Сделай Сам Свою Работу на 5

Как пишет философ, «Основной мотив моей жизни: сделать что-либо полезное для людей, не прожить даром жизнь, продвинуть человечество хоть немного вперёд.





ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

РЕФЕРАТ на тему

«Космическая этика» К.Э.Циолковского

 

 

Выполнила: преподаватель Фило-

софии Ангарского

медицинского учи-лища Крупская Е.В.

Проверил:

Оценка:

 

 

Иркутск, 2000 г.

План:

I. Вступление. Типология этической мысли. Космологизм как течение в русле эмпирической этической мысли

 

II. Периоды жизни, труды и личность Циолковского

 

III. Истоки этического мировоззрения Циолковского

 

IV. Базовые понятия «космической этики»:

1) причина космоса

2) понятие атома

3) космическое сознание

4) роль человечества

5) уникальность Земли

 

V. Значение этики К.Э.Циолковского

 

VI. Список литературы


 

 

Настоятельной потребностью космической эры, в которую вступило человечество, является необходимость исследования взаимосвязи космоса и человека, в том числе и в нравственном аспекте.

В процессе становления системы "человечество – Земля - Вселенная" изменяются представления людей о Земле и космосе, о самом человеке, актуализируется потребность поиска путей решения этических проблем, поставленных практическим использованием достижений космонавтики.



Этика – одна из древнейших отраслей человеческого знания. Она зародилась и развивалась в лоне философии, по сути являясь философской наукой. Выделяют два типа этических школ: эмпирические, разрабатывающиеся философами – материалистами, и собственно идеалистические системы, которые, как правило, были связаны с религиозным мировоззрением. Эти основные направления различались главным образом по двум вопросам:

а) в чем состоит источник морали

б) способен ли человек достичь нравственного идеала

 

1.Трансцендентное направление – с точки зрения трансцендентной этики мораль существует до эмпирического опыта человека, не зависит от него, является силой, которая организует и творит этот опыт. Разновидности трансцендентной этики в общем и целом совпадают с общефилософскими разновидностями идеализма. Идеалистические теории видели источник нравственности в сфере субъективного или объективного духа, чаще всего связывая с идеей Бога. Таким образом, идеалистическая традиция в этике распадается на субъективно-идеалистическую и объективно-идеалистическую.



К субъективно-идеалистическим относятся:

1) теория нравственного чувства (Шефтсбери, Юм)

2) теория Канта

Классическими представителями объективно- идеалистического направления считаются Платон и Гегель.

 

2.Эмпирическое направление отрицает божественное обоснование морали, при ее рассмотрении отталкивается от фактов реальной жизнедеятельности людей. Представители этого направления утверждали земной источник норм и идеалов, связывая их с практическими интересами людей, рассматривали нравственность в рамках общей зависимости сознания от бытия. Эмпирическая тенденция в этике нашла свое воплощение в натуралистических, социологических и космологических школах, которые различались между собой тем, что берется в качестве исходного пункта или объяснения морали – природа человека, космос или социальные отношения и какие цели выставляются перед индивидами в качестве моральной программы их поведения в жизни.

 

2.1. Натуралистические школы выводили нравственность из природы человека, из его «неизменной биопсихической сущности», а цель жизни усматривали в осуществлении его потребностей и интересов. Нравственность понимается как продолжение естественного процесса в человеке. Т.е. это этическая концепция, которая выводит мораль из природы человека и нацеливает на нее. Натуралистические школы:

1) гедонизм (киренаики, основатель Аристипп)

2) эвдемонизм (Демокрит, Аристотель)

3) этический утилитаризм (Антифонт)



 

2.2. Социологические школы рассматривают мораль в качестве условия совместного социального бытия, когда люди договариваются относительно соблюдения правил, которые абсолютно необходимы для их совместного существования. Нравственные понятия рассматриваются как феномен общественного сознания, а нравственность – как существенное содержание общественных отношений.

