Сделай Сам Свою Работу на 5

К разделу 7: «Культура Нового времени»





Подготовить творческое задание по одной из тем (условия выполнения см. в п. 2.1.2)

1. История часов и механицизм новоевропейской культуры.

2. Влияние книжной культуры на народную (примеры и пояснения)Ложь и правда коллекционирования.

 

К разделу 8: «Русская Культура XVIII века»

1.Анализ материала по музейным экспозициям ГЭ и ГРМ

2.Подготовка к дискуссии: "Антиномический характер реформ Петра I"

3.Доклад на тему "Россия и Запад: социально-психологические и религиозно-эстетические взаимодействия".

К разделу 9: " Русская культура в XIX веке"

1.Анализ материала по музейным экспозициям

2.Доклад на тему: "Роль русской литературы в формировании национального познания (по выбору студентов)

3.Обзор основных источников

К разделу 10: "Культура Европы и России в XX-XXI веке. Основные тенденции и модели"

1. Выявить в форме устного сообщения (по выбору) на основании пройденного материала основные сюжеты и проблемы культуры (история, человек, свобода, творчество, память…)

2. Подготовиться к докладам (по выбору):

− историко-политическая реальность и нравственные уроки в контексте культуры



− основные художественные течения культуры в XX-XXI веке

− культурное наследие в эпоху информационных технологий: проблемы понимания и смысла

− русская культура в контексте Запада и Востока:

− культы и кумиры русского андеграунда

− взаимодействие древнерусского, классического и авангардного искусства на современном этапе.

− от "оттепели к перестройке": основные явления культурной жизни в области кино, литературы, искусства, музыки.

− о роли Слова и книжной культуры :соотношение временного и вечного

− по выбору кратко покажите эволюцию образно-символических категорий культуры (сюжет, типология героев, строение конфликта, жанры, семантика времени, пространства…)

− образно-символические категории и "лексикон" визуальной культуры.

 

Перечень вопросов для самопроверки и текущего контроля:

Контрольные вопросы к разделу 1 "Культура первобытного общества"

1. Ранние формы религии.

2. Черты первобытного мышления. Религиозно-магические институты.



3. Мифология и изобразительное искусство

4. Символизм мышления в художественном творчестве.

5. Этапы эволюции первобытной культуры

6. Региональные особенности первобытной культуры

7. Основные структурные элементы и подходы к анализу памятников мировой культуры: мировоззрение, психология, тип мышления, образно-эстетические категории, представление о времени, пространстве….

Контрольные вопросы к разделу 2: "Культура Древнего Востока. Египет. Передняя Азия. Иран"

1. Религия и категории трансцендентального;.

2. Каноническое творчество, концепция времени, пространства, идеографическая перспектива;

3. Философия власти и образ мироздания;

4. Представление о душе и загробной жизни: "Книга мертвых"

5. Политические и эстетические реформы Эхнатона

6. Памятники литературы: мифы, сказки, повести, басни, гимны, философские трактаты (по выбору)

7. Музыка и искусство

8. Христианство и Египет;

9. Культура и искусство Передней Азии. Общие религиозно-мифологические представления. Теория мироздания. Власть. Экономика.

10. Религиозные представления и эстетика Вавилона. Антропоморфные мифы. Теория красоты.

11. Религия, эстетика Ирана. Авеста. Основные божества.

12. Шумерская мифология. Конструкция космоса. Боги.

13. Аккадская мифология. Боги. Пространство. Изобразительные символы.

14. Хеттская мифология. Символика образов.

15. Хурритская мифология. Символика образов.

16. Иранская мифология.

17. Философские концепции Древнего Египта. Космогония, природа, государство.

18. Концепция царской власти Египта. Художественный образ.

19. Философские теории Месопотамии. Космос, государство, природа.



20. Этика послушания и изобразительный канон Месопотамии.

21. Искусство Передней Азии. Культурные центры – Сузы, Самарра. Проблемы композиции, ритма. Орнамент.

22. Искусство Шумер.

23. Искусство Аккад.

24. Искусство печатей в Передней Азии.

25. Искусство Ассирии. Канон. Эволюция стиля.

26. Искусство Ирана эпохи Ахеменидов.

