Сделай Сам Свою Работу на 5

Совершенствование системы государственного регионального управления





Для реализации инновационно- и социально-ориентированного сценария регионального развития, экономического потенциала регионов, опирающегося на зоны опережающего экономического роста, принципиально важно решить следующие задачи.

1. Повышение связанности территорий России на основе развития федеральной транспортной, энергетической, телекоммуникационной и иной производственной и социальной инфраструктуры с учетом пространственной организации зон опережающего экономического роста.

Процесс направления бюджетных капитальных инвестиций в объекты федеральной инфраструктуры должен стать транспарентным и ориентированным на достижение целей и решение задач по развитию как отдельных отраслей, так и регионов. Поэтому в процессе стратегического планирования при разработке долгосрочных программных документов развития отраслей экономики и социальной сферы, схем территориального планирования Российской Федерации, долгосрочных (федеральных) целевых программ необходима их взаимная увязка в территориальном разрезе с учетом определенных настоящей Концепцией перспективных направлений развития регионов.



Долгосрочные (федеральные) целевые программы должны задавать ориентиры для региональных и муниципальных целевых программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а в совокупности они призваны сформировать благоприятную среду для реализации инвестиционных проектов и программ бизнеса.

2. В отношении депрессивных регионов (в частности, Магаданская область, Камчатский край, Республика Тыва) или геополитически приоритетных территорий (в частности, Калининградская область) требуются комплексные меры, предусматривающие не только предоставление финансовой помощи, направленной на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, но и оказание целевой финансовой поддержки региональных проектов развития, в том числе за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, а также путем создания особых экономических зон.

3. Развитие межбюджетных отношений федерального центра и субъектов Российской Федерации будет осуществляться на основе следующих принципов:



принцип территориальной дифференциации, предусматривающий при расчете трансфертов учет региональных особенностей;

принцип дифференциации уровня социально-экономического развития, направленный на обеспечение учета уровня социально-экономического развития как при расчете трансфертов, так и при определении уровня софинансирования со стороны региональных бюджетов соответствующих расходных обязательств;

принцип программного финансирования, предусматривающий предоставление в рамках долгосрочных (федеральных) целевых программ межбюджетных трансфертов в виде субсидий на реализацию соответствующих региональных программ, что позволит оценить перспективы развития соответствующей отрасли в конкретном субъекте Российской Федерации, эффективность деятельности региональных органов исполнительной власти с точки зрения применяемых механизмов реализации программы, а также определить эффективность федеральных трансфертов (направления реформирования отраслей и целевые ориентиры для регионов на федеральном уровне будут определяться в рамках соответствующих долгосрочных (федеральных) целевых программ и отраслевых стратегий и иных аналогичных документов);

принцип ответственности регионов за целевое и эффективное использование трансфертов из федерального бюджета, нацеленный на увязку предоставления таких трансфертов с эффективностью реализации региональных программ развития отраслей, на которые предоставляются федеральные субсидии, а также с осуществлением региональными органами власти иных мероприятий, связанных с проведением реформ в тех или иных сферах, цели и методология которых задаются на федеральном уровне (невыполнение регионом соответствующих обязательств и программных целевых индикаторов будет автоматически вести к сокращению или прекращению предоставления федеральной финансовой помощи по данному направлению);



принцип эффективности деятельности региональных органов исполнительной власти, обеспечивающий учет результатов оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

4. Рост территориальной мобильности населения и преодоление депопуляции.

Реализация этой задачи требует, в первую очередь, содействия добровольному переселению соотечественников и иностранной рабочей силы в регионы с прогнозируемой потребностью в трудовых ресурсов, а также создания экономических условий для миграции трудовых ресурсов из перенаселенных регионов страны в регионы с дефицитом рабочей силы.

8. Основные макроэкономические параметры инновационного развития на период до 2020 года

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации базируется на сценарии инновационного развития, которым наряду с использованием конкурентных преимуществ российской экономики как в традиционных секторах (энергетика, транспорт, аграрный сектор), так и в новых наукоемких секторах и «экономике знаний», предполагается прорыв в повышении эффективности человеческого капитала, развитии высоко- и среднетехнологичных производств и превращение инновационных факторов в основной источник экономического роста..

Российская экономика выходит на траекторию устойчивого роста с темпом около 6,5% в год.

Реализация инновационного сценария позволит обеспечить выход на уровень социально-экономического развития, характерный для развитых постиндустриальных стран, за счет повышения конкурентоспособности российской экономики, ее структурной диверсификации и роста эффективности.

Развитие экономики по инновационному сценарию характеризуется высокой степенью реализации следующих ключевых факторов:

развития и реализации сравнительных преимуществ российской экономики в энергетике, науке и образовании, высоких технологиях и других сферах;

динамики развития институтов, определяющих предпринимательскую и инвестиционную активность и конкурентоспособность компаний;

интенсивности инновационного обновления обрабатывающих производств и динамики производительности труда;

динамики развития транспортной и энергетической инфраструктуры;

интенсивности повышения качества человеческого капитала и формирования среднего класса;

интеграции евроазиатского экономического пространства.

Рост валового внутреннего продукта к 2020 году составит 2,3 раза по отношению к 2007 году. Такой рост экономики позволит увеличить реальные располагаемые денежные доходы населения в 2,6 раза и сократить бедность до 6,2 процента.

В случае отклонения развития российской экономики под влиянием внешних и внутренних факторов от инновационного сценария, она может оказаться на развилке между сохранением энерго-сырьевой доминанты экономического роста, и сползанием к инерционной зависимой модели развития.

Сохранение доминирования энерго-сырьевого комплекса в экономике при резком замедлении роста добычи и экспорта углеводородов и отставании в развитии транспортной и энергетической инфраструктуры отражено в сценарии зависимого инерционного развития. Среднегодовые темпы роста ВВП в 2011-2020 годах не превысят 4 процентов. В целом за 2008-2020 годы ВВП вырастет в 1,8 раза, что не позволит решить стратегические задачи в области социального развития, национальной безопасности и укрепления позиций России в мире. Это означает зависимое уязвимое положение российской экономики в мире.

В сценарии энерго-сырьевого развития предусматривается наиболее полное использование конкурентных преимуществ России в энергетическом секторе, устойчивое наращивание экспорта сырья и увеличение глубины его переработки, модернизация транспортной инфраструктуры страны. Экономика может развиваться темпом 5-6% в год.

В целом за 2008-2020 годы ВВП увеличится в 2 раза, что не обеспечит в полной мере решение перспективных задач в области социального развития и национальной безопасности. Россия займет лидирующие позиции на мировых рынках энергоносителей и будет играть ключевую роль в энергетическом обеспечении стран-мировых лидеров. При этом будет сохраняться или даже увеличиваться общее технологическое отставание России от стран-лидеров и усиливаться ее зависимость от импорта технологий. Также сохранится сильная зависимость российской экономики от конъюнктуры нефтяных и сырьевых рынков.

Основные характеристики сценариев экономического развития представлены в следующей таблице:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.