|
В монологической речи говорящий, с одной стороны, выражает свою эмоциональность, а с другой - воздействует на слушателя ( читателя) средствами, заимствованными из процесса общения.
Абзац - это часть текста, представляющая законченный по смыслу отрезок произведения, окончание которого служит естественной паузой для перехода к новой мысли ( или микротеме)
.- Cовременный российский лингвист Л.Ю.Максимов утверждает: «При помощи абзацного отступа( или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения».Попробуем разобраться в смысле этого высказывания. Абзац-это часть текста между двумя отступами, или красными строками. Функции абзаца различны. Чаще всего абзац служит для группировки суждений по смыслу. Так, в предложениях 4-9 , из которых состоит второй абзац, приводится описание девочки, похожей на куклу из-за своего маленького роста. Автор показывает нам схожесть девочки со статуэткой. В предложениях 12-16 ,составляющих четвертый абзац текста, автор показывает нам чувства маленькой девочки, возвышающейся над царством игрушек и чувствующей себя их повелительницей. А каждое из предложений 26-28 представляет собой короткий абзац, в них приведен диалог между мамой и дочкой, указанные абзацы разделяют реплики двух разных лиц. Всё это говорит о том, что прав Л.Ю.Максимов , который утверждает: «При помощи абзацного отступа( или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения».
- Абзац можно рассматривать и как литературный прием. Он отражает намерение художника выделить в особую группу те или иные части произведения, он делает отчетливыми группировки эмоций, идей, образов ( пр.: характеристика действующего лица, описание местности и пр.), Также красной строкой отделяется существенный поворот в развитии сюжета, новый момент в тексте, где события даются в непосредственной связи. Там, где передаются рассуждения автора, размышления действующих лиц, абзац подчеркивает логическую связь между идеями.
Местоимение – такая часть речи, которая не называет предмет или признак предмета, но указывает на них. Местоимения могут в нужном случае заменять существительные, прилагательные или причастия, числительные. Благодаря этому свойству они служат средством связи предложений в тексте.
- Местоимения помогают объединять простые предложения в сложные, соединять предложения в связный текст, избегать нежелательных повторов. - относительные местоимения кто, что, какой, чей, каков, который, сколько служат для связи частей сложноподчиненного предложения. - вопросительные местоимения используются в вопросительных предложениях
Разряды местоимений по лексическому значению.
1. Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Личные местоимения указывают на участников диалога (я, ты, мы, вы), лиц, не участвующих в беседе, и предметы (он, она, оно, они).
2. Возвратное: себя. Это местоимение указывает на тождественность лица или предмета, названного подлежащим, лицу или предмету, названному словом себя (Он себя не обидит. Надежды себя не оправдали).
3. Притяжательные: мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету (Это мой портфель. Его размер очень удобен).
4. Указательные: этот, тот, такой, таков, столько, сей (устар.), оный (устар.). Эти местоимения указывают на признак или количество предметов.
5. Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяк (устар.), всяческий(устар.). Определительные местоимения указывают на признак предмета.
6. Вопросительные: кто, что, какой, который, чей, сколько. Вопросительные местоимения служат специальными вопросительными словами и указывают на лица, предметы, признаки и количество(Кто пришёл? Чей билет? Сколько времени?).
7. Относительные: служат для связи частей сложноподчиненного предложения. (Я узнал, кто пришёл. Это дом, который построил мой дед).
8. Отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей. Отрицательные местоимения выражают отсутствие предмета или признака, местоимения (Никто не ответил. Некого обвинять).
9. Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, несколько, а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений с помощью приставки кое- или постфиксов -то, -либо, -нибудь: кое-кто, кто-то, что-нибудь и др. (Кто-то позвонил. Кое-кого уволят).