Социологические школы:

1) концепция общественного договора (Т.Гоббс)

2) теория разумного эгоизма (Дидро, Фейербах)

 

2.3. Космологические школы выводят нравственность из природы вообще и достижение нравственных целей связывают с ее законами. Космологическое обоснование – это особый тип этической теории. Источником морали являются универсальные законы космоса.

Главные космологические школы:

а) космологизм античности (Гераклит, Пифагор, элеаты). Мораль здесь рассматривается как частный случай или аспект общего мирового закона, «логоса» (Гераклит), «небесной гармонии» (пифагорейцы). Высшая цель нравственной деятельности состоит в том, чтобы наиболее полно слиться с требованиями мировой законосообразности, всеобщей гармонии

б) космологизм нового времени представлен эволюционной теорией Герберта Спенсера, которая представляет собой попытку осмысления нравственности в свете биологической эволюции, где мораль является одной из ее фаз

в) современный космологизм включает в себя теории Альберта Швейцера, Тейяра де Шардена, представителей «Живой этики» и школу русского космизма (К.Э.Циолковский, Н.Федоров, А.Чижевский, В.Вернадский).

Периоды жизни, труды и личность Циолковского

Впервые наиболее отчетливо поставил вопрос о "космизации" этики К. Э. Циолковский. Он полагал, что все проблемы человеческого бытия необходимо рассматривать с космической точки зрения: в плане влияния как космоса на человечество, так и общества на внеземные пространства.

Личность великого ученого К.Э.Циолковского в грядущем времени будет интересовать наших потомков не менее, чем нас сейчас интересует личность Пушкина. К.Э.Циолковский – тот человек, который первый со всей очевидностью проложил путь от Земли к другим космическим объектам. К.Э.Циолковскому принадлежит абсолютное первенство в создании, разработке и пропаганде ракетодинамики и космонавтики. Он не только положил теоретическое начало звездоплаванию, но и в деталях продумал нынешние полеты. Ему принадлежит идея «воздушной подушки», «электронной медицины», аэродинамической трубы. Он первым – задолго до Резерфорда – предсказал возможность существования изотопов, предостерегал от пагубных последствий ядерных взрывов, пытался отыскать пути к обузданию энергии тяготения. Его труды в огромной степени способствовали развитию ракетной и космической техники в мире.

К.Э.Циолковский родился в 1857 году в селе Ижевское (Рязанской области). После перенесённой в детстве болезни почти полностью потерял слух; глухота не позволила продолжать учёбу в школе, и с 14 лет он занимался самостоятельно. С 16 до 19 лет жил в Москве, изучал физико-математические науки по циклу средней и высшей школы. В 1879 году экстерном сдал экзамены на звание учителя и 1880 году назначен учителем арифметики и геометрии в Боровское уездное училище Калужской губернии. К этому времени относятся первые научные исследования Циолковского. Одна из его работ «Вычисления и формулы, относящиеся к вопросу о межпланетных сообщениях» (1879) имеет подзаголовок – «Вопрос о вечном блаженстве». Не зная об уже сделанных открытиях, он в 1880-1881 написал работу «Теория газов», в которой изложил основы кинетической теории газов. Вторая его работа «Механика животного организма» получила благоприятный отзыв И.М.Сеченова, и Циолковский был принят в Русское физико-химическое общество.

Основные работы Циолковского после 1884 года были связаны с четырьмя большими проблемами: научным обоснованием цельнометаллического аэростата (дирижабля), обтекаемого аэроплана, поезда на воздушной подушке и ракеты для межпланетных путешествий.

В 1892 году он переехал в Калугу, где преподавал физику и математику в гимназии и епархиальном училище. В 1887 году он создаёт свой вариант «Молитвы Господней». Тогда же он пишет работу «Научные основания религии», в которой его мировоззренческие позиции уже полностью определены. Он выражает надежду, что наука и вера сольются воедино, и излагает свою теорию атомистического панпсихизма, которая практически без изменений воспроизводилась им в «Монизме Вселенной» (1925) и других работах. В этот период он обратился к новой и малоизученной области – созданию аппаратов тяжелее воздуха.

