Сделай Сам Свою Работу на 5

Наука как социальный институт. Ее организация и функции в постиндустриальном обществе





1.Наука, имея многочисленные определения, выступает в трех основных ипостасях. 1) как форма деятельности, 2) как система или совокупность дисциплинарных знаний 3) как социальный институт. В первом случае наука предстает как особый способ деятельности, направленный на фактически выверенное и лог упорядоченное познание предметов и процессов окружающей действительности. Во втором истолковании, когда наука выступает как система знаний, отвечающих критериям объективности, адекватности, истинности, научное знание пытается обеспечить себе зону автономии и быть нейтральным по отношению к идеологическим и политическим приоритетам. Третье, институциональное, понимание науки подчеркивает ее социальную природу и объективирует ее бытие в качестве формы общественного сознания.

Наука как социальный институт представляет собой определенную систему взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, систему норм и ценностей. Однако только в XX в. профессия ученого становится сравнимой по значению с профессией церковника и законника. В античности научные знания растворялись в системах натурфилософов, в Средневековье — в практике алхимиков, смешивались либо с религиозными, либо с философскими воззрениями. Важной предпосылкой становления науки как социального института является наличие систематического университетского образования.



Современную науку называют Большой наукой. В конце XX в. численность ученых в мире превысила 5 млн. человек. Наука включает около 15 тыс. дисциплин и несколько сот тысяч научных журналов. Возрастают тенденции интернационализации науки, а она сама становится предметом междисциплинарного комплексного анализа. К ее изучению приступают не только науковедение, философия науки, но и социология, психология, история.

В качестве социального института наука сегодня объединяет: • совокупность знаний и их носителей;• наличие специфических познавательных целей и задач;• выполнение определенных функций; • наличие специфических средств познания и учреждений; • выработку форм контроля, экспертизы и оценки научных достижений; • существование определенных санкций.



В настоящее время наука понимается 1) как социокультурный феномен, не может развиваться вне освоения знаний, ставших общественным достоянием и хранящихся в социальной памяти. 2) как фактор социальной регуляции общественных процессов. Она воздействует на потребности общества, становится необходимым условием рационального управления. 3) как устойчивая социокультурная традиция, без которой нормальное существование и развитие общества невозможно. Наука составляет одно из приоритетных направлений деятельности любого цивилизованного государства. 4) как фактор хозяйственно-культурного развития людей 5) как инструмент политики. Официальная наука всегда вынуждена поддерживать основополагающие идеологические установки общества, предоставлять интеллектуальные аргументы и практический инструментарий, помогающий сохранить существующей власти и идеологии свое привилегированное положение. В этом отношении науке предписано "вдохновляться" идеологией, включать ее в самое себя

Три основные социальные функции науки: 1) культурно-мировоззренческая;; 2) функция непосредственной производительной силы 3) функция социальной силы. Последняя предполагает, что методы науки и ее данные используются для разработки масштабных планов социального и экономического развития. Но важнейшая и первостепенная функция науки – это функция производства и воспроизводства истинного знания: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых наукой законов.


 


Понятие личности в социальных и гуманитарных науках.



Личность - это продукт развития человека в обществе, определённый результат включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.

Личность х-ся наличием определенных ценностных ориентаций, которые отражают восприятие и усвоение человеком фундаментальных ценностей, верований, традиций, морали общества, а также определенной совокупности знаний, умений, навыков, привычек и т. п.

Однако отождествление понятия личность с человеком произошло не так давно. Так на Руси, в Риме наказание распространялось на весь род человека, т.е. под личностью понимали определенную генетически близкую коллективность. Однако по мере развития цивилизации в римской традиции слово персона (посмертная греческая маска) стало ассоциироваться с правами граждан, с признанием их инд-ти по праву рождения римским гражданином. Личность становится диалектическим вместилищем свободы (юридических прав) и несвободы (обязанностей, основанных на социальном контроле и ролевом поведении). В христианской философии средневековья личность теряет материальную природу своего происхождения (укорененность в правах и обязанностях), понимается как богом данная индивидуальная духовность. Философия рационализма отвергает и философию христианской личности (созданной по произволу творца), и римскую личность по праву рождения гражданином. Она начинает понимать под личностью исключительно социализированного индивида.

В связи с этим в современных социальных науках происходит раскол на два направления в оценки природы личности: примордиалистское и конструктивистское. Первые понимают личность как нечто врожденное в человеке, как его «натуру». Вторые полагают, что личность изначально определяется культурой, каждая социально-историческая единица формирует свои типы сознания.

Сво-ва личности:

1) Ее общественная сущность. Она – и продукт общественно-исторического развития и деятель общественного развития одновременно. Человек рождается человеком, но личностью он становится в процессе общественной и трудовой деятельности. Личностью человек может стать не по рождению, а только в обществе, в социальной среде.

2) Неповторимость. В известной мере, личность неповторима в силу присущих только ей комбинаций социально - значимых черт.

3) Автономность. Личность характеризуется определенной степенью независимости от общества. Её независимость сопряжена с умением властвовать над собой, что предполагает наличие у личности самосознания. Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой систему принципов поведения, основанную на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах.

Критерии определения личности: 1) достаточно высокий уровень псих развития 2) способность преодолевать непосредственные побуждения ради чего-то другого, социально значимого 3) способность сознательно управлять собственным поведением 4) способность оценивать последствия принятого решения и способность отвечать за них перед собой и обществом 5) способность господствовать над случайностями и изменять обстоятельства жизни 6) способность к самосовершенству.

Компоненты личности:

Физическая личность - самый устойчивый компонент личности, основанный на телесных свойствах и самоощущениях. К физической личности могут быть отнесены также одежда и домашний очаг

Социальная личность складывается в общении людей как система социальных ролей человека, в разных группах.

Духовная личность - внутренние душевные состояния, отражающие устремленность к определенным духовным ценностям и идеалам. Потребность в духовном развитии личности в полном смысле слова ненасыщаема, чего нельзя сказать о физических и социальных потребностях.

Все эти стороны личности образуют систему, каждый из элементов которой может на разных этапах жизни человека приобретать доминирующее значение.

 

.

 


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.