Сделай Сам Свою Работу на 5

ВООРУЖЕНИЕ И ФУНКЦИЯ ЯКУТСКОГО ВОИНА





 

Вооружение – это комплекс технических средств или технологических процессов, предназначенных для поражения живой силы и объектов инфраструктуры противника [Ермоченко, 2009, с. 6].

Оружие – общее название устройств, предметов и средств, конструктивно предназначенных для спасения жизни либо убийства либо обезвреживания людей и животных и/или выведения из строя техники и сооружений сторон, вольно или невольно участвующих в каком-либо конфликте.

К оружию относят устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов, предмет для нападения или обороны. Также – совокупность средств для охоты и ведения войны. В переносном значении оружие – какое-либо средство для борьбы с кем-нибудь и с чем-нибудь, для достижения поставленных целей.

Человечество использовало оружие с древних времен. Первыми видами оружия были палка и камень. С самого начала основным назначением оружия была в первую очередь защита от хищников, а потом – охота. Но потом оружие стало использоваться для нападения на людей и обороны.

Для каждого исторического периода были характерны свои типы оружия. При этом они изменялись вместе с изменением общества.



Якутские воины имели свой комплекс вооружения. Ф.Ф. Васильев классифицирует вооружение следующим образом:

1) оружие дистанционного боя;

2) оружие ближнего боя;

3) защитное вооружение.

В группу оружий дистанционного боя входили луки. Наиболее распространенным был сложносоставной лук. На территории Якутии археологи обнаружили около 50 луков. Характерной особенностью луков северного типа, является отсутствие костяных накладок. Они снабжены костяными, реже деревянными, концевыми вкладышами, служащими как усилителями, так и своеобразными рычагами, придающими дополнительную рефлексирующую силу плечам лука.

По-якутски лук на называется ох саа, реже чаачар саа, саа, а кибить (дуга) – чаачар, рукоять – тутаах. Концы лука были известны как муос (рога), тетива – кирис. Способ изготовления якутских луков был сложен. Вначале заготовляли две деревянные планки определенной длины и ширины, соответствующие приближенным размерам лука. Длина лука в среднем составляла 165-170 см. Планки выстругивали из хорошо высушенных березовых и лиственничных заготовок. Технология просушки планки утеряна [Васильев, 1995, с. 67].



У якутских воинов имелись различные виды оружий ближнего боя. В XVII-XVIII вв. в Якутии наиболее распространенными были батас, батыйа и хотокоон (котокоон). В письменных документах они обычно называется пальмами, реже копьями или рогатинами. Отсутствие в археологических памятниках XVII-XVIII вв. таких видов клинкового оружия как мечи, сабли и палаши наталкивало на мысль о крайне редком использовании их в военных действиях.

Батас – рубяще-колющее оружие ближнего боя. Длина клинка колеблется от 50 до 70 см, длина черенка достигает 25-30 см, рукоять – до 1,5 м. В верхней части грани (хаптаҕайа), ближе к спинке (өнчөх), имеется специальный желобок (үөс). Часть клинка от основания до полосы украшали медными вставками и насечками. Батас резко отличается от других видов оружия (батыйа, хотокоон) своими размерами и формой полосы (бии). Полоса от черенка к середине слегка расширяется и резко сужается к острию (уһук), в результате чего лезвие принимает ломаную линию.

Батыйа – рубяще-колющее оружие ближнего боя. Как и батас, широко использовалась на охоте. Длина клинка достигает 30-40 см, ширина в середине 5-6 см, черенок длинный – 20-25 см. Рукоять насаживается на черенок по такому же принципу, как и батас; у основания плотно закрепляется тугой обмоткой из кожаной ленты. В сечении рукоять овальной формы аккуратно обкладывалась тонкой берестой. Конечная часть рукояти слегка расширялась, что препятствовало соскальзыванию при ударе. В целях безопасности при ношении оружия клинок вкладывали в специальные ножны, обтянутые отлично выделанной ровдугой, украшенные национальным орнаментом, нанесенным шелковыми нитками или бисером. Разновидностью ножен являлся деревянный полуоткрытый футляр, вырезанный из цельного куска деревянной доски. Оружие типа батыйа применялось гораздо чаще, чем батас. Это объясняется более широкими функциональными возможностями пальмы-батыйа. Ее часто использовали как топор и даже как косу.



Также как и батас, часть клинка батыйа украшались вставками из медных пластинок и насечками. Иногда на клинок наносился инкрустированный узор. Как правило, на клинке с правой стороны имелся продольный овальный желобок.

Хотокоон – разновидность оружия типа батыйа, хотя по размерам значительно меньше. Он использовался как запасное оружие, его носили на ремешке или запястье левой руки. В отличие от якутских ножей больших размеров, хотокоон имел длинную рукоять, достигающую 40-50 см и длину клинка – 25-30 см.

