Сделай Сам Свою Работу на 5

Анатомическая номенклатура





 

Латинский алфавит. Правила чтения Занятие

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

1. Латинский алфавит.

2. Правила чтения гласных и согласных:

· чтение гласных и согласных, совпадающих со звуками русского языка;

· особенности произношения некоторых гласных и согласных.

3. Контрольные вопросы.

4. Домашнее задание.

5. Лексический минимум.

6. Упражнения.

 

ЛАТИНСКИЙ АЛФАВИТ

Латинский алфавит, которым пользуются в медицинской латыни, состоит из 25 букв. Вы должны запомнить написание и название латинских букв.

Написание Название Написание Название
A a a M m эм
B b бэ N n эн
C c цэ O o о
D d дэ P p пэ
E e э Q q ку
F f эф R r эр
G g гэ S s эс
H h га T t тэ
I i и U u у
J j йота (йот) V v вэ
K k ка X x икс
L l эль Y y ипсилон
    Z z зэта (зэт)

Буквы a, e, i, o, u, yпередают гласные звуки.

Буквы b, c, d, f, g, h, j, k, l, m, n, p, q, r, s, t, v, x, z передают согласные звуки.

Правила чтения гласных и согласных

Чтение гласных и согласных, совпадающих со звуками русского языка.

Буква A a произносится как звук [а].
Буква B b произносится как звук [б].
Буква D d произносится как звук [д].
Буква E e произносится как звук [э].
Буква F f произносится как звук [ф].
Буква G g произносится как звук [г].
Буква K k произносится как звук [к].
Буква M m произносится как звук [м].
Буква N n произносится как звук [н].
Буква O o произносится как звук [о].
Буква P p произносится как звук [п].
Буква R r произносится как звук [р].
Буква S s произносится как звук [с].
Буква T t произносится как звук [т].
Буква U u произносится как звук [у].
Буква Буква V v Y y произносится как звук [в]. произносится как звук [и].

 



Например: abdómen произносится как [абдомэн] – живот;

apertúraпроизносится как [апэртура] – апертура;

forámenпроизносится как [форамэн] – отверстие;

gútta произносится как [гутта] – капля;

gýrus произносится как [гирус] – извилина;

vértebraпроизносится как [вэртэбра] – позвонок.

Особенности произношения некоторых гласных и согласных



1. Буква L l

Буква L l читается всегда мягко как [ль].

Например: ála [аля] – крыло;

pálma [пальма] – ладонь.

2. Буква C c

Буква C c читается как русское [к]перед гласными а, о, u,а также перед согласным и в конце слова.

Например: cránium [краниум] – череп;

lac [ляк] – молоко;

cáput [капут] – голова;

cósta [коста] – ребро;

trúncus [трункус] – ствол.

Буква C c читается как русский звук [ц]перед гласными e, i, y и перед буквосочетаниями ae, oe, которые произносятся как русский гласный звук [э].

Например: cérebrum [цэрэбрум] – головной мозг;

ócciput [окципут] – затылок;

os coccýgis [ос кокцигис] – копчиковая кость;

caécus [цэкус] – слепой;

coerúleus [цэрулеус] – синий.

 

3. Буква I i

Буква I i читается как русский звук [и].

Например: intestínum [интэстинум] – кишка.

Если буква I i стоит перед гласным a, e, o, u и составляет с ним один слог, то она произносится как русское [й].

Например: ieiúnum [еюнум] – тощая кишка.

В таких случаях в словах латинского происхождения можно использовать букву [J j].

Например: jejúnum [еюнум] – тощая кишка.

Буква J jне пишется в словах греческого происхождения.

4. Буква H h

Буква H h читается как белорусская буква [г] или немецкая буква [h].

Например: hépar [гэпар] – печень.

5. Буква S s

Буква S s читается как русский звук [с] в начале слова и, если после неё нет гласного звука.

Например: súlcus [сулькус] – борозда;

gáster [гастэр] – желудок.

Сочетание – ss –читается как русское [сс].

Например: fóssa [фосса] – ямка (удлинённой формы).

Буква s между гласными читается звонко как русский звук [з].

Например: básis [базис] – основание.



Традиционно буква s читается как [з]и в сочетаниях – sn -, -sm -.

Например: platýsma [плятизма] – подкожная мышца шеи.

