Сделай Сам Свою Работу на 5

Библиотека журнала «Логопед»





кой литературы находятся в логопедическом кабинете посто­янно.

«Журнал учета посещаемости логопедических занятий уча­щимися» хранится в логопедическом кабинете до полного выпуска с логопункта всех учеников, занесенных в этот жур­нал, т.е. не менее 2 лет. Рабочие тетради учащихся хранятся до перехода учеников в среднее звено школы.

«Журнал обследования устной и письменной речи учащих­ся» хранится до окончания школы всеми занесенными в него учениками, т.е. не менее 8 лет. Такой длительный срок хра­нения обусловлен тем, что Журнал является документом, в котором зафиксированы все ученики, имеющие речевые на­рушения, и сделаны отметки о принятых к этим детям ме­рах. В практике логопедической работы нередки случаи, ког­да возникает необходимость установить, был ли вовремя вы­явлен тот или иной ребенок, имеющий речевые нарушения, и какая помощь была ему оказана.

Речевые карты хранятся в логопедическом кабинете до пол­ного окончания данными учащимися школы, поскольку они содержат информацию о речевом и общем развитии ученика.

Перспективный план работы логопеда на год и копии от­четов хранятся 5 лет.



 

Школьный лесопункт: организация и содержание работы

Алгоритм организации, проведения и оценки коррекционно-

Развивающих занятий

При выборе современных подходов к организации и реали­зации коррекционно-развивающего обучения (КРО) мы ис­пользовали теоретические и практические материалы науч­но-методического центра «Развитие и коррекция» (Е.Д. Худенко), апробированные и модифицированные, дополненные в условиях деятельности образовательных учреждений Там­бовской области (рис. 1).

Коррекционно-развивающие занятия и требования к их проведению

Коррекционно-развивающие занятия — занятия, в ходе которых происходит отработка учебной информации с по­зиции максимальной активности работы всех анализаторов каждого конкретного ученика, его высших психических функций.

Требования к организации коррекционно-развивающих за­нятий:

- руководство учебной программой при выборе темы занятия;

- соответствие темы занятия тематическому плану учителя;

- четкая постановка целей занятия (дидактической, коррек-
ционной и воспитательной);



- определение типа и структуры занятия, преемственности
его этапов;

- отбор методов и определение их рациональной комбинации
(последовательности);

- реализация охранительного режима обучения через комби­
нацию используемых на занятии методов, обеспечивающую
смену видов деятельности обучающихся и опору на различ­
ные анализаторы;

- уяснение дидактической функции наглядности;

- выступление учителя не в роли основного источника ин­
формации, а в роли организатора эффективных условий обу­
чения.

 


 

 

ШКОЛЬНЫЙ ЛОГОПУНКТ: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Наглядные пособия на уроках (занятиях) должны стиму­лировать интеллектуальный компонент, а не выступать в роли эмоционального (развлекательного) фона. Любая картинка, схема, таблица должны решать определенную дидактическую задачу (например, закрепить зрительный образ изучаемого объекта, активизировать устное высказывание учащихся).

Методические рекомендации по работе с наглядностью:

- при демонстрации учитель должен четко поставить перед
учащимися задачу, дать им время на ее решение;

- серией вопросов направить внимание в нужном направлении;

- пояснить рассматриваемый объект и провести словарную
работу (при необходимости);

- выслушать ответы (рассказы) учеников;

- для детей с интеллектуальным недоразвитием более всего
подходит наглядность схематичного плана, поэтапно вос­
создающая объект, предмет (схемы, последовательно рису­
ющиеся на глазах учеников; составление букв, цифр из
элементов и т.п.).



Наглядность такого типа позволяет преодолеть нарушения аналитико-синтетических процессов мыслительной деятель­ности у детей, приучает их видеть детали и целое, помогает осмыслить связи единичного и целого.

Развитие механизма компенсации какого-либо нарушения, осуществляемое на программном учебном материале и направ­ленное на преодоление недостатков развития личности ребен­ка с одновременным раскрытием его потенциальных способ­ностей, делает возможным и необходимым перенос акцента с усвоения знаний, умений и навыков на развитие у учеников высших психических функций, при помощи которых он бу­дет усваивать учебную программу.

Важным для педагога должно быть не количество слов, при­меров, заданий и т.д., а качество работы каждого ребенка:

- была ли в учебном процессе задействована система анали­
заторов;

- как менялся вид деятельности обучающегося на занятии:
слушают (учителя) — отвечают (беседа) — думают и пишут
(программированные задания) - - рассказывают (рассказ
ученика) — играют (кроссворд) — читают (работа с тексто­
вым материалом) и т.д.;

- была ли на уроке (занятии) создана ситуация, предполага­
ющая самостоятельную, продуктивную обработку учебной
информации;

 

 

Библиотека журнала «Логопед»

- какие методы, приемы и средства учебной работы стиму­лировали учащихся к активной мыслительной деятельнос­ти и т.п. Методы, включенные в занятие, должны выпол­нять не только учебную, но и развивающую функции: обу­чающиеся не просто считают, пишут, отвечают и т.д., но и делают это с включением в активную работу психических функций, развивая тем самым или пытаясь развить свои межфункциональные связи. Л.С. Выготский писал, что «наиболее воспитуемыми оказываются высшие психичес­кие функции по сравнению с элементарными», если обуче­ние ориентировано на развитие ВПФ ребенка, то мы мо­жем рассчитывать на максимальное использование всех ре­сурсов, возможностей организма ребенка в компенсации его нарушения.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.