Сделай Сам Свою Работу на 5

Путешествие в «страну лгунов»





 

– Для меня не столь важно, что ты получил двойку, – выговаривает Лена белобрысому Сережке. – Куда важнее то, что ты пытался ее стереть! Ложь – вот что хуже всего! Сколько раз я тебе говорила: лучше скажи правду, но ты же все время врешь! Ты просто патологический врун!

Сережка стоит, повесив голову, и расколупывает пальцем дыру на штанине.

– Зачем ты рвешь брюки?! – в изнеможении кричит Лена.

– Я не рву, – автоматически отвечает Сережка.

– Иди отсюда, глаза б мои на тебя не смотрели, – машет она рукой.

– Серег, чего она на тебя орала? – спрашивает за дверью Вовка, Сережкин близнец.

– Да за двойку, – мрачно отвечает Сережка.

 

«Ребенок врет родителям – что с этим делать?»

 

Ольга Троицкая, психолог

Дети говорят неправду прежде всего потому, что родители поставили их в ситуацию, где правда невозможна. Значит, ребенок уже получил негативный опыт, когда ты признаешься, что не справился с чем-то, и родители на тебя обрушиваются. Ты говоришь правду, и тебе потом становится больно. Получается, что правда опасна…

Это происходит оттого, что у многих родителей существует убеждение: говорение правды – это такое наказание. Они не разговаривают с ребенком мягко, убеждая его, что правду говорить не страшно, что все можно обсудить, подумать, почему так получилось и как не допустить этого в следующий раз. Обычно даже тон, которым родители «выясняют правду», скорее подходит для гестапо. «Не ври, ты должен сказать правду!» – уже это воспринимается как наказание, а если потом за этими словами наступают последствия…



При этом сами родители каждый день врут на глазах у ребенка: друг другу, по поводу телефонных звонков, по каким-то мелочам. Если это вдруг открывается, они говорят: «Так получилось». И никакого наказания за это не следует.

На самом деле если ребенок иногда врет – это нормально. Любой живой человек иногда врет. Если ребенок врет часто, значит, это какая-то попытка защититься – от ругани, от непонимания, от неизбежных наказаний. Лгать ребенка заставляют страх и напряжение в семье. Для родителей это серьезный повод задуматься: почему детям стало удобно врать?

Все сказанное, разумеется, не относится к фантазийному вранью, которым славятся дети, – это явление вполне нормальное. Когда развивается воображение, дети иногда путают реальность с фантазиями.



Иногда ребенок лжет, потому что пытается таким образом хоть как-то сохранить свое пространство. Ему, например, просто не хочется разговаривать о чем-то с родителями, он это скрывает, а они «требуют правды» и заранее считают эту попытку не раскрываться враньем.

Или вот, например, другая ситуация. Родитель спрашивает: «На что ты потратил деньги?» Ребенок начинает врать: «Я их потерял». Тут же включается «родительская логика»: если он сейчас врет, то это, можно сказать, уже воровство. Логика очень странная… Первое, что родители должны были бы сказать ребенку в этом случае: «Слушай, я не буду тебя наказывать или ругать, но мне очень важно знать, что с этими деньгами произошло на самом деле.

Потому что деньги в семье – это вещь очень важная. Одно дело, если ты их потерял – тогда, возможно, надо пришить какой-нибудь потайной карман к твоей одежде или подумать вместе, куда их лучше класть, чтобы не потерять. Другое дело, если у тебя их украли или отняли, а ты боишься говорить об этом. Третье – если ты не справился с собой и потратил их на что-нибудь тайком. Давай подумаем, стоило ли так тратить и почему тебе так захотелось этого?» Короче говоря, родители могут предложить ребенку какие-то варианты и, главное, объяснить свой интерес, а не превращаться в безжалостного судью.

Ребенок может врать и для того, чтобы родители «сбросили» на него напряжение. Например, мама с папой очень часто и сильно ругаются или, наоборот, не разговаривают друг с другом и вот-вот разойдутся. Ребенок начинает врать или воровать, чтобы родители как-то объединились, хотя бы против него. Иногда это срабатывает – родители дружно ругают ребенка.



Нередко особенно неприятно детское вранье тем родителям, которые сами часто прибегают ко лжи. Наши недостатки мы не хотим видеть в собственных детях.

Иногда люди болезненно реагируют на ложь своих детей, потому что им кажется, что таким образом ребенок их «предает». Но маленький ребенок не способен предать своих родителей, это в принципе невозможно. А если у взрослых возникает такое ощущение – это повод задуматься, откуда оно. Почему что это детская позиция.