10. Под лексическим повтором понимается повторение слова, словосочетания или предложения в составе одного высказывания (предложения, сложного синтаксического целого, абзаца) и в более крупных единицах коммуникации, охватывающих ряд высказываний. Благодаря повторению слов или словосочетаний на них фиксируется внимание читателя, тем самым усиливается их роль в тексте. Повтор придает связность, подчеркивает важнейшие мысли, также он подчеркивает упорядоченность построения высказывания. К видам повтора относятся анафора, эпифора. 1)В поэтических произведениях как средство выразительности используются такие виды лексического повтора, как анафора и эпифора. Звуковой повтор в поэтическом тексте делает этот процесс максимально ощутимым, а механизмы обеспечения плавности, гибкости. Анафора — это повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание. Ею нередко пользуются поэты: Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем. Клянусь позором преступленья И вечной правды торжеством. (М Лермонтов) Повторы в конце предложения (абзацев и т. д.) носят название эпифоры (концовка). Эпифора — повторение слов или словосочетаний в конце строк. Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! (А Блок) 2)Наиболее обычная функция повтора — функция усиления. Высокая плотность повторов указывает на сильные позиции текста
11. Действительно, всё, что существует в мире, вокруг нас, названо именем существительным. Имена существительные – самая многочисленная армия слов, они составляют 40% всех слов русского языка, то есть почти каждое второе слово – имя существительное. Без существительных люди не смогли бы назвать ни одного предмета, не знали бы, о чем или о ком идет речь, не могли бы точно указать ни время, ни место. С помощью существительных мы называем того, кто что-то делает. Шьёт кто? Лечит людей… . С помощью существительных мы говорим, кто есть кто, что есть что: Мой папа шофёр (кто?). Моя мама… .Мой брат… . Парта – это мебель. С помощью существительных мы называем то, с чем связано действие: Я читаю книгу (что?). Я пишу что? Я смотрю на что?
Предметы окружающей нас действительности имеют свои названия, т. е. «имена». Существительное как часть речи открывает список морфологических имен: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное. Без существительного невозможно общение, так как в предложении чаще всего устанавливаются связи и отношения между предметами. Существительные, стоящие в начале текста, часто определяют его тему (тему общения). Поэтому они являются ключевыми словами текста. Например: Одесса, моя Одесса!.. Я иду по платановому туннелю Пушкинской улицы. Я вижу, я слышу тебя, мой чудесный город,— город-герой, город-весельчак, город-красавец. (Л. Утёсов.) Нередко текст начинается одним или несколькими существительными, обозначающими не только тему, но и место и время того, о чём говорится в тексте, усиливая тем самым его цельность: Март. Вечер. После короткого потепления снова похолодало, выпал снежок. И всё же это март, не январь. Весна чувствуется в' воздухе. (Л. Платов.)
12. Монолог ( монологическая речь) - вид речи, полностью или частично не связанный (в отличие от диалогической речи) с речью собеседника в содержательном и в структурном контексте.
Монологическая речь обладает гораздо большей степенью традиционности при выборе языковых, композиционных и других средств, имеет, как правило, более сложное синтаксическое построение по сравнению с репликами в диалоге.
Монологическая речь, имеющая внешнего адресата, характеризуется такими общими признаками, как наличие в ней обращений, а также местоимений и глаголов второго лица, глаголов повелительного наклонения и других форм волеизъявления.
Ориентируясь на устное высказывание, монологи свободно допускают употребление разговорной и экспрессивно окрашенной.
В монологической речи говорящий, с одной стороны, выражает свою эмоциональность, а с другой - воздействует на слушателя ( читателя) средствами, заимствованными из процесса общения.
7. Употребление сложных предложений - отличительная черта книжных стилей. В художественных текстах наиболее широко используются бессоюзные сложные предложения.
Обращение к сложносочиненным предложениям оправдано при описании каких-либо фактов, наблюдений, констатации результатов исследований.
Значительно богаче и многостороннее по своим стилистическим и семантическим особенностям сложноподчиненные предложения, которые занимают достойное место в любом из книжных стилей. Сложноподчиненные предложения как бы «приспособлены» для выражения сложных смысловых и грамматических отношений.
Среди сложноподчинённых предложений самыми употребительными являются предложения с определительной и изъяснительной придаточными частями. В этом можно убедиться, раскрыв любую газету и сразу же обнаружив множество таких конструкций.
Пример сочинения: В тексте Н. Сладкова преобладают именно такие конструкции. Рассмотрим предложение 3. СПП с придаточным определительным. В предложении 6 пять придаточных частей, из них четыре – определительные. В предложении преобладает однородное подчинение – одно из синтаксических средств выразительности речи. Предложение 11 состоит из двух смысловых частей, вторая часть - СПП с придаточным определительным.
Таким образом, сложное предложение даёт возможность выразить более сложные мысли, понятия, явления. Но, выбирая вид сложного предложения, надо помнить: слишком многочленное предложение может оказаться тяжеловесным, громоздким, и это затруднит восприятие текста, сделает его стилистически неполноценным.
- Сложное предложение более информативно, чем два простых, входящих в его состав. Это может быть добавочная информация к содержанию первой части. Сложное предложение богаче, сложнее того, что передается с помощью простых. Речь наша становится разностороннее, потому что весьма разнообразны и смысловые отношения между частями сложного предложения. Это интонация, сочинительная и подчинительная связь, выраженная союзами и союзными словами.