6. Буква X x

Буква X x читается как сочетание русских звуков [кс].

Например: áxis [аксис] – ось.

7. Буква Z z

Буква Z z в словах греческого происхождения читается как звук [з].

Например: zygomáticus [зигоматикус] – скуловой.

В словах негреческого происхождения читается как звук [ц].

Например: Zíncum [цинкум] – цинк.

1.3 Контрольные вопросы

1. Сколько букв в латинском алфавите? Прочитайте алфавит.

2. Назовите гласные и согласные буквы.

3. Назовите гласные звуки. Как они произносятся?

4. Какие особенности в чтении имеют следующие буквы: L l, H h, C c, I i, S s, X x, Z z?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучите правила чтения гласных и согласных.

2. Выучите лексический минимум к данному занятию по учебному пособию.

3. Выполните упражнения № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 - устно.

Лексический минимум

 

Женский род

1. ála, ae f - крыло
2. cápsula, ae f - капсула
3. chórda, ae f - струна
4. cóchlea, ae f - улитка
5. colúmna, ae f - столб
6. cóncha, ae f - раковина
7. cósta, ae f - ребро
8. crísta, ae f - гребень
9. fáscia, ae f - фасция
10. fíbula, аe f - малоберцовая кость
11. fóssa, ae f - ямка (удлинённой формы)
12. fóvea, ae f - ямка (круглой формы)
13. glándula, ae f - железа
14. incisúra, ae f - вырезка
15. mandíbula, ae f - нижняя челюсть
16. maxílla, ae f - верхняя челюсть
17. scápula, ae f - лопатка
18. sutúra, ae f - шов
19. válvula, ae f - заслонка
20. vértebra, ae f - позвонок

Упражнения

Упражнение 1. Прочтите вслух:

Vértebra (позвонок), dórsum (спина), distális (дистальный), intérnus (внутренний), médius (средний), séptum (перегородка), abdómen (живот), aórta (аорта), apertúra (апертура), nérvus (нерв), artéria (артерия), fémur (бедро), brévis (короткий), meátus (ход), fíbra (волокно), forámen (отверстие), rotúndus (круглый), ovális (овальный), fúndus (дно), ligaméntum (связка), mánus (кисть руки), mémbrum (конечность), nódus (узел), órbita (глазница), uterínus (маточный), vómer (сошник), orbitális (глазничный), parietális (теменной).

Упражнение 2. Прочтите, обращая внимание на произношение l:

Ála (крыло), álbus (белый), alvéolus (альвеола), úlna (локтевая кость), úvula (язычок), pélvis (таз), búlbus (луковица), fílum (нить), glándula (железа), fíbula (малоберцовая кость), lábium laterále (латеральная губа), lámina (пластинка), lens (хрусталик), lóbulus (долька), lúnula (луночка), medúlla oblongáta (продолговатый мозг), pálma (ладонь), papílla (сосочек), púlmo (лёгкое), púlvis (порошок), tabulétta (таблетка), semilunáris (полулунный).

 

Упражнение 3. Прочтите, объясните произношение c и cc:

a) Сóllum (шея), cáput (голова), trúncus (ствол), árcus (дуга), buccális (щёчный), cávum cránii (полость черепа), colúmna (столб), córnea (роговица), crísta (гребень), dúctus (проток), córnu (рог), plíca (складка), cardíacus (сердечный), súccus (сок), cónicus (конусовидный), secretórius (секреторный), médicus (врач), clavícula (ключица), oculáris (глазной);

b) menísci (мениски), cérebrum (головной мозг), fácies (поверхность), célla (клетка), céntrum (центр), cýstis (пузырь), cylínder (цилиндр), fáscia (фасция), nutrícius (питательный), placénta (плацента), scéleton (скелет), cýtus (клетка), acetábulum (вертлужная впадина);

c) súlci paracólici (околоободочнокишечные борозды), os coccýgis (копчик), occipitális (затылочный), trúncus celíacus (чревный ствол), músculi coccygéi (копчиковые мышцы), ócciput (затылок).