Циолковскому принадлежит идея постройки аэроплана с металлическим каркасом. В статье «Аэроплан, или Птицеподобная (авиационная) летательная машина» (1894) даны описание и чертежи моноплана, который по своему внешнему виду и аэродинамической компоновке предвосхищал конструкции самолётов, появившихся через 15-18 лет. Циолковский построил первую в России аэродинамическую трубу, разработал методику эксперимента в ней.

С 1896 года Циолковский занимался теорией движения реактивных аппаратов и предложил ряд схем ракет дальнего действия и ракет для межпланетных путешествий.

Много лет спустя, в 1932 году, он разработал теорию полёта реактивных самолётов в стратосфере и схемы устройства самолётов для полёта с гиперзвуковыми скоростями.

Важнейшие научные результаты получены Циолковским в теории движения ракет (ракетодинамике). Только в 1903 году ему удалось опубликовать часть статьи «Исследование мировых пространств реактивными приборами», в которой он обосновал реальную возможность их применения для межпланетных сообщений. В этой статье и последовавших её продолжениях (1911, 1914) он заложил основы теории ракет и жидкостного ракетного двигателя. Им впервые была решена задача посадки космического аппарата на поверхность планет, лишённых атмосферы. В 1926-1929 Циолковский разработал теорию многоступенчатых ракет.

Циолковский – основоположник теории межпланетных сообщений. Он первым изучил вопрос о искусственном спутнике Земли – и высказал идею создания околоземных станций как искусственных поселений, использующих энергию Солнца и промежуточных баз для межпланетных сообщений; рассмотрел медико-биологические проблемы, возникающие при длительных космических перелётах.

«Он не был ни безумцем, ни безудержным фантазером – он был прежде всего исследователем, видевшим на несколько десятилетий вперед» – писал А.Чижевский.(3, с.54)

 

Истоки этического мировоззрения Циолковского

Циолковский – первый идеолог и теоретик освоения человеком космического пространства, конечная цель которого представлялась ему в виде полной перестройки биохимической природы порождённых Землёй мыслящих существ. В связи с этим он выдвигал проекты новой организации человечества, в которых своеобразно переплетаются идеи социальных утопий различных исторических эпох. Свои этические воззрения он высказывал в статьях «Причина космоса», «Монизм Вселенной», «Воля Вселенной», «Научная этика», «Космическая философия», «Утописты» и др.

Если внимательно изучать эти статьи, то может показаться, что их автор обладает весьма большим эгоцентризмом – весь мир и все явления в нем он подчиняет своим мыслям, своим желаниям, своим делам. Но это впечатление только кажущееся. Будучи альтруистом в полном и лучшем значении этого слова, в области своих научных идей он был непримиримым бойцом, фанатически веровавшим в общечеловеческое значение этих идей и научных трудов, и потому трудившимся всю жизнь не покладая рук.

Он был религиозным мыслителем с ярко выраженными чертами утопического и пророческого сознания. «Космическая философия» Циолковского – философия религиозная («Моя этика, мне кажется, имеет много общего со взглядами галилейского учителя» (5, с.132)) и существенной её составляющей является стремление достичь полного соответствия между образами и понятиями христианства и новейшими научными представлениями.

На его мировоззрение оказали влияние позитивизм Конта и Ренана, эзотерическая книжность, целый комплекс идей которой был созвучен Циолковскому («космическое сознание», «космическое гражданство» и др.), а также новейшая теософия того времени (в том числе «Тайная доктрина» Блаватской). Влияние оккультных учений на своё мировоззрение он констатирует с юношеских лет.

Представление о «чувствующем атоме», которое является основным для системы взглядов Циолковского, находит соответствия и в истории материалистических учений, и в эзотеризме. Идея «сна» атомов в неорганической материи, представление о чувствительности пространства как некоей первореальности и потенции всего сущего перекликается со многими высказываниями Е.П.Блаватской.

