Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 1. Введение. Культура как предмет изучения





Правительство Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

Философский факультет

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

История мировой культуры

History of World Culture

 

Язык обучения русский

Трудоёмкость 7 зачётных единиц

 

Регистрационный номер рабочей программы:

код года утверждения   код факультета или иного структурного подраздел.   Порядковый номер или шифр
  /   /  

 

Санкт-Петербург – 2012


Раздел 1. Характеристики, структура и содержание

Учебных занятий

 

1.1. Цели и результаты изучения дисциплины.

Подготовка по данной рабочей программе учебной дисциплины является составной частью основной образовательной программы (ООП) по направлению 072300 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» с присвоением квалификации (степени) бакалавра. Данная рабочая программа реализуется на основе требований компетентностно-ориентированного учебного плана и ориентирована на приобретение студентами ряда общекультурных и профессиональных компетенций в той мере, в таком ракурсе и объеме, который задается характером проблематики, теоретико-методологическими основаниями и практико-прикладными аспектами современной музеологии.



В данной программе сформулированы следующие цели:

- формирование у студентов представления о различных интерпретациях понятия культуры;

- овладение базовыми терминами, понятиями, относящимися к предмету истории мировой культуры;

- формирования знаний об основных этапах истории мировой культуры;

- формирование у студентов самостоятельной способности к суждениям по проблемам истории мировой культуры с помощью методов, используемых современными науками о культуре.

Результаты изучения дисциплины:

- выработаны знания определений, этапов и закономерностей развития культуры;

- пройден и закреплен категориальный аппарат;

- сформированы представления о важнейших особенностях различных эпох истории мировой культуры, о современных проблемах и тенденциях развития культуры.

- сформированы, развиты и закреплены практические навыки анализа явлений культуры.



Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты).

Студенты должны обладать компетенциями, сформированными в средней школе, а также знаниями по истории в объеме средней школы.

Перечень формируемых компетенций (результаты обучения).

Студент должен:

ОБК 4 - Способен понимать значение культуры, как формы человеческого бытия и руководствоваться в своей деятельности принципами толерантности, диалога и сотрудничества, готов к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям.

 

Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимся.

Студент должен:

- знать варианты определения понятия культуры, основные подходы к изучению культуры;

- овладеть категориальным аппаратом предмета и иметь практические навыки его применения;

- уметь анализировать и выявлять смысл культурно-исторических явлений в их связи друг с другом;

- мотивированно оценивать явления современной культуры и грамотно аргументировать собственную позицию по отношению к ним.

Перечень и объём активных и интерактивных форм учебных занятий.

Компетентностно-ориентированным учебным планом при изучении данной дисциплины предусмотрено проведение коллоквиумов и семинаров

В рамках данного курса используются такие активные формы работы, как:

Активные формы обучения:

1. Дискуссия по вопросам истории мировой культуры, ее важнейших этапов и духовно-эстетических смыслов.

2. Краткий анализ памятников, находящихся в музейных экспозициях (ГЭ, ГМИР, ГРМ) по темам истории мировой культуры: язычество, античность христианство, Новое время, современность, русская культура.



3. На основании пройденного материала осмыслить методику и принципы анализа памятников материальной культуры

При подготовке индивидуального задания студент может при необходимости обратиться к преподавателю за консультацией.

Интерактивные формы обучения:

1. дискуссия по теме «Язычество, Христианство: сравнительный анализ путей развития европейской и отечественной культуры»,

2. коллоквиум по теме «Этруски и древнеримская культура»,

3. представление и обсуждение творческих заданий,

4. семинары по темам курса.

При изложении части тем применяется мультимедиа-проектор для проведения презентаций и демонстрации видеоматериалов занятий.

Организация учебных занятий.

Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся

Код раздела в составе дисциплины Аудиторная учебная работа обучающихся Самостоятельная работа объём активных и интерактивных форм учебных занятий трудоёмкость
лекции семинары консультации практические занятия лабораторные работы контрольные работы коллоквиумы текущий контроль промежуточная аттестация под руководством преподавателя в присутствии преподавателя в т.ч. с использованием метод. материалов текущий контроль промежуточная аттестация
1 — 5 28 30 6 2 4 1 17 27 34 4
10-25 10-25 10-25 10-25 10-25 10-25 10-25 10-25
5 — 10 30 32 6 2 4 1 16 27 32 3
10-25 10-25 10-25 10-25 10-25 10-25 10-25 10-25
Итого: 58 62 12 4 8 2 33 54 66 7
                                             

 

Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Код модуля в составе дисциплины Промежуточная аттестация Текущий контроль
Виды Сроки Формы Сроки
очная форма обучения
  Разделы 1-5 экзамен В конце 2 семестра (в период сессии) Контроль посещаемости   Контроль работы на семинаре Ежен.     Ежен.
    Защита творческих заданий По мере выполнения
  Разделы 5-10 экзамен В конце 3 семестра (в период сессии) Контроль посещаемости   Контроль работы на семинаре Ежен.     Ежен.
    Защита творческих заданий По мере выполнения

 

1.7. Структура и содержание учебных занятий

Цель курса: Углубленное осмысление студентами духовно-нравственного и духовно-эстетического бытия культуры, формирование целостного миросозерцания, изучение историко-культурного и художественного процесса, генезис культурных смыслов. Одной из главных задач является раскрытие духовно-эстетических основ культуры как образа бытия, освоение общемировых, национальных и региональных особенностей развития. Изучение мировой и отечественной культуры проводится на фоне широких исторических и временных рамок – от язычества до XXI в, выявляющее междисциплинарные взаимодействия в социогуманитарной сфере, связи культуры с религией, богословием, философией, литературой, театром, музыкой. Исследование традиционных, канонических и креативных форм мышления, изучение национальной и общечеловеческой модели духовного развития предполагает свободную вариативность структуры лекций: Логос – Космос – Мир – Текст – Образ – Знак. В каждом фрагменте исторической эпохи связываются религиозно – философские, социально-исторические, психологические, историко-художественные, искусствоведческие и филологические подходы. Данное рассмотрение позволяет представить историю культуры как глобальную историю духовной и материальной жизни человечества.

Методология курса основана на ценностно-онтологическом подходе к истории мировой культуры, выявляющего в историко-политической реальности соотношение духовно-нравственных и культурно-эстетических принципов развития общества, глубинных междисциплинарных связей богословия, философии, антропологии, социологии, психологии, литературы и искусства.

РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ ЯЗЫЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

 

Тема 1. Введение. Культура как предмет изучения

Структура культуры. Культура и цивилизация. Типологические характеристики культуры. Культура и цивилизация. Онтология культуры. Типология культуры и основные направления в культурологии. Историческая типология культур и теория локальных цивилизаций (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П.А. Сорокин). Психоаналитическая школа. Типологические характеристики культур (субкультура и контркультура, массовая и элитарная, традиционная и инновационная; национальная и региональная).Культура в контексте национального сознания и самопознания. Значение исторического знания. Историко-культурный процесс. Историко-культурная преемственность. Культурные ареалы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.