27. Религиозно-онтологические символы Древнего Востока.

Контрольные вопросы к разделу 3 «Культура античного мира»

1. Дайте общую характеристику искусства Древней Греции

2. Выберите несколько понятий, самым полным, на ваш взгляд, образом передающих сущность древнегреческой культуры.

3. Какие, на ваш взгляд, феномены культуры, наиболее полным образом представляют культуру Древней Греции.

4. Дайте общую характеристику древнегреческой мифологии. Проанализируйте подробнее те мифы, которые, по-вашему, наиболее адекватно отражают существо греческой культуры. Проанализируйте также те мифы, которые наиболее полно выражают ваше собственное мировоззрение.

5. Был ли Гомер? Опишите этапы диартхозиса.

6. Кто из александрийского канона лириков вам ближе?

7. В чём нельзя соревноваться?

8. Проанализируйте одну из трагедий Эсхила. Объясните свой выбор.

9. Проанализируйте одну из трагедий Софокла. Объясните свой выбор.

10. Проанализируйте одну из трагедий Еврипида. Объясните свой выбор.

11. Проанализируйте одну из комедий Аристофана. Объясните свой выбор.

12. Является ли смерть освобождением для трагического героя? Освободила ли смерть Гамлета?

13. Сравнима ли сила трагедийного пантеона с Олимпийским?

14. Что такое добродетель? Меняются ли представления о ней в истории культуры?

15. Есть ли идеи без вещей?

16. Можно ли доказать существование единого?

17. Чем природа фисиологов отличается от природы естествоиспытателей?

18. Почему первый двигатель неподвижен?

19. Почему Платон считал, что лучше говорить, чем писать книги?

20. Может ли философ заботиться о мелочах?

21. Проанализируйте легенды и анекдоты о древнегреческом искусстве. Охарактеризуете собирательный образ художника на этом материале.

22. Как понимали искусство древние греки?

23. Чему и как учились древнегреческие дети?

24. Что такое пайдейа?

25. Были ли древнегреческие храмы музеями?

26. Что такое эллинизм? Опишите судьбу этого понятия и явления.

27. Охарактеризуйте наиболее выдающиеся памятники эллинистической культуры?

28. Дайте общую характеристику искусства эпохи Эллинизма

29. Как была устроена Александрийская библиотека?

30. Почему Александрийская библиотека стала центром притяжения для учёных всего мира?

31. В чём заключался идеологический посыл Птолемеев, основавших Александрийскую библиотеку.

32. Охарактеризуйте основные направления влияния римской культуры на европейское мировоззрение последующих веков.

Контрольные вопросы к разделу 4 «Средневековая культура Европы»

1. Насколько основные понятия средневековой культуры заимствованы из Античности? Насколько основные понятия средневековой культуры актуальны для культуры современной?

2. Опишите причины перехода от античности к средневековью. Не замечаете ли вы каких-то аналогий с современным состоянием культуры?

3. Дайте общую характеристику культуры раннего средневековья.

4. Что такое символ? Менялось ли понимание символа в истории культуры?

5. Что такое экзегетика? Каким эпохам культуры наиболее соответствует использование этого метода? Каким не соответствует категорически?

6. Опишите основные черты византийской культуры

7. Дайте общую характеристику Империи в эпоху Юстиниана.

8. Что такое кодекс Юстиниана? Дайте оценку степени его влияния на культуру.

9. В чём смысл империи? Каково место императора в средневековом мире? Что значит обоснованность претензий на императорский титул? Кто из средневековых и новоевропейских властителей носил этот титул по праву?

10. Проанализируйте аргументы иконоборцев.

11. Проанализируйте аргументы православных защитников икон.

12. Опишите роль иконопочитания в европейской культуре.

13. Дайте общую характеристику искусства Византии

14. Охарактеризуйте роль крестовых походов в формировании западноевропейской культуры.

15. Дайте описание Константинополя в 1204 г.

16. Назовите основные темы православного богословия.

17. Опишите содержание понятий: Единосущий, ипостась, теозис, энергия.

18. Похожа ли христианская молитва на древнегреческий гимн?

19. Как связано понимание первородного греха с продажей индульгенций, протестантизмом и капитализмом?