Естественно, все это не означает, что на детское вранье не нужно никак реагировать. Что в этом случае могут сделать родители? Прежде всего выяснить, зачем ребенок лжет, и объяснить ему, что если он будет рассказывать о том, что происходит в реальности, то проще будет найти выход из сложившейся ситуации.

Желательно показать, как этот выход можно найти. Нужно отнестись к человеку с уважением. Он растет, у него пока нет опыта, он не знает, как выходить из трудных положений, он идет вслепую.

Вот ребенок получил двойку – это ведь удар по нему. Родители должны ему посочувствовать, а не ругаться. Ведь когда у нас на работе случаются неприятности, мы тоже рассчитываем на сочувствие, правда? Лучше спокойно поговорить с ребенком – что можно сделать, чтобы эту двойку исправить. Что часто делают родители? Обрушиваются на ребенка: ты не хочешь, ты нарочно, я тебе говорила… Что остается ему делать? Врать, что двойки у него нет, стирать ее в дневнике. И совершенно понятно, почему он так поступает – кто же добровольно полезет под молоток? Зачем рассказывать родителям о своих трудностях в школе, когда они так реагируют?

Если у родителей нет сил справляться со своим напряжением, тогда пусть они не жалуются, что дети врут. Иначе получается: я живу, как могу, а ребенок должен быть сильнее и правильнее, и я требую, чтобы он с собой справлялся.

Если в семье проблемы, надо хотя бы сказать ребенку: «Слушай, когда мы кричим на тебя, мы не правы. Наверное, ты чувствуешь себя загнанным в угол. На самом деле это у нас что-то не ладится». От такого признания ребенку станет легче. Оказывается, это не он источник всех бед…

Родителю необходимо сменить позицию: вместо великого судьи, который следит за тем, чтобы ребенок правильно себя вел, стать воспитателем, который сочувствует ребенку и направляет его. Судей достаточно и за порогом дома…

Вообще, позиция «дайте нам хорошего ребенка, чтобы нам было комфортно» – бесперспективна. Мамы и папы, работайте с собой, тогда, глядишь, и с детьми все будет по-другому.

 

Протоиерей Максим Первозванский

Многие дети переживают «периоды вранья». Это – одна из форм их диалектического внутреннего развития. При этом большинство детей понимают, что ложь – это нечто нехорошее. Если ребенок уличен во вранье, можно раз или два серьезно поговорить с ним, но если вранье продолжается, мне кажется, ребенка надо за это наказывать.

Любое наказание важно построить так, чтобы ребенок понял: это не родитель хочет ему отомстить – это естественное и неотвратимое последствие проступка. «Ты нарушил закон, а нарушение законов влечет за собой определенные последствия». Этот мир так устроен.

И, как известно, важна не строгость наказания, а его неотвратимость. Разумеется, не стоит лупить ребенка, но последствия должны быть для него ощутимыми. Ни в коем случае родители не должны смотреть в таких ситуациях сквозь пальцы.

Пилить и читать морали не нужно, это бесполезно. Но объяснить свою позицию родитель должен. Один из аргументов может быть: «Ты разрушил наше доверие».

Да, родители не святые и сами нередко врут. Необходимо признать, что это плохо. Но при этом существуют «свои» и «чужие». И своих обманывать совершенно недопустимо. «Чужой дядя» не обязан тебе доверять, но в семье мы доверяем друг другу. С семьи все начинается, а дальше, естественно, распространяется и на других людей. Мы живем в таком обществе, где уровень доверия и так «ниже плинтуса», и хотя бы в семье надо это доверие сохранить.

Если ребенок исповедуется, то очень хорошо, чтобы он исповедовался во вранье. Если в семье принято, что родитель может обсуждать с ребенком какие-то вещи перед исповедью, то, конечно, стоит ему об этом напомнить.

Иногда родители могут попросить священника, которому ребенок доверяет, с ним поговорить. Это, конечно, тонкий момент. Потому что священник – не палка, с помощью которой родители воспитывают своих детей. Но если возникла какая-то действительно сложная ситуация, а родителям никак не удается объяснить ребенку, из-за чего они так переживают, то можно попросить священника сказать о каких-то вещах с нравственной точки зрения. Вообще привлечение священника, если оно не очень часто происходит, – очень действенное средство: «Батюшке пришлось со мной разговаривать специально…» Я много раз видел, что для детей такие разговоры не проходят впустую.