Наибольшее влияние на К.Э.Циолковского оказали две системы, имеющие между собой много общего – дарвино-спенсеровский эволюционизм и теософский эзотеризм. «Герберт Спенсер … нашел возможным утверждать, что природа «Первопричины» … однородна с тем сознанием, которое изливается на нас, иными словами, безличная реальность, проникающая весь космос, есть чистый нумен мысли. Этот прогресс в мышлении подводит его … к эзотерическому толкованию», - констатировала Е.П.Блаватская (1, с.129).

В своём труде «Философия мистики, или двойственность человеческого существа» Карл Дю Прель писал о том, что «существует бесконечное множество субъективных миров, т.е. представлений мира, бесконечное множество родов опыта и реагирования. Таким образом, мистика представляет как бы продолжение дарвинизма» (1, с.129). Он же высказывает важнейшие для системы взглядов Циолковского мысли о необходимости признать «способность ощущения за основное свойство всякой материи», и о том, что «в космосе господствуют совершенство и достигнуто почти полное освобождение от страданий» (1, с.130). У Дю Преля есть и панпсихические представления, и космическое обоснование этики, и идеал освобождения от страданий, осуществлённый в движении небесных тел. «Мы только тогда достигнем понимания явлений космической гармонии, когда признаем созвездия и движения членов звёздного организма за такие состояния, при которых сумма возможных неприятных ощущений сведена до её наименьшей степени» (1, с.130).

Таким образом, существует связь между космизмом, теософским мистицизмом и дарвино-спенсеровским эволюционизмом и позитивистской натурфилософией вообще. Несомненна и связь космизма с традициями социального утопизма. Ш.Фурье был убеждён, что открытая им теория социального, животного и пр. движений справедлива для всех планет и позволяет достичь благоденствия. Период пребывания человечества на Земле он (а затем и Циолковский) разделяет на четыре фазы, после чего души людей соединятся с материей в других мирах. Ещё в начале ХIХ века Фурье предсказывает, что деятельность человечества примет общепланетный характер. Человечество включится в сообщество космических цивилизаций, которые сохраняют высший строй общественной жизни. Фурье связал свою натурфилософию с христианским откровением. Он соединял социальную утопию с космической экспансией человечества, и Циолковский просто следует в этом отношении уже сложившимся воззрениям.

Основные понятия:

Причина космоса

Как пишет Циолковский, причина возникновения и существования Вселенной несомненно есть, так как существует Вселенная. Но причина космоса не тождественна с ней самой (Вселенной), она не материальна, более того, она не имеет ничего общего с веществом. Причина может создавать и ликвидировать материю, весь мир был сотворен причиной(«мир сотворён»), а «человек в своей деятельности не может создать ни одной крохи вещества, ни капли работы. Причина же дала их целую бесконечность в виде безбрежного космоса.» (4, с.301). Причина создала бесконечности всех родов. Вселенная есть просто вещь, игрушка причины, созданная ей и не соизмеримая с нашими предметами. Она безгранична по веществу. А «бесконечность времени и пространства есть акт высшего творчества.» (4, с.309)

С точки зрения Циалковского, в космосе существует только истина, совершенство, могущество и удовлетворение. Вселенная для нас безначальна и бесконечна. «Вселенная так устроена, что не только она сама бессмертна, но бессмертны и ее части в виде блаженных живых существ. Нет начала и конца Вселенной, нет начала и конца также жизни и ее блаженству.» (4, с.298)

Может показаться, что есть противоречие между утверждением о безначальности и бесконечности Вселенной и о том, что она была сотворена. Это противоречие кажущееся. «Мир создан, но это непонятно для человеческого ума. Что для нас безначально, то для причины имеет начало. Так нельзя отыскать начало в кольце» (1, с.306).

