Сделай Сам Свою Работу на 5

По внесению изменений в законодательство Российской Федерации





 

Внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. № 670 «О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации» предложено 13 субъектами Российской Федерации[141].

В частности, регионы обратили внимание на то, что в соответствии с пунктом 6 Методики распределения дотаций дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности распределяются с учетом объемов, установленных в плановом периоде. Это приводит к тому, что регионы с уровнем расчетной бюджетной обеспеченности выше единицы приобретают возможность стать получателями дотаций на выравнивание, тем самым сокращая общий объем дотаций, распределяемый среди регионов с низким уровнем расчетной бюджетной обеспеченности.

Новгородской областью предлагается внесение изменений в указанное постановление в части введения положения об использовании при расчете налогового потенциала сведений о суммах начисленных налогов по отчетности Федеральной налоговой службы (форма 1-НМ для налога на имущество организаций, налога на добычу полезных ископаемых и акцизов на алкогольную продукцию; форма 5-НДФЛ для налога на доходы физических лиц).



Меры по совершенствованию Методики предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов также предложены Томской областью и касаются внесения изменений в части изменения налогового потенциала субъектов, с территории которых перечисление в федеральный бюджет налоговых доходов превышает среднероссийской показатель, сложившийся в отчетном финансовом году, и бюджетная обеспеченность которых остается ниже среднероссийского уровня. Также необходимо, чтобы результаты распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности на очередной финансовый год и на плановый период доводить до субъектов Российской Федерации не позднее 5 сентября 2015 года.

Республикой Мордовия предлагается, во-первых, проводить индексацию объема фонда финансовой поддержки регионов на индекс-дефлятор, во-вторых, не снижать объем дотаций бюджету субъекта Российской Федерации в случае снижения или отсутствия роста объема налоговых доходов.



В целях консолидации межбюджетных трансфертов 10 субъектами Российской Федерации[142] предложены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2013 г. № 275 г. «Об утверждении Правил формирования и предоставления из федерального бюджета единой субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации».

Ряд субъектов Российской Федерации указывает на необходимость консолидации субсидий текущего характера в единую субсидию в рамках одного федерального ведомства, являющегося ответственным исполнителем государственной программы, и утверждение распределения указанных субсидий в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Астраханской областью предлагается осуществление перехода на единую субвенцию на уровне субъектов Российской Федерации с целью обеспечения самостоятельности в определении объема расходования средств по каждому передаваемому полномочию. При этом эффективность использования будет измеряться степенью достижения целевых показателей государственных программ.

Владимирская область предлагает объединять субвенции в рамках полномочий одного ФОИВ, а не по полномочиям разных ведомств федерального уровня во избежание появления двух дополнительных органов_– исполнителей каждого полномочия (Минфина России на федеральном уровне и финансового органа региона на уровне субъектов Российской Федерации).

Республика Хакасия выделяет потребность в доведении официальной информации по распределению объемов входящих в состав единой субвенции отдельных составных трансфертов, чтобы расходы бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществляемые за счет средств единой субвенции, соответствовали расчетным объемам отдельных видов субвенций. Также необходимо утвердить механизм перенаправления средств из одного вида субвенции на другой в случае возникновения экономии.



Новгородской областью предложено внесение изменений в Правила формирования и предоставления единой субвенции в части предоставления субъектам права осуществлять перераспределение средств единой субвенции с учетом необходимости осуществления полномочий, переданных на уровень субъекта Российской Федерации.

7 субъектами Российской Федерации[143] предоставлены предложения по внесению изменений в статью 138 Бюджетного кодекса и некоторые другие положения, касающиеся распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением).

Воронежская область предлагает дополнить Бюджетный кодекс статьей 138.2 «Иные дотации из бюджета субъекта Российской Федерации» следующего содержания: «Иные дотации местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, включая дотации на обеспечение мер по сбалансированности местных бюджетов, могут предоставляться на выполнение совокупности отдельных полномочий по вопросам местного значения с утверждением методики их распределения законом о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период».

Рязанской областью предложено предусмотреть возможность субъектов Российской Федерации снижать размеры критериев выравнивания финансовых возможностей и критериев выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

Кемеровской областью предложены изменения в статьи 137, 138 и 142.1 Бюджетного кодекса, позволяющие при расчете уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований учитывать не только налоговые, но и неналоговые доходы.

Белгородской областью предлагается исключить норму, предусматривающую установление размеров дотаций муниципальным образованиям на очередной финансовый год и первый год планового периода в объеме не менее утвержденного законом о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период, либо предусмотреть возможность изменения размеров дотаций на очередной год и первый год планового периода в случае внесения региональными законами изменений, приводящих к перераспределению налоговых доходов и (или) расходных полномочий между субъектом Российской Федерации и местными бюджетами возможность изменения размеров дотаций на очередной год и первый год планового периода в случае внесения региональными законами изменений, приводящих к перераспределению налоговых доходов и (или) расходных полномочий между субъектом Российской Федерации и местными бюджетами.

Предложения по изменениям, направленным на совершенствование механизма предоставления субвенций, внесены 4 субъектами Российской Федерации[144].

Липецкой областью предложено усовершенствовать Методику распределения субвенции на осуществление переданных полномочий в области лесных отношений бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. № 838 (в части расчета фактических затрат). Кроме того, в указанной Методике используется коэффициент рекреационной нагрузки исходя из численности населения области и среднегодового количества лесных пожаров за 11 лет. При этом не учитывается территориальное расположение лесов, влияющее на рекреационную нагрузку. Так, 90% лесов Липецкой области расположены в пойме реки Воронеж, в связи с чем рекреационная нагрузка на них увеличивается вдвое.

