Образовательные технологии
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Направление подготовки
Экономика
Профиль подготовки
Финансы и кредит
Страхование,
Налоги и налогообложение
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная
Кемерово
1. Цели освоения дисциплины
В области обучения целью освоения дисциплины «Мировая экономика и МЭО» по бакалаврской программе по направлению 080100.62 ЭКОНОМИКА является:
- дать качественные, экономические знания, востребованные обществом;
- подготовить бакалавра к успешной работе в сфере финансово-кредитной деятельности на основе гармоничного сочетания научной, фундаментальной и профессиональной подготовки кадров;
- создать условия для овладения универсальными и предметно-специализированными компетенциями, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда.
- сформировать социально-личностные качества выпускников: целеустремленность, организованность, трудолюбие, коммуникабельность, умение работать в коллективе, ответственность за конечный результат своей профессиональной деятельности, гражданственность, толерантность; повышение их общей культуры, способности самостоятельно приобретать и применять новые знания и умения.
Основными задачами курса является усвоение общих закономерностей, свойственных мировой экономике. Знание этих закономерностей позволит в дальнейшем ориентироваться, в зависимости от приложения полученных данных, в сложном мире реальных экономических процессов, как в общетеоретическом, так и практическом аспектах.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата_
Данная дисциплина относится к базовой (общепрофессиональной) части Профессионального цикла Б3Б12 и изучается в 3 семестре.
Курс Мировой экономики и МЭО – неотъемлемая составная часть профессионального цикла образовательной программы экономиста. Программа курса строится на предпосылке, что студенты владеют базовыми положениями микро- и макроэкономики, статистики, экономической географии, знакомы с основными фактами экономической истории. Одновременно курс создает предпосылки для более глубокого освоения важнейших разделов современной экономической теории денег и кредита, институциональной экономики, экономики труда, общественного сектора и др., а также дальнейшего расширения теоретического арсенала молодого специалиста.
При изучении дисциплины «Мировая экономика и МЭО» студенты получают комплекс экономических знаний, понимание тенденций в развитии мирового хозяйства, национальных экономик и их интеграционных объединений.
Курс мировая экономика является предшествующей дисциплиной для курса «Международные валютно-кредитные отношения».
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «Мировая экономика и международные экономические отношения»
В результате освоения дисциплины «Мировая экономика и международные экономические отношения» обучающийся должен освоить компоненты следующих компетенций:
1. Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1):
знать:
- методы, способы и приемы совершенствования и развития интеллектуального и общекультурного уровня (ОК – 1-1);
- методы анализа, способы получения, обобщения и систематизации информации (ОК – 1-2);
- способы формализации цели и пути ее достижения (ОК – 1-3);
уметь:
- применять способы и приемы совершенствования интеллектуального и общекультурного развития, организовать деятельность по собственному личностному и профессиональному самосовершенствованию (ОК – 1-4);
- осуществлять поиск необходимой информации, воспринимать, анализировать, обобщать и систематизировать полученную информацию (ОК – 1-5);
- ставить цель и выбирать методы и средства ее достижения (ОК – 1-6).
владеть:
- методами, способами и приемами совершенствования интеллектуального и общекультурного развития (ОК – 1-7);
- методами анализа, способами получения и обобщения информации (ОК – 1-8);
- навыками самоорганизации и самостоятельной работы (ОК – 1-9).
2. Способен принимать организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность, в том числе в нестандартных ситуациях (ОК-4)
знать:
- понятия организационно-управленческих решений в профессиональной сфере (ОК – 4-1);
- общий процесс и технологии, принципы и методы принятия организационно-управленческих решений в профессиональной сфере (ОК – 4-2);
- формы ответственности за принятые организационно-управленческие решения в различных, в том числе и в нестандартных, ситуациях (ОК – 4-3).
