Сделай Сам Свою Работу на 5

Коммуникативная компетентность как компонент





коммуни­кативной культуры личности

 

Закономерности становления основ коммуникативной культуры лич­но­сти изучались ав­торами с различных позиций. Многие социально-психо­логи­ческие исследования были посвя­щены комплексному изучению харак­тери­стик личности как субъекта общения, обеспечиваю­щих успешность ее социа­лизации; изучению проблем диагно­стики и развития коммуникативной ком­петентности (Г.М. Анд­реева, Ю.Н. Емельянов, Ю.М. Жуков, Л.А. Петров­ская, П.В. Растянников, и др.). В соци­ально-психологиче­ских науках термин «коммуникативная культура» упот­ребляется как синонимичный термину «культура об­щения».

Коммуникативная ориентация в лингвистических исследованиях наце­лена на изучение компонентов культуры речи, речевого этикета, способст­вующих обеспечению взаимопонима­ния между людьми; утверждение ком­муникативно-деятель­ностного подхода в процессе обуче­ния языку (Ю.Д. Апресян, Б.Г. Головин, И.А. Зимняя, О.М. Казар­цева, Т.А. Лады­женская, А.А. Леонтьев, А.К. Михальская, Е.И. Пассов, Л.В. Щерба, Р. Якобсон и др.). С точки зрения лингвистических ис­следо­ваний, коммуникативная культура личности трак­туется как совокуп­ность знаний о языке и практическое владе­ние ими, как куль­тура владения уст­ной и пись­менной речью.



Исследования, выполненные в рамках культурологического под­хода, представляют куль­туру как результат исторического развития обще­ства, главную цель и основание образования, обращенного к человеку, ориенти­ро­ванного на культуру и личностные смыслы. Такому образо­ва­нию соот­ветст­вует гуманистический тип педагогической культуры, основу которой состав­ляет коммуникативная культура. При этом коммуникатив­ная куль­тура рас­сматривается как ос­нова профессиональной деятельности педа­гога, показа­тель общей (И.Ф. Исаев, В.А. Кан-Ка­лик, Н.Е. Мажар, А.В. Мудрик, В.А. Сласте­нин и др.) и социальной культуры (В.В. Краевский, И.Я. Лер­нер и др.). В рамках данного подхода культура рассматривается как гармо­ния культуры знаний и мышления, культуры творческого дейст­вия, куль­туры чувств, об­щения, поведения.

Личность, чтобы чувствовать себя полноправным членом общества, должна оценивать себя, свою деятельность и свое поведение с позиций со­от­ветствия их требованиям культуры.



Е.В. Руденский рассматривает коммуникативную культуру как харак­те­ристику возможно­стей человека, которые определяют качество его об­щения. Коммуникативная культура лич­но­сти как система ее качеств, включает:

1) творческое мышление (нестандартность, гибкость мышления, в ре­зультате чего обще­ние предстает как вид социального творчества);

2) культуру речевого действия (грамотность построения фраз, про­стота и яс­ность изложе­ния мыслей, образная выразительность и четкая ар­гумента­ция, адек­ватный ситуации общения тон, динамика звучания го­лоса, темп, интонация и, ко­нечно, хорошая дикция);

3) культуру самонастройки на общение и психоэмоциональной регу­ля­ции своего состоя­ния;

4) культуру жестов и пластики движений (самоуправление психофизи­че­ским напряже­нием и расслаблением, деятельная самоактивация и т. д.);

5) культуру восприятия коммуникативных действий партнера по об­ще­нию;

6) культуру эмоций (как выражение эмоционально-оценочных сужде­ний в общении) и пр.

Основу формирования коммуникативной культуры личности состав­ляет опыт человече­ского общения. Коммуникативно-исполнительское мастер­ство личности проявляется как два взаимосвязанных и все же отно­сительно самостоятельных умения – умение найти адекват­ную теме обще­ния комму­никативную структуру, соответствующую цели общения, и уме­ние реализо­вать коммуникативный замысел непосредственно в общении, т. е. продемон­стрировать коммуникативно-исполнительскую технику об­щения. В комму­никативно-исполнительском мастерстве проявляются навыки эмоционально-пси­хологической саморегуляции, перцептивные и экспрес­сивные навыки личности.



