Сделай Сам Свою Работу на 5

Обеспечение открытости и прозрачности общественных финансов, расширение практики общественного участия





Ответы на Запрос по данному разделу Доклада получены от 81 субъекта Российской Федерации.

По результатам анализа предоставленных субъектами Российской Федерации материалов наибольшую активность по выявлению проблем, описанию предпринимаемых мероприятий и предложений по внесению изменений в законодательство Российской Федерации продемонстрировали Краснодарский край, Омская область, Республика Карелия, Мурманская область, Алтайский край, Новгородская область, Республика Алтай, г. Санкт-Петербург, Республика Башкортостан и Республика Коми.

Основные проблемы

 

Описание основных проблем и вызовов в сфере обеспечения открытости и прозрачности общественных финансов было получено от 24 субъектов Российской Федерации[184].

10 субъектов Российской Федерации[185] отметили проблемунизкого уровня заинтересованности и вовлеченности граждан в бюджетный процесс.

Несмотря на проводимые мероприятия по повышению открытости и понятности представления информации о региональной бюджетной политике, основной проблемой, связанной с открытостью и доступностью бюджетных данных, остается крайне низкий уровень вовлеченности граждан в бюджетный процесс (Белгородская область).



Краснодарский край выделяет комплекс проблем, затрудняющих распространение проектов инициативного бюджетирования, в том числе:

отсутствует правовой механизм реализации подобных проектов;

не определен механизм возникновения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по финансированию проектов для отражения соответствующих бюджетных ассигнований в региональных и местных бюджетах;

не определены полномочия РОИВ в вопросах, касающихся софинансирования проектов из региональных бюджетов (в том числе заключение соглашений с муниципальными образованиями, участвующими в софинансировании; контроль за соблюдением условий предоставления и расходования субсидий);

не определена взаимосвязь между данными проектами и принципом местного самоуправления об осуществлении волеизъявления граждан через выборные органы местного самоуправления;

отсутствуют официальные статистические данные, подтверждающие результаты реализации проектов в регионах.



 

Вместе с тем, 15 регионов из 32, представивших информацию, отметили, что уже обладают практическим опытом по реализации проектов инициативного бюджетирования (в том числе «Народная Инициатива», «Народный бюджет», программа поддержки местных инициатив Всемирного Банка).

В Республике Коми и Тверской области запланированный на 2015 год объем расходов бюджета субъекта Российской Федерации, направляемых на финансирование проектов инициативного бюджетирования, увеличился по сравнению с фактическим объемом расходов в 2014 году в 3 раза с 6,7 млн рублей до 19,9 млн рублей и в 1,5 раза с 56,8 млн рублей до 86,0 млн рублей. В 2015 году в Костромской, Тамбовской и Ульяновской областях финансирование проектов инициативного бюджетирования запланировано в размере соответственно 114,6 млн рублей, 40,0 млн рублей, 12,0 млн рублей. В Иркутской области на 2015 год запланировано на эти цели 300,0 млн рублей (при 500,0 млн рублей в 2014 году).

 

В числе значимых проблем 6 субъектами Российской Федерации[186] отмечена недостаточная интеграция в единое информационное пространство информационных систем управления общественными финансами, созданных различными публично-правовыми образованиями и ведомствами.

Регионами отмечается, что размещение информации раздельно по федеральному бюджету, бюджету субъекта Российской Федерации и бюджету муниципального образования не позволяет рядовому гражданину получить необходимый и достаточный перечень информации о его роли в управлении общественными финансами, а также объемах ресурсов, которые он «отдает» в бюджет и «получает» из него. В материалах Орловской области данная проблема сформулирована как «недостаточная автоматизация и интеграция в единое информационное пространство всех процессов управления финансово-хозяйственной деятельности».



