Сделай Сам Свою Работу на 5

Восьмеричная схема на Западе





ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

Исход

ГЛАВА 20.

1И изрек Бог [к Моисею] все слова сии, говоря:

2Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; 3да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

4Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; 5не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, 6и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

7Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

8Помни день субботний, чтобы святить его; 9шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, 10а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; 11ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.



12Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

13Не убивай.

14Не прелюбодействуй.

15Не кради.

16Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

17Не желай до'ма ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего.

18Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и увидев то, [весь] народ отступил и стал вдали.

19И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть.

20И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог [к вам] пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицем вашим, дабы вы не грешили.


НОВЫЙ ЗАВЕТ

 

Евангелие от Луки. Гл. 18, 9-14

 

10 Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: Ис 58:3; Откр 3:17
12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. Иов 22:29; Притч 29:23; Мф 23:12; Лк 14:11



 

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

ГЛАВА 13.

1Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.

2Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто.

3И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

4Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,5не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, 6не радуется неправде, а сорадуется истине; 7все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

8Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

9Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; 10когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.

11Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.

12Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.



13А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.


ГРЕХ (АМАРТИЯ)

В русском языке слово «грех» (ст.-слав. грѣхъ) очевидно изначально по значению соответствовало понятию «ошибка» (ср. «погрешность», «огреха»). Аналогично греки обозначали понятие греха словом αμάρτημα (αμαρτία), означающим «промах, погрешность, провинность», либо синонимичным ему словом παράπτωμα; а иудеи — словом «хэт» (непреднамеренный грех) — «промах».

В светском обществе

Светское (нерелигиозное) сознание, находящееся в среде с преобладающим христианством, под грехом часто понимает нарушение явно выраженной (например, в заповедях) воли Бога, за что Бог гневается и наказывает.

В христианстве

В христианской традиции особое место занимают понятия греха и покаяния. Грех для христиан — это не просто проступок или провинность, но и само желание не следовать заповеданному; а также нечто, противоречащее человеческой природе (ведь человек создан по образу и подобию Божию), порочность человеческого существа, проявление его падшей природы, которую он приобрёл при грехопадении. Но уверовавшим и крестившимся прощается их грех, то есть жертвой Агнца-Христа окупается первородный грех (это говорится в Марка.16:16 и Рим.8:1).

Виды греха

В христианстве различают три типа греха:

· Первородный грех — повреждённость человеческой природы, возникшая вследствие греха прародителей.

· Родовой грех — особая в данном роде (племени, народе и т. д.) наследственная подверженность какой-либо страсти, обусловленная тяжёлыми преступлениями своего предка (предков). Это понятие достаточно новое и признаётся не всеми[источник не указан 60 дней].

· Личный грех — поступок против совести и 10 Заповедей Божиих.

Преподобный Макарий Великий говорит о всех трёх видах греха : «Как скоро удалишься от мира и начнёшь искать Бога и рассуждать о Нём, должен уже будешь бороться со своею природою (первородный грех), с прежними нравами (личный грех) и с тем навыком, который тебе прирождён (родовой грех)» (Беседа 32;9).

Греховным может быть действие (или бездействие), слово, мысль, желание, чувство.

История перечисления главных грехов

Восьмеричная схема на Востоке

Учение о восьми главных грехах сформировалось в монашеской среде, в восточной христианской аскетике. Перечень восьми главных грехов был широко распространен в ранней аскетической литературе[7]. Ещё Киприан Карфагенский, умерший в 258 г., в сочинении «О смертности» (в «ПатрологииМиня

» — De mortalitate[8]) упоминал восемь главных грехов[2]. Иоанн Кассиан в начале V века[9] в сочинении «Собеседования» (Collationes) говорит, что учение о восьми главных грехах принято повсюду[10]. Однако, первым христианским автором, в трудах которого точно и определенно излагается учение о восьми главных грехах, считается Евагрий Понтийский, который в конце IV века изложил это учение в сочинении «О восьми злых помыслах» (в Добротолюбии это — «О восьми помыслах Анатолию»[11], в «Патрологии Миня» — De octo vitiosis cogitationibus[12])[7].

В этом сочинении Евагрия Понтийского суть учения о главных грехах сформулирована в самом начале следующими словами: «Есть восемь всех главных помыслов, от которых происходят все другие помыслы. Первый помысел чревоугодия, и после него — блуда, третий — сребролюбия, четвёртый — печали, пятый — гнева, шестой — уныния, седьмой — тщеславия, восьмой — гордости. Чтоб эти помыслы тревожили душу, или не тревожили, это не зависит от нас, но чтоб они оставались в нас надолго или не оставались, чтоб приводили в движение страсти, или не приводили, — это зависит от нас».

Евагрий писал на греческом языке, и его перечень главных грехов выглядит так:

· 1. Γαστριμαργία (gastrimarйia) чревоугодие

· 2. Πορνεία (pornia) прелюбодеяние, блуд (половая распущенность)

· 3. Φιλαργυρία (philarйiria) сребролюбие

· 4. Λύπη (lipi) печаль

· 5. Ὀργή (orї) гнев

· 6. Ἀκηδία (akēdia) уныние

· 7. Κενοδοξία (kenodoxia) тщеславие

· 8. Ὑπερηφανία (hyperēphania) гордыня

После Евагрия появляются сочинения других христианских авторов, развивающих учение о восьми главных грехах, например, Нил Синайский[13], Ефрем Сирин[14], Иоанн Лествичник[15] и другие, из поздних православных святых — Игнатий Брянчанинов[16]. Отличием традиционной восьмеричной схемы главных грехов от списка Евагрия Понтийского является то, что гнев и печаль меняются местами: гнев ставится на четвёртое, а печаль — на пятое место. Восемь указанных грехов условно рассматриваются как «плотские» (чревоугодие и блуд) и «душевные» (сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость)[17].

Восьмеричная схема на Западе

В западном христианстве учение о восьми главных грехах получило распространение благодаря трудамИоанна Кассиана

, который перенёс в западное монашество опыт аскетических традиций и практики, распространенных в Египте во второй половине IV в[18]. В египетском монашестве Иоанн Кассиан испытал сильное влияние учения Евагрия Понтийского[18] и, возможно, был знаком с Евагрием лично[19]. Кассиан заимствует учение о восьми главных пороках (principalia vitia) или страстях (principales passiones), как принято в восточной христианской традиции, от Евагрия Понтийского. Отличием схемы Кассиана от схемы Евагрия является взаимное распоположение страстей гнева и печали. О восьми главных грехах Иоанн писал в двух известных своих сочинениях: «О правилах общежительных монастырей» (De institutis coenobiorum[20][21][22]) и «Собеседованиях» (Collationes[23])[2] между 420 и 427 годами[9].

Иоанн Кассиан писал на латыни, и его перечень восьми страстей в переводе с греческого языка таков:

· 1. Gula (чревоугодие)

· 2. Fornicatio (блуд)

· 3. Avaritia (сребролюбие)

· 4. Ira (гнев)

· 5. Tristitia (печаль)

· 6. Acedia (уныние)

· 7. Vanagloria (тщеславие)

· 8. Superbia (гордость)

После Кассиана восемь главных грехов в западном христианской традиции различали некоторые другие авторы, такие как Колумбан и Алкуин[2].

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.