|
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА И НОВЫЕ СМИ
Основной сегмент рынка телекоммуникаций России по-прежнему
формируется передающими предприятиями телерадиовещания и операторами стационарной телефонии, использующими устаревшее аналоговое оборудование, однако в крупных городах быстро развивается Интернет и мобильная телефония. Число стационарных телефонов на 1000 чел., по оценкам Всемирного банка, в России достигало 243 (2002), что является следствием значительного уровня государственного контроля в отрасли. Напротив, в тех сферах, где вмешательство государства минимально, уровень развития телекоммуникационного сектора достаточно высок. По данным Фонда общественного мнения и Министерства информационных технологий и связи, к 2005 г. количество пользователей Интернетом в России в начале 2006 г. составило 21,8 млн чел., причем это число увеличилось на 0,9 млн чел. с середины 2005 г. и на 7,1 млн чел. с начала 2004 г. По данным британского журнала Economist, число пользователей мобильными телефонами на 1000 чел. в России составляло 253, российские же оценки были более оптимистичными — 53% населения.
В контексте национального медиарынка заметным фактором стал Интернет, поскольку пользователями глобальной Сети в России являются наиболее активные группы населения, многие компании включают Интернет в структуры управления и распространения, предлагают интерактивные услуги и содержание, а органы государственной власти расширяют свое информационное присутствие в Сети. В 2005 г. количество пользователей Интернета в России увеличилось до 22 млн чел., обозначив 19%-ный рост по сравнению с предыдущим годом. Фактически каждый шестой россиянин пользовался глобальной Сетью. Аудитория Рунета — российского сегмента глобальной Сети, несмотря на определенную ограниченность, состояла из активного ядра — 30% пользователей, а также регулярных и нерегулярных пользователей. Поданным опроса исследовательского холдинга ROMIR Monitoring, активная аудитория российского Интернета составляет 13% от всего населения страны. По данным статистики SpyLOG, ежегодный относительный рост аудитории в последние годы достигает 40%. Общее количество русскоязычных пользователей в мировом Интернете — 28-32 млн.
Типичными пользователями в настоящее время являются молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет, с высшим образованием или учащиеся, работающие в органах государственного управления, частных компаниях и СМИ. Доля женщин среди российских пользователей уже приблизилась к половине. Несмотря на рост числа домашних подключений, большая часть выхода в Сети пока происходит из офисов. Это, несомненно, связано с низкой насыщенностью домохозяйств компьютерами; по данным Economist, в 2005 г. на 1000 россиян приходилось 89 ПК. Традиционно основная часть интернет-аудитории сосредоточена в Москве и Санкт-Петербурге, однако в 2000-е гг. география глобальной Сети постоянно расширялась, причем наибольший прирост пользователей приходится на Сибирь, Урал, Центрально-Черноземный и Поволжский районы.
Ресурсы Интернета в России оцениваются через число интернет-хостов, которое в 2005 г. составило 1 135 833. По данному показателю Россия была 22-й в мире. На 1000 россиян число хостов составляло 7,9. Основная технология подключения к Интернету в России все еще представлена dial-up — 42%, однако растет доля подключений по выделенным линиям связи — 34% и широкополосным линиям (ADSL) — 18%.
По данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, в Рунете действует более 180 тыс. сайтов, в том числе 19 тыс. образовательных, что составляет 11% от общего числа (2005).
Развитие Интернета в России стимулируется не только частным бизнесом. В 2001 г. были приняты государственные программы «Электронная Россия» и «Единая информационная образовательная среда». То, что эти программы правительство соединило в общий пакет, явилось отражением нового понимания важности сферы информационных коммуникаций, ее роли в создании гражданского общества, установления диалога власти с гражданами и возрастающего значения образования. «Электронная Россия» направлена на создание условий доступности современных ИКТ широким слоям населения в их общении с властью. Правительство считает, что «Электронная Россия» позволит связать с внешним миром тысячи небольших деревень и поселков, в которых подчас нет и телефонной связи. Программа имеет четкую российскую специфику. Средства для реализации программы выделяются главным образом из государственных бюджетов — 50% из федерального, 30% — регионального. Около 20% финансирования привлекается из внебюджетных источников.
