Сделай Сам Свою Работу на 5

Натурфилософия Ф. В. Й. Шеллинга





 

Тождество противоположностей субъекта и объекта Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775–1854) делает исходным пунктом своего учения. При этом он применяет принцип развития, разработанный Фихте по отношению к субъекту и его деятельности, также и к анализу природы. Критикуя Фихте за то, что природа у него рассматривается как голый материал для субъекта, Шеллинг в первый период своего творчества концентрирует внимание на проблемах натурфилософии. Задачу последней он видит в том, чтобы раскрыть последовательные стадии развития природы от низших форм к высшим. Природа при этом толкуется как проявление бессознательной жизни разума, который как бы проходит целый ряд этапов от низших — неорганической природы — до высших, органических, и находит свое завершение в появлении сознания. Проблема соотношения бессознательных и сознательных форм жизни разума, поставленная уже Фихте, приобретает у Шеллинга первостепенное значение. Шеллинг пытается обнаружить параллелизм, существующий между различными уровнями развития природы (механическим, химическим, биологическим), с одной стороны, и ступенями развития человеческого сознания — с другой. При этом наряду с интересными наблюдениями и остроумными догадками нередко появляются произвольные аналогии и даже фантастические построения, за которые критиковали натурфилософию Шеллинга современные ему естествоиспытатели.



Перенося на природу те закономерности развития, которые были открыты Фихте при исследовании субъекта, абсолютного Я, Шеллинг предпринимает построение диалектической картины развития природных процессов и форм. Природное тело понимается им как продукт взаимодействия противоположно направленных сил — положительных и отрицательных зарядов электричества, положительных и отрицательных полюсов магнита и т. д. Непосредственным толчком для построений Шеллинга были новые открытия в физике, химии и биологии, и прежде всего теория электричества, быстро развивавшаяся с середины XVIII века. Ш. О. Кулон создал теорию положительной и отрицательной электрических жидкостей; изучалось соотношение электрической и магнитной полярности, а также соотношение химических и электрических взаимодействий. Благодаря открытию Л. Гальвани «животного электричества» возникла возможность установления связи между неорганической и органической природой.



Опираясь на эти открытия, Шеллинг выступил с критикой механицизма в естествознании, стремясь показать, что вся природа в целом может быть объяснена с помощью принципа целесообразности, лежащего в основе жизни. Все неорганические процессы он пытался понять как предпосылки развития организма. В натурфилософии Шеллинга была возрождена неоплатоническая идея мировой души, проникающей через все космические стихии и обеспечивающей единство и целостность природного бытия, всеобщую связь природных явлений. Однако в отличие от неоплатонизма Шеллинг развивает динамическое воззрение на природу. Сущность природы рассматривается им как противоборство полярных сил, образцом которого является магнит. В каждом явлении природы Шеллинг видит продукт борьбы разнонаправленных сил; эта борьба составляет структуру всего живого.

 

Диалектика Карла Маркса

 

Маркс, сохранивший в своем учении гегелевские законы диалектики, назвал его диалектическим материализмом в отличие от материализма Фейербаха, который он считал метафизическим за то, что в нем вместе с гегелевской Абсолютной Идеей отрицались и законы диалектики.

Маркс наполнил гегелевскую диалектику конкретным социальным содержанием. Новое, призванное победить старое, предстало в виде единственного передового класса — пролетариата, который в процессе классовой борьбы побеждает буржуазию и революционным путем захватывает власть (насилие, по Марксу, — «повивальная бабка» истории; вспомним, что у Сократа метод спора помогал рождению истины, но не нового общественного строя) и создает идеальное общество, в котором осуществляются социальная справедливость и такие прекрасные принципы, как «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех», «от каждого по способностям, каждому по потребностям» и т.п. Исторический материализм Маркса оказал огромное влияние на социальное развитие в XX в., особенно в таких странах, как СССР, Китай и др.



Почему марксистская диалектика называется марксистской?

Потому что как метод познания и преобразования человеческого общества этот метод был создан Карлом Марксом. Суть этого метода с наибольшей глубиной раскрыта в «Капитале», великой работе, которой К. Маркс посвятил годы и годы своей героической жизни.

Используя этот метод, Карл Маркс и Фридрих Энгельс заложили фундамент Научного коммунизма, учения, проложившего человечеству революционный путь в его действительно человеческое будущее — Коммунизм.

Объектом диалектического исследования в «Капитале» была капиталистическая общественно-экономическая формация как «органическое целое» (К. Маркс).

Что К. Маркс вкладывал в понятие «Объект как органическое целое»? - Это такой объект, суть которого определяется, прежде всего, внутренней взаимосвязью и взаимодействием различных его сторон. Если рассматривать эти стороны, игнорируя их взаимосвязь (взаимодействие), то исчезает и сама суть объекта. Например, если рассматривать человека как разрозненное множество его клеток, и пытаться только по этому множеству понять природу человеческую, то мы ничего не добьёмся.