Тамбовская область также указывает на сложности интеграции бюджетных данных на территории области. Несмотря на успешный опыт автоматизации исполнения бюджета по муниципальным районам и городским округам области в локальных информационных системах, остается проблема разрозненности информации о финансовых потоках на территории области. Высокие затраты на оборудование и программное обеспечение в муниципалитетах для обеспечения функционирования локальных информационных систем по исполнению бюджета, высокие трудовые затраты на его поддержку и обновление, отсутствие унификации документооборота, отчетности – все это требует создания единой подсистемы исполнения бюджета.

Проблемы,связанные с уже реализованными и запланированными мероприятиями по созданию и введению в эксплуатацию государственной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», выделили 6 субъектов Российской Федерации[187].

Регионы отмечают трудности интеграции региональных систем организации бюджетного процесса с государственной информационной системой управления общественными финансами «Электронный бюджет», поскольку компоненты системы, доступ к которым предоставлен субъектам Российской Федерации, работают не регулярно и не позволяют обеспечить своевременный ввод данных, необходимых для формирования регионального бюджета, а также не позволяют произвести выгрузку данных в региональные информационные системы. Это препятствует обеспечению однократности ввода информации участниками бюджетного процесса (Новгородская и Липецкая области).

Также в материалах, предоставленных регионами, обращается внимание на отсутствие требований к представлению информации в перспективе информационного взаимодействия общероссийской системы «Электронный бюджет» с региональными порталами Открытых бюджетов (Ленинградская область).

Регионами отмечается отсутствие в настоящее время единого ресурса, на котором гражданин может получить интересующую его, исчерпывающую информацию (размеры положенных ему выплат из бюджета, льгот; перечень государственных (муниципальных) услуг, которые он может получить бесплатно, и др.). Отдельная информация содержится на отдельных ресурсах, однако она разрознена и не совсем понятна для рядового гражданина. Существенной проблемой для формирования бюджета для граждан является отсутствие в открытом доступе сопоставимых показателей (индикаторов) по субъектам Российской Федерации о реализации бюджетов и государственных программ, что вызывает наибольший интерес для граждан (Краснодарский край и Владимирская область).

Решение указанной проблемы непосредственно связано с предусмотренным Минфином России мероприятием по созданию вертикально интегрированных ресурсов бюджетного процесса, объединяющих на основе единых правил их формирования и ведения все бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

5 субъектов Российской Федерации[188] указали на проблему, связаннуюс отсутствием единых методологических подходов к представлению информации о бюджете.

В разных регионах, а также муниципальных образованиях одного субъекта Российской Федерации нередко бывает различное содержание брошюры и разный формат представления информации (например, при оценке одного и того же показателя используются как числовые, так процентные значения; показатель оценивается в объемном или денежном выражении и т.п.). В результате пользователям крайне сложно проанализировать и разобраться в этой информации. Следовательно, отсутствие единого формата подачи информации не позволяет пользователю сравнить бюджетные показатели в различных регионах и муниципальных образованиях (Краснодарский край).

Иркутская область также отмечает, что важной проблемой, связанной с обеспечением открытости и прозрачности общественных финансов, расширением практики общественного участия, является недостаточная проработка единых методологических подходов к отражению бюджетной информации в общедоступных информационных системах.

В качестве примеров частных проблем, которые упоминают отдельные регионы, можно привести следующие.

Мурманская область указывает на то, что поддержание единого портала бюджетной системы Мурманской области «Бюджет для всех» в актуальном состоянии и формирование брошюры «Бюджетный гид» помимо финансового органа предполагает участие иных профильных РОИВ Мурманской области, что в свою очередь предопределяет трудности организационного взаимодействия между участниками этого процесса и требует подключения административного ресурса.

В Сахалинской области основной проблемой является слабое развитие сети Интернет в муниципальных образованиях, расположенных на Курильских островах.

Республикой Карелией отмечается недостаточное использование потенциала мобильных приложений и социальных сетей.

Сводный перечень проблем, выделенных субъектами Российской Федерации, представлен в региональном разрезе в Приложении 9.1.

