Библиотека журнала «Логопед»
кой литературы находятся в логопедическом кабинете постоянно.
«Журнал учета посещаемости логопедических занятий учащимися» хранится в логопедическом кабинете до полного выпуска с логопункта всех учеников, занесенных в этот журнал, т.е. не менее 2 лет. Рабочие тетради учащихся хранятся до перехода учеников в среднее звено школы.
«Журнал обследования устной и письменной речи учащихся» хранится до окончания школы всеми занесенными в него учениками, т.е. не менее 8 лет. Такой длительный срок хранения обусловлен тем, что Журнал является документом, в котором зафиксированы все ученики, имеющие речевые нарушения, и сделаны отметки о принятых к этим детям мерах. В практике логопедической работы нередки случаи, когда возникает необходимость установить, был ли вовремя выявлен тот или иной ребенок, имеющий речевые нарушения, и какая помощь была ему оказана.
Речевые карты хранятся в логопедическом кабинете до полного окончания данными учащимися школы, поскольку они содержат информацию о речевом и общем развитии ученика.
Перспективный план работы логопеда на год и копии отчетов хранятся 5 лет.
Школьный лесопункт: организация и содержание работы
Алгоритм организации, проведения и оценки коррекционно-
Развивающих занятий
При выборе современных подходов к организации и реализации коррекционно-развивающего обучения (КРО) мы использовали теоретические и практические материалы научно-методического центра «Развитие и коррекция» (Е.Д. Худенко), апробированные и модифицированные, дополненные в условиях деятельности образовательных учреждений Тамбовской области (рис. 1).
Коррекционно-развивающие занятия и требования к их проведению
Коррекционно-развивающие занятия — занятия, в ходе которых происходит отработка учебной информации с позиции максимальной активности работы всех анализаторов каждого конкретного ученика, его высших психических функций.
Требования к организации коррекционно-развивающих занятий:
- руководство учебной программой при выборе темы занятия;
- соответствие темы занятия тематическому плану учителя;
- четкая постановка целей занятия (дидактической, коррек- ционной и воспитательной);
- определение типа и структуры занятия, преемственности его этапов;
- отбор методов и определение их рациональной комбинации (последовательности);
- реализация охранительного режима обучения через комби нацию используемых на занятии методов, обеспечивающую смену видов деятельности обучающихся и опору на различ ные анализаторы;
- уяснение дидактической функции наглядности;
- выступление учителя не в роли основного источника ин формации, а в роли организатора эффективных условий обу чения.
ШКОЛЬНЫЙ ЛОГОПУНКТ: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Наглядные пособия на уроках (занятиях) должны стимулировать интеллектуальный компонент, а не выступать в роли эмоционального (развлекательного) фона. Любая картинка, схема, таблица должны решать определенную дидактическую задачу (например, закрепить зрительный образ изучаемого объекта, активизировать устное высказывание учащихся).
Методические рекомендации по работе с наглядностью:
- при демонстрации учитель должен четко поставить перед учащимися задачу, дать им время на ее решение;
- серией вопросов направить внимание в нужном направлении;
- пояснить рассматриваемый объект и провести словарную работу (при необходимости);
- выслушать ответы (рассказы) учеников;
- для детей с интеллектуальным недоразвитием более всего подходит наглядность схематичного плана, поэтапно вос создающая объект, предмет (схемы, последовательно рису ющиеся на глазах учеников; составление букв, цифр из элементов и т.п.).
Наглядность такого типа позволяет преодолеть нарушения аналитико-синтетических процессов мыслительной деятельности у детей, приучает их видеть детали и целое, помогает осмыслить связи единичного и целого.
Развитие механизма компенсации какого-либо нарушения, осуществляемое на программном учебном материале и направленное на преодоление недостатков развития личности ребенка с одновременным раскрытием его потенциальных способностей, делает возможным и необходимым перенос акцента с усвоения знаний, умений и навыков на развитие у учеников высших психических функций, при помощи которых он будет усваивать учебную программу.
Важным для педагога должно быть не количество слов, примеров, заданий и т.д., а качество работы каждого ребенка:
- была ли в учебном процессе задействована система анали заторов;
- как менялся вид деятельности обучающегося на занятии: слушают (учителя) — отвечают (беседа) — думают и пишут (программированные задания) - - рассказывают (рассказ ученика) — играют (кроссворд) — читают (работа с тексто вым материалом) и т.д.;
- была ли на уроке (занятии) создана ситуация, предполага ющая самостоятельную, продуктивную обработку учебной информации;
Библиотека журнала «Логопед»
- какие методы, приемы и средства учебной работы стимулировали учащихся к активной мыслительной деятельности и т.п. Методы, включенные в занятие, должны выполнять не только учебную, но и развивающую функции: обучающиеся не просто считают, пишут, отвечают и т.д., но и делают это с включением в активную работу психических функций, развивая тем самым или пытаясь развить свои межфункциональные связи. Л.С. Выготский писал, что «наиболее воспитуемыми оказываются высшие психические функции по сравнению с элементарными», если обучение ориентировано на развитие ВПФ ребенка, то мы можем рассчитывать на максимальное использование всех ресурсов, возможностей организма ребенка в компенсации его нарушения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|