Кылыс – однолезвийное рубяще-колющее оружие. Прямой клинок сближает кылыс с распространенными у многих племен средневековья оружием типа палаш. Принцип изготовления оружия приближает его к вышеописанным клинкам оружия типа батас. Полоса (бии) также, как и у батас, плавно расширяется от черенка длиной 9 см, и преломляется к острию клинка [Васильев, 1995, с. 96].

Болот – название древнего обоюдоострого меча. Установлено также, что слово является ранним заимствованием из древнеперсидского. Этот вид оружия вышло из военного обихода в довольно отдаленные времена.

Копья (үҥүү, тайыы) – эффективное ударное оружие. Длиннодревковое оружие типа батас и батыйа с успехом выполняли функции копья, что не могло не отразиться на применении в боевых действиях этого вида оружия. Предположительно копьем пользовались те воины, которые были вооружены клинковым оружием типа кылыс.

Кустук – оружие, напоминающее дротик, единственный экземпляр которого найден в Кысыл Кырдале [Васильев, 1995, с. 104]. Это небольшое однолезвийное оружие изготовлено по принципу обыкновенного ножа, но несколько шире и массивней. Длина клинка до 22 см, ширина 2,3 см, черешок длиной 7 см.

Отдельной группой выделяется защитное оружие. Комплект защитного вооружения называется куйах. Так как якуты оружие закапывали в скрытых местах с исполнением соответствующего обряда, а не вместе с покойником, также запрещением в царское время изготовить и предписанием сдать боевое оружие властям, археологические находки ограничиваются несколькими железными и костяными пластинками из комплекта защитного вооружения [Васильев, 1995, с. 105].

По материалу изготовления раннеякутские панцири относились к трем классам: железным, костяным и кожаным. Железные доспехи по способу скрепления пластин подразделяются на два типа: ламинарные и ламеллярные, по форме панциря – к чешуйчатым.

Хатырык куйах (чешуйчатый доспех) – наиболее распространенный пластинчатый доспех ламеллярного типа. По фольклорным данным, панцирные пластины пришивались на подкладку из бычьей или лосиной шкуры.

Таҥалай куйах – пластинчатый ламинарный доспех.

Иэччэх куйах (шарнирный доспех) – вид ламинарного доспеха. В названии, по всей вероятности, подразумевается способ присоединения пластин, позволяющий относительно свободно проворачиваться каждой отдельной пластинке.

Күҥэһэ – щиток на голенях, пришиваемый на обувь, иногда пластинка на спине шаманского плаща.

Сарын куйаҕа или мүлгүн – часть доспеха, предназначенная для предохранения плечевой части тела (наплечники).

Хары куйаҕа – защитный нарукавник, одеваемый на кисть.

Дуулаҕа бэргэһэ – боевой металлический шлем.

А в якутском героическом эпосе также описаны вооружение и снаряжение богатыря. Однако это описание часто носит фрагментарный характер. В олонхо Н.Ф. Попова описана одежда героя: «Бэйэтэ Тойон Ньургун бухатыыр барҕа бэйэлээх, баараҕай быһыылаах, бухатыырга сөптөөх бөдөҥ туруу киһи: [үрдүгэ] үс тура саһаан холобурдаах; түнэ түүнүктээҕинэн дүгдэччи таҥныбыт, сарыы тыйыґынан дыгдаччы таҥныбыт» [Образцы..., 1908, с. 5]. Тойон Нюргун имеет два оружия ближнего боя: «Оһолго төрүөккэ ымсыы биилээх батыйа» и «икки өттүнэн биилээх хааннаах дьэс кыдаайы болот». В других текстах олонхо также могут встретиться другие названия вооружений и снаряжения.

Герой эпоса в многочисленных сражениях с богатырями других миров использует множество тактических и стратегических приемов. Восприятие содержания эпоса неизмеримо увеличивается по мере осознания того, что в нем, безусловно, отразились исторические события древности, абстрагированные впоследствии добросовестными импровизаторами многих поколений в борьбу миров, в борьбу эпических богатырей.

В раннеякутском скотоводческом хозяйстве первичную роль приобретало наличие пастбищных и сенокосных угодий. Данный экономический приват-фактор особенно четко выразился в условиях Якутии. Явно намечается усиление процесса формирования частной земельной собственности за счет захвата и разработки неосвоенных земель. В таких условиях развитие экономики было возможно лишь при существовании такой семейно-родственной группы, которая располагала бы достаточным количеством рабочих рук и организацией, способной обеспечить распределение функций в этом сложном хозяйстве [Васильев, 1995, с. 43; Гоголев, 1993, с. 111; Борисов, 1997, с. 10; История Якутской АССР, 1957].