Основные мероприятия

 

Информацию об основных мероприятиях, осуществляемых РОИВ в сфере обеспечения открытости и прозрачности общественных финансов, расширения практики общественного участия, представили 45 субъектов Российской Федерации.

В части обеспечения открытости информации о бюджете в доступной для граждан форме28 субъектов Российской Федерации[189] указали на публикацию информации о бюджете на официальном сайте субъекта Российской Федерации, сайтах государственных органов субъекта Российской Федерации. В описании подобных мероприятий указывается состав публикуемой информации.

13 регионов[190] указали на меры по созданию и публикации информации на специально созданном портале, посвященном непосредственно бюджетной тематике. При этом на связь портала с информационными системами управления общественными финансами указали только Сахалинская область и г. Москва.

В целом 80 субъектов Российской Федерации подтвердили наличие у них практического опыта по представлению информации о бюджете в доступной для граждан форме.

На работу с социальными сетями и мобильными приложениями указали 9 субъектов Российской Федерации[191]. В большинстве случаев речь идет о создании тематических групп в социальной сети «ВКонтакте» (например, Республика Башкортостан, Ленинградская и Омская области). Наиболее подробно работа по данному направлению описана в материалах Приморского края. Указано наличие профилей в социальных сетях Администрации Приморского края Facebook, Instagram, Twitter: www.facebook.com/primorskyadmin, instagram.com/primorskyadmin, twitter.com/Primorsky_kray. Вместе с этим, для бесплатного скачивания доступно мобильное приложение «Приморский край», работающее на платформах iOS, Android и Windows Phone. Приложение содержит ленту новостей официального сайта Приморского края, что позволяет пользователям оперативно узнавать важные новости края, в том числе и новости о бюджете. Однако необходимо подчеркнуть, что речь идет о ресурсах, посвященных краю в целом, а не отдельно бюджету.

Издание брошюр и публикации в СМИв составе мероприятий упоминают всего 6 субъектов Российской Федерации, что может свидетельствовать о смещении акцента в сторону распространения информации в сети Интернет. Краснодарский край указал на регулярные интервью в программе «Факты. Мнение» на канале «Кубань 24» и видео интернет-конференции заместителя главы администрации (губернатора) Краснодарского края и министра финансов Краснодарского края. Подобные методы также являются эффективными, в том числе с точки зрения повышения заинтересованности и бюджетной грамотности населения.

По направлению обеспечения участия граждан в бюджетном процессе 20 субъектов Российской Федерации[192] обозначили проведение публичных (общественных) слушаний в качестве успешной практики. В большинстве случаев речь идет о слушаниях по проекту бюджета и отчету о его исполнении.

16 субъектов Российской Федерации[193] указывают на обеспечение технической возможности на сайтах финансовых органов и порталах, посвященных бюджетной тематике, направлять обращения и вопросы, что обеспечивает обратную связь с населением.

Важной и перспективной является организация опросов населения по бюджетной тематике. При незначительных затратах данный инструмент позволяет, с одной стороны, выявить интересы граждан, понять их требования к представляемой информации о бюджете. С другой стороны, в форме опросов возможно привлечение граждан к принятию отдельных решений о распределении ресурсов, что может стать особенно актуальным на муниципальном уровне. На текущий момент 8 субъектов Российской Федерации включили в число мероприятий проведение опросов населения. Так, например, на официальном сайте Министерства финансов Удмуртской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ежеквартально размещается информация о проведении общественных опросов граждан по бюджетной тематике. Опросы общественного мнения проводятся в разделе «Минфин открыт для диалога». Регулярно размещаются отчеты по результатам проведенных опросов: в 2015 году проведено 3 опроса общественного мнения по бюджетной тематике. На региональном уровне нашел поддержку конкурс проектов по формированию бюджета для граждан. 6 субъектов Российской Федерации выделили проведение регионального этапа данного конкурса как одно из мероприятий по повышению открытости и прозрачности региональных финансов.