До К. Маркса экономисты рассматривали общество, как механический набор изолированных индивидов. К. Маркс в «Капитале» сосредоточил своё исследование общества на внутренней взаимосвязи и взаимодействии. Только такой подход позволил ему при анализе частной собственности объяснить жизнь общества и понять саму частную собственность как общественное отношение.

Взгляд на объекты именно как на органическое целое выделяет марксистский диалектический метод из прочих методов исследования нашего мира. Но суть этого различия состоит не только в этом.

 

Используя этот метод, К. Маркс и Ф. Энгельс создали учение о диктатуре пролетариата, как необходимом условии для построения Коммунизма.

Используя этот метод, К. Маркс и Ф. Энгельс создали и возглавили Первый коммунистический интернационал – революционный авангард мирового пролетариата.

Знаменитая диалектическая спираль.

Мы часто слышим и читаем: «развитие происходит по спирали». И довольно часто в качестве доказательства этого утверждения нам приводят рисунки и фотографии спиралевидных галактик, например, нашего Млечного пути или Туманности Андромеды. Однако эти аналогии никакого отношения к делу не имеют.

Что же это такое, знаменитая спираль развития? Очень кратко и ёмко эту спираль описал В.И. Ленин:

«Диалектический путь познания истины, - от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике» [В.И Ленин. Конспект книги Гегеля «Наука логики». ПСС, 29].

Ту же мысль Ильич часто высказывал в более экспрессивной форме:

«Мы должны найти то главное звено, за которое затем вытащим всю цепь»

Но где же тут спираль? - спросите Вы. Давайте разбираться.

Каковы же этапы диалектического отображения реально существующего органического целого (например, человеческого общества) в мышлении и действии?

1. Определение цели.

Как мы отмечали, применение метода всегда целенаправленно. Лишь выбор цели затем определяет и объект применения метода. К. Маркс, приступая к изучению капиталистического общества, уже был на стороне пролетариата и искал дорогу к его освобождению от эксплуатации. На пути к этой цели он и выбрал объектом своего исследования именно тогдашнее капиталистическое общество.

Однако на этом первом этапе у исследователя пока ещё нет не только полной ясности, как достичь поставленной цели, но даже нет ещё и уверенности в самой возможности достижения этой цели.

Созерцание.

Итак, объект уже выбран. Это реально существующее органическое целое первоначально отображается чувственно, в живом созерцании, воспринимается по преимуществу непосредственно, внешне. Попадающие в поле зрения стороны объекта представляются в основном как несвязанные друг с другом ; объект выступает как хаотическое нагромождение сторон, сами стороны отнюдь еще не выделяются как таковые. Объект воспринимается какхаотическое«целое». Это непосредственно синтетический подход к объекту исследования.

Анализ.

На этом этапе - если брать логическую последовательность в «чистом» виде - происходят ознакомление преимущественно с отдельными сторонами и изучение их по отдельности, т. е. доминирует анализ. Каков же конечный пункт анализа? – Выделение простейшей стороны, простейшего отношения органического целого. Что же такое простейшая сторона (отношение) на пути анализа органического целого? – Это есть предел аналитического расчленения объекта. Дальнейшее расчленение выводит за рамки данного предмета. Например, в классической биологии этой простейшей стороной является живая клетка, хотя дальнейшее её расчленение можно довести и до элементарных частиц (протонов, нейтронов, электронов…), но такое расчленение будет уже неплодотворным, так как выведет исследователя-биолога за рамки предмета.

4. Синтез.

На этом этапе в качестве главной стоит задача установления связи, единства, взаимодействия различных сторон. Причем познание идет главным образом от простейшей стороны органического целого ко все более сложным его сторонам. Это движение познания называется восхождением от абстрактного к конкретному. Результат восхождения от абстрактного к конкретному есть уже такое отображение реально существующего органического целого, в котором стороны органического целого поняты не хаотически, не вне связи друг с другом, а в единстве друг с другом. Как показала практика, это внутреннее единство уже содержит в себе и внутренние противоречия, которые и являются источником самодвижения, развития органического целого. А в этом и заключена самая суть органического целого. Следовательно, на этом этапе содержанием исследования становится раскрытие сущностиорганического целого.

После того, как раскрыта сущность сама по себе, объект видится уже иначе, другими сторонами, гранями, нежели на этапе созерцания. Для достижения поставленной цели теперь интересны лишь те грани органического целого, через которые «светится», проявляется его сущность. Что даёт возможность уже на этом этапе (синтеза) уточнить поставленную на самом первом этапе цель и начертать детальный план её достижения.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.