Титул «боотур» носили люди не из низшего сословия, это были люди, обученные военному искусству и не раз проявившие доблесть в кровопролитных столкновениях того времени. Подобная характеристика профессионального воина, принадлежащего к средней знати, не противоречит отведенному батыре месту в социальной лестнице ранних тюрко-монгольских государственных образований. Вместе с тем, якутский боотур совсем не похож на военного слугу, зависимому от военного предводителя.

Основное различие этой категории профессиональных воинов состоит в том, что тюрко-монгольский батыр – это воин, получивший данный статус за храбрость, особые военные заслуги; якутский боотур – определенная категория военного сословия, по всей вероятности, наследственный титул [Васильев, 1995, с. 52]. В олонхо герои носят имя с обязательными атрибутами Бухатыыр, Боотур, Бёгё, Бэргэн.

Социально-экономическая функция. Якутский воин занимал особое место в социальной структуре, иерархии раннего якутского общества. На воспитание, снаряжение воина уходило много ресурсов и средств рода. Но все это компенсировалась стабильной жизнью, когда никто не мог отобрать у рода, семьи скот, землю, людей. Поэтому первая роль боотура – защитная (оборонительная) роль. Или, наоборот, чем мощнее род, то он старался расширить свои владения и нападал на соседов, следовательно, боотур выполнял нападающую роль. Благосостояние рода зависело от наличия боотуров, которые могли защитить от противников или отобрать у соседей богатства.

Военная культура, традиции и опыт веками были основой развития общества, регуляторами не только территориального статуса, технического прогресса, культуры в целом, но и демографического ориентирования женщин на здоровых физически и умственно мужчин для продления здорового рода. Воином юноша мог стать только после прохождения специальной подготовки, в которой было заинтересовано взрастившее его общество и вся система воспитания. После обряда посвящения недавний мальчик становился мужчиной, получал право иметь семью, защищать свою общность и носить гордое название воина.

В якутском героическом эпосе богатырь также выполняет социально-экономическую функцию. Он защищает интересы всего рода: спасение от нападений богатырей других миров с целью захватить девушку-невесту – самого ценного, что есть у племени айыы аймага. Богатырь во всех олонхо женится (имеет право на женитьбу) только после совершения героического подвига (спасение девушки айыы). В этом можно усмотреть воинскую инициацию.

Воспитательная функция. Как видно в первом параграфе второй главы, подготовка якутского воина представляет собой целую систему. В раннеякутском обществе внимание уделялось воспитанию мужчины как защитника, добытчика рода.

Подготовка мужской силы, сноровки, других физических данных проходила в пределах семейного воспитания, где главой семьи выступал отец. На всех этапах профессионального обучения зримо или незримо присутствовал отец. Он находился в курсе общего развития сына. С его одобрения, личного согласия воины-боотуры занимались воспитанием юноши. Физические, боевые учения сопровождались общеэтическими наставлениями религиозно-философского характера, сложившихся семейно-обрядовых традиций.

Вековой жизненный опыт борьбы за существование и выживание в суровых, экстремальных климатических условиях требовал от человека больших морально-психологических, физических усилий и подготовленности. При этом основой благополучия народа саха является толерантность, традиции векового воспитания поколений в духе гуманизма и терпимости, готовности прийти на помощь каждому, кто в этом нуждается, независимо от его этнической, социальной или конфессиональной принадлежности.

Культурная функция. Под воинской культурой обычно понимают материальные и духовные аспекты человеческой деятельности связанные с войной и военным делом [Яровой, 2011, с. 3]. Известный американский антрополог М. Мид настаивала на том, что война является культурным изобретением человечества, подобно браку, письменности и т.д.

Воинская культура якутов основывалась на соблюдении традиций. Если сравнить с якутским воином, герой олонхо выполняет защитную роль; нападующую роль осуществляет богатырь абаасы. В отличие от исторических преданий, где описаны боевые подвиги боотуров, представляющих интересы того или иного рода, в эпосе богатыри не вступают в единоборство от имени какого-нибудь рода (этнонима), а как -образное олицетворение добра и зла.

Итак, якутский боотураат занимал важное место в социальной иерархии раннеякутского общества. С приходом русских, с вхождением в состав Русского государства якутское военное сословие начало постепенно исчезать. Начали делать преимущественно охотничьи вооружения, снаряжения, т.е. военное дело трансформировалось в охоту на диких животных. Однако остались элементы подготовки воина, когда готовили мальчиков к выживанию в экстремальных условиях, к охоте, рыболовстве, а не убийстве людей, врагов.

В досоветском периоде якутский героический эпос имел широкие этнопедагогические возможности, так как он еще бытовал, была большая аудитория слушателей олонхо. Поэтому можно сказать, что олонхо оказал влияние на воспитание будущих боотуров, затем охотников, мужчин-защитников своего рода.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.