Сделай Сам Свою Работу на 5

Обучение составлению повествовательных предложений





Навыки построения предложений относятся к числу основных в речевой деятельности. Работа над предложением имеет свои особенности.

На начальных этапах работа над предложением связана с развитием понимания устной речи и первыми шагами детей в уточнении и накоплении словаря, в построении высказывания. Фразу дети строят устно. Это краткий ответ на вопрос, подводящий к диалогу. Этому предшествуют называние предметов и действий, ответы по наглядному действию, повторение вместе с учителем различных считалок и т. д. Игровые ситуации, инсценировка помогают расширить диапазон вопросов, объем лексики, вовлекаемой в построение фразы. Расширение словарного запаса, овладение несколькими типичными моделями позволяют учителю шире привлекать сюжетные картинки. Действия с предметами, занятия лепкой, конструированием и рисованием, наблюдения подводят к расширению представлений. В общении с учителем дети учатся более сложным способам выражения мысли, происходит переработка знаний, дальнейшее уточнение и конкретизация понятий. Все это находит выражение в активной речи детей, прежде всего во фразе, которая становится более распространенной. Такие занятия становятся основой для последующей работы.



Составление предложений на основе показа предметов

Эта работа имеет своей целью закреплениесведений о предмете и соответствующего словаря. В результате ученики должны получить практику в применении разнообразных форм и конструкций, выражающих отношения между предметом и действием, предметом и его признаком, действием предмета и признаком действия. Исходный момент — показ образца предложения. Образец предложения записывается (можно графически) на доске или плакатике. Дети анализируют это предложение. Учитель обращает внимание на те словосочетания, которые будут изменяться в процессе работы. Вспомогательным средством должны служить вопросы учителя. Упражнение подчиняется определенной лексической, морфологической или синтаксической цели, а это требует подборки языкового материала.

Составление предложений на основе демонстрации действий — аналогично.

 

Составление предложений по картинкам (картинам)



Этот вид работы основан на вербализации (оречевлении) непосредственно воспринимаемого материала. Отдельные элементы необходимо вычленить, установить между ними связи, а для этого необходим анализ картины, где внимание детей будет привлечено к тем элементам композиции, которые послужат основой для последующей работы. Обычно лучше дать вопросы, опорные слова, устное инструктирование. Например, картина «Игра в прятки». На картине — двор, часть дома с крыльцом, деревья» кусты, скамейка, дети играют в прятки. Краткий предварительный разбор помогает установить: это двор. Дети играют в прятки. Это скамейка, крыльцо, дерево, кусты. Дать детям имена. Для составления пред­ложений дается опорный словарь: прячется, прячутся, спрятался, спряталась, за, под. Вначале устно составляют предложения, затем можно записывать (если есть такая цель). В более облегченном варианте можно использовать ответы на вопросы: Кто прячется за деревом? Кто спрятался под крыльцом? и т. д.

Такой вид работы, как распространение и сокращение предложений, полезен тем, что дает практику в выражении мысли с разной степенью полноты, подготавливает к анализу предложений, способствует развитию навыков устанавливать логические связи и отношения внутри фраз.

Используются и такие виды работы, как составление предложений из данных слов, заполнение пропусков в предложениях, составление предложений по опорным словам или словосочетаниям, составление предложений по аналогии, составление предложений на тему, данную учителем.


ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ».



ДИАЛОГ

Цель всех упражнений данного раздела — учить детей диалоги­ческой речи.

Лис и мышонок

— Мышонок, мышонок, отчего у тебя нос грязный?

— Землю копал.

— Для чего землю копал?

— Норку делал.

 

— Для чего норку делал?

— От тебя, лис, прятался.

— Мышонок, мышонок, я тебя подстерегу.

— А у меня в норке спаленка.

— Кушать захочешь — вылезешь.

— А у меня в норке кладовочка.

— Мышонок, мышонок, я ведь твою норку разрою.

— А я от тебя в отнорочек — и был таков.

Волк и лиса

Серый волк в густом лесу. Встретил рыжую лису:

— Лизавета, здравствуй!

— Как дела, зубастый?