Вселенная была сотворена, а затем породила человека. «Мы сами создание Вселенной. Человек или другое высшее существо и его воля есть только проявление воли Вселенной» (4, с.308). Причина космоса имеет свойства – свойства всеобщей любви. Причина могущественна и постоянна, мудра и цель ее – дать безмерное, никогда не прерывающееся благо. «Безмерно оно не только потому, что по времени не имеет ни начала, ни конца, но и потому, что оно бесконечно по распространению в пространстве, - даже, может быть, и в силе, так как все будет возрастать.» (4, с.307)

Циолковский говорит о том, что люди издавна искали причину их существования и возможного благоденствия. Именно это показывает история развития религиозных идей. В итоге «самые мудрые сочли за нашего повелителя и властителя то, что ведёт всех людей и всех других существ к счастью, довольству, сознанию и вечности» (4, с.302). Это – правила, мысли и законы, ведущие всё живое к удовлетворению. Одни принимали за такую идею любовь к человечеству (например, христианство), другие – милосердие и любовь ко всему живому на Земле (буддизм), третьи – милосердие ко всему земному и небесному, к каждому атому или его части. «Всеобщая высшая любовь к атому, в глазах мудрейших, была достойна поклонения, т.е. исполнения законов, которые выражали эту любовь» (4, с.302). В то же время, поскольку законы исходят от людей или «более высоких существ», то мы приходим к почитанию «избранных умнейших людей и иных существ с высшими свойствами», что близко почитанию святых в христианстве.

 

Понятие атома

«Всякая частица (атом) космоса потенциально жива и составляет основу материи, или дух. Он находится везде: в мёртвой и живой материи.» (5, с.132)

"Космическая этика" Циолковского вытекает из идеи "атома" как бессмертного элементарного существа, которое переживает различные судьбы, переходя из одного организма к другому. Атом то увеличивается, то уменьшается, обладает отзывчивостью (чувствительностью), перемещается в пространстве и переходит из космоса в состав неорганических веществ, растений или высших животных организмов. Он является подлинным «гражданином Вселенной», носителем исходящих из абсолюта периодичностей. Время участия атомов в высшей жизни бесконечно и никогда не прекращается. Блаженство атомов обеспечивается их пребыванием в сложных организмах. Так как воплощение неизбежно, а время, проведенное атомами в составе низших организмов или неорганической материи, субъективно воспринимается ими как сон или небытие, то все воплощения субъективно сливаются в одну субъективно-непрерывную прекрасную и нескончаемую жизнь и «атом всегда счастлив». Жизнь атома субъективна, непрерывна, безначальна и бесконечна, так как все частные жизни сливаются в одну. «Жизнь в растениях и низших существах не идет в счет, как почти не ощутимая. Жизнь в более высоких организмах подобна сну, а жизнь высших животных, хотя и ужасна (с точки зрения человека), но субъективно несознательна. Корова, овца или лошадь не чувствует ее унижения, как не чувствует сейчас и человек унижения своей жизни. Но высшие существа смотрят на человека с сожалением, как мы на собак или крыс. Когда люди поверят в возможность, хоть и малую, жить в образе животных, то они более будут стараться ликвидировать мир животных. Это есть легкая угроза нам за нашу жестокость к низшим земным существам.» (4, с.293) Подобные положения этики Циолковского роднят ее с современными материалистическими учениями атомистов и древнеиндийскими понятиями «дхарма», «сансара» и «карма».

Космическое сознание

Умонастроению Циолковского оказался созвучным целый комплекс идей эзотерической философии. Это касается важнейших понятий космизма, таких, как «космическое мышление», «космическое гражданство», «космическое сознание» и др. Например, Е.П.Блаватская пишет: «На современном языке Божественную мысль лучше было назвать космическим мышлением». У Циолковского мы постоянно встречаемся с требованием встать на «космическую точку зрения». Он считал, что человек является не только гражданином Земли, но и гражданином Вселенной.

Материя космоса находится в постоянном кругообороте, одни тела умирают, другие – рождаются. В целом же космос представляется юным, как будто бы не было этих миллиардов лет, время как бы утрачивается. Энергия превращается в материю и наоборот. Космос постоянен. Он всегда был и останется юным. В нем ничто не разрушается без того, чтобы снова не возникнуть. Это оптимистическое мировоззрение давало ему возможность мечтать о далеком будущем человека, как о венце творения, которому предстоит завоевать весь мир, победить время и пространство и расселиться с Земли в самые далекие уголки Вселенной.

