Сделай Сам Свою Работу на 5

Дети с ускоренной речью (тахилалия)





Тахилалия (tumultus sermonis, paraphrasia praeceps, battarismus) — это стремительная речь, сопровождаемая повторением и проглатыванием слогов и искажением звуков с ускоренным темпом, — может возникнуть уже в детстве и в переходном возрасте ухудшиться. В дальнейшем (особен­но в переходном возрасте) этот недостаток часто сочетается с заиканием. Но он может продолжаться самостоятельно на протяжении всей жизни.

Мною сделано наблюдение, что необычно быстрая, стре­мительная речь часто переходит в заикание или, наоборот, заикание переходит в тахилалию, что случается, однако, реже. Ускоренная речь и заикание — расстройства, которые имеют много общих черт, и я считаю обе эти формы след­ствием недостаточности деятельности стриопаллидума.

Признаки. Наиболее заметным признаком расстрой­ства речи в этих случаях считают интервербальную акцеле-рацию, которая тем выраженнее, чем больше слогов в слове. Более заметно она проявляется в длинных словах, поэтому короткие фразы больной произносит почти хорошо, а длин­ные — в ускоренном темпе с подбиранием подходящих вы­ражений и повторением одного и того же слога, отчего речь становится даже непонятной. Больной старается избежать длинных фраз и длинного связного разговора. Он отвечает кратко, отрывисто, и прочитанный текст пересказывает не­сколькими фразами.



Ускорение темпа речи (интервербальная акцелерация) приводит к проглатыванию или повторению слогов. Длин­ное слово или словосочетание, название из нескольких слов и т. д. больной произносит настолько стремительно, что из словесного нагромождения выпадают некоторые слоги. Ус­корение и поспешность речи вызывают многократное повто­рение слога только для того, чтобы заполнить пробелы в речи. Чаще всего повторяется первый слог или смысловой слог внутри слова.

Третьим признаком является искажение звуков и реду­цирование группы гласных. Это происходит от неточных и быстрых движений при артикуляции. Течение речи настоль­ко быстрое, что не хватает времени для сложных артикуля­ционных движений и начинаются искажения, называемые парартрией.

Нарушаются и другие движения, которые становятся так­же быстрыми и стремительными, быстрая ходьба, быстрый старт и остановка. Во время сна отмечается моторное беспо­койство, дети бросаются из стороны в сторону, мечутся в постели. Они вспыльчивы и легко возбудимы, за что их счи­тают взбалмошными и сумасбродными. Во время возбужде­ния проявляются вазомоторные реакции: покраснение лица, ушей, появление пота на лице, часто в атипичных местах, похолодание и потливость рук. Дети становятся эмоциональ­но лабильными и недисциплинированными. Быстрая речь на незнакомых производит неблагоприятное впечатление, что отражается и на дальнейшей жизни ребенка.



Диагноз тахилалии легок, когда имеются наиболее за­метные признаки: ускорение темпа речи, интервербальная акцелерация и парартрия. Ускоренную речь можно ошибоч­но принять за заикание. Для заикания характерны тоны, ко­торых нет при чистой тахилалии. При заикании нарушена динамика речи, при тахилалии — темп. Симптомы тахила­лии уменьшаются или исчезают, если следить внимательно за речью, при заикании — наоборот.

Дифференциальный диагноз более труден при тахилалии, комбинированной с заиканием. Неспециалисты обычно при­нимают такое состояние за простое заикание, хотя на самом деле заикание развилось на основе тахилалии.

Повторение и искажение слов (парартрия) отличаются от косноязычия непостоянством, изменчивостью, общим состо­янием речи. Диагностическая ошибка может произойти только в отношении маленьких, быстро говорящих детей, при длительном косноязычии.

Дифференциальный диагноз тахилалии и заикания иног­да бывает труден. Окончательный диагноз ставится на осно­вании подробного неврологического обследования.



Лечение. Было бы ошибочным исправлять только неко­торые сопровождающие признаки заболевания, как, например, неправильное произношение, искажение слов или повторение слогов. Главным симптомом является нарушение темпа речи, инстинктивный пропульс речи, проявляющийся интервер­бальной акцелерацией. Как только темп речи сознательно за­медляется, исправляются также и остальные признаки тахилалии. В практике мы сталкиваемся с трудностями, сопряжен­ными с недисциплинированным поведением больных.

