Сделай Сам Свою Работу на 5

Фрейдизм и проблема духовного конфликта.





Билет 1.

Содержание понятия «душа» в истории человеческой мысли. (Философия, мировые религии, наука)

Тема души изначально связана со способностью отличать живое от неживого. Душа, как она понималась в древности, это некое тончайшее вещество, которое находится в крови. Потом решили, что она бессмертна, нематериальна,

Платон указывал - душа предшествует телу, она когда-то жила без тела, до рождения человека, жила в вечном мире, нахваталась идей, потом соединилась с телом, даже что-то забыла из прошлой жизни. Отсюда «анамнезис» - припоминание. Отсюда представление Платона о том, что наши знания есть лишь припоминание забытых истин, точнее идей.

Аристотель: тема связи души и тела. Их связь неразрывна. «Душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающего в возможности жизнью».

Развитие темы души в психологии. Душа - это некая способность, как психогенез - развитие психических способностей индивида. Г. Спенсер в 1855 разработал психологическое учение о душе, в 1863 году В. Вундтвключил данную тему в свое учение о психогенезе. Средоточие душевной жизни есть самосознание индивида, то, что подчинено контролю его разума, но не только.



Фрейд. Тема подсознания, развитие того, что существует вне рационального контроля, но как-то мистически или архетипически, по Юнгу, влияет на наши душевные порывы.

Русская интеллигенция (1860). Раз при анатомировании трупов души не нашли, значит ее нет, т.к. они были уверены, что душа - это то, что можно найти физически. Возвращение к данной теме: 1901 г. Дункан Макдугалл взвешивал умирающих 6 раз в процессе умирания, и установил, что человек теряет от 15 до 35 гр. тела - по его мнению, это душа, которая улетела. Он повторял этот эксперимент на собаках, но там потери веса не было. Это вопрос интерпретации физических данных – налицо эффект испарения, но что испарилось?

Иудаизм. Там тоже душа независима от тела, создана Богом, душа сама по себе, невидима и является эманацией мировой души /каббала/. Во времена второго Храма в иудаизме произошли разночтения в оценке бессмертия души. Саддукеи считали, что душа умирает наравне с телом. А фарисеи думали, что душа бессмертна.



Христианство. Оно наследует тему души у иудеев. Однако здесь резко увеличивается антагонизм души и тела. Если мы видим что-то нехорошее в человеке - это бунт смертного тела против бессмертной души. Более всего присутствует тема души, которая тяготеет к Богу. Но чего при этом люди ожидали? Они ждали второго пришествия. А оно все не наступало и многие умерли, а их тела истлели. Апостол Павел указывает в послании – «потому мы и не унываем, если внешне человек тлеет, то внутри обновляется, видимое временно, а невидимое вечно».

Буддисты называют душу термином «атман». В буддизме есть твердое ощущение, что души нет. Согласно «АТМАНВАДА» вера в существование атмана является главной причиной человеческих страданий.

 

Реформация и Контрреформация как всеобъемлющее изменение масштаба конфликта и его характера.

Реформация— массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII веков, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией.

Теология протестантов была направлена на подрыв власти церкви. Они упразднили чистилище, отвергали учение об индульгенциях. Суть идей Лютера заключается в том, что он отверг верховенство папской власти над всей церковью и признал источником христианского вероучения только Священное Писание.

Воззрения реформатора Жана Кальвина (1509—1564) были ещё более радикальными, чем лютеранство. Он свергнул институт духовенства и утверждал полную независимость каждой религиозной общины.

Ход Контрреформации.С 1524 г. римская церковь систематически посылала во все епархии Италии инструкции по борьбе с ересью. В 1536 г. вышла булла Павла III (1534—1549), угрожавшая отлучением от церкви за всякую апелляцию к собору и ставившая духовенство в привилегированное положение в случае привлечения духовного лица к суду.