В качестве института, создание которого способствует повышению открытости бюджета, 5 субъектов Российской Федерации выделили общественные советы при финансовых органах. Помимо рассмотрения проектов законов о бюджете и его исполнении, общественные советы принимают участие в обсуждении таких вопросов, как изменение состава налоговых льгот, отдельные аспекты межбюджетных отношений, повышение бюджетной грамотности населения и т.д.

3 региона (Краснодарский край, Калининградская и Кировская области) отмечают опыт привлечения граждан к обсуждению проектов государственных программ.

Калининградская и Тверская области, г. Санкт-Петербург отмечают шаги в сторону привлечения граждан к обсуждению приоритетов при распределении бюджетных средств, как элемент инициативного бюджетирования. Так, например, при формировании бюджета на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов посетителям портала «Открытый бюджет Тверской области» предоставлена возможность выдвигать предложения о необходимости направления бюджетных средств на решение какой-либо острой проблемы региона и отслеживать деятельность РОИВ Тверской областипо учету выраженного мнения, а также знакомиться с отчетами об учете мнения граждан по вопросам направлений расходования бюджетных средств региона и с показателями, отражающими исполнение заявленных в бюджете мероприятий по социально-экономическому развитию региона.

Тульская область и Красноярский край в число мероприятий включили уже имеющийся опыт в части инициативного бюджетирования – реализацию проектов «Народный бюджет», в рамках которых имеет место непосредственное участие жителей в выборе приоритетных направлений и софинансировании реализации отдельных решений. Проект Тульской области – один из самых масштабных на территории Российской Федерации не только по количеству средств, выделяемых из областного бюджета, но и по кругу проблем, которые можно решить с помощью «народных денег». В настоящее время жители области имеют возможность отремонтировать кровли жилых домов, водопроводы и тепловые сети, благоустроить дворовые территории, привести в порядок дороги поселений и городов, мемориальные комплексы, места отдыха жителей, спортивные объекты и дома культуры.

С 2016 года на территории Ульяновской области также будет реализовываться проект «Народный бюджет», в нем примут участие 37 муниципальных образований. Объём распределяемых бюджетных средств с участием граждан составит 32,6 млн рублей.

Республика Карелия отмечает свое участие в Программе поддержки местных инициатив. Организовано и проведено два этапа конкурсного отбора городских и сельских поселений для получения субсидии на выравнивание обеспеченности муниципальных образований по реализации расходных обязательств. Наряду с софинансированием проекта, со стороны населения поселений предусматривается неденежный вклад (земляные работы, предоставление техники, строительных материалов и другое).

Республика Крым и Оренбургская область в числе планируемых к реализации мероприятий указали создание правовой и методологической базы для внедрения инициативного бюджетирования.

Содержание выделенных субъектами Российской Федерации мероприятий по открытости бюджетных данных представлено в Приложении 9.2.

По направлению повышения понятности предоставляемых данных о бюджетенаиболее распространенным является использование инфографики, на что указали 14 субъектов Российской Федерации[194].

7 регионов[195] описали реализуемые меры по повышению финансовой и бюджетной грамотности населения. Данная тематика представляется особенно актуальной с учетом состава выделенных регионами проблем, среди которых первое место занимает низкая заинтересованность населения. На текущий момент основное внимание регионы уделяют повышению финансовой грамотности населения, что не всегда включает в себя вопросы бюджетной тематики, но движение в данном направлении начинается.

В материалах Томской области указывается на то, что в рамках проекта повышения финансовой грамотности населения Томской области в 2016 году планируется начать регулярную работу по обучению населения основам формирования и исполнения бюджета области. На начальном этапе основной целевой группой станут школьники средних и старших классов и студенты. Для данных целевых групп планируется организовать обучающие занятия в игровой форме. Кировская область отмечает, что особый интерес у населения и бизнеса вызывает обсуждение итогов социально-экономического развития муниципальных образований, которые проводит губернатор, выезжая в районы и города области. В целях формирования активной гражданской позиции детей и подростков Мурманской области в бюджетно-финансовой сфере и повышения уровня их бюджетной грамотности Министерством финансов Мурманской области запланировано проведение с сентября по декабрь текущего года открытого конкурса детских рисунков по теме: «Бюджет: взгляд молодого поколения».