уметь:
- использовать законодательные, нормативные и методические документы в процессе принятия организационно-управленческих решений (ОК – 4-4);
- оценивать риски принимаемых решений, формировать необходимую информационную базу и оценивать надежность информации для принятия организационно-управленческих решений (ОК – 4-5);
- обосновывать выбор принимаемых организационно-управленческих решений (ОК – 4-6);
- нести ответственность за принятые организационно-управленческие решения, в том числе в нестандартных ситуациях (ОК – 4-7).
владеть:
- навыками принятия организационно-управленческих решений для достижения максимального результата в профессиональной сфере (ОК – 4-8);
- приемами анализа рисков, факторов и предпосылок, влияющих на принятие организационно-управленческих решений (ОК – 4-9);
- методами обеспечения надежности информации для принятия решений.
3. Способен обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований (ПК-1):
знать:
- перспективные направления научных исследований и основные результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями по проблемам профессиональной сферы (ПК – 1-1);
- методы и приемы критического анализа современных экономических исследований (ПК – 1-2);
- структуру рабочего плана и программы научных исследований и разработок в профессиональной сфере (ПК – 1-3).
уметь:
- самостоятельно оценить и критически проанализировать научный уровень и результаты имеющихся исследований и разработок по проблемам профессиональной сферы (ПК – 1-4);
- выявлять наиболее перспективные направления научных исследований и учитывать их результаты при разработке собственной программы научного исследования (ПК – 1-5);
- составить рабочий план и программу проведения собственных научных исследований и разработок в профессиональной сфере (ПК – 1-6).
владеть:
- различными методами и критериями оценки результатов научных разработок отечественных и зарубежных исследователей (ПК – 1-7);
- методикой разработки и методологией проведения собственных научно-исследо- вательских программ в профессиональной сфере (ПК – 1-8).
4. Способен готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне ( ПК-8)
знать:
- основные теоретические положения и современные концепции микро- и макроэкономической теории, закономерности и основные проблемы функционирования современной мировой экономики, специфику развития российской экономики (ПК – 8-1);
- направления, цели, методы и инструменты экономической политики государства, критерии социально-экономической эффективности, риски, институциональные ловушки и возможные социально-экономические последствия (ПК – 8-2);
- содержание и назначение аналитических обзоров (ПК – 8-3).
уметь:
- готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне (ПК – 8-4).
владеть:
- современным математическим инструментарием для решения содержательных экономических задач (ПК – 8-5);
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- закономерности развития мирового хозяйства
-специфические черты и причины возникновения и развития мирового хозяйства;
- основные понятия, категории мировой экономики;
-место и роль мировой экономики в жизни общества.
Уметь:
- применять теоретические знания для объяснения практических проблем;
-анализировать современное экономическое состояние отдельных стран и их место в мировой экономике;
- оценивать изменение расстановки сил в мире под влиянием процесса глобализации;
-применять знания экономических дисциплин в учебном процессе;
- пользоваться учебно-методическим обеспечением экономических дисциплин
Владеть
- понятийным аппаратом курса мировая экономика;
-методологическими подходами к выбору теоретического инструментария, соответствующего решаемой задаче;
-навыками поиска и использования информации о происходящих процессах в мировой экономики;
-навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии.
4. Структура и содержание дисциплины Мировая экономика и международные экономические отношения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц 108 часов.
4.1. Объём дисциплины и виды учебной работы (в часах)
4.1.1. Объём и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом
Вид учебной работы
| Всего часов
| Общая трудоемкость базового модуля дисциплины
|
| Аудиторные занятия (всего)
|
| В том числе:
|
| Лекции
|
| Семинары
|
| Самостоятельная работа
|
| В том числе:
|
| Реферат
|
| Письменная домашняя работа
|
| Решение тестов
|
| Освоение рекомендованной литературы, подготовка к занятиям
|
| КСР
|
| Вид промежуточного контроля
| тестирование
| Вид итогового контроля
| зачет
| 4.1.2. Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)
№
п/п
| Раздел
Дисциплины
| Семестр
| Общая трудоёмкость (часах)
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
| Учебная работа
| В.т.ч.