В развитии Интернета в России важную роль призван сыграть новый Федеральный закон «О связи», вступивший в силу в 2005 г. Он ввел понятие «телекоммуникационной услуги», которая должна предоставляться любому гражданину РФ вне зависимости от его места жительства. На практике это означает, что частные телекоммуникационные операторы должны платить 1,5%-ный налог со своих доходов в общий фонд, на средства из которого будет создаваться доступ к телефонии и Интернету в каждом населенном пункте России с населением не менее 500 чел.
Сфера мобильной телефонии в России — один из активно развивающихся секторов телекоммуникационного рынка. За менее чем 10 лет мобильная связь стала технологически и экономически доступна большей части россиян. Несмотря на разницу в статистике, можно с достаточной степенью достоверности утверждать, что мобильной телефонией охвачено 54% россиян. Согласно данным Министерства информационных технологий и связи, в начале 2006 г. в Москве насчитывалась 131 SIM-карта на 100 чел., в Санкт-Петербурге — 11 на 100. Число проданных мобильных телефонов в России в этот период достигло 118,9— 120 млн, однако у многих пользователей было по нескольку телефонов и SIM-карт.
Мобильный сектор пока еще не стал значительным каналом распространения медиаконтента и медиауслуг, однако ожидания относительно его весьма велики. В начале 2005 г. объем рынка мобильного контента оценивался в размере 300-310 млн долл. По данным АКАР, инвестиционная приапекательность сектора мобильного контента объясняется тем, что Доходность проектов в нем может превышать 100%, а средний срок окупаемости составляет 1-2 года.
Эти данные подтверждаются статистикой 2004 г. Доходы мобильных операторов от SMS-услуг составили 6% (15—16 млн долл.) от всех услуг мобильного контента, причем наивысшими темпами развивались Java-игры и медиауслуги. Основными потребителями последних стали молодые люди в возрасте 15—25 лет, расходующие на мобильную связь ежемесячно 10 долл. и больше.
В 2005 г. оформилась и новая бизнес-модель в сфере мобильной телефонии. По оценкам экспертов, мобильные операторы заработали около 15-18 млн долл. на SMS, которые абоненты отправляли в интерактивные телепрограммы. Известно, что 10—15% от этих доходов мобильные операторы обычно перечисляют телекомпаниям, зрители которой участвуют в SA/5-голосованиях или опросах.
Онлайновые СМИ
Потеря традиционной прессой своих читателей отчасти связана с ростом информационной роли онлайновых СМИ. Помимо средств массовой информации, представленных исключительно в Интернете, все федеральные и большинство региональных ежедневных газет в настоящее время имеют собственные электронные версии, а раздел Рунета «СМИ-Периодика» в целом насчитывает более 1700 сайтов. В 2000-х гг. состав информационных интернет-лидеров неизменен. Это RBC.Ru, Lenta.Ru, Gazeta.Ru, Dni.Ru, Strana.Ru, Grani.Ru, Utro.Ru, а также сайты «Известий», «Комсомольской правды» и «Независимой газеты». В среднем популярность крупных медиасайтов Рунета за прошедшие 5 лет возросла десятикратно.
До 2004 г. картина развития онлайновых средств массовой информации была чрезвычайно проста. Основных игроков медийного рынка Рунета можно было разделить на три группы: пионеры (RBC.Ru, Lenta.Ru, Gazeta.Ru), последователи (Utro.Ru, Dni.Ru, Grani.Ru, Strana.Ru) и сайты традиционных СМИ (lzvestia.ru, Kp.ru, Ng.ru). Первым крупным онлайновым СМИ стало информагентство «РосБизнесКонсалтинг» (РБК). В августе 1998 г., когда для пользователей Рунета (общее число которых тогда не превышало миллиона человек) самой важной информацией стал курс доллара, популярность РБК была сравнима с популярностью крупнейших российских поисковых систем. Весна 1999 г. стала началом успеха первых онлайновых газет Gazeta.Ru и Lenta.Ru. По мере роста числа последователей трафик категории «СМИ-Периодика» Рунета постепенно дробился между все большим числом игроков, а доля лидеров понемногу размывалась.