Республика Адыгея и Кировская область отмечают положительный эффект от заключения соглашения о сотрудничестве с Фондом Кудрина по поддержке гражданских инициатив в части взаимодействия по реализации проекта «Открытый бюджет». В рамках соглашения на портале «Открытый бюджет» размещаются законы области о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, о внесении изменений и об исполнении бюджетов и другая информация. Большая работа проводится также и органами местного самоуправления, участвующими в реализации таких соглашений.

Важным условием повышения понятности для граждан информации о бюджете является активная работа муниципальных образований по повышению открытости и прозрачности муниципальных финансов. О предпринимаемых мерах по обеспечению мотивации ОМСУ упоминают Красноярский край и Мурманская область. Речь идет об организации мониторинга открытости бюджетных данных муниципальных образований и использовании полученных результатов для поощрения отдельных муниципальных образований. Так, в Красноярском крае в 2015 - 2016 годах реализуется механизм поощрения ОМСУ за содействие повышению уровня открытости бюджетных данных. В рамках государственной программы Красноярского края «Содействие развитию местного самоуправления» утверждена новая подпрограмма «Содействие повышению уровня открытости бюджетных данных в муниципальных образованиях», которая предусматривает поощрение не менее 20 территорий, получивших наибольшую оценку показателей, характеризующих уровень открытости бюджетных данных. В краевом бюджете предусмотрены субсидии на эти цели в общей сумме 20 млн рублей ежегодно в 2015 – 2016 годах.

По направлению обеспечения актуальности представляемой информации13 субъектов Российской Федерации[196] отмечают регулярное и своевременное обновление данных об общественных финансах на всех этапах бюджетного процесса.

Астраханская, Мурманская и Омская области отдельно выделяют публикацию информации в соответствии с требованиями методики проведения мониторинга и составления рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных, который проводится ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт» совместно с ООО «Центр прикладной экономики».

Республика Башкортостан и г. Санкт-Петербург отмечают, что информация публикуется в соответствии с положениями правовых актов, определяющих требования к раскрытию информации. Так, раскрытие в сети Интернет информации о деятельности Комитета финансов г. Санкт-Петербурга осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 июня 2011 г. № 864 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга» и Регламентом, утвержденным Приказом Комитета финансов г. Санкт-Петербурга от 20 января 2005 г. № 3 «О размещении информации о деятельности Комитета финансов Санкт-Петербурга в сети Интернет». В Регламенте указывается перечень сведений (наименование информации), периодичность раскрытия информации, сроки утверждения документов для размещения на сайте, формат и состав информации, сроки размещения информации на сайте. Новостная лента обновляется в ежедневном режиме. Информация об исполнении бюджета ежемесячно актуализируется.

 

55 регионов регулярно обновляют данные, представленные на информационном портале о бюджете субъекта Российской Федерации. Информацию о количестве посещений информационного портала о бюджете субъекта Российской Федерации представили 30 регионов. Максимальное количество посещений информационного портала о бюджете отмечено в Ставропольском крае – 441 тыс. раз (за 2015 год), Республике Башкортостан – 371 тыс. раз (с сентября 2014 года по сентябрь 2015 года), Сахалинской области – 126,9 тыс. раз (за 2014 год).

37 регионов регулярно публикуют сведения в формате «Бюджет для граждан» хотя бы 1 раз в год, в 33 регионах его публикация осуществляется 2–3 раза в год, 6 регионов публикуют «Бюджет для граждан» более 3 раз в год (Приложение 9.3).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.