активных форм
| Самостоятельная работа
|
|
|
| всего
| лекции
| практ.
|
| Современное мировое хозяйство
|
|
|
|
|
| Подготовка к тесту -1ч.
Написание домашнего задания-2ч.
Подготовка к опросу -2ч.
| Домашнее задание, тесты
|
| Теории международной торговли
|
|
|
|
|
| Подготовка к тесту -1ч.
Написание домашнего задания-2ч.
Подготовка к опросу -2ч
| Домашнее задание, тесты
|
| Международная торговля и внешнеторговая политика
|
|
|
|
|
| Подготовка к тесту -1ч.
Написание домашнего задания-2ч.
Подготовка к опросу -3ч
| Домашнее задание, тесты
|
| Государственное регулирование внешней торговли
|
|
|
|
|
| Подготовка к тесту -1ч.
Написание домашнего задания-2ч.
Подготовка к опросу -3ч
| Домашнее задание, тесты
|
| Международное движение капитала
|
|
|
|
|
| Подготовка к тесту -1ч.
Написание домашнего задания-2ч.
Подготовка к опросу -3ч
| Домашнее задание, тесты
|
| Валютные отношения. Валютные рынки
|
|
|
|
|
| Подготовка к тесту -1ч.
Написание домашнего задания-2ч.
Подготовка к опросу -3ч
| Домашнее задание, тесты
|
| Платежный и расчетный баланс
|
|
|
|
|
| Подготовка к тесту -1ч.
Написание домашнего задания-2ч.
Подготовка к опросу -2ч
| Домашнее задание, тесты
|
| Международное движение рабочей силы
|
|
|
|
|
| Подготовка к тесту -1ч.
Написание домашнего задания-2ч.
Подготовка к опросу -2ч
| Домашнее задание, тесты
|
| Глобализация мирового хозяйства
|
|
|
|
|
| Подготовка к тесту -1ч.
Написание домашнего задания-2ч.
Подготовка к опросу -2ч
| Домашнее задание, тесты
|
| Россия в системе современных международных экономических отношений
|
|
|
|
|
| Подготовка к тесту -1ч.
Написание домашнего задания-2ч.
Подготовка к опросу -2ч
| Домашнее задание, тесты
| | Итого
| |
|
|
|
|
| | 4.2.1. Содержание разделов базового обязательного модуля дисциплины
Содержание разделов дисциплины
№
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела дисциплины
| Содержание семинара
| Результат обучения, формируемые компетенции
|
|
|
|
|
|
| Современное мировое хозяйство
| Современное мировое хозяйство: понятие, структура, субъекты, тенденции развития. Международные экономические отношения. Формы международных экономических отношений, Содержание и формы международного разделение труда. природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства; население и трудовые ресурсы мира; отраслевая структура мирового хозяйства; экономический потенциал и уровень социально-экономического развития; классификация стран по уровню мирового развития; Система современных международных экономических отношений. Мировой рынок и его конъюнктура. Международное сотрудничество и экономическая интеграция, её формы (Европейский союз, зоны свободной экономической торговли).
| 1.Мировое хозяйство и этапы его развития
2.Международное разделение труда
3. Мировой рынок и его функции
| уметь:
ОК 4-2: анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;
знать:
ПК 8-1: закономерности функционирования современной мировой экономики;
|
| Теории международной торговли
| Меркантилизм и фритредерство. Классическая теория внешней торговли. Принципы абсолютного преимущества Д. Рикардо. Выигрыш от специализации и торговли.
Неоклассическая теория внешней торговли Хекшера-Олина. Избыточные и дефицитные факторы производства. Распределение факторов производства и товарных потоков в мировом хозяйстве. Парадокс Леонтьева. Альтернативные теории международной торговли.
| 1. Теория абсолютных преимуществ
2.Теория относительных преимуществ
3. Теория внешней торговли Хекшера – Олина
4.Парадокс Леонтьева
5.Альтернативные теории международной торговли
| уметь:
ОК 1-2: анализировать, обобщать и воспринимать информацию;
ОК 4-2: анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;
|
| Международная торговля и внешнеторговая политика
| Международная торговля и ее роль в современном экономическом развитии. Условия торговли. Выигрыш от внешней торговли. Ценообразование на мировом рынке. Динамика международной торговли. Географическая и международная структура обменов. Долговременные структурные сдвиги в мировом экспорте.