— Ничего идут дела,
Голова еще цела.

— Где ты был?

— На рынке.

— Что купил?

— Свининки.

— Как твои, лиса, дела?

— На базаре я была.

— Что ты там видала?

— Уток я считала.

— Сколько было?

— Семь с восьмой.

— Сколько стало?

— Ни одной.

— Где же эти утки?

— Уменя в желудке.

 

Медведь

 

— Ты куда идешь, медведь?

— В город елку присмотреть.

— А зачем тебе она?

— Новый год встречать пора.

— Где поставишь ты ее?

— В дом возьму к себе, в жилье.

— Что ж не вырубишь в лесу?

— Жалко, лучше принесу.

Зайка

— Зайка, зайка, белый хвост,
Где ты был?

— Косил овес.

— Где овес?

— Журавль склевал.

— Где журавль?

— Медведь прогнал.

— Где медведь?

— Сидит в ловушке.

— Где ловушка?

— На горушке.

— Где горушка?

— Вечерком смыло в

Каму ручейком. (А. Тараскин)

Скучать некогда

Села пчелка на цветок. Опустила хоботок. Подлетает к ней комар:

— Что ж ты ищешь там?

— Нектар!

— А тебе не надоело,

— Не наскучило искать?

— Нет!

Тому, кто занят делом,

Просто некогда скучать!

Надвигается гроза

— Муравей, постой, постой.

— Почему спешишь домой?

— Что ж, не видишь, стрекоза,

— Надвигается гроза?

Если я спешу домой,

Будет дождик проливной. (Е. Благинина)

Печалиться не надо

— Что грустишь, Галина-Галя?

— В первый класс пошел мой брат,

А меня туда не взяли: Маловата, говорят!

— Это верно, маловато!

— Но печалиться не надо:

— Подойдет и твой черед

— Незаметно... через год. (А. Усанова)

Маринка

— Мам, — кричит Маринка,

— Где моя косынка?

— Мам, — кричит Маринка,

— Где моя резинка?

— Мам, на праздничный берет

Сделан бантик или нет?

Брат за пышную косичку. Повернул к себе сестричку:

— Больно спросы велики,

А у мамы две руки. (В. Орлов)

Белкины карманы

— Белка, где твой склад грибов?

— По карманам у дубов.

— Где домишко твой?

— В сосне.

— А постель?

— Постель на мне! (Н. Галиновская)

Умылся

Мы спросили у Алешки:

— Ты умылся?

— Да, немножко...

— Уши мыл?

— Мыл!

— Шею мыл?

— Мыл!

— Руки?

— Руки? Нет, забыл. (В. Орлов)

 

Хитрый Ивасик

Мама пекла пироги, а Ивасик стоял возле печки я смотрел.

— Мама, — сказал он, наконец, — почему ты не говоришь со мной?

— А о чем же говорить с тобою, сынок?

— Да хоть бы спросила: «А не дать ли тебе, сынок, пирожка?».

(Пересказал Г. Абрамов)

Шмель и цветы

— Ответь мне, цветок, ты кто — он или она?

— А я, брат шмель, и сам не пойму.

— Как это не знаешь? Вот, например, ландыш — он.

— То ландыш.

— А вот, например, ромашка — она.

— Так то ромашка.

— А ты кто такой?

— Я-то? Да я, шмель, — иван-да-марья.

 

Сорока и медведь

— Эй, миша-медведь, на вопрос ответь!

— Какой вопрос, стрекотуха?

 

— Почему тебя медведь зовут?

— Глухарь — он весной глухой, понятно.

— Заяц-беляк — он зимой белый, понятно.

— А вот медведь — непонятно.

— Ха-ха-ха! Бестолковая ты птица. Мед-ведь.

Значит, мед ведающий. Знаю, где в лесу мед спрятан.

— А где, где он, мед-то?

— Так я тебе и сказал! Ты же всем разболтаешь сразу. Все вы

тогда в лесу медведями станете. (Л. Воронкова)

Медведь

— Ау, медведь! Ты по ночам что делаешь?

— Я-то? Да ем.

— А днем?

 

— И днем ем.

— И утром?

— И утром.