20. Что такое ересь? Назовите крупнейшие еретические течения в средневековье?

21. Что такое церковь? Каковы её задачи в средневековом обществе?

22. Дайте общую характеристику средневековой науки?

23. Дайте характеристику исторических произведений Анны Комниной и Никиты Хониата.

24. От кого арабы узнали об Аристотеле?

25. Как описывал мир Косьма Индикоплов? Чем образ шара отличается от образа шатра в описании мира?

26. Что такое Суда?

27. Где и когда появились первые университеты? Опишите влияние византийской культуры на становление западноевропейской и славянской культур.

28. Что такое Православное возрождение?

29. Как исихазм пришёл на Русь?

30. Что такое византийский гуманизм?

Контрольные вопросы к разделу 5: "Культура Древней Руси X-XVII вв."

1. Византия и Русь: опыт культурно-исторического диалога

2. Основные этапы и периодизация древнерусской культуры

3. Политические и духовные лидеры

4. Духовно-материальные памятники Киевской Руси и Владимиро-Суздальского княжества

5. Духовно-политическая культура Древней Руси

6. Евангелие и древнерусская литература

7. Наиболее яркие памятники в литературе, иконописи, церковном зодчестве в X-XIII веке. Византийское наследие в национальном осмыслении.

8. Наиболее значимые ансамбли и памятники архитектуры и древнерусской живописи XIV-XV века.

9. Шедевры храмового зодчества (по выбору): Новгород, Псков, Москва…

10. Троице-Сергиева лавра – образ национального бытия

11. Слово и образ.

12. Творчество Ф.Грека, А. Рублева и Дионисия

13. Московская Русь в образах зодчества

14. Общественно-политическая мысль вXVI веке.

15. Письменность и книгопечатание.

16. Русь и Запад в "бунташном веке"

17. Культура русского барокко (поэзия, зодчество)

18. Музыка и театр вXVII веке.

19. "Слово к люботщательному иконного писания" Симона Ушакова

Контрольные вопросы к разделу 6 «Культура Возрождения и Реформации»

1. В чём историческая ценность итальянского возрождения?

2. Дайте общую характеристику основных идей эпохи Возрождения.

3. Какая идея эпохи Возрождения сформирована на основе античной пайдейи и христианской концепции личности?

4. Дайте общую характеристику искусства эпохи Возрождения. Как связано понимание первородного греха с продажей индульгенций, протестантизмом и капитализмом?

Контрольные вопросы к разделу 7 «Культура Западной Европы от Нового времени до современности»

1. Сравните парадигмы учёности: древнегреческой, византийской, западноевропейской в позднее средневековье и в Возрождение, современной.

2. Дайте общая характеристику новоевропейской культуры

3. Что такое идеология?

4. Почему андерсеновская принцесса предпочитает искусственного соловья настоящему?

5. Культура западноевропейского Просвещения.

6. Что такое социальное утопия?

7. Охарактеризуйте роль воспитания в идеологии Просвещения.

8. Опишите трансформации музея в истории культуры

Контрольные вопросы к разделу 8: "Русская культура XVIII века"

1. Традиции христианской культуры в русской культуре XVIII века

2. Философско-эстетические направления в культуре России

3. Общая характеристика реформ Петра1: национальные традиции и европеизация

4. Концепция художественных стилей (барокко, классицизм, сентиментализм).

5. Культура Петербурга.

6. Исторические и художественные персоналии эпохи

7. Роль Академии художеств в культуре России

8. Век Просвещения. Наука, образование, искусство.

9. Типология жанров, сюжетов, образно-символических характеристик

Контрольные вопросы к разделу 9: "Русская культура в XIX веке"

1. Духовно-религиозные и культурно-эстетические символы и смыслы основных течений в России и Европе

2. Западники и славянофилы о судьбах России

3. Основные художественные объединения и персоналии эпохи

4. Роль русской литературы: философия жизни, характеры и драматургия

5. От романтизма до иррационализма: литература, искусство, театр, музыка

6. Тема "маленького человека". Русские художники и писатели – "печалование о мире"

7. Серебряный век в культуре России

Контрольные вопросы по разделу 10: "Культура Европы и России в XX-XXI веке. Основные тенденции и модели"

1. Основные стилистические направления русской культуры в контексте историко-социальной динамики.