 

Роль человечества

Поскольку объективным добром "космическая этика" признает процессы усложнения и стратификации во Вселенной, то обмен атомами в космосе принуждает все разумные существа к нравственной круговой поруке и к заботе о мире в целом, где атомы рассеиваются и курсируют после исчезновения их обладателя. Если разумные существа в космосе «зрелы, то разумны, а если разумны, то не станут сами себе делать зла. Анархия есть несовершенство и зло» (4, с.312).

Наличное состояние космоса свидетельствует, по Циолковскому, о торжестве творческих, антиэнтропийных сил жизни и разума над уравнительными, энтропийными тенденциями и над тягой материи к абсолютной организации, что означало бы "конец мира".

Несмотря на элементы панпсихизма и наивно-просветительские идеи, отдельные ошибки и заблуждения, в этических воззрениях Циолковского были рациональные моменты. Он исходил из того, что целью познания, существования и деятельности является счастье человека, его бесконечное развитие и усовершенствование.

Однако, по его мнению, наша планета зависит от воздействий космоса, которые с течением времени сделают невозможной жизнь на ней. Гибели всего живого на Земле можно избежать, лишь познав законы Вселенной и создав средства выхода человека за пределы планеты.

Ученый сосредоточивает внимание на естественных началах нравственности, заложенных в человеке и вообще в каждом существе Вселенной. Циолковский считал, что разум – это сильнейший фактор Вселенной, более мощный, чем моря и океаны, Солнце или даже все возможные катаклизмы. Во всей Вселенной нет ничего более могущественного, чем ум человека или ему подобного существа. Трудно вообразить, чтобы этот всеобъемлющий механизм природы – разум – спасовал перед земным катаклизмом и не вышел бы на дорогу более значительного развития – космического. «Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство» (3, с.64). Данную мысль мы находим во многих письмах Циолковского и в ряде его сочинений.

« … Лучшая часть человечества, по всей вероятности, никогда не погибнет, но будет переселяться от солнца к солнцу по мере их погасания. Через многие дециллионы лет мы, может быть, будем жить у солнца, которое еще не возгорелось, а существует лишь в зачатке», - писал К.Э.Циолковский в 1911 году. (3, с.67)

Однако причины, которые будут вынуждать людей к необходимости покорения околосолнечного пространства и более удаленных пространств нашей галактики или даже других галактик, оставались для читателей далеко не раскрытыми. Об этих причинах печатно он высказывался сравнительно мало, зато часто и много говорил о них. По словам А.Л.Чижевского, «добрая мера хорошего вкуса не позволяла ему светозарную картину космического полета, при полном расцвете разума, сопрягать с какой-либо трагедией, которая, по его мнению, должна будет разыграться с человечеством при том или ином неизбежном для Земли катаклизме». (3, с.69)

«Когда это случиться, сказать трудно, но я думаю, что когда-нибудь случиться обязательно. И, конечно, не неожиданно, а постепенно! Вот тут-то космические корабли и сыграют главную роль» - говорил Циолковский. (3, с.70)

Общеземная катастрофа, по его мнению, произойдет не сразу. Уже за многие тысячи лет человек будет предуведомлен о том, что его ждет и надо готовиться к «бегству в космос». Большая плотность населения земного шара, связанная с прогрессом медицины, отсутствием повальных эпидемий, объединение всех наций, обусловленное переходом всего человечества к высшим формам социального строя, все великие усовершенствования, доступные науке и технике, не остановят прогрессивного размножения человеческого рода. Тогда на Земле человеку станет тесно и пора будет думать о переселении на другие планеты. Это – во-первых.

Во-вторых, как полагал Константин Эдуардович, охлаждение Солнца, уменьшение притекающей от него к Земле лучистой энергии, охлаждение Земли, возможные катаклизмы, связанные с неизвестным нам в настоящее время ходом планетарных процессов, также должны будут лечь в основу устремлений человека в глубины космоса.