Тридентский собор. 15 марта 1545 г. открылся Вселенский собор в городе Тридент. его задачи: определение католической веры и реформа церкви, необходимость систематизации и унификации католического учения. Целью созыва этого собора было поднятие авторитета католицизма и его упрочнение. В решениях собора говорилось о функции церкви как посредника в достижении спасения. Подтверждалась непоколебимость церковных иерархии, таинств и традиций. Было закреплено, что Священное предание также является источником веры, что отрицали протестанты. Все это означало, что разрыв католицизма с протестантизмом был окончательным. Поэтому Тридентский собор закрепил верховенство власти понтификов. «Критерием верности церкви стала верность папству».

В результате католической реформы Церковь претерпела административные изменения, которые укрепили ее положение. Централизация власти в руках папы, появление семинарий и учебных заведений нового типа и, как следствие, обновление состава духовенства, борьба с явными недостатками, на которые давно обращали внимание многие, все это помогло католической Церкви соответствовать эпохе.

 

Билет 2.

Содержание понятия «дух» в истории человеческой мысли. Понятие о духовности.

Тема веры в духов возникает задолго до мировых религий. Духи влияют на все, и они ответственны за то, что вокруг происходит. Дух связан с возДУХом – ибо это нечто переносимое газообразно. Это то, что греки называли «пневма», а римляне «спиритус». Следующий аспект духа – «нус», то есть ум. И последний аспект «логос», то есть «слово» и «разум». В итоге неоплатоники /Плотин/ соединили в понятии «божественного духа» эти три части – нус, логос и пневму.

Тема духа в христианстве- это третья ипостась – СВЯТОЙ ДУХ, все что происходит, все происходит с его помощью - он часть троицы - отец, сын, и святой дух.

Впоследствии тема духа будет присутствовать в философии Гегеля, дух- это то, что саморазвивается, он проходит через стадии: дух индивидуальный человеческий, объективный дух,который создает право и мораль, потому что это дух народа; абсолютный дух, который не связан с отдельно взятым народом и на этой стадии существует наука, религия, искусство.

20 век. Иррационализм Шопенгауэра и Ницше использует это понятие, но не покидает при этом сферы философии. В начале века активно проявляли себя спиритизм и теософия, в которых тема духа получила гипертрофированное развитие, удаляясь от философской почвы в сторону магических практик. Вплоть до реанимации исчезнувших духов древности. Марксизм, со своей стороны, решит, что дух это отражение материи, он отражает окружающий мир по-своему. С другой стороны, позитивистыотрицали духовное начало вообще.

Грекиразличали два понятия – докса - это мир мнений. У каждого свое мнение, и бессмысленно всех свести к одному мнению и заставить думать одинаково - это тоже самое, что и силой сделать всех людей счастливыми. Доксографы - это люди, которые записывали, что они думают (в настоящее время, это чат). Есть вещи, которые относятся принципиально к доксе - тема вкуса, индивидуальное мнение каждого. Нельзя заставить человека оценивать прекрасное, так как это хочется кому-то другому, можно лишь сформировать вкус.

И с другой точки зрения, греки противопоставляли доксе эпистему - знание, они имели ввиду согласное мнение многих по какому-либо поводу, которое в том или ином поколении считается знанием. Есть четкое знание- корень квадратный из 4 - это два, мнений других здесь быть не может. В некоторых сферах есть экспертиза.

Так вот – подведем промежуточный итог – сфера духа не подлежит жесткой регламентации на индивидуальном уровне, если на этом уровне возникают конфликты – их решения отличаются от тех, которые нужны для ликвидации конфликтов на общественном уровне и в иных сферах.

 

14 Духовно – ценностный конфликт в области гос. управления в древнем Китае: конфуцианство.

В древней истории Китая развилось два направления мысли на тему государственного управления во многом противоположные - конфуцианство и легизм.

Интересно то, что между ними возник конфликт в духовной сфере, оба направления начали претендовать на духовное воздействие на общество.

Конфуцианство. Конфуций 551-479 до н.э. Конфуций (в переводе это мудрый учитель Кун). Под таким титулованием он вошел в историю и культуру как Конфуций. Старший современник Сократа. Важно то, что история Конфуция полулегендарная, его основная работа «Лунь юй». Его собственная жизнь довольно проста - он сирота с трех лет, сначала без отца, потом без матери. Отец - мелкий чиновник, поэтому у Конфуция собственного статуса не было. В 30 лет он встал на ноги, открыв школу. Причем, основная идея Конфуция в образовании - это то, что образование не признает различий в происхождении. Потом он становится советником правителя, на этом пути он вел себя достаточно жестко, казнил одного высокопоставленного чиновника.