2. Эволюция культуры в контексте философско-эстетического развития России.

3. Какие типы героев, социально-психологических, национально-религиозных и нравственно-эстетических конфликтов нашли отражение в эволюции русского искусства XVIII-XX вв.

4. Тема власти, соборности, народности, "хора".

5. Раскроете взаимодействие религиозного и светского символизма.

6. Выявите основные аспекты православного мировоззрения на примере отдельных эпох (по выбору).

7. Выявите содержательные смыслы стилистических течений от барокко до авангарда. Что или кто мог бы войти в образ "культуры барокко, романтизма, реализма, символизма".

8. Назовите наиболее яркие течения, имена и памятники в культуре XVIII века.

9. Раскройте специфические историко-социальные и художественные явления в культуре XIX века (литература, театр, живопись, музыка…)

10. На примере различных этапов русской культуры проанализируйте образы личности и мировоззренческие модели.

11. Определите кризисные социально-исторические эпохи, вызвавшие духовно-эстетические трансформации в бытии нации. Классы, группы, стратификация русского общества в образах культуры.

11. Портреты творческой интеллигенции: философы, ученые, писатели, музыканты, художники.

12. Какова концепция природы на разных стадиях культуры.

13. В контексте языческого, христианского и неоязыческого мышления раскройте эволюцию и пути развития русской культуры в XX веке. Образы духа, мира, человека.

14. Как выражалось взаимодействие России-Запада-Востока в образах философии и искусства..

15. Соотношение сакрального и повседневного, "элитарного и массового" в культуре XX века. Назовите основные течения в культуре второй половины XX века.

16. Политика, рынок, материально-технологические составляющие в современной культуре.

17. Жанровая специфика современной культуры и влияние визуальных технологий на ее прочтение и осмысление.

18. Канон и свобода: соотношение нравственно-этических, философско-мировоззренческих и эстетических принципов в культуре. Приведите примеры образы "авангардного мышления" в истории русской культуры.

19. "Все и ничто" XX века: культура "боли, шока или вседозволенности"?

Перечень вопросов к промежуточной аттестации (экзамен):

Перечень вопросов для промежуточной аттестации по разделам 1-5:

  1. История культуры: содержание понятия
  2. Общая характеристика первобытной культуры
  3. Основные черты первобытного мышления.
  4. Ранние формы религии архаических обществ.
  5. Основные этапы, стилистические направления и памятники материальной культуры первобытного мира
  6. Философские концепции Древнего Египта. Космогония, природа, государство.
  7. Концепция царской власти Египта.
  8. Философские теории Месопотамии. Космос, государство, природа.
  9. Этика послушания и изобразительный канон Месопотамии.
  10. Шумерская мифология. Конструкция космоса. Боги.
  11. Аккадская мифология. Боги. Пространство. Изобразительные символы.
  12. Сравнительный анализ мифологии Шумер и Вавилона.
  13. Космогоничекие воззрения в Вавилоне.
  14. Мифологические символы Древнего Востока (космос, древо жизни, богиня-мать, числа, письмена...).
  15. Основные понятия древнегреческой культуры.
  16. Древнегреческий эпос.
  17. Древнегреческая хоровая лирика.
  18. Агон и теория как две стороны культуры.
  19. Феномен древнегреческой трагедии.
  20. Общая характеристика древнегреческой философии.
  21. Этические положения в трагедии и философии.
  22. Пластический характер древнегреческого искусства.
  23. Образование и воспитание в античности.
  24. Теория мимесиса и античное искусство.
  25. Диалогический характер древнегреческой культуры.
  26. Древнегреческая мифология.
  27. Походы Александра Македонского и образование эллинистического мира.
  28. Общая характеристика эллинистической культуры.
  29. Александрийская библиотека и Мусейон как выражение духа эллинистической культуры.
  30. Культура раннего средневековья.
  31. Памятники эллинистической культуры.
  32. Культура Рима: зрелище, архитектура, военное и политическое устройство
  33. Причины перехода от античности к средневековью.
  34. Символизм и экзегеза в раннехристианской культуре.
  35. Добродетель в античности и Средневековье.
  36. Основные этапы Средневековой культуры.
  37. Основные темы средневекового богословия.
  38. Культурные влияния и заимствования в эпоху средневековья.
  39. Добродетель в античности и Средневековье.
  40. Основные понятия средневековой культуры.
  41. Иконопочитание и иконоборчество в средневековой культуре. Роль иконопочитания в европейской культуре.
  42. Православное богословие и его влияние на культуру
  43. Шестоднев как феномен средневековой культуры
  44. Византийская учёность и образованность. Влияние византийской культуры на становление германской и славянской культур.

