Сделай Сам Свою Работу на 5

Образовательные технологии





МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

 

Направление подготовки

Экономика

 

 

Профиль подготовки

Финансы и кредит

Страхование,

Налоги и налогообложение

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

очная

 

Кемерово


1. Цели освоения дисциплины

В области обучения целью освоения дисциплины «Мировая экономика и МЭО» по бакалаврской программе по направлению 080100.62 ЭКОНОМИКА является:

- дать качественные, экономические знания, востребованные обществом;

- подготовить бакалавра к успешной работе в сфере финансово-кредитной деятельности на основе гармоничного сочетания научной, фундаментальной и профессиональной подготовки кадров;

- создать условия для овладения универсальными и предметно-специализированными компетенциями, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда.

- сформировать социально-личностные качества выпускников: целеустремленность, организованность, трудолюбие, коммуникабельность, умение работать в коллективе, ответственность за конечный результат своей профессиональной деятельности, гражданственность, толерантность; повышение их общей культуры, способности самостоятельно приобретать и применять новые знания и умения.



Основными задачами курса является усвоение общих закономерностей, свойственных мировой экономике. Знание этих закономерностей позволит в дальнейшем ориентироваться, в зависимости от приложения полученных данных, в сложном мире реальных экономических процессов, как в общетеоретическом, так и практическом аспектах.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата_

Данная дисциплина относится к базовой (общепрофессиональной) части Профессионального цикла Б3Б12 и изучается в 3 семестре.

Курс Мировой экономики и МЭО – неотъемлемая составная часть профессионального цикла образовательной программы экономиста. Программа курса строится на предпосылке, что студенты владеют базовыми положениями микро- и макроэкономики, статистики, экономической географии, знакомы с основными фактами экономической истории. Одновременно курс создает предпосылки для более глубокого освоения важнейших разделов современной экономической теории денег и кредита, институциональной экономики, экономики труда, общественного сектора и др., а также дальнейшего расширения теоретического арсенала молодого специалиста.



При изучении дисциплины «Мировая экономика и МЭО» студенты получают комплекс экономических знаний, понимание тенденций в развитии мирового хозяйства, национальных экономик и их интеграционных объединений.

Курс мировая экономика является предшествующей дисциплиной для курса «Международные валютно-кредитные отношения».


3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «Мировая экономика и международные экономические отношения»

В результате освоения дисциплины «Мировая экономика и международные экономические отношения» обучающийся должен освоить компоненты следующих компетенций:

1. Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1):

знать:

- методы, способы и приемы совершенствования и развития интеллектуального и общекультурного уровня (ОК – 1-1);

- методы анализа, способы получения, обобщения и систематизации информации (ОК – 1-2);

- способы формализации цели и пути ее достижения (ОК – 1-3);

уметь:

- применять способы и приемы совершенствования интеллектуального и общекультурного развития, организовать деятельность по собственному личностному и профессиональному самосовершенствованию (ОК – 1-4);

- осуществлять поиск необходимой информации, воспринимать, анализировать, обобщать и систематизировать полученную информацию (ОК – 1-5);



- ставить цель и выбирать методы и средства ее достижения (ОК – 1-6).

владеть:

- методами, способами и приемами совершенствования интеллектуального и общекультурного развития (ОК – 1-7);

- методами анализа, способами получения и обобщения информации (ОК – 1-8);

- навыками самоорганизации и самостоятельной работы (ОК – 1-9).

 

 

2. Способен принимать организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность, в том числе в нестандартных ситуациях (ОК-4)

знать:

- понятия организационно-управленческих решений в профессиональной сфере (ОК – 4-1);

- общий процесс и технологии, принципы и методы принятия организационно-управленческих решений в профессиональной сфере (ОК – 4-2);

- формы ответственности за принятые организационно-управленческие решения в различных, в том числе и в нестандартных, ситуациях (ОК – 4-3).

