно, с усмешкой». Ученики пробуют воспроизвести ответ персонажа с соответствующей интонацией.

«Что же сделал рак? — продолжает учитель. — Правильно, он уцепился лисе за хвост». Акцентируется внимание на слове «уцепился», чтобы дети запомнили его и употребили в пересказе. Отвечая на вопрос: «А когда рак отцепился?» — дети конкретно представляют себе описанную ситуацию: чтобы оказаться впереди лисы, рак отцепился только тогда, когда лиса, добежав до места, обернулась назад и вильнула хвостам. «Что услышала лиса?» — этот вопрос нацеливает на конец сказки: «А я тебя уже давно тут жду». Учитель предлагает детям воспроизвести эту фразу выра­зительно, с усмешкой в голосе, выделяя слово «давно». В итоге учитель спрашивает, что можно сказать о лисе, о раке, помогает охарактеризовать сказочных персонажей. Затем дети пересказы­вают сказку и разыгрывают ее в лицах.

ВЫБОРОЧНЫЕ ПЕРЕСКАЗЫ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.