 

 

Мой ребенок – вор?

 

– Катя, в ящике стола лежали пять тысяч, ты не брала?

Катя мотает головой.

– Я вчера у Лешки видела пятьсот рублей, – вставляет Лиза. – Спрашиваю: откуда? Говорит, не твое дело, накопил.

Света идет в детскую. Из карманов брошенных на пол Лешкиных штанов вываливаются несколько смятых купюр и мелочь.

Разбуженный Лешка говорит, что никаких денег не брал. Нашел. На улице нашел. Друзьям конфет купил, чипсов и колы.

– На две с половиной тысячи?

– Нет, еще Антону машинку купил. У него день рождения был.

– Почему мне не сказал? Мне что, от своих детей все под ключ запирать? – восклицает Света. – Ты же в прошлый раз обещал, что не будешь без спросу деньги брать? Ну что мне с тобой делать?

– Я больше не буду, – бубнит Лешка, роняя крупные слезы.

 

«Учительница сказала, что мою дочь поймали в школе на воровстве. Не знаю, как на это реагировать. Дома ничего подобного не происходит. Сначала я ужасно расстроилась и хотела высказать дочери все, что о ней думаю. Но, с одной стороны, я боюсь наломать дров, а с другой – должна же я как-то отреагировать на случившееся. Но как? Что мне теперь делать?»

 

Евгения Пайсон, психолог

Если вашего ребенка обвиняют в воровстве, в первую очередь важно разобраться: а произошел ли в действительности факт кражи? Ведь если ребенка обвинили напрасно и родители это обвинение поддержали, их сын или дочь чувствует: его предали самые близкие люди. Презумпция невиновности должна стоять во главе угла. Обвинив один раз незаслуженно, мы рискуем навсегда потерять доверие.

Если вы впервые подозреваете ребенка в воровстве, скажите ему совершенно спокойно: «Что-то не могу найти… Не знаешь, где лежит?»

В том случае если факт воровства доказан и сомнению не подлежит, придется разбираться в причинах. Если воришке семь-девять лет, то, скорее всего, он увидел какую-то удивительную вещь и просто не смог устоять.

Помните, в рассказе Николая Носова «Огурцы» мама говорит ребенку, стащившему огурцы с колхозной грядки: «Иди, возвращай, где взял, иначе у меня нет сына!»

«У меня нет сына!» – это страшные слова. Не произносите их даже в самых крайних случаях. Но сказать «Возвращай сам» необходимо. Только сам, не мама и не папа. Ребенок должен запомнить навсегда, как стыдно ему было возвращать украденное.

Один из способов профилактики воровства – давать ребенку карманные деньги. Школьнику лучше давать какую-то оговоренную сумму раз в неделю. Но и маленький ребенок хочет почувствовать себя самостоятельным и иметь свои денежки. Можно договориться заранее: вот мы идем в магазин, все, что до десяти рублей из сдачи – в твою копилку.

Может оказаться, что ребенок, взявший чужую вещь, просто не понимает границ между «мое», «ничье» и «чужое». С дошкольниками на прогулке можно поиграть в такую игру: вот машина «Мерседес» стоит у дороги, никого рядом нет. Чужое или ничье? Чужое! Можно взять? Нет! А вот фантик под ногами. Чужое или ничье? Ничье. Можно взять.

Если вы заметили у ребенка чужую вещь и он говорит, что ему ее подарили, нужно доброжелательно предложить позвонить маме дарителя, «чтобы твоего товарища не ругали». Если ребенок вас обманул и вещь попала к нему незаконно, все раскроется и он будет вынужден признаться в обмане.

Обнаружив пропажу некоторой суммы денег, родители должны сразу же спокойно обозначить проблему: «У нас пропали деньги. Куда они могли подеваться?» Это означает: мама все видит и все замечает, «карманами не хлопает». Иногда ребенок может сразу же признаться в том, что взял он. Иногда может сказать, что видел их накануне в столе или на книжной полке – и «незаметно» положить деньги обратно. За правду, за признание не нужно ругать, как бы трудно ни было удержаться. Бывает, ребенок сам в ужасе от того, что он совершил, и мы должны дать ему шанс исправить ситуацию. И если деньги «вернулись», вслух сказать: «Как я рада, что они нашлись, что у нас в семье воров нет!»