Коммуникативная культура личности является одной из характеристик ее коммуника­тивного потенциала, выступающего в единстве трех его со­ставляющих:

1)коммуникативные свойства личности характеризуют развитие по­требности в общении, отношение к способу общения;

2) коммуникативные способности это умение владеть инициативой в общении, способ­ность проявить активность, эмоционально откликаться на состояние партнеров общения, сфор­мировать и реализовать собственную ин­дивидуальную программу общения, способность к са­мостимуляции и к вза­имной стимуляции в общении;

3) коммуникативная компетентность это знание норм и правил об­ще­ния, владение его технологией и т. д. [97].

В лингвистических исследованиях коммуникативная культура рас­смат­ривается как куль­тура речевого поведения, обусловленная целесо­образным выбором и организацией языковых средств, определяемых куль­турой и си­туацией. Согласно такой трактовке, коммуникативная культура включает в себя:

Ø владение коммуникативными качествами речи: правильно­стью, точ­но­стью, логичностью, чис­тотой, выразительностью, разнообра­зием, уме­стно­стью (Б.Н. Головин);

Ø следование речевому этикету, обеспечивающему культуру об­ще­ния в типичных коммуника­тивных ситуациях: обращение к собесед­нику, при­ветст­вие, знакомство, прощание, извине­ние, благодарность, при­глашение, просьба и др. (А.А. Акишина, Н.И. Формановская);

Ø культура диалога, характеристикой которого является эмпа­тий­ное слушание и др.

В современных исследованиях лингвистов используется термин «компе­тенция» (Н. Хом­ски). Выделяют следующие типы компетенций: коммуника­тивная, лингвистическая, языко­вая, речевая и др. Речевая компетенция – использование языковых средств, знание законо­мерно­стей их функциониро­вания для построения высказываний различной сложно­сти.

Коммуникативная компетенция – это способность человека к обще­нию в одном, не­скольких или всех видах речевой деятельно­сти, которая свя­зана с определенной организацией речевого общения в соответствии с его целями, мотивами, задачами, социальными нормами ре­чевого поведе­ния. В структуре коммуникативной компетенции как приобре­тенного в процессе естественной коммуникации или специально организованного обучения осо­бого качества рече­вой личности выделяют несколько со­став­ляющих, в числе которых языковая, предметная, лин­гвисти­ческая и праг­матическая компе­тенции. Языковая компетенция включает знание единиц языка и правилих соеди­нения, связи. Она объединяет язык и речь и характеризует личность как человека, владеющего языком и уме­нием пользо­ваться языком на ос­нове грамматических правил. Лингвистическая компетенция, в отличие от язы­ковой, имеет характер знаний, относя­щихся к лингвистике как науке. Язык от­ра­жает в словах предметы окружающего мира и отношения между ними и формирует в созна­нии говорящего картину мира. На ос­нове активного вла­дения общей лексикой скла­дываетсяпредметная ком­петен­циякак компо­нент коммуникативной компетенции. Прагматическая компетенция– это возможность осуществления речевой деятельности, обусловленной комму­никативными це­лями. Она предполагает от­бор язы­кового материала; выбор типа речи, учет функционально-стилевых раз­но­видностей; умение поль­зо­ваться вариативными формами; реа­лизацию лю­бого высказывания с учетом условий, при которых осуществляется акт го­ворения (слуша­ния, письма), статуса адресата, объекта обсуждения и т. д. [35].

Важной составляющей более емкого понятия коммуникативная куль­тура является поня­тие коммуникативная компетентность.

В психологии под компетентностью подразумеваются характеристики поведения, доми­нирующая форма активности личности, сформированность соответствующих навыков и уме­ний, результат научения. В социально-пси­хологических исследованиях, посвященных изучению феномена культуры общения как системы социальных контактов между людьми, рассматрива­ются проблемы диагностики и развития компетентности в общении, изуча­ются характеристики личности как субъекта общения, обеспечивающие ус­пешность ее социализации, оптимизацию совместной деятельности (Г.М. Андреева, С.Л. Братченко, А.А. Брудный, А.И. Донцов, Ю.Н. Емельянов, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников, Е.В. Руденский, Я. Яно­ушек и др.). Ученые по-разному трактуют структуру, компоненты и уровни разви­тия коммуникативной компетентности, определяют основные прин­ципы ее исследования и способы развития.