Республикой Хакасия отмечается непрозрачность Методики расчета объемов субвенций из федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, так как ввиду отсутствия порядка расчета ряда показателей отсутствует возможность самостоятельно определить объем субвенций. При этом Методика расчета объемов данных субвенций должна быть максимально прозрачной (с понятными значениями всех исходных данных) без исключения и доводиться до субъектов Российской Федерации заранее, с разъяснением порядка их определения.

Предлагается рассмотреть вопрос о возможности закрепления отдельных государственных полномочий, передаваемых большей частью субъектов Российской Федерации (более 75%) муниципальным образованиям, в качестве вопросов местного значения. При этом субъекты Российской Федерации должны обеспечить соответствующими доходными источниками финансирования перераспределенных полномочий в объеме не ниже уровня предшествующего году его перераспределения.

Изменения в статью 140 Бюджетного кодекса «Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации» предложены 3 субъектами Российской Федерации[145].

Ростовской областью обнаружена коллизия статьи 140 и статьи 217 Бюджетного кодекса. Статьей 217 Бюджетного кодекса руководителю финансового органа предоставлено право внесения изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон о бюджете в случае получения субвенций, сверх объемов, утвержденных законом о бюджете, но вместе с тем, статьей 140 Бюджетного кодекса установлено требование об утверждении распределения субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.

В целях обеспечения предсказуемости межбюджетных трансфертов предлагается распределять все субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках государственных программ законом о федеральном бюджете. На конкурсной основе следует распределять только гранты (Владимирская область).

Новгородская область предлагает предусматривать распределение по субъектам Российской Федерации всех субсидий (за исключением распределяемых на конкурсной основе) и иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета приложениями к закону.

Оренбургская область предлагает нормативно закрепить обязанность главных распорядителей средств федерального бюджета при заключении соглашений о предоставлении субсидий с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливать конечные значения показателей результативности использования по каждой предоставляемой субсидии, а также промежуточные значения показателей в случае осуществления мероприятий в соответствии с заключаемыми соглашениями сроком более чем на один календарный год.

Республика Хакасия предлагает нормативно закрепить предоставление субсидий из федерального бюджета субъектам Российской Федерации не позднее сентября, а субсидий капитального характера – не позднее июня текущего финансового года.

 

* * *

 

В целом выделяемые субъектами Российской Федерации проблемы и предлагаемые меры по их решению лежат в общем русле политики, проводимой ФОИВ.

Общей проблемой является дефицит финансовых ресурсов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации из-за сокращения доходной базы и увеличении расходных обязательств. Такая ситуация приводит к дальнейшему увеличению долговой нагрузки на бюджеты субъектов Российской Федерации. При этом регулярное внесение изменений в федеральное законодательство, связанное с перераспределением полномочий и регулированием отдельных отраслей, как отмечают регионы, негативно сказывается на их финансовом состоянии.

Учитывая, что субъекты Российской Федерации с 2016 года обязаны составлять региональные бюджеты в «программном» формате, бюджетные ассигнования планируются в жесткой увязке с целями, задачами и показателями государственных программ. Предоставление субсидий и иных целевых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета уже в процессе исполнения региональных бюджетов заставляет регионы существенно корректировать государственные программы по ходу их реализации.

Как следует из анализа предложений регионов, общая «конструкция» межбюджетных отношений и, прежде всего, системы распределения межбюджетных трансфертов должна остаться прежней. В этой связи можно констатировать, что со стороны субъектов Российской Федерации фактически поддерживается сохранение в бюджетном законодательстве основных принципов, по которым строятся межбюджетные отношения, условий предоставления межбюджетных трансфертов, их формы, механизма формирования объемов трансфертов и схем их предоставления. Предлагаемые изменения в бюджетное законодательство касаются уточнения отдельных аспектов распределения трансфертов как из федерального бюджета в региональные, так и из региональных бюджетов в местные.

Повышение эффективности действующих порядков и методик распределения межбюджетных трансфертов предлагается осуществить за счет повышения доли межбюджетных трансфертов, распределяемых законом о бюджете, сокращения доли иных межбюджетных трансфертов и консолидации различных субсидий с целью недопущения излишней детализацией направлений расходования бюджетных средств. В то же время целесообразность предоставления единой субвенции, скорее, не поддерживается, чем одобряется.

Важным для субъектов Российской Федерации представляется необходимость своевременного доведения до них результатов распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и дотаций на сбалансированность с целью повышения качества планирования региональных бюджетов и изыскания возможностей включения в бюджет необходимой доли софинансирования.

Положительный опыт отдельных регионов по увеличению доли дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в общем объеме межбюджетных трансфертов нуждается в более широком распространении, поскольку данная мера реализуется, не в последнюю очередь, в целях обеспечения равных возможностей доступа населения субъекта Российской Федерации к муниципальным услугам, предоставляемым за счет средств бюджетов муниципальных образований, обеспечения гарантии для муниципальных образований в наличии ресурсов для финансирования социально значимых расходов.

Сохраняют свою актуальность такие вопросы, как недостаточный учет отдельных социально-экономических и природно-географических особенностей регионов, отсутствие адекватной оценки и переоценки недвижимости, неучет при расчетах объемов межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям неналоговых доходов, дефицит квалифицированных кадров.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.