Лечение продолжается у детей не менее 2—3 месяцев, и результат лечения обычно бывает хорошим. Чем старше больной, тем труднее лечение.

При лечебных упражнениях очень важно сосредоточить внимание на разговорном акте и преднамеренно замедлять речь. Для этого применяются ритмичный разговор и чтение. Вначале заставляют отбивать такт рукой или ногой. Ритмич­ный разговор достигается также отбиванием такта на столе при помощи барабана и т. п. Можно применять и метроном.

Сначала детям говорят короткие фразы и повторяют их вместе с ними медленно и спокойно. При этом следует пре­дупреждать неестественное образование слогов. Затем застав­ляют детей отвечать на вопросы и рассказывать короткие ис­тории в ритмичном замедленном темпе. Растормаживающие упражнения применяются только при резкой, возбужденной речи, сочетающейся с заиканием. При комбинированном на­рушении исправляется в первую очередь наиболее заметный элемент. Если же возникает сомнение, рекомендуется рань­ше исправлять ускорение речи как первичное нарушение.

При лечении ускоренной речи важно одновременно вос­питывать поведение ребенка. Недостаточно исправлять толь­ко быстроту речи, надо следить также за поведением и дви­жениями ребенка. Для этого необходим большой опыт в вос­питательной работе. Хорошим средством выработки пра­вильных движений являются гимнастика и ритмика, осо­бенно в детском коллективе.

Если у ребенка одновременно отмечается и косноязычие, следует упражнять артикуляцию. Я упоминаю об этом по­тому, что при лечении заикания одновременное исправле­ние недостатков произношения противопоказано.

Как и заикание, тахилалию мы лечим также медикаментозно. Назначаем барбитураты и препараты брома, которые тормозят ускоренные двигательные реакции.

Прогноз зависит от умственного развития и поведения больного. Чем ребенок спокойнее, тем легче болезнь подда­ется лечению, при невропатических проявлениях лечение более затруднительно. Результат лечения зависит также от окружающих. Мы часто сталкиваемся с осложнениями, если кто-либо из родных страдает недостатками речи или невро­тическими явлениями, которые также требуют лечения. Родным следует разъяснить, что результат лечения зависит от их сотрудничества с лечащим врачом и педагогом.

Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. 1962. — С. 266—267; 269—270.

 


В.И. Селиверстов

Опыт организации летнегологопедического лагеря-санатория

Для заикающихся детей и подростков

Методическое письмо

Логопедический лагерь-санаторий для заикающихся де­тей и подростков организовывал в летние месяцы (июнь— июль) на базе детского отделения патологии речи Кировско­го областного психоневрологического диспансера.

Основной целью организации нашего летнего логопеди­ческого стационара было оказание помощи детям с расстрой­ствами речи, заиканием и создание условий для их летнего отдыха. Этим определялось и его название: логопедический лагерь-санаторий.

Необходимые средства для организации летнего логопе­дического лагеря-санатория в 1961 г. были выделены област­ным отделом здравоохранения, а в 1962—1964 гг. — област­ными отделами здравоохранения и народного образования совместно.

Лагерь-санаторий для заикающихся детей и подростков располагался в живописном месте, окаймленном с трех сто­рон лесом, в 35 километрах от города Кирова, в с. Бурмакино Кирово-Чепецкого района. Дети и обслуживающий пер­сонал: врач, логопеды, педагоги-воспитатели, медсестры и др. — размещались в нескольких зданиях, арендованных у двух школ-интернатов, расположенных рядом.

Все дети в лагере-санатории были разделены по группам с учетом возраста и уровня их развития: 1) дети-дошкольни­ки 6—7 лет, 2) младшие школьники 1-—2 классов, 3) млад­шие школьники 3—4 классов, .4) школьники 5—6 классов, 5) школьники 7—8 классов, 6) подростки 9—11 классов. В каждой группе в среднем насчитывалось 20 человек. Дети располагались в общих спальнях, но занимались и отдыха­ли в плохую погоду в специально выделенных для каждой группы комнатах.

За медико-педагогическую работу с детьми в каждой груп­пе несли ответственность прикрепленные к ней логопед, пе­дагог-воспитатель и медсестры.