« - Я не думаю, - продолжал он, - что в пределах Солнечной системы могут быть отысканы подходящие почвы и все прочие условия для продолжения и дальнейшего усовершенствования человеческого рода. Но ясно лишь одно. Надо начинать готовиться за тысячелетия.» (3, с.75)

Космические идеи являлись, в конечном счете, основным двигателем всего творчества Константина Эдуардовича. Сущностью его «космической этики» является: любовь ко всему живому и избавление от страданий, облегчение жизни – вот закон, по которому живёт всё разумное в космосе. «Во вселенной господствовал, господствует и будет господствовать разум и высшие общественные организации. Разум есть то, что ведёт к вечному благосостоянию каждого атома. Разум есть высший или истинный эгозм.» (4, с.289)

Но в этике Циолковского есть и уязвимые моменты: ни при каких обстоятельствах из неё нельзя устранить теории «истинного себялюбия», требующей уничтожения «несовершенных» форм животной и растительной жизни – включая всех млекопитающих и тропическую фауну. «Страдающего убей» - такова самая краткая формула космического пути к «вечному блаженству» вездесущего неуничтожимого чувствующего атома, безродного и беспамятного «гражданина вселенной». Усовершенствования же человеческого рода можно добиться, отобрав для размножения лучшую пару, а остальных лишить потомства. Подобные воззрения существовали у Платона. Циолковский сам говорит об этом: «Многие элементы моего труда сходятся с мыслями разных философов, утопистов и социалистов. Так у Платона мне нравится его преклонение перед гениальностью некоторых людей» (5, с.133), идея управление народом с помощью величайших философов, усовершенствование человечества с помощью искусственного подбора, вера в бессмертие человеческой души (у Циолковского - атома).

Уникальность Земли и человечества:

Наша планета, по Циолковскому, сейчас находится в «младенческом состоянии». В космосе господствует заселение планет, как процесс более выгодный, быстрый и несущий меньшие страдания, чем автогония. «Такие очаги жизни, как Земля, составляют чрезвычайно редкое исключение. Потому мучительная жизнь Земли редкость, что она получилась самозарождением, а не заселением» (4, с.289). Но очень редко процесс самозарождения в космосе допускается для обновления вырождающейся совершенной жизни. «Роль Земли и подобных немногих планет, хотя и страдальческая, но почётная. Земному усовершенствованному потоку жизни предназначено пополнить убыль регрессирующих пород космоса» (4, с.290). Во многих случаях совершенные формы жизни безболезненно ликвидируют самозарождение на планетах для прекращения мучений живых существ, заменяя их своей «породой». «Земля, расселяясь в своей спиральной туманности (т.е. Млечном Пути), устраняет тяжёлую дорогу автогонии для других и заменяет её лёгкой, исключающей страдания и не отнимающей миллиарды лет, необходимых для самозарождения» (4, с.188).

 

Значение этики Циолковского:

Как пишет философ, «Основной мотив моей жизни: сделать что-либо полезное для людей, не прожить даром жизнь, продвинуть человечество хоть немного вперёд.

Циолковский устремляет человека в космос, он анализирует космические проблемы Солнечной системы. Но этика Константина Эдуардовича также и настораживает. Она показывает, что космологический подход может завести в тупик, когда возникает предложение уничтожения низших живых существ и предложение отбора людей. Это говорит об искажении гуманистического значения этики. Представление о блаженстве атомов в высших существах, являющееся само по себе спорным, приводит к такому этическому недоразумению. Это должно послужить предостережением будущим поколениям космической эры.

В то же время Циолковский впервые поставил проблему угасания Солнца. Ум философа позволил ему заглянуть за многие тысячелетия вперед. Циолковский повлиял на многих мыслителей и ученых своим предложением путешествий к другим мирам. В этом его главная заслуга.

 

Список литературы:

Гаврюшин Н.К. Космический путь к «вечному блаженству» (К.Э.Циолковский и мифология технократии)/ Вопросы философии. 1992, №6

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.