Международная торговля услугами. Классификация услуг.
| 1. Условия торговли. Выигрыш от внешней торговли
2.Ценообразование на мировом рынке
3.Структура международной торговли
| знать:
ПК 8-1: закономерности функционирования современной мировой экономики;
уметь:
ОК 4-2: анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;
|
| Государственное регулирование внешней торговли
| Торговая политика и ее инструменты. Свободная торговля и протекционизм. Доводы «ЗА» и «ПРОТИВ» протекционизма.
Таможенные тарифы и пошлины. Экономическая роль тарифа. Нетарифные методы регулирования международной торговли. Количественные ограничения. Скрытые методы торговой политики. Финансовые методы. Неэкономические методы регулирования.
Международное регулирование торговли. Международные торговые организации (ВТО).
| 1.Свобода торговли и протекционизм
2. Инструменты государственного регулирования торговли
3.Нетарифные методы регулирования международной торговли
| знать:
ПК 8-1: закономерности функционирования современной мировой экономики
уметь:
ОК 4-2: анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;
|
| Международное движение капитала
| Международное движение факторов производства. Правило Вальраса. Сущность и формы движения капиталов. Классификация форм международного движения капиталов. Прямые и портфельные вложения. роль и значение иностранных инвестиций в экономике страны;
Масштабы, динамика и география международного движения капиталов, деятельность ТНК.
Показатели участия страны в международном движении капиталов. Последствия экспорта и импорта капиталов. Государство в регулировании международного движения капиталов
| 1. Международное движение факторов производства
2.Формы международного движения капитала. Прямые зарубежные инвестиции
3. Портфельные зарубежные инвестиции, их причины и виды
4.»Бегство» капитала
| знать:
ПК 8-1: закономерности функционирования современной мировой экономики
уметь:
ОК 4-2: анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;
|
| Международные валютные отношения. Валютные рынки
| Мировая валютная система и ее элементы. Эволюция мировой валютной системы. Международный кредит; международные валютно-расчетные отношения.
Международные, внутренние рынки. Курсы валютного рынка. Котировка валют. Курсы продавца и покупателя.
Участники валютного рынка. понятие иностранной и национальной валюты.
Валютная спекуляция. Валютные позиции банков.
Валютный рынок и валютная политика в России.
| 1.Валютная система и этапы её развития
2. Международный валютный рынок
3.Курсы валют
| знать:
ПК 8-1: закономерности функционирования современной мировой экономики
уметь:
ОК 4-2: анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;
|
| Платежный и расчетный баланс
| Понятие платежного баланса. Теория платежного баланса: неоклассическая, кейнсианская, монетаристская. Факторы, влияющие на баланс внешней торговли. Дефицит платежного баланса. Регулирование платежного баланса.
| 1.Теории платежного баланса
2. Статьи платежного баланса
3. Регулирование платежного баланса
| знать:
ПК 8-1: закономерности функционирования современной мировой экономики
уметь:
ОК 4-2: анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;
|
| Международное движение рабочей силы
| Международная миграция рабочей силы, ее причины, условия и следствия. мировой рынок рабочей силы, влияние миграции рабочей силы на экономическое развитие страны;
Выигрыши и потери стран-экспортеров и импортеров рабочей силы.