Если в домашнем воровстве уличен подросток, а деньги после ваших ненавязчивых вопросов так и не «нашлись», ситуацию ни в коем случае нельзя спускать на тормозах. В первую очередь все деньги в доме должны быть учтены и спрятаны под замок. Во-вторых, нужно обязательно озвучить проблему. Если родители вовремя этого не сделают, ребенок может посчитать, что он всех обвел вокруг пальца и может продолжать этим безнаказанно заниматься. Необходимо назвать вещи своими именами: «Ты взял чужое. Это – воровство!» Важно сказать, что вы в связи со всем этим чувствуете. Конечно, не стоит устраивать публичную казнь, но и молчать нельзя. Лучше всего разобраться с глазу на глаз со всей возможной деликатностью. Что говорить? То, что услышит именно ваш ребенок. Например: «Ты подвел меня. Я так доверяла тебе, а ты…»

Но прежде чем наказать подростка, нужно понять причину его поступка. Только не нужно спрашивать у него: «Зачем ты это сделал?» Сформулируйте вопрос иначе: «Скажи, на что ты потратил эти деньги?» Разговаривайте с ним как со взрослым. За воровством денег может скрываться очень серьезная проблема, о которой родители даже не подозревают. Возможно, он сломал или потерял чью-то дорогую вещь и за ним огромный долг. Может быть, он проиграл или проспорил деньги или кто-то вымогает их у него… Решить такую проблему подросток без помощи взрослого не сумеет. Родителям нужно постараться доверительно поговорить с ребенком и даже, возможно, провести собственное расследование, но ни в коем случае не пускать ситуацию на самотек! Если чувствуете, что не справляетесь, нелишне будет обратиться к специалисту-психологу.

Что касается наказания за воровство – его строгость должна зависеть от степени и цели проступка. Если ребенок сам в ужасе от того, что он совершил, если он мучился, не зная, как вернуть украденное, – он уже сам себя наказал. Если деньги потрачены, можно забрать у ребенка велосипед или ролики, которые вы ему подарили. Больше он эту вещь не увидит – она пойдет на возмещение убытка. Наказание нужно не само по себе, а для того, чтобы ребенок мог осознать свой проступок, чтобы он увидел, что его действия имеют последствия.

Доказанный случай воровства – прежде всего повод внимательнее присмотреться и понять, какие внутренние проблемы ребенок пытается решить таким образом. Как человек, пребывающий в плохом настроении, нередко «заедает» свои проблемы, так ребенок может их «заворовывать» – ему кажется, что обладание вот этой ручкой сделает его счастливее.

Иногда в десяти-тринадцатилетнем возрасте случаются «приступы» краж из супермаркетов и других магазинов самообслуживания. Если вы поймали своего ребенка за руку, заставьте его отвечать за этот поступок, причем наказание в данном случае должно быть очень серьезным. Многие подростки оправдываются: «Ну, это же ничье…» Тут можно объяснить, если вы не сделали этого в дошкольном возрасте, что речь идет о деньгах, украденных из кармана вот этой симпатичной девушки-кассира.

Встречаются любители воровать в магазинах не для наживы, а чтобы получить порцию адреналина. В этом случае постарайтесь найти место, где ваше чадо сможет получать адреналин «легально», – горные лыжи, скейтбординг, кайтинг.

Некоторые родители и педагоги в случаях повторяющегося воровства ставят ребенку диагноз: клептомания. Хочу сразу сказать, что такой диагноз может поставить только психиатр, и заболевание это встречается крайне редко. В подавляющем большинстве случаев повторяющееся воровство говорит о психологических проблемах ребенка и его семьи.

Тех родителей, которые переживают из-за того, что ребенок во втором классе стащил яблоко у соседа по парте, хочу успокоить. Импульсивное детское воровство случалось, наверное, у каждого хотя бы раз в жизни. Обычно оно проходит вместе с детством.

Детское воровство принципиально отличается от взрослого. Сформировавшийся человек всегда знает грань между «моим» и «чужим» и осознанно переходит ее. А ребенок зачастую не понимает, что творит. Задача взрослого – своим примером, своими словами, своей жизнью показать детям: воровать нельзя!

Если ребенок украл что-то, огромную роль играет реакция взрослого. При правильной реакции очень велика вероятность того, что такое с ребенком больше не повторится. И наоборот. Например, одна мама горячо любила своего единственного сына-подростка и при всякой его краже хлопотала, чтобы скандал поскорее замяли. Мама своей цели достигала, а ребенку откровенно нравилось всякий раз завладевать понравившейся вещью. Что тут скажешь? У парня налицо все перспективы стать обычным уголовником.