 

— А вечером?

— И вечером.

— А когда же ты не ешь?

— Когда сыт бываю.

— А когда ты сытым бываешь?

— А никогда. (Н. Сладкое)

Кого как зовут

— Почему тебя Ветерком зовут? — спросили ребята у жеребенка.

— Я быстро бегаю, как ветер.

— А тебя Несушкой за что?

— Я яйцо несу.

— А тебя Крикуном? — подошли они к петуху.

— Я громко кричу • по утрам своим криком людей бужу.

— А тебя Упрямцем?

— Не скажу! — ответил ослик и ударил копытом по земле.

У кого какой дом

«У меня самый хороший дом,— сказала черепаха. — Он крепче камня и легче пера».

«Не хвались, черепаха, — ответила улитка. — Мой Дом самый красивый. Он похож на музыкальный ключ».

Этот разговор услышала скворчиха. «Мой дом лучше всех! — чирикнула она. — Его называют скворечник. Его построил Дима. Он сам залез на лестницу и повесил на дуб. У меня такое маленькое окно! Даже кот, всем известный проказник, не может прийти ко мне в гости!».

Сеня – трус – всего боюсь

— Сеня, пойдем за ягодами?

— Пойдем.

Дошли до леса. Сеня остановился.

— Нет, не пойду.

— Почему?

— А в лесу муравьи.

— Ну и что?

— Как что? Закусают.

— Сеня, пойдем купаться.

— Пойдем.

Но еще до реки не дошли, а Сеня уже обратно повернул.

— Нет, не пойду. В речке ведь раки.

— Ну и что же? Раков половим.

— А если рак вцепится? Нет уж, не пойду!

— Сеня, пойдем в сад яблоки собирать.

— Пойдем! Это я люблю! Только... нет! Не пойду.

— Почему?

— Так ведь яблоки с деревьев падают...

— Ну и что же?

— А если по голове? Нет уж, лучше дома посижу.

Так и сидит Сеня дома один. А ребята его прозвали «Сеня- трус — всего боюсь» и больше никуда с собой не зовут.

 

Петрушка и Катюша

Петрушка. Эй, детвора, вы готовы? Как поживаете? Как здоровье? Я — Петрушка.

Я — веселая игрушка. Пришел к вам на праздник. А со мной пришла подружка, очень милая девчушка. Эй, Катюшка, выходи да на праздник погляди.

На ширме появляется кукла-девочка.

Катюша. Ах, детки, как на диво у вас убрано красиво! То-то весело мне стало, что на праздник к вам попала!

За ширмой лай собаки и плач Вани. На ширме появляется собач­ка Бобик и мальчик-кукла Ваня. Ваня одет в рваные штанишки.

Петрушка. Что случилось? Бобик, тише!

Ваня плачет» Катюша гладит Бобика.

Ваня. Лазал я сейчас на крышу, поскользнулся и упал, прямо к Бобику попал. Бобика я подразнил и за хвостик потащил. На меня он стал бросаться, громко лаять и кусаться. (Плачет.)

Петрушка. Хорошо, что этот пес не схватил тебя за нос. А зачем ты лез на крышу? Чтобы ростом стать повыше? Разорвал свои штанишки. Посмотрите, ребятишки. Потерял он свой платок, нос его совсем размок.

Катюша. Глупый ты мальчишка, Ваня. Сходил бы лучше ты в баню, чем на крышу залезать и собак за хвост таскать. Мы таких ребят не любим, и играть с тобой не будем.

Петрушка. Ты иди скорей умойся, а ты, Бобик, успокойся. (Бобик лает, Ваня убегает.)

Катюша. Я сегодня щеткой с мылом ручки начисто помыла. Новый фартучек надела. Я платочек не теряю, только носик вытираю.

Петрушка. Ай, да Катя, молодчина! Будем с Катей мы играть, веселиться и плясать.

 

Мишкина берлога

Оборудование. Елки, покрытые снегом, 3 лопатки, фонарик, метелка. Появляется зайчик.

Ведущий. Смотрите, дети, зайка прискакал. Какой пушис­тый, беленький, как снежок.