Масштабы и направления миграции. Государственное регулирование движения рабочей силы. «Утечка умов».
| 1. Теория международной миграции
2.Направления международной миграции и её масштабы
3.Государсьтвенное регулирование миграции
| знать:
ПК 8-1: закономерности функционирования современной мировой экономики
уметь:
ОК 4-2: анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;
|
| Россия в системе современных международных экономических отношений
| Роль и место России в международных экономических отношениях. Конкурентоспособность России на мировом рынке. Пути включения России в международное разделение труда. Интеграция России в мировое хозяйство. Импорт капитала и его экспорт. Проблема «бегства» капитала. Специальные экономические зоны.
| 1.Включение РФ в мировое хозяйство
2.Конкурентоспособность РФ на мировом рынке
3.Место РФ в мировой торговле
4.Иностранные инвестиции
| уметь:
ОК 4-2: анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;
|
| Глобализация мирового хозяйства
| Сущность и причины глобализации мирового хозяйства. Формы глобализации. Плюсы и минусы глобализации. Россия в условиях глобализации. Глобальные проблемы в мировом хозяйстве. Классификация стран по экономическому потенциалу и уровню социально-экономического развития. Неравномерность экономического развития в современном мировом хозяйстве. Экономические аспекты глобальных проблем.
| 1. Сущность и причины глобализации экономики, её формы
2. Плюсы и минусы глобализации
3. Место России в глобальной экономике
| знать:
ПК 8-2: место российской экономики в мировом хозяйстве в условиях глобализации
знать
ПК 8-1: закономерности функционирования современной мировой экономики
уметь:
ОК 4-2: анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;
ПК 8-4: выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей развития мирового хозяйства;
владеть:
ПК 8-5: методологией экономического исследования.
|
Образовательные технологии
Лекции построены на основе использования активных форм обучения: - лекция-беседа (преимущество лекции-беседы состоит в том, что она позволяет привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей студентов),
- проблемная лекция (с помощью проблемной лекции обеспечивается достижение трех основных дидактических целей: усвоение студентами теоретических знаний; развитие теоретического мышления; формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста),
--лекция с заранее запланированными ошибками(Эта форма проведения лекции необходима для развития у студентов умений оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию).
На каждой лекции применяется сочетание этих форм обучения в зависимости от подготовленности студентов и вопросов, вынесенных на лекцию.
Присутствие на лекции не должно сводиться лишь к автоматической записи изложения предмета преподавателем. Более того, современный насыщенный материал каждой темы не может (по времени) совпадать с записью в тетради из-за разной скорости процессов – мышления и автоматической записи. Каждый студент должен разработать для себя систему ускоренного фиксирования на бумаге материала лекции. Поэтому, лектором рекомендуется формализация записи посредством использования общепринятых логико-математических символов, сокращений, алгебраических (формулы) и геометрических (графики), системных (схемы, таблицы) фиксаций изучаемого материала. Овладение такой методикой, позволяет каждому студенту не только ускорить процесс изучения, но и повысить его качество, поскольку успешное владение указанными приемами требует переработки, осмысления и структуризации материала.
Учебный курс «Мировая экономика» предполагает объёмную самостоятельную работу студентов. Эта работа должна выражаться не только в изучении материала учебников, но и знакомстве с публикациями в периодической печати, сетевыми ресурсами. Это работа пассивная. Активная самостоятельная работа студентов предполагает написание рефератов, эссе, выполнения письменных домашних заданий, выступление с ними на семинарских занятиях и коллоквиумах.
Приступая к изучению данного программного курса, следует особое внимание обратить на подбор учебных изданий по предмету, предполагающих активные формы обучения. Рекомендуемые пособия:
-Л.Л. Зобова. Учебное пособие «Мировая экономика» .Кемерово 2006;
-Л.Л. Зобова, С. А. Савинцева. Рабочая тетрадь по курсу «Мировая экономика». Кемерово, 2008.
В Рабочую тетрадь включены различные типы заданий, позволяющие студенту усвоить изучаемый материал и подготовиться к выполнению практической работы. Работа с тетрадью требует от студента не технического запоминания тех или иных положений, а умения анализировать, обобщать. Комплект «учебник – рабочая тетрадь» предполагает серьезную работу студента, направленную на получение прочных знаний.
В рамках каждой темы в соответствии с рабочей программой предлагается план изучения темы, подкрепленный рядом проблемных вопросов для самостоятельной подготовки и индивидуального ответа.