 

Протоиерей Леонид Царевский

Прежде всего, воровство – это грех, признак страсти сребролюбия. Хотя и принято исповедоваться с семи лет, это не означает, что дети до этого возраста безгрешны, и многие из них прекрасно это понимают. Сначала невольно, а потом все более осознанно дети могут идти на грех. Поэтому, если вскрылся факт воровства, ребенку нужно исповедаться.

Что касается наказания – родитель должен думать и молиться, прежде чем наказывать ребенка. Все дети – разные. Одному достаточно запретить на неделю включать компьютер. Другого лучше на какое-то время лишить прогулок. Третьего вполне можно оставить без ужина. А к кому-то за воровство (это касается детей лет семи-девяти) и отцовский ремешок можно применить, вопреки всяким «ювенальным юстициям». Ребенок знает, за что его наказывают, терпит наказание и на всю жизнь запоминает. Если родителей вызывают в школу или даже в милицию, это тоже неплохо – ребенку такая встряска точно пойдет на пользу! Важный момент: если пропажу нельзя вернуть хозяину, надо постараться сделать добро посторонним людям. Раздать из карманных денег нуждающимся, что-то кому-то подарить.

Вот только говорить с провинившимся надо не в порыве страсти, в гневе хватаясь за тяжелые предметы, а спокойно. В противном случае маленький человек может решить, что родитель так говорит из-за своего раздраженного состояния, а не из-за его плохого поступка. Может быть, лучше отложить разговор на какое-то время. Пусть он состоится через сутки, но ты будешь говорить успокоившись и хорошенько обдумав, что именно хочешь сказать. Мы, родители, должны помнить: ребенок – не наша собственность, а дар, вверенный нам Богом для взаимного воспитания!

Помню случай, когда ко мне подошел подросток и, помявшись, сказал, что хотел бы исповедоваться. Но когда я стал расспрашивать его, не совершал ли он то или другое, он как-то кисло реагировал на все мои вопросы. Парень явно был не готов к исповеди. И вдруг он говорит мне: «Я украл такую-то вещь на рынке». То есть он пришел в храм исповедовать именно этот грех! Он понимал, что натворил, и пришел в храм просить прощения, хотя и был совершенно нецерковным человеком.

Плохо, если дома часто и подолгу говорят о деньгах, об их нехватке, о дороговизне товаров. Ребенок в этом случае понемногу приобщается к той же системе ценностей и начинает переживать, что у него нет денег. А где их взять? Может, украсть? Я уверен: до того момента, пока ребенок сам не начнет задавать вопросы, подробности денежного обращения должны оставаться для него тайной за семью печатями. А вот когда он станет подростком, ему обязательно надо выделять какую-то сумму на карманные расходы и учить ответственному отношению к деньгам.

Еще очень важно в ребенке с детства воспитывать щедрость. Нищему денежку подать, в копилочку в храме монетку бросить. Но тут тоже аккуратно, чтобы это было словно само собой, без тщеславия.

Не нужно переживать, что ребенок, однажды укравший у одноклассника ластик, станет вором. По моим наблюдениям, у тех, кто действительно приобщается к воровскому миру, не в порядке психика.

Обычно ребенок один раз исповедуется в воровстве, и для него этот опыт становится первым и последним.

Несколько лет назад в нашем храме случилась кража. Залезли через окно и вытащили из сейфа все деньги. Быстро нашли виновных – это были подростки из верующих семей. Позднее оба исповедались. А сейчас это уже взрослые прихожане нашего храма.

 

 

Жестокость в детской

 

– У Сашки в классе скандал, – рассказывает Борису Наташа. – Опять избиение, на сей раз Карину в туалете избили, все это на видео сняли и в интернет выложили.

– Наш там засветился?

– Да нет, там одни девочки ее били. Наш ни при чем, но я вообще в ужасе. Они почему такие жестокие? Мы такие не были.

– Вы, может, и не были. А у нас в поселке особо не церемонились. И стенка на стенку дрались, и «темные» устраивали, и зубы друг другу выбивали. Ничего особо нового не вижу.

– Так девочки же!

– Девочки, знаешь, тоже не сахар были. Только интернета не было, чтобы всю эту гадость выкладывать. А так – не помню я, чтобы у меня кругом сплошь все пионеры-герои были.

 

«Откуда в детях берется жестокость? Как воспитать ребенка, чтобы он никогда не оказался в числе тех, кто бьет и обижает слабого?»

 

Евгения Пайсон, психолог

Детская жестокость – тема тяжелая и неоднозначная. Не стоит мешать в одну кучу драку в детской песочнице, потасовку подростков и изуверское издевательство над слабым. Давайте разбираться.