Под коммуникативной компетентностью понимается способность ус­танавливать и под­держивать контакты с другими людьми, т. е. это сис­тема внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуни­кативного действия в ситуациях межличностного обще­ния.

Ю.Н. Емельянов (1985, 1990) полагает, что коммуникативная компетент­ность совпадает по своей сути с человеческим качеством, обозначаемым сло­вом «вос­питанность», и обозначает уровень сформированности межличност­ного опыта, обученности взаимодействию с окружаю­щими, который требу­ется инди­виду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функ­циони­ровать в данном обществе. При этом он выделяет такие уровни, ха­рактери­зующие степень коммуникативной компетентности лично­сти, как: соционор­ма­тив­ный, сиг­нификационный (владение системой симво­лов и нормативных пред­писа­ний), акциональный (владение кодом ситуатив­ного общения). Важную роль в формировании коммуникативной компетент­ности играет социально-пси­хологиче­ский тренинг как метод активного соци­ально-психологического обучения в группе.

Таким образом, коммуникативная компетентность включает «ситуатив­ную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения», а также «осознание: а) собственных по­требностей и ценностных ориентаций, техники личной ра­боты; б) своих пер­цептивных умений; в) готовности воспринимать новое во внешней среде; г) своих возможностей в понимании норм и ценностей других социальных групп и культур; д) своих чувств и психологических состояний в связи с воз­действием факторов внешней среды и т. д.» [27, с. 13].

В по­нятие коммуникативной компетентности входит не только владе­ние рече­выми средст­вами общения, элементарные коммуникативные умения (всту­пать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника и др.), но и соблюдение соци­аль­ных норм речевого общения, правил речевого поведения, владения уме­ниями строить конст­рук­тивное общение, поддер­живать необходимые кон­такты с другими людьми, адекватно вести себя в различ­ных ситуациях общения и т. д. По­этому ком­муникативную компетентность пра­вомочно рассматривать как необходимый уровень социальной компетентностиличности, включаю­щий следующие умения: принимать решения и делать выбор, брать на себя ответст­венность за свой выбор и поступки, понимать самого себя и других, быть субъектом общест­венной жизни и деятельности, проявлять граждан­скую активность и др. (С.Л. Братченко, 1999).

Коммуникативная компетентность имеет сложную структуру, скла­ды­ва­ясь из опреде­леннойсистемы научных зна­ний и практических уме­ний.

Выделяют следующие составляющиекомпетентности в общении:

– ориентирующую, в которую входит система общепринятых правил регуля­ции совместных действий: социальный этикет, ритуалы, правила самоподачи.

– исполнительную, включающую использование коммуникатив­ных техник: владение техни­кой речи, навыками слушания, владение не­вер­бальными тех­никами (выбор индивидом жес­тов, мимики, пространства и т. д.).

Коммуникативные способности личности характеризуются умением легко и быстро ус­танавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремлением к расширению сферы общения, к участию в общест­венных или групповых мероприятиях, удовлетворяющих потреб­ность лю­дей в широком, интенсивном общении. Коммуникативные способности формируются на стыке процессов непосредственного общения и усвоения опыта этого обще­ния и проявля­ются во владении средствами коммуника­ции; в использовании таких средств в деятельности, в построении процесса общения; в анализе своей деятельности и выделении новых средств эф­фек­тивной коммуникации. Особо нужно выделить в структуре коммуникатив­ной компетентно­сти на­выки самонастройки, саморегуляции в обще­нии. Они предполагают сле­дующие уме­ния: пре­ду­преждать конфликтные ситуации, преодолевать пси­хологические барьеры в обще­нии, снимать из­лишнее напряжение, эмоцио­нально наслаиваться на ситуа­цию, распреде­лять свои усилия в общении и др.

Таким образом, в социально-психологическом аспекте коммуникатив­ная компетентность рассматривается как необходимое условие социальной зре­лости личности, как определенное состояние сознания группы людей, стре­мящихся понять друг друга. Л.А. Петровская отмечает, что «роль раз­витой коммуникативной компетентности – в приобщении личности к ком­муника­тивной культуре общества», подчеркивая, что ядро, определяющее общение, составляет компе­тентность в субъект-субъектном общении, в решении про­дуктивных задач, в овладении лично­стным слоем общения. При таком ак­центе речь, несомненно, идет уже не просто о компетент­но­сти в общении, а о его культуре [88].

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.