Звездным часом сайтов традиционных газет стал 2002 г. — год своеобразного «второго рождения», хотя многие из них были созданы еще в 1997 г. При этом сайты «Известий» и «Комсомольской правды» входят в десятку крупнейших онлайновых СМИ Рунета уже с осени 2001 г. Правда, занять ведущее место в его новостном сегменте они так и не смогли. Возможно, потому, что изначально были ориентированы на аналитику или, как минимум, комментирование событий, а не на их прямое освещение. Многолетние наблюдения за поведением российской интернет-аудитории показывают, что в случае событий большой важности читатели в первую очередь обращаются за новостями на сайты самостоятельных онлайновых СМИ. Но, утолив первый информационный голод, пользователи Сети вслед за этим, как правило, посещают «газетные» ресурсы, чтобы найти там объяснение прочитанному.
Онлайн-периодика (2004)
Издания
| Количество зарегистрированных онлайн-изданий, наименований
|
2002 г.
| 2003 Г.
| 2004 г.
| Ежедневные
| —
|
|
| Другие
| —
|
|
| Всего
|
|
|
|
Аудитория онлайн-изданий (2004)
Газеты
| Адрес в Интернете
| Количество посещений за месяц
| «Комсомольская правда»
| www.kp.ru
| 8 304 797
| «Известия»
| www.izvestia.ru
| 5 597 066
| «Московский комсомолец»
| www.mk.ru
| 4 681 991
| «Аргументы и факты»
| www.aif.ru
| 2 196 423
| «КоммерсантЪ»
| www.kommersant.ru
| 2 015 090
|
По сравнению с 2003 г., средняя суточная аудитория новостных сайтов Рунета в 2004 г. выросла почти на 65%, и миллион посещений в день сегодня является нормой. В общем трафике Сети это порядка 15%, но в Дни громких событий число посещений новостных сайтов возрастает вДвое. Последний рекорд был зафиксирован во время террористического акта в Беслане и составил 35%.
Онлайновые СМИ в России постепенно выходят в лидера по использованию их в качестве источников информации. По данным ВЦИОМа, в 2005 г. жители Москвы и Санкт-Петербурга в качестве наиболее часто используемых источников информации называли общенациональное ТВ (82% опрошенных), общенациональное радио (46%), местное ТВ (33%) и Интернет (21 %). Показательно, что Интернет опередил такие традиционно популярные источники, как общенациональные газеты (18%), местные газеты (15%) и местное радио (12%). Правда, для жителей регионов Интернет в качестве наиболее популярного источника по-прежнему уступал газетам.
Информационные предпочтения интернет-пользователей связаны с поиском новостей — их ищут 87% пользователей, загрузкой файлов — 77%, коммуникацией с использованием таких систем, как ICQ, MSN, Yahoo messenger — 57%, участием в форумах и чатах — 36%. Важная тенденция связана с тем, что российские интернет-пользователи все чаще представляют наиболее обеспеченные слои населения. Так, в 2005 г. среди россиян, зарабатывавших более 10 000 долл. в месяц, было большее число блоггеров и клиентов э-банкинга. Это объясняет растущий интерес рекламодателей к Интернету как рекламоносителю.
Доходы от предоставления доступа в Интернет постоянно растут: в 2004 г. они увеличились почти вдвое — с 290 млн долл. в 2003 г до 560 млн долл., а в 2005 г. приблизились к 1 млрд долл. Рынок онлайн-периодики становится все более конкурентным, и борьба на нем принимает такой же жесткий характер, как и на рынке «бумажной» прессы. Предвестником этого стало почти одновременное обновление в 2005 г. сайтов двух крупнейших онлайновых СМИ — Lenta.ru и Rambler Mass Media (наследник Rambler Media), которые установили для сетевых СМИ новые стандарты в области подачи информации.
В число наиболее крупных рекламодателей российского Интернета входят как зарубежные, так и российские компании — Samsung, Sony, М.Видео, Nokia, «Би Лайн», МТС, Citybank, Philips, МТУ-Интел, Hewlett-Packard, Microsoft, «МегаФон», Siemens, Motorola, Ford Motor Company, Sony, Внешторгбанк. Основные агентства, специализирующиеся на размещении рекламы в Интернете, — это AdWatch, Promo Interactive (бывшее Promo.ru), IMHO VI, тDigital, MediaStars, Index20, «Манифест», Медиа-отдел студии Лебедева, A-Net, 2Sun, «Прорыв», «Приор», Traffic,
Вместе с тем о наличии жизненно опасной конкуренции для печатных изданий со стороны онлайновых СМИ все же говорить еще рано: объемы читательской аудитории и рынка рекламы в прессе и онлайновых СМИ пока несопоставимы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|