- В сложносочиненных предложениях отношения между частями равноправны, в сложноподчиненных— нет. Использование придаточных, относящихся к одному главному или слову в нем и отвечающих на один и тот же вопрос — одно из синтаксических средств выразительности речи. Такие предложения помогают более точно, полно, эмоционально передать чувства, мысли автора и героев текста.
- Говоря о стилистической роли сложных предложений, мы остановимся на одном из видов сложных предложений – бессоюзных сложных предложениях. Эти конструкции в большей степени характерны для стиля художественной литературы.
БСП с запятой используются автором в том случае, если
необходимо создать динамичное описание, показать движение.
БСП с точкой с запятой уместны в статичных описаниях, когда нужно нарисовать целостную картину, показав её во всех деталях.
БСП рисуют картину более лаконичным, емким способом, придают речи живой, непринужденный характер.
- Автор использует двоеточие в БСП, чтобы показать причинные, пояснительные отношения между предикативными частями БСП, сделать речь более емкой, лаконичной.
- Рассмотрим предложение Кругом еще светит солнце: охотиться еще можно.
2-ое простое предложение в данном БСП указывает на следствие, вытекающее из содержания первого. Кругом еще светит солнце, так что охотиться еще можно.
- Употребление БСП дает автору возможность выразить различные смысловые отношения: соединительные с указанием на одновременность происходящего, временные, причинно-следственные; нарисовать картину эмоционально, динамично.
- Знаки препинания помогают воплощению авторского замысла, отражая на письме различные смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав БСП.
Тире ставится между простыми предложениями в составе бессоюзного при следующих условиях:
1.Второе предложение являет собой следствие первого. Между предложениями возможна постановка союзов "поэтому"или "так что": Резкий воздух омыл лицо холодной водой - (поэтому) сон сразу прошел (К.Паустовский).
2.Первое предложение обозначает время или условие действия второго предложения. В первом предложении возможна постановка слов “когда”или “если”:(Если)В путь собираешься - разузнай дорогу (пословица).
3.Простые предложения в составе бессоюзного сложного противопоставлены по смыслу. Возможна постановка союза “а”: Труд человека кормит -(а)лень портит (Пословица).
Двоеточие ставится между простыми предложениями в составе бессоюзного при следующих условиях:
1. Второе предложение называет причину того действия, о котором говорится в первом. Между предложениями возможна постановка союза “потому что”:Пускаться плыть теперь беда:(потому что) мой челн не крепок, весла ломки (В.Жуковский).
2. Второе предложение раскрывает, поясняет содержание первого. Возможна постановка между предложениями слова “а именно”: Старик сделал исключение в своем образе жизни в честь приезда сына (а именно): он велел впустить его в свою половину во время одевания перед обедом (А.Толстой).
3. Второе предложение дополняет содержание первого. Возможна постановка между предложениями союза “что”. В первом предложении сказуемое часто выражено глаголом восприятия - увидел, услышал, почувствовал и т.п.: В бледном свете зари стояла в кадке маленькая береза, и я вдруг заметил: (что)почти вся она за эту ночь пожелтела(К.Паустовский).
13. РАССУЖДЕНИЕ – тип речи, в котором происходит словесное изложение, разъяснение, подтверждение или опровержение какой-либо мысли.
Цель рассуждения – исследовать предмет или явление, раскрыть их внутренние признаки, рассмотреть (представить читающему) причинно-следственные связи событий или явлений, передать размышления о них автора, оценить их, обосновать, доказать или опровергнуть ту или иную мысль, положение. Как правило, композиция рассуждения строится по модели: тезис, доказательство (ряд аргументов, в качестве которых используются факты, описания, примеры ) и вывод.
В художественных текстах рассуждение используется в авторских отступлениях, объясняющих психологию и поведение персонажей, при выражении морально-нравственной позиции автора, его оценки изображаемого.: В рассуждении часто встречаются лексические сигналы причинно-следственной связи: вводные слова и предложения во-первых, во-вторых, следовательно, итак, кроме того, наконец, далее, в заключение и др , вопросительные конструкции: К чему послужило мне то, что почти в утробе матери я был уже гвардии сержантом? Куда это меня завело? (А. Пушкин) и др.
Главная задача автора при рассуждении — обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить причины того или иного явления, события, его сущность. Рассуждение обычно состоит из двух частей. В одной части содержится утверждение (тезис), которое нужно доказать, либо вывод, который следует из доказательства. В другой части дается обоснование тезиса: приводятся аргументы (доводы, доказательства) и примеры.
14. Частица — служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки значения или служит для образования форм слов.
Разряды частиц по значению
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|