Сделай Сам Свою Работу на 5

Труд – основа развития общества. Социальная сущность труда.





 

Труд – основа функционирования и развития любого человеческого общества, независимое от всяких общественных форм условие существования людей, вечная, естественная необходимость, без него не была возможна сама человеческая жизнь.

 

Социология труда – (изучает трудовую деятельность как социальный процесс) это отрасль социологии, которая изучает социальные группы и индивидов, включенных в процесс труда, а также их профессиональные и социальные роли и статусы, условия и формы их трудовой деятельности.

 

Сущность социологии труда:

1.) Социальные закономерности взаимодействия людей со средствами и предметами труда;

2.) Комплекс отношений человека и коллектива к труду, его характеру содержанию, условиям;

3.) Социальная организация коллектива, т. е. особая система отношений, которая образует совокупность позиций ролей, ценностей, связей между работниками.

 

Таким образом, понятие «труд» не только экономическая, но и социологическая категория, имеющая определяющее значение в характеристике общества в целом и отдельных его индивидов.

Выполняя трудовые функции, люди взаимодействуют, вступают в отношения друг с другом, и именно труд является той первичной категорией, в которой заключено все многообразие конкретных обществ. явлений и отношений.



 

Общественный труд является общей базой, истоком всех социальных явлений. Он изменяет положение различных групп работников, их социальные качества, в чем и проявляется сущность труда как базового социального процесса.

 

Труд представляет собой, с одной стороны, взаимодействие между человеком и природой, а с другой – взаимодействие между самими людьми в процессе труда. В процессе труда люди вступают в определённые социальные отношения, взаимодействуя друг с другом. Социальные отношения – это отношения между членами социальных общностей и данными общностями по поводу их общественного положения, образа и уклада жизни, в конечном счёте, по поводу условий формирования и развития личности, социальных общностей.

 

Определяя труд, социологи выделяют основные общественные функции, которые выражают его деятельную сущность:



1.) Способ удовлетворения человеческих потребностей;

2.) Источник общественного богатства;

3.) Развитие личности;

4.) Движущая сила общественного прогресса;

5.) Творец человека на протяжении всей истории человечества;

6.) Статусная дифференциация;

7.) «Сила, которая прокладывает человеку путь к воле, дает людям возможность учитывать все более выделенные природные и общественные последствия своих действий. Именно в труде и с помощью труда общество познает законы своего развития природы».

 

Безработица как социальное явление, её социальные последствия.

Безработица - это явление, органически связанное с рынком труда. По определению Международной организации труда - безработным признается любой, кто на данный момент не имеет работы, ищет работу и готов приступить к ней.

Существуют различные виды безработицы – фрикционная (является естественной, возникает при смене работодателя), институциональная (способ ухода от налогов), технологическая и структурная (требует повышения квалификации с учетом технического прогресса и переструктурирования бизнеса), и самая сложная - циклическая безработица (возникающая как результат падения спроса на рабочую силу и роста предложения, может быть смягчена путем профессионального обучения).
Но любая безработица несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию людей, их дезадаптацию. Последствия дезадаптации индивидов в обществе - социальная напряженность, конфликты, психологические стрессы, что пагубно влияет на социальное самочувствие Поэтому решение проблемы занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране. Незначительные колебания уровней безработицы немедленно отражаются на жизненном уровне общества в целом. Это происходит из-за суммированного действия определенных социальных факторов, возникающие в результате этого проблемы можно распределить в следующем порядке:
1) Усиление социальной напряженности;
2) Обострение криминогенной ситуации;
3) Увеличение социальной дифференциации;
4) Снижение трудовой активности;
5) Рост количества физических и душевных заболеваний.
Чем реальнее становится потеря работы, тем сильнее у многих работающих выражены ожидания помощи от государства, хотя для всех очевидно, что оно не в состоянии оказать помощь. Поэтому наиболее социально активные люди уже проходят следующую ступень социальной адаптации в условиях безработицы - осознание факта, что надеяться надо больше на себя, чем на государство. Легче всего это дается молодежи. Хотя считается, что ей пока нет места на рынке труда, шансов адаптироваться у нее больше. Именно в этой возрастной группе в первую очередь начинают формироваться индивидуалистические ориентации относительно трудоустройства.