Из числа юношей и девушек, уже прошедших ранее с изве­стными положительными результатами курс логопедических занятий и, следовательно, хорошо знакомых с требованиями и особенностями логопедической работы с заикающимися, к группам были прикреплены так называемые помощники логопедов. Цель их пребывания в логопедическом лагере-санатории сводилась к закреплению полученных ими ра­нее навыков правильной речи и поведения, а также к помощи логопедам и воспитателям в проведении педагогических мероп­риятий. Они активно участвовали в логопедических занятиях в прикрепленных группах: по указанию логопедов занимались с детьми, следили и помогали закреплять детям навыки, полу­ченные в результате логопедических занятий, в повседневной обстановке.

Постоянный личный пример помощников логопедов, их работа над собой являлись одной из эффективных форм пси­хотерапии заикания у детей.

Логопед-методист и врач непосредственно к каждой воз­растной группе детей не прикреплялись, а ритмисты прово­дили свою работу в двух смежных группах<...> .

Обслуживающий персонал лагеря-санатория в 1961 г. в основном состоял из сотрудников детского отделения пато­логии речи Кировского психоневрологического диспансера, а в 1962 и 1963 гг. — из студентов старших курсов дефекто­логического факультета МГПИ им. В.И. Ленина, с которы­ми перед открытием лагеря-санатория проводилась соответ­ствующая подготовительная работа.

В лагере-санатории большое значение придавалось четко­му распределению обязанностей среди сотрудников и соблю­дению режима дня (см. таблицу).

За строгое выполнение режима в лагере-санатории отвечал старший дежурный, назначаемый ежедневно из числа лого­педов и воспитателей. В его обязанности также входило на­блюдение за сохранением порядка и чистоты на территории, за качеством приготовляемой пищи, организация помощи детей на кухне, при раздаче пищи, у умывальников и т. д. Он руководил группой дежурных детей по лагерю-санаторию.

Ежедневно в утренние часы в лагере-санатории проводи­лась конференция всех сотрудников, на которой обсужда­лись замечания старшего дежурного по итогам прошедшего дня, зачитывался план работы на текущий день и т. д. Это позволяло иногда объединять отдельные мероприятия в раз­ных группах (например, прогулки, экскурсии, просмотр фильма и др.), организовывать взаимопомощь и шефство старших детей над младшими и избегать одновременного проведения однотипных занятий в разных группах (напри­мер, микрофонных занятий, работу с фильмоскопом, т. е. занятий с использованием общих помещений и аппаратуры).

Логопедическая работа

Общим режимом лагеря-санатория в первую половину дня ежедневно, кроме воскресенья, предусматривалось 3 часа на логопедические и логрритмические занятия. Продолжитель­ность групповых занятий составляла 45 минут, у дошколь­ников — 20—25 минут. Логопедические занятия носили форму дидактической или подвижной игры, изучения школьного программного материала или его повторения, составления рассказа по картинке или пересказа прочитан­ного, диспута по прочитанной книге или конкурса на луч­шее составление рассказа по личным воспоминаниям, про­смотра диафильма с последующим его обсуждением или чтения по ролям, беседы на тему воспитания мужества, сме­лости, аккуратности, трудолюбия, правдивости и т. п. или разучивания хоровых песен, танцев, упражнений на коор­динацию движений с речью и т. д.

Содержание логопедического занятия определялось рече­выми возможностями детей. Строго соблюдался принцип последовательного усложнения, выработки и закрепления новых правильных навыков речи и поведения у детей.

Основными ориентирами в последовательной работе ло­гопеда служили общеизвестные ступени: сопряженная и от­раженная речь, ответы на вопросы и т. д. И хотя мы отказа­лись от формального использования этих ступеней вне зави­симости от индивидуальных особенностей ребенка, однако придавали решающее значение именно продуманной после­довательности в работе с заикающимся ребенком. Опыт убеждает нас, что непоследовательное, неоправданное пере­скакивание с одного этапа логопедической работы на более сложный нередко ведет к срыву всей медико-педагогической работы с заикающимся ребенком и рецидиву заикания. В ре­зультате ребенок, а тем более подросток, теряет веру в лого­педа и в свои силы и возможности.