Зайка (кланяется, скачет и поет). Я зайчонок маленький, Вот какой удаленький, Мне не холодно зимой. В шубке теплой, меховой.

Ведущий. Вот и лиса с мишкой пришли. Послушаем, о чем они говорят.

Лиса (дрожит).

Здравствуй, мишка косолапый. У меня замерзли лапы

Медведь (рычит). Здравствуй, рыжая лиса. А мне мороз отморозил уши и нос!

Лиса. Пойдем, Машенька, в берлогу

И погреемся немного!

Медведь. Как найдем, лисичка, дом?

Потемнело все кругом!
Лиса. Зайка, зайка, выходи!

Нам дорогу освети!
Выходит зайка с фонариком.
Зайка. Вот фонарик с огоньком,

Где же, Машенька, твой дом?

Медведь (рычит) .Потерял в снегу дорогу,

Не найду свою берлогу!
Зайка. Полно, мишенька, рычать,

Надо домик разыскать.
Лиса. Ну-ка, заинька, иди,

Нам дорожку освети.

Впереди, идет зайка, за ним — лиса и в конце ковыляет медведь. Идут и поют.

Ай, зимушка-зима,

Много снегу намела.

Не найти теперь дороги

Нам к мишуткиной берлоге.

Появляется Снегурочка, Ведущий обращает внимание на ее костюм.

Снегурочка. О чем плачете, зверюшки?

У вас замерзли, верно, ушки?
Медведь. Снегурочка, медведю помоги,

Дорогу к домику найди!

Снегурочка. Не надо, мишенька, рычать.

Давай дорожку расчищать.

Зайка (несет на плече лопатки).

Вот лопатки!

Лиса. Вот метла!

Снегурочка. Спасибо, рыжая лиса!
Медведь. Ну-ка, дайте метлу.

Я дорожку размету.

Лиса. Я лопаткой буду снег сгребать!

Зайка. Я тоже буду помогать.

Все расчищают дорожку и поют,

Мы дорожку расчищаем»

Громко песню распеваем.

Вот согрелись мы немного.

И видна уже берлога.

Медведь. Снегурочка, спасибо, помогла!

Зайка. Дорогу к домику нашла!

Снегурочка. Звери, станем в хоровод,

Вместе встретим Новый год!
Зайка. Я елочку зажгу сейчас,

И будет весело у нас!

Подвешивай фонарик! (Все поют.)

 

Потрудились мы немного,

И видна уже берлога.

Вот какой мишуткин дом,

В гости к мишеньке пойдем.

Пляшут. Все звери идут за мишкой в берлогу.

 

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

 

КТО ПЕРВЫЙ?

Цель.Развитие умения определять количество слов в предло­жении.

Оборудование. У каждого ученика конверт с полосками.

Ход.Учитель читает предложение из двух—четырех слов. Ученики на партах выкладывают его изображение полосками. Каждому слову соответствует полоска.

ПРИДУМАЙ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

ЦельРазвитие умения составлять предложение с заданным количеством слов.

Оборудование(то же).

ХодУчитель на наборном полотне выставляет графическую схему, а дети придумывают предложения с соответствующим ко­личеством слов.

СТАНЬ ВЕДУЩИМ

ЦельРазвитие умения составлять предложение по опорному слову с заданным количеством слов.

Оборудование Предметные картинки.

ХодДоговариваются о количестве слов (от 3—5).

За меньшее количество ответ не засчитывается.

Ведущий показывает одну из картинок и называет ученика, который должен составить предложение, употребив нужное слово. Если тот выполнил условие, он становится ведущим.

КИНО

ЦельРазвитие умения составлять предложения по картинке.

ОборудованиеДвойной кусок картона, на котором вырезано квадратное окошко; полоска бумаги с наклеенными картинками, вставленная между картонками.

ХодУчитель: Сейчас я вам буду показывать кино, а вы внимательно посмотрите и сделайте говорящим каждый кадр. Учитель передвигает полоску бумаги так, чтобы были видны кар­тинки. Дети по ним составляют предложения. Оценивают работу друг друга с точки зрения правильного порядка слов, их связи, количества.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.