Если говорить о маленьком ребенке, то детская агрессия – самый легкий способ привлечь к себе внимание, добиться желаемого или проявить свои чувства. Почему одни дети от избытка любви целуют маму, а другие кусают – вопрос не столь существенный. Так получилось. Но вот именно то, что следует за этим укусом, зачастую определяет, будет ли малыш и дальше использовать такой способ обратить на себя взгляды взрослых.

Спокойный и решительный запрет, прекращение игры, строгая интонация – и ребенок понимает, что сделал что-то не так. И… разумеется, он обязательно повторит попытку укусить или ударить. А вдруг на этот раз получится? И только последовательная, не истеричная реакция взрослых убедит маленького человека: так нельзя, в самом деле нельзя.

Назвать такие действия малыша жестокостью мы не можем – он еще не понимает абстрактного «другому больно», не рассчитывает последствия своих действий, его поведение импульсивно. А вот как часто ребенок будет прибегать к этому сильнодействующему средству, зависит только от отклика родителей, бабушек и дедушек.

Начинается детский сад – и родители уже не могут полностью отследить, что происходит с их ребенком. Остается только по мере возможности тщательно выбирать, кто будет проводить с нашим чадом бóльшую часть дня, чему и как будет его учить.

Именно в детском саду жестокость иногда начинает приобретать «взрослые» черты. «Саша сломал машинку. Дети, пусть сегодня с ним никто не разговаривает!» – да, и такое бывает в детском саду. Вот он, первый бойкот, первый опыт «стайного» поведения. Нередко родители тоже прикладывают к этому руку: «Он тебя стукнул? Не жалуйся, а ударь его в ответ! Он больше и сильнее? Тогда возьми палку и врежь ему как следует!»

Бывает, что, не разобравшись, кто прав, кто виноват, мама или папа бросаются защищать своего любимого пятилетнего «зайчика» от ровесника-«агрессора»: «Если ты моего Мишу еще раз тронешь, я тебе голову оторву!» Урок «кто сильнее, тот и прав» дети усваивают накрепко. И редкий воспитатель готов подробно и внимательно разбираться в детских обидах и ссорах, выявлять зачинщика и разговаривать с каждым по отдельности. Некогда, нет сил, времени, а то и желания… Пожалеем того, кто громче плачет, накажем того, кто первым попался под руку, – и каждый ребенок сделает свой собственный вывод, отложит в копилку опыта и непременно применит в будущем.

В школе очень часто проявление детской жестокости напрямую зависит от отношения учителей к этой проблеме. Например, почему у одного педагога класс старается помочь однокласснику с ДЦП, оберегает его на переменах, каждый готов перевернуть страницу в учебнике, поднять выпавший из руки карандаш или придержать перед ним дверь, а в другом классе их ровесники доводят до слез девочку с брекетами и потешаются, глядя, как мальчик с загипсованной рукой безуспешно пытается натянуть куртку? Трудно списать все на случайные совпадения, скорее, дело в психологическом климате класса, краеугольный камень которого – учитель.

Никогда грамотный, внимательный, неравнодушный педагог не позволит, чтобы класс устраивал массовую травлю или бойкот! А вот педагог-манипулятор, наоборот, будет пользоваться принципом «разделяй и властвуй»: «Я не хотела вам задавать домашнюю работу, но Маша и Таня болтали на уроке, поэтому запишите задание на завтра…» Знакомо? Значит, вы представляете, что ждет девочек, когда кипящий праведным гневом класс вырвется из кабинета. Наказывать всех из-за реального или мнимого проступка одного человека – значит вызывать к жизни злую силу, которую потом усмирить будет очень трудно. И в каждом классе найдутся те, кто будут активно нападать на «провинившегося», и те, кто просто примкнут к большинству по принципу «А что? Я – как все!». Потому что пойти против течения страшно, понимаешь, что завтра сам можешь оказаться в роли жертвы.

В школьные годы уже проявляются особенности каждого ребенка – сплав темперамента, характера, воспитания и усвоенных взглядов на «можно» и «нельзя», на «хорошо» и «плохо». И усваивают эти понятия дети по нашим делам.