При закреплении у заикающихся детей новых навыков постоянно использовалась целая система последовательно усложняемых моментов. В этой системе предусматривалось не только постепенное усложнение речевого материала, но и обстановки, в условиях которой этот речевой материал ис­пользовался. Параллельно с усложнением речевого матери­ала разнообразились и условия, в которых протекало это за­крепление: менялись места занятий, на занятия приглаша­лись посторонние люди, организовывались выступления де­тей перед большой аудиторией слушателей и т. д.

Одним из проявлений этой системы последовательно-ус­ложняемых моментов в логопедической работе с заикающи­мися детьми являлся и сам принцип организации ежеднев­ных логопедических занятий. Так, на первом занятии в группах с детьми проводились целенаправляющие пси­хотерапевтические беседы, закрепление уже усвоенного детьми материала, подготовительные артикуляторно-голо-со-дыхательные упражнения; на втором занятии — всегда использовался новый речевой материал или новые условия, в которых он применялся; на третьем — проводились рече­вые игры; логоритмика, драматизация и т. п.

Одновременно воспитывалось умение правильно оценивать свои речевые возможности, умение владеть собой и преодоле­вать при помощи логопедических приемов замеченные у себя неправильности в поведении и речи. С этой целью, в частно­сти, проводились специальные микрофонные занятия, обу­чающие ребенка правильному анализу собственной речи и сопоставляющие его речь в настоящее время с той, которая у него была зафиксирована при поступлении на лечение.

Наши наблюдения показывают, что использование магни­тофона на логопедических занятиях повышает ответствен­ность детей за свою речь, активизирует их внимание и наблю­дательность; регулярные микрофонные занятия действуют на нолю заикающегося ребенка дисциплинирующе, заставляют добиваться определенной цели, вызывают у него заинтере­сованность и вносят разнообразие в логопедические занятия.

В системе начальных логопедических мероприятия в ла­гере-санатории активно использовался период максималь­ного ограничения речи детей (молчание, шепотная речь и др.), а также рече-ручной режим.

Логопедические занятия с детьми носили как групповой, так и индивидуальный характер, когда приходилось иметь дело с особо сложными случаями заикания у детей, сопро­вождавшегося расстройствами их психики или фонетичес­кой стороны речи. Преимущественно индивидуальный ха­рактер на определенном этапе носила также коррекционная работа с детьми с неправильным звукопроизношением.

Большое внимание уделялось соблюдению так называе­мого речевого режима, т. е. комплексу непосредственно вли­яющих на речь условий, при которых протекает наиболее успешное формирование свободной речи у заикающихся.

В первую очередь сюда относятся обстановка, в которой происходит перевоспитание заикливой речи у детей: спокой­ный, благожелательный тон сотрудников, щадящий режим, исключающий насмешки и нездоровое, грубое отношение к заикающимся детям.

Речевым режимом предусматривалось также системати­ческое использование заикающимися детьми навыков и зна­ний, получаемых в результате логопедических занятий, как на речевых занятиях, так и в разнообразной повседневной обстановке: в труде, в играх, в общении со взрослыми и свер­стниками и т. д.

Наш опыт одновременной и сравнительно продолжитель­ной работы с большим коллективом заикающихся детей и подростков совершенно отвергает предположение о возмож­ном в таком коллективе подражании и перенимании заика­ющимися детьми друг у друга неправильных навыков и при­вычек. При правильно организованном речевом режиме в логопедическом стационаре большой коллектив детей, раз­ных по возрасту, но однородных по речевому расстройству имеет даже ряд преимуществ. Например, появляется воз­можность шефства старших над младшими, сильных (в ре­чевом отношении) над слабыми, тем самым расширяются рамки наглядной психотерапии. В большом коллективе по является также и больше возможностей для разнообразия форм логопедической и воспитательной работы с детьми.

Воспитательная работа

В условиях летнего лагеря-санатория логопедическая и воспитательная работа неразделимо переплеталась, и лишь общим режимом предусматривалось преимущество логопе­дических мероприятий в первую половину дня, а воспита­тельных — во вторую, т. е. если от завтрака до обеда лагерь-санаторий представлял собой санаторий для больных детей, то после тихого часа он напоминал несколько своеобразный пионерский лагерь.