Вопросы составлены таким образом, чтобы акцентировать внимание на отдельных важных аспектах изучаемой проблемы. Выполнение заданий формируют навыки выделения важных моментов в большом объеме нового материала, стимулирует активный поиск полного ответа на сформулированную кратко учебную проблему.
Структура семинара по мировой экономике представлена следующим образом:
- подготовка по теме занятия дома;
- выполнение тестового задания (может быть предложено как в начале, так и в конце занятия);
- устные ответы на вопросы данного семинарского занятия;
- ответы на проблемные вопросы в письменном виде, которые сдаются на проверку преподавателю в конце занятия.
Таким образом, на семинарском занятии, студент гарантированно получает 1 оценку (тест), кроме того, имеет возможность ответить устно или письменно по вопросам вынесенной на семинар темы.
Семинарские занятия проводятся методом развивающейся кооперации.
Каждая учебная группа делится на 3 малые группы (обычно по 5-8 чел), каждая с постоянным составом и избранным капитаном.
Капитан организует и координирует работу группы (в том числе поиск и обмен материалами во время домашней подготовки), сам ведет обсуждение, либо назначает сменных ведущих, несет моральную ответственность за уровень подготовки всей группы, при этом преподаватель может консультироваться с капитаном относительно вклада каждого члена группы и оценок за семинар.
Студентам рекомендуется собираться малыми группами для самостоятельной подготовки к семинарам. Каждая группа готовит все задания к семинару.
Каждый студент в специальной тетради переписывает формулировки заданий к семинару, и там же в письменном виде представляет краткие структурированные ответы на вопросы и конспекты основных материалов, возможно, наглядные схемы. За отсутствие письменного выполнения задания, как правило, выставляется отрицательная оценка.
В начале каждого семинара преподаватель распределяет задания между группами. Как правило, дается 20-30 минут для работы в группах. Затем каждая группа представляет свой краткий доклад с выполнением задания. Если задание включает 2-3 и более пунктов, то обсуждение ведется «послойно»: доклады каждой группы по первому вопросу, затем – опять доклады каждой группы по второму вопросу и т.д.
Преподаватель на каждом семинаре оценивает как работу каждой группы в целом и каждого студента по 5-балльной системе, при этом более слабо подготовившиеся студенты получают на 1 балл ниже общей оценки, а более сильно – на 1 балл выше. (Иногда капитану дается право поставить половине или трети группы более высокую оценку, оставшимся – более низкую). Работа в группах направлена на формирование не только индивидуальной, но также общей групповой ответственности — иными словами, следует стремиться «подтягивать» отстающих и не «отставать» самому (самой), чтобы не подводить группу, не снижать общую оценку работы товарищей.
Средние оценки, обобщающие оценки за письменные домашние задания и участие в обсуждениях и докладах групп, учитываются на экзамене. Как правило, «отличникам» дается возможность выбрать 1 вопрос из 3-х в вытянутом билете, «хорошистам» — 2, остальные отвечают по всем вопросам.
Систематически не посещающие лекции и семинары, не готовящие домашние задания в письменном виде, кроме того, должны быть готовы на зачете отвечать на дополнительные вопросы по всему курсу.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
6.1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная работа по дисциплине «Мировая экономика и МЭО» включает в себя:
–выполнение домашней письменной работы;
– подготовку к опросу на семинарах;
– подготовку к тестам;
– написание рефератов;
Методические указания по выполнению домашнего задания см. в Л.Л. Зобова, С. А. Савинцева. Рабочая тетрадь по курсу «Мировая экономика». ГОУ ВПО «Кемеровский госуниверситет» : Томск, 2008.
Самостоятельная работа № 1
1. В условиях функционирования мирового хозяйства (мирового рынка) ослабевает ли тенденция к обособлению его отдельных субъектов.
2. В чем могут заключаться негативные последствия закрепления за национальной экономикой определенного места в системе международного разделения труда?