У мамы плохое настроение, и она срывается на сыне, просто так, за то, что попался под горячую руку. «Значит, так делать можно!» – думает ребенок. Можно пнуть того, кто очевидно слабее тебя, просто потому, что нужно же куда-то слить раздражение, злость и усталость. Мы сами не умеем канализировать свою агрессию и не учим этому детей. Вот они и справляются как умеют…

А кому-то просто нравится видеть унижение слабого. Нравится чувствовать себя сильным и безнаказанным. Нравится причинять боль. В этом случае общими рекомендациями не обойдешься – нужно соединять усилия родителей, педагогов и психологов, искать корень проблемы и стараться справится с этой бедой, как с тяжелой болезнью.

Во всех остальных случаях родителям можно дать несколько советов.

1. С самого раннего детства ребенка учитесь слушать и слышать то, что он говорит. Важно не только то, что происходит непосредственно с ним, но и то, что происходит вокруг него.

2. Учите своего ребенка «правильно злиться»: можно кричать, бегать, бить и пинать подушку, рвать бумагу, протыкать воздушные шарики. Бить маму, собаку, кошку или хомячка – нельзя. Ни при каких условиях.

3. Не заставляйте ребенка перевоспитывать коллектив. Лучше помогите ему найти подходящую среду, если та, в которую он попал, оказывается для него слишком агрессивной.

4. Будьте поддержкой своего ребенка. Вы должны быть первым человеком, которому он захочет рассказать о своих проблемах.

 

Дмитрий Тюттерин, педагог

Да, дети – существа жестокие. За невинными глазами и милыми улыбками прячется ходячий самоучитель из серии «Сто способов ранить своих ближних». Тех, кто до сих пор с этим не согласен, можно отослать к книге «Повелитель мух» Уильяма Голдинга или на любую школьную переменку. Большинству же рассказывать о жестокости детей излишне – они так или иначе с ней сталкивались: в школе, когда сильные травят слабых, в семье, когда дерутся братья и сестры, во дворе, в спортивной секции, в поездке – везде.

Откуда берется детская жестокость? Возможно, это побочное действие мощного защитного фактора под названием эгоцентризм. Эгоцентризм, сосредоточенная погруженность ребенка в себя и свои переживания необходимы для того, чтобы сохранить себя при познании этого мира. Это его щит и его забрало, не позволяющие ему видеть больше, чем необходимо. Также причиной жестокости может быть неразвитость еще в душе ребенка сочувствия, способности поставить себя на место другого, прочувствовать чужую боль.

Что же со все этим делать взрослым? Нельзя же просто стоять и смотреть, как один ребенок таскает за вихры другого! В помощь можно предложить три проверенных метода, правда, их необходимо применять одновременно, иначе толку не будет.

Метод первый – учить. Этот метод – самый очевидный. Необходимо разнимать, останавливать, не допускать. Делать это снова и снова. Каждый раз растаскивать мальчишек (и девчонок, кстати), пусть даже если через минуту они вновь сцепятся у вас за спиной. Необходимо создать ситуацию, при которой применение насилия недопустимо. И тут гораздо важнее неотвратимость вашей реакции, нежели ее сила и эмоциональность. Но и этого недостаточно: необходимо не только прививать нормы поведения, но и формировать их глубинное понимание. Сталкиваясь с проявлением детской жестокости, каждый раз объясняйте ребенку, что в этот момент чувствует обиженная сторона, каково бы сейчас поменяться местами. Хорошо, если вами будет руководить не гнев, а сочувствие и желание разобраться. И старайтесь избегать риторических вопросов: «Ты что, не видишь, что ты наделал?!» или «Разве ты не понимаешь, как ты его обидел?!». Во-первых, за этими вопросами часто прячется желание родителя просто поорать. Во-вторых, вы создаете опасный прецедент диалога, в котором ребенку отвечать необязательно, а значит, обесцениваете свое общение с ним. А в-третьих, ребенок действительно не видит и не понимает. Гораздо лучше сказать: «Пете сейчас больно» и «Меня очень огорчило то, что сейчас произошло».

Этот метод только кажется простым. Постоянно, раз от раза в раздражающей ситуации оставаться спокойным и верным принципам – дорогого стоит. Но самое сложное – проделывать все это безо всякого видимого результата. Именно это обычно и выводит родителей из себя: «Я тебе сколько раз говорила?!», «Почему ты ничего не понимаешь?!».