Перечень вопросов для промежуточной аттестации по разделам 5-10:

  1. Основные этапы древнерусской культуры
  2. Культура Византии и ее значение для развития древнерусской культуры
  3. Культура Киевской Руси
  4. Культура в X-XIII века
  5. Культура Руси в период раздробленности.
  6. Русская культура второй половины XIII-XV века.
  7. Русская культура XV-XVI века.
  8. Ансамбли Московского Кремля
  9. Русская культура XVII века.
  10. Феномен юродства в русской культуре.
  11. Художественная культура России XVIII века (литература, архитектура, живопись)
  12. "Петровское время" в русской культуре. Основание Петербурга. Первые русские пенсионеры
  13. Екатерина II и русское Просвещение. От классицизма к сентиментализму. Жизнь "сердца и ума".
  14. Академия художеств и ее роль в русской культуре
  15. Русский портретный жанр (Рокотов, Левицкий, Боровиковский, Шубин)
  16. "Золотой века" русской культуры. От Пушкина до Чехова
  17. Культура России в первой половине XIX века: дореформенный период.
  18. Культура России в эпоху Александра II
  19. Основные стили, течения и объединения в культуре XIX века.
  20. Модели образования.
  21. Серебряный век. Духовно-эстетический образ эпохи. Символизм и модерн.
  22. Концепции художественных объединений "Мира искусства", "Голубой розы", "Бубнового валета", "Союза молодежи"…
  23. Философия, эстетика и персоналии русского авангарда. Футуризм.
  24. Творчество П. Филонова, В. Кандинского и К Малевича в контексте национального и европейского искусства.
  25. Культура первой половины XX века.
  26. От "оттепели" до "перестройки". Россия на рубеже эпох.
  27. Стилистические направления второй полвины XX века.
  28. Структура анализа художественной культуры
  29. Роль крестовых походов в формировании западноевропейской культуры
  30. Основные идеи Возрождения, их антично-христианский генезис (личность, свобода, трансцендентность).
  31. Ренессансные основания антропоцентризма.
  32. Общая характеристика новоевропейской культуры
  33. Роль идеологии в культуре Нового времени.
  34. Часы: механицизм в культуре
  35. Романтизма в европейской культуре.
  36. История визуальной культуры.
  37. Исторические типы научного знания.
  38. Исторические типы культуры.
  39. Основные характеристики культуры XX века.
  40. Основные стратегии герменевтики искусства.
  41. Музей и книга в истории европейской культуры.
  42. Концепция культурного наследия в истории культуры.

 

Кадровое обеспечение

2.2.1. Требования к образованию и (или) квалификации штатных преподавателей и иных лиц, допущенных к преподаванию дисциплины

К чтению лекций должны привлекаться преподаватели, имеющие ученую степень кандидата или доктора наук (в том числе степень PhD, прошедшую установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и/или ученое звание доцента.

2.2.2. Требования к обеспеченности учебно-вспомогательным и (или) иным персоналом

Нет

2.2.3. Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса

Анкета-отзыв на дисциплину «История мировой культуры»

Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине. Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу проставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведитевыбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.

1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Комментарий______________________________________________

2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Комментарий______________________________________________

3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Комментарий______________________________________________

4. Какой из модулей (разделов) дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и/или применения в последующей практической деятельности?

Комментарий______________________________________________

5. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?

Комментарий______________________________________________

Что запомнилось из курса лекций? _____________________________________________ _________________

Что показалось самым сложным? _______________________________________________________________

СПАСИБО!

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.