Он создал концепцию благородного мужа. Важнейшими принципом является – жэнь - человеколюбие, гуманность - не делай другому того, чего не желаешь себе. Правила ЛИ различали два качества в человеке — чжи и вэнь. Под чжипонималась человеческая натура, природные качества личности. А вот вэнь — нечто приобретенное, усвоенное человеком и, несомненно, его улучшающее.

 

Стержень духовной культуры китайского общества – это действительно классическая литература (книга песен, книга перемен и т.д.). Вся структура общества делится по принципу: простолюдин, средний человек и благородный муж.

Государство понимается как семья, в которой главный принцип - принцип сыновней почтительности. Этот принцип доведен до крайнего предела - дети должны не просто кормить родителей. Они должны делать для родителей все, на что способны. Этот принцип сыграл демографическую роль, потому что родители в Китае могут жить только у взрослого сына. Сын обязан содержать родителей своих. Отсутствие сыновей в семье обеспечивает родителям одинокую старость, поскольку дочка уходит в другую семью. Отсутствие же сына не предвещает родителям в старости ничего хорошего.

Основы человеколюбия, сыновья почтительность, любовь к братьям и старшим.

Идея компромисса - как способ разрешения конфликта.

Конфуций против законов, потому что он против концепции всеобщего равенства перед законом, т.к. законы уничтожают различие между благородными и простыми людьми.

Нужно, чтобы люди следовали не законам, а правилам - ли. Нельзя смотреть и слушать и говорить то, что противоречит правилам - ли.

Народ надо воспитывать не законами, а личным примером - говорит Конфуций.

Так, в области государственного управления и самих основ китайского государства возникает идея конфуцианства.

 

Билет 3.

Фрейдизм и проблема духовного конфликта.

Могут ли внутриличностные конфликты считаться духовными?

Тот базисный конфликт, который он описал, нельзя считать духовным.

Нельзя оценить понятие духа, так как его идеи стоят на соотношении биологических и соц. столкновений.

Суть: человеческое начало распадается на инстинкты, в основе которого две части. Эрос (ранний Фрейд) и Танатос (поздний Фрейд). Над ними Я (личностное начало). Инстинкты требуют от Я определенного удовлетворения, но существует Сверх-Я (нормы, которые общество диктует личности). Столкновение происходит на уровне психики (не на уровне сознания). Инстинкты сталкиваются с установками общества и либо это подавляется (все уходит в подсознание и создает кучу проблем), либо нет. Там, где существует подсознательное, духовного конфликта быть не может, так как там качества личности. В тех случаях, когда ты сознательно что-то делаешь, инстинкты малое влияние имеют, и ты все делаешь сознанием. Но часто человек поступает бессознательно, и тогда вступают в ход культурные штуки. Но это не духовный конфликт.

Ценностный духовный конфликт

Модель Буриданова осла. Только вместо мешка с овсом разные ценности человека. Человек оказывается перед ситуацией выбора.

Это говорит о том, что ценностные ориентации в духовной сфере определяются состоянием, в котором он живет. Но бывает, что наверху не так все позитивно.

Стороны духовного конфликта:

- если это внутриличностный конфликт, то сторон нет. Или это сами ценности стороны, но это не всегда так, потому что ценности могут материализоваться и они могут иметь реальных носителей в лице политических партий или движений.

Раньше стороны выступали открыто, все было прозрачно. (4 в. н.э. и по поводу духовных конфликтов борьба шла недуховными средствами).

Можно ли разрешить духовный конфликт не духовно?

Можно. Например, Иосифляне и Нестяжатели. Духовная проблема осталась неразрешенной для церкви. Реформа Екатерины 2 – секуляризация земель (этого хотел Нил Сорский). Просто разом отобрала все земли и как бы все, соблюдайте обеты ребята!

Духовная проблематика силовым способом никак не может быть устранена либо на время.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.