3. Россия купила в Польше сушеный картофель, произведенный современным российско-польским предприятием. Какие формы международных экономических отношений были задействованы в этой сделке?
Самостоятельная работа № 2
1. Всегда ли возможна реализация сравнительных преимуществ в международной торговле?
2. В результате создания североатлантической зоны свободной торговли между США и Канадой устанавливаются свободные торговые отношения с Мексикой. Каков будет эффект влияния торговли на реальную оплату неквалифицированного труда в Мексике по теореме Столпера – Самуэльсона? В США и Канаде? Какое воздействие это окажет на оплату квалифицированного труда в Мексике? В США и Канаде?
3. Обеспеченность факторами производства страны А составляет 20 единиц труда и 3 единицы земли, в то время как в остальном мире эта обеспеченность равна 80 единицам труда и 7 единицам земли. Является ли страна А – земленасыщенной? Основываясь на теории Хекшера – Олина, определите модель торговли между страной А и остальным миром, если пшеница является землеемким товаром, в ткань – трудоемким товаром.
Самостоятельная работа № 3
1. Какие промышленные и сельскохозяйственные товары, и при каких условиях оказываются неторгуемыми? Приведите примеры неторгуемых товаров, которые при определенных условиях могут продаваться за рубеж.
2. Каким образом показатель условий торговли ориентирует страну на внешнеторговые стратегии?
3. В таблице приведены объемы экспорта и импорта России.
| США
| СНГ
| Всего
| Экспорт
|
|
|
| Импорт
|
|
|
| Определите:
1) торговый оборот;
2) торговое сальдо;
3) долю СНГ в российском экспорте и импорте.
Самостоятельная работа № 4
1. Почему правительства многих государств прибегают к использованию квот вместо тарифов, чтобы добиться ограничения импорта в тех же объемах? Можно ли это объяснить тем, что квоты обеспечивают более высокий национальный выигрыш, чем тариф?
2. Определенные виды деятельности – сельское хозяйство, развитие вооружений, производство строительных материалов, автотранспорт, медицинское оборудование и лекарство – являются важными для национальной безопасности. Следует ли вводить тарифы, чтобы поддержать эти виды деятельности перед угрозой иностранной конкуренции? Приведите аргументы «за» и «против».
3. В каких странах, когда и почему преобладающей формой регулирования внешнеэкономических связей является протекционизм.
Самостоятельная работа № 5
1. Какие экономические эффекты возникают в результате ПИИ?
2. Согласны ли Вы с утверждением о том, что снятие ограничений на пути международного движения капитала ведет к увеличению темпов экономического роста всех участвующих стран. Почему?
3.«Кока-Кола», американский производитель прохладительных напитков, продает их концентрат в Россию. Однако российское правительство вводит высокий импортный тариф на ввоз “Кола-Колы”, чтобы защитить российских производителей, и увеличивает налог на прибыль иностранных компаний. Какие шаги может предпринять «Кока-Кола», чтобы:
а) не уступить долю российского рынка местным конкурентам;
б) сократить объем налогов на прибыль, выплачиваемых в России.
Самостоятельная работа № 6
1. Должно ли государство в условиях глобализации экономики регулировать трудовую миграцию?
2. В чем заключается специфика международной миграции рабочей силы по сравнению с международной торговлей обычными товарами и услугами?
3. Неэкономические причины миграции
Самостоятельная работа № 7
1. Преимущества национального хозяйства при свободно конвертируемой валюте.
2. Взаимосвязь валютного курса и паритета покупательной способности и в чем причины их несовпадения.
3. Покажите взаимосвязь между сравнительными преимуществами экономики страны и обменным курсом ее национальной валюты.
Самостоятельная работа № 8
1. В чем проявляется «эффект бабочки»?
2. Как вы понимаете положение о том, что «глобализация локальна, а локализация глобальна»?
3. В чём состоят недостатки «Вашингтонского консенсуса»?
Самостоятельная работа № 10
1. Можно ли в современных условиях считать экономику России полноправным субъектом мирового хозяйства?
Тематика рефератов
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|