А результата сразу не будет. И вот почему: ребенок развивается скачкообразно, «вспышками». Каждый раз взывая к его чувствам, вы всего лишь ждете подходящего момента. Он обязательно наступит – тот момент, когда ребенок будет готов воспринять ваши слова, когда они западут ему в душу и изменят его взгляд на мир. Именно этот момент очень важен! Упустить его – серьезнейшая оплошность, почти сводящая на нет все ваши усилия. Когда наступит такой момент и что именно его спровоцирует, неизвестно, но именно тогда и понадобятся ваши слова о чувствах другого человека, о сочувствии. Однако, поскольку за крайне редким исключением люди не в силах предсказать, когда наступит такой момент, стоит все время говорить, говорить, говорить… Действовать «методом тыка».

Метод второй – не учить. Зачастую дети демонстрируют жестокость не только из-за того, что способны на нее, но и потому, что часто видят ее примеры. С жестокостью легко столкнуться и в школе, и во дворе. Можно увидеть ее по телевизору. Именно в телевизоре многие родители видят корень зла и причину жестокости. Однако, как бы ни хотелось свалить всю вину на этот бытовой прибор, детей воспитывает в первую очередь семья. Дайте ребенку плюшевого мишку и попросите отругать его. В интонациях, в жестах, выборе выражений вы увидите прежде всего себя, а не Человека-паука. Именно вы – основной поставщик знаний ребенка о мире в целом и о взаимоотношениях людей в частности. Причем, чтобы учить ребенка жестокости, вовсе необязательно ежевечерне бить посуду на кухне и заниматься рукоприкладством. Вы демонстрируете ребенку жестокость, ругаясь при нем, говоря «добрые» слова толкнувшему вас в автобусе или подрезавшему на дороге. Для того чтобы не воспитывать в ребенке жестокость, по возможности уберите из его жизни примеры такого поведения. И начните с себя.

Метод третий – учить, но не тому. Проявляя жестокость к другому, ребенок и сам находится в некомфортной, стрессовой ситуации. Добровольно пребывать в таком состоянии – радости мало. Значит, у ребенка либо существует серьезный стимул к агрессии, либо он постоянно находится в ситуации стресса. Чаще всего он проявляет жестокость именно тогда, когда ему плохо: «У мамы появился еще один любимый ребенок, и я буду протестовать!», «Я не успеваю по многим предметам и очень переживаю от этого. Они мне за все ответят, эти выскочки-ботаники!».

Конечно, самым простым решением было бы убрать стрессовый фактор из жизни ребенка. Но ведь двоечник не начнет учиться хорошо вдруг и сразу, да и младшего братика или сестричку в роддом уже не вернуть. Но папы и мамы должны понимать: их ребенку плохо! Заботливый родитель попытается минимизировать воздействие стресса, уделяя больше времени ребенку, стараясь переключить его внимание с тревожащей ситуации на что-то другое, интересное, комфортное. Заботливый родитель будет искать для ребенка возможный выход «отрицательной энергии». Таким выходом могут стать, например, спортивные тренировки.

Конечно, педагогические советы совсем не то же самое, что кулинарные рецепты. Там достаточно перечислить количество ингредиентов и способы их обработки – и результат с поправкой на мастерство исполнителя гарантирован. Давая же советы по воспитанию детей, ты никогда не можешь сказать, что хороший результат гарантирован выполнением пошагового алгоритма. Но быть любящими, внимательными взрослыми – это в наших силах.

 

 

Как подростку выжить?

 

– Марина! – говорит бабушка. – Я поняла, почему Даня ничего не хочет делать. Это же педагогически запущенное поколение! Тут со мной рядом всю дорогу в электричке ехали его ровесники, это ужас какой-то, абсолютно потерянные дети.

– В каком смысле потерянные?

– Слушай, неужели у Дани друзья такие же? Может быть, его уже спасать надо?

– От чего спасать, мама? Какие друзья?

– Марина, да там же совсем ничего святого! Ну я не знаю, мы такие не были! У нас хотя бы какие-то ценности были, мы знали, что хорошо и что плохо, мы Родину любили, мы старшим помогали… А у этих – вообще одна физиология… Может, мне с ним поговорить?

– Мама, он не будет слушать нотации, – вздыхает Марина.

 

«Меня пугают современные подростки и то, что ни школа, ни родители ничего с ними сделать не могут. Может быть, кто-то из учителей, которые общаются с подростками, поделится своим опытом – действительно ли в современной школе все так плохо? И что же на самом деле происходит с нынешними подростками?»

 

Леонид Клейн, педагог

Одно из желаний родителя подростка – закрыть дверь в детскую и помечтать о том, почему же ему не три года или когда же ему наконец исполнится двадцать пять. Общество не любит подростков. Этот период страшный, потому что одновременно пробуждаются и сознание, и гормоны, которые входят в конфликт друг с другом.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.