 

Упражнение 4. Прочтите, объясните произношение i и j:

Májor (большой), juguláris (яремный), cílium (ресница), crínis (волос), fólium (лист), inférior (нижний), jejúnum (тощая кишка), iáter (греч.) (врач), íris (радужка), junctúra (соединение), júgulum (горло), urinárius (мочевой), rádii (лучи), tráctus iliotibiális (подвздошно-большеберцовый путь), diffícilis (трудный), iódum (греч.) (йод), Convallária majális (ландыш майский), júnctus (соединённый), júvans (вспомогательный).

 

Упражнение 5. Прочтите, обращая внимание на произношение g и h:

a) Gingíva (десна), glándula (железа), gástricus (желудочный), glómus

(клубок), gállus (петух), márgo (край), génu (колено);

b) hépar (печень), hílus (ворота), hyoídeus (подъязычный), húmerus

(плечевая кость), hámulus (крючочек), hiátus (щель), hómo (человек), húmor (влага), hypodérma (подкожная клетчатка), os hamátum (крючковидная кость), hérba (трава), hérnia (грыжа), hirúdo (пиявка), alcohólicus (спиртовой).

 

Упражнение 6. Прочтите, обращая внимание на произношение s и ss:

a) Dorsális (дорсальный), pes (стопа), súlcus (борозда), transvérsus (поперечный), meníscus (мениск), commissúra (спайка), compréssor (сжиматель), crus (голень), impréssio gástrica (желудочное вдавление), fissúra (щель), crássum (толстая кишка), ósseus (костный);

b) incisúra (вырезка), mesentérium (брыжейка), mucósa (слизистая оболочка), vása vasórum (сосуды сосудов), infúsum (настой);

c) adipósus (жировой), serósus (серозный), globósus (шаровидный), dens incisívus (резец), pars spongiósa (губчатая часть), procéssus accessórius (добавочный отросток), fóssa dúctus venósi (ямка венозного протока), segméntum basále (основной сегмент), tuberósitas (бугристость), compósitus (сложный), násus (нос), cavernósus (пещеристый);

d) prísma (греч.) (призма), tonsílla (миндалина), karyoplásma (кариоплазма), cytoplásma (цитоплазма), platýsma (подкожная мышца шеи), organísmus (греч.) (организм).

 

Упражнение 7. Прочтите, обращая внимание на произношение y:

Amýgdala (миндалина), pterygoídeus (крыловидный), týmpanum (барабан), cóndylus (мыщелок), dáctylus (палец), embryológia (эмбриология), endomýsium (эндомизий), gýrus (извилина), pýramis (пирамида), myológia (миология), styloídeus (шиловидный), pars pylórica (привратниковая часть), spóndylos (позвонок), crystallisátus (кристаллический), cytológia (цитология), cályces (чашечки), hystéricus (истерический).

 

Упражнение 8. Прочтите, обращая внимание на произношение x и z:

a) Áxis (ось), déxter (правый), ápex (верхушка), axílla (подмышечная впадина), máximus (наибольший), lárynx (гортань), córtex (кора), extrémitas (окончание), índex (указатель), maxílla (верхняя челюсть), pléxus (сплетение), ptéryx (крыло), rádix (корень), sálpinx (маточная труба), símplex (простой), hélix (завиток), cóxa (бедро, таз);

b) os trapézium (трапециевидная кость), zygomáticus (скуловой), horizontális (горизонтальный), ázygos (непарный), vénae zygomáticae (скуловые вены), strátum zonále (поясной слой), zonuláris (поясковый), zoológia (зоология), Zíncum (цинк), zóster (пояс), zymóticus (бродящий), zýma (дрожжи).

 

 

Правила чтения дифтонгов и буквосочетаний Занятие

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

1. Произношение дифтонгов.

2. Произношение буквосочетаний.

3. Контрольные вопросы.

4. Домашнее задание.

5. Лексический минимум.

6. Упражнения.

Д Ифтонги au, eu

Сочетание слогового гласного а, е с неслоговым u называется дифтонгом. Дифтонг образует один слог, поэтому u произносится как белорусское [ў].

Например: áuris [аўрис] – ухо;

pneumonía [пнэўмониа] – пневмония.

Сочетания ае, ое произносятся как русский гласный [э],поэтому их условно называют дифтонгами.

Например: cóstae [костэ] – рёбра;

oedéma [эдэма] – отёк.

Если в сочетаниях ае, ое над е стоят две точки, то эти буквы читаются раздельно.

Например: áёr [аэр] – воздух;

dýspnoё [диспноэ] – одышка.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.