Наше педагогическое наблюдение за заикающимися деть­ми подтверждает мнение о том, что у большинства детей ре­чевой недуг так или иначе сказывается на их поведении, поэтому организации и осуществлению воспитательных ме­роприятий в логопедическом лагере-санатории мы придава­ли особое значение.

Формы воспитательной работы с детьми в группах были многочисленными и разнообразными: однодневные похо­ды, прогулка в лес за ягодами, за грибами, знакомство с природой родимого края, выходы на речку, различные турниры и соревнования, работа на участке, самообслужи­вание и поддержание порядка на территории и в помеще­нии, ручной труд и разнообразнейшие игры, чтение, бесе­ды, просмотр кинофильмов, подготовка и проведение кон­цертов самодеятельности, пионерский костер и многое другое.

Мероприятия по организации детского коллектива во многом соответствовали условиям пионерских лагерей. Так, в каждой группе были выбраны старосты, санитарные трой­ки, соблюдалась очередность дежурств по палатам и рабо­чим комнатам. Каждая группа имела свой уголок со списка­ми детей, перечнем требований речевого режима, расписа­нием дежурств, режимом дня и пр.

На утренней линейке всего лагеря-санатория после подъе­ма флага дети рапортовали о состоянии дел в группах за про­шедший день, происходила передача дежурств по санато­рию, обсуждались текущие дела.

В лагере-санатории выпускались детские стенные газеты, велось «Зеркало чистоты» и т. п.

Большое внимание уделялось развитию детской художе­ственной самодеятельности, имеющей огромное значение в лечебно-педагогической работе с заикающимися детьми. Элементы ее включались обязательно и в логопедические, и логоритмические занятия. За весь цикл лечения дети по группам подготавливали по два концерта: один — в середи­не курса, другой — в конце его.

Первое художественное выступление детей проводилось в форме вопросов и ответов и носило характер вечера вопро­сов и ответов, литературной, географической или математи­ческой викторины, вечера загадок. Ко дню этого торжествен­ного события в группе дети празднично украшали зал, гото­вили соответствующие декорации и костюмы, рассылали приглашенным входные билеты. В день выступления дети (кроме дошкольников) были полными хозяевами в зале: сле­дили за порядком, выступали, отмечали победителей по чис­лу правильных ответов. В вечере вопросов и ответов прини­мали участие все дети группы.

Цель первого выступления каждого ребенка заключалась в подведении итогов его речевой работы. Удачное выступле­ние ребенка в подобных сложных условиях (а каждое выс­тупление тщательно продумывалось логопедом и воспитате­лем, подбирался материал соответственно речевым возмож­ностям ребенка, репетировался им) — служило темой для психотерапевтической беседы с ним, вселяло в ребенка веру в свои силы и возможности, являлось прекрасным стимулом к дальнейшей работе над собой.

Участвуя в художественном выступлении, дети проходи­ли своеобразный экзамен на проверку прочности у них но­вых речевых и поведенческих навыков в сложных для них условиях. Результаты этого экзамена использовались лого­педами в дальнейшей работе с ними.

Второй концерт — заключительный — давался детьми каж­дой группы при выписке, для приехавших за ними родителей;

Цель заключительного концерта — а в нем использова­лись отрывки из пьес, интермедии, сценки, стихотворения и пр. — состояла в своеобразном отчете перед родителями о результатах лечения их детей в лагере-санатории.

Заключительный концерт проводился нами по следующей схеме.

1. Краткое сообщение логопеда о целях детских выступ­лений.

2. Прослушивание родителями первичной магнитофон­ной записи речи детей, сделанной при их поступлении в ла­герь-санаторий и одной из последних записей, отражающей их речь в настоящее время на логопедических занятиях.

3. Детские художественные выступления.

4. Беседа логопеда с родителями о результатах речения их детей, советы, рекомендации по дальнейшей их работе в домашних условиях.

Кроме этих двух обязательных для всех детей художе­ственных выступлений нами подготавливался один общий концерт детской художественной самодеятельности, состо­ящий из лучших номеров групп. Этот большой концерт дети давали в заключение своего летнего лечения и отдыха для местных жителей и колхозников в их сельском клубе. Пе­ред началом концерта логопед проводил небольшую беседу о заикании у детей, его лечении и предупреждении.