Положительные социальные последствия безработицы

1. Повышение социальной ценности рабочего места.

2. Увеличение личного свободного времени.

3. Возрастание свободы выбора места работы.

4. Увеличение социальной значимости и ценности труда.

 


Социальные проблемы инженерного труда. Требования к личности инженера.

Развитие общественного производства превращает труд инженера в массовую профессию со все возрастающей специализацией трудовых функций. Это неизбежно связано с некоторым уменьшением творческого потенциала в содержании инженерного труда основной массы работников, ибо всякая специализация предполагает их закрепление за выполнением отдельных трудовых функций, сужает возможности проявления технической инициативы и повышает требования к ответственности и дисциплинированности.

При оценке работы инженеров со стороны их руководителей самая низкая оценка наблюдается по качествам «творческий подход», «инициативность», «оперативность», которые наиболее востребовательны в наше время. Это можно объяснить, во-первых, духом казарменного социализма, когда всякая инициатива была наказуема. Во-вторых, технический ВУЗ с его жестким распорядком дня, строгой дисциплиной, точным сроком всякой отчетности ограничивает время и возможности для творчества. В-третьих, сама организация труда инженеров не дает им время для творчества: действительно инженерной деятельностью они занимаются менее половины рабочего времени.

По данным Института социологии РАН, лишь 10% инженеров занято разработкой новых технологий. Отсюда вытекает главная проблема инженера на предприятии – проблема достаточно полного использования его творческих сил и способностей. Это зависит от него самого: будет ли он слепым исполнителем текущих заданий или будет добиваться своей истинной роли – творца новой техники и технологии.

Когда влияние инженерной деятельности становится глобальным, ее решения перестают быть узко профессиональным делом, становятся предметом всеобщего обсуждения, а иногда и осуждения.В современной ситуации выдвигается на первый план проблема этики и социальной ответственности инженера и проектировщика перед обществом и отдельными людьми.

Для практических целей оценки качества инженера, а отсюда и оценки требований к инженеру целесообразно использовать концепцию портрета инженера, включающую в себя:

1. Профессиональный портрет, т. е. знания – умения — понимание, необходимые инженеру:

Знание техники, Знание технических процессов, Умения мыслить экономическими категориями, Умения организовать работу людей, Умения ориентироваться в научно-технической информации, Умения находить нестандартные технические и технологические решения, Умения оформлять документы, Общий кругозор, культурный уровень, Знания вопросов стандартизации, метрологии и управления качеством

2. Деловые качества, вырабатываемые в процессе профессиональной деятельности инженера и ценности, определяющие в конечном счёте ориентацию инженера:

Творческий подход к делу, Инициативность, Оперативность в решении вопросов, Опыт и знания, Самостоятельность в принятии решений, Ответственность за порученное дело, Доброжелательность в отношении с людьми, Выдержка, Усидчивость, тщательность в работе, Дисциплинированность

Профессиональный портрет инженера автоматически задаёт требования к системе обучения, на его базе составляется картина инженерного образования XXI века.

Труд инженера переплетается с трудом рабочего, и лишь вместе они дают положительный результат. Из этого следует вывод, что если чей-то труд связан с трудом других людей, то во многом от него зависит качество общего труда. Труд стал коллективным и требует от каждого инженера высокого качества работы, добросовестности. Кроме этого в условиях коллективного труда многое зависит от умения инженеров найти общий язык со своими коллегами и рабочими. Требуются дипломатические таланты, умение совместно работать.

Еще одним важным свойством инженера оказывается способность обеспечить своему изделию достойное место в обществе, на рынке. А это достигается отнюдь не «технарскими» способами.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.