Нужно отметить, что заикающиеся дети с особенной охо­той и удовольствием готовятся к концертам: мастерят кос­тюмы и маски, сооружают бутафорию, заучивают роли, ре­петируют. А их удачное выступление — это сильное психо­терапевтическое средство для них самих и для их сверстни­ков, прекрасная профилактика заикания и пропаганда ло­гопедических знаний — для населения.

Лечебная работа

При поступлении на лечение в логопедический лагерь-са­наторий ребенок обследовался совместно врачом и логопедом.

На особый учет были взяты физически ослабленные дети и дети с повышенной нервной возбудимостью. С первых же дней им назначались соответствующее медикаментозное лечение, намечались общеукрепляющие мероприятия: дозировка воз­душных и солнечных ванн, водных процедур и пр.

Врач и логопеды определяли периоды и формы щадящего и тренировочного режимов. Первые дни, например, дети находились в постелях, соблюдался режим молчания, затем шепотной речи и т. д. Тренировочный режим предусматри­вал закрепление полученных в лагере-санатории положи­тельных речевых навыков в разнообразных условиях.

Сочетание и правильное соотношение этих двух видов индивидуального режима с общим санаторным в значитель­ной мере предопределяло положительный исход лечения заикания в условиях стационара.

Медицинское воздействие предусматривало также снятие у ребенка речевых судорог, насильственных движений и со­путствующих заиканию расстройств логофобии, угнетенно­сти, болезненной фиксации на своем недуге и др. При этом для лечения подростков активно применялась гипнотерапия в сочетании с другими видами медико-педагогического воз­действия.

Всей работой, направленной на оздоровление организма ребенка и прежде всего его нервной системы, руководил врач.

Медицинские сестры, прикрепленные к каждой группе детей, выполняли назначения врача и указания логопеда, вели постоянное наблюдение за здоровьем детей и состояни­ем их речи.

* * *

Летний логопедический лагерь-санаторий для заикаю­щихся детей и подростков организуется в Кировской облас­ти уже 4 года подряд: с 1961 по 1964 г. За это время в нем отдохнули и одновременно получили необходимую помощь свыше 500 заикающихся детей и подростков. Каждое лето 120—160 детей покидают лагерь-санаторий физически ок­репшими, загоревшими, отдохнувшими. В среднем 86% за­икающихся детей и подростков выписываются с хорошей речью или со значительным ее улучшением. У многих детей параллельно устраняются и другие речевые расстройства.

Таким образом, результаты работы летнего логопедичес­кого лагеря-санатория вполне оправдывают его организа­цию.

Следует, однако, отметить, что терапия заикания, прово­димая в течение двух месяцев» естественно, не вырабатывает у многих детей (особенно старшего возраста) достаточно прочных навыков речи и поведения. Поэтому при выписке детей из логопедического стационара им рекомендуется еще закрепление полученных результатов в домашних услови­ях, рекомендуется еще некоторое время находиться под на­блюдением логопеда по месту жительства.

Опыт показывает, что логопедические сезонные санато­рии для заикающихся детей можно рекомендовать в каче­стве одного из звеньев в общей системе организации логопе­дической помощи детям и подросткам.

 

 

РЕЖИМ ДНЯ

логопедического лагеря-санатория

7.30 — 8.15 подъем, прием лекарств, измерение темпера­туры, физкультурная и речевая зарядка, утренний туалет
8.15—8.30 линейка
8.30 — 9.15 завтрак и подготовка к занятиям
8.30 — 9.00 утренняя конференция сотрудников
9.15 — 10.00 первое логопедическое занятие
10.15 — 11.00 второе логопедическое занятие
11.15 — 12.00 третье логопедическое занятие
12.00 — 13.00 воспитательный час, подвижные игры, подготовка к обеду
13.00—14.30 обед
14.30 — 16.30 послеобеденный отдых
16.30 — 19.00 прием лекарств, полдник, игры, прогулки, труд
19.00—20.00 ужин
20.00 — 22.00 спокойные игры, чтение, подготовка ко сну, прием лекарств
21.00 сон у младших детей
22.00 сон у старших детей

Первое второе третье логопедическое занятие + Лечебные процедуры. Медосмотр.

 

Методическое письмо Минздрава СССР №10-93/14-121 от 12.09.1964 г. — М., 1964. — С. 16—24.

 


Н.П. Тяпугин

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.