уметь:

- использовать законодательные, нормативные и методические документы в процессе принятия организационно-управленческих решений (ОК – 4-4);

- оценивать риски принимаемых решений, формировать необходимую информационную базу и оценивать надежность информации для принятия организационно-управленческих решений (ОК – 4-5);

- обосновывать выбор принимаемых организационно-управленческих решений (ОК – 4-6);

- нести ответственность за принятые организационно-управленческие решения, в том числе в нестандартных ситуациях (ОК – 4-7).

владеть:

- навыками принятия организационно-управленческих решений для достижения максимального результата в профессиональной сфере (ОК – 4-8);

- приемами анализа рисков, факторов и предпосылок, влияющих на принятие организационно-управленческих решений (ОК – 4-9);

- методами обеспечения надежности информации для принятия решений.

 

3. Способен обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований (ПК-1):

знать:

- перспективные направления научных исследований и основные результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями по проблемам профессиональной сферы (ПК – 1-1);

- методы и приемы критического анализа современных экономических исследований (ПК – 1-2);

- структуру рабочего плана и программы научных исследований и разработок в профессиональной сфере (ПК – 1-3).

уметь:

- самостоятельно оценить и критически проанализировать научный уровень и результаты имеющихся исследований и разработок по проблемам профессиональной сферы (ПК – 1-4);

- выявлять наиболее перспективные направления научных исследований и учитывать их результаты при разработке собственной программы научного исследования (ПК – 1-5);

- составить рабочий план и программу проведения собственных научных исследований и разработок в профессиональной сфере (ПК – 1-6).

владеть:

- различными методами и критериями оценки результатов научных разработок отечественных и зарубежных исследователей (ПК – 1-7);

- методикой разработки и методологией проведения собственных научно-исследо- вательских программ в профессиональной сфере (ПК – 1-8).

4. Способен готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне ( ПК-8)

знать:

- основные теоретические положения и современные концепции микро- и макроэкономической теории, закономерности и основные проблемы функционирования современной мировой экономики, специфику развития российской экономики (ПК – 8-1);

- направления, цели, методы и инструменты экономической политики государства, критерии социально-экономической эффективности, риски, институциональные ловушки и возможные социально-экономические последствия (ПК – 8-2);

- содержание и назначение аналитических обзоров (ПК – 8-3).

уметь:

- готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне (ПК – 8-4).

владеть:

- современным математическим инструментарием для решения содержательных экономических задач (ПК – 8-5);

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- закономерности развития мирового хозяйства

-специфические черты и причины возникновения и развития мирового хозяйства;

- основные понятия, категории мировой экономики;

-место и роль мировой экономики в жизни общества.

Уметь:

- применять теоретические знания для объяснения практических проблем;

-анализировать современное экономическое состояние отдельных стран и их место в мировой экономике;

- оценивать изменение расстановки сил в мире под влиянием процесса глобализации;

-применять знания экономических дисциплин в учебном процессе;

- пользоваться учебно-методическим обеспечением экономических дисциплин

Владеть

- понятийным аппаратом курса мировая экономика;

-методологическими подходами к выбору теоретического инструментария, соответствующего решаемой задаче;

-навыками поиска и использования информации о происходящих процессах в мировой экономики;

-навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии.


4. Структура и содержание дисциплины Мировая экономика и международные экономические отношения

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц 108 часов.

 

4.1. Объём дисциплины и виды учебной работы (в часах)

4.1.1. Объём и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом

Вид учебной работы Всего часов
Общая трудоемкость базового модуля дисциплины
Аудиторные занятия (всего)
В том числе:  
Лекции
Семинары
Самостоятельная работа
В том числе:  
Реферат
Письменная домашняя работа
Решение тестов
Освоение рекомендованной литературы, подготовка к занятиям
КСР
Вид промежуточного контроля тестирование
Вид итогового контроля зачет

4.1.2. Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Общая трудоёмкость (часах) Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Учебная работа В.т.ч. активных форм Самостоятельная работа
      всего лекции практ.
Современное мировое хозяйство Подготовка к тесту -1ч. Написание домашнего задания-2ч. Подготовка к опросу -2ч. Домашнее задание, тесты
Теории международной торговли Подготовка к тесту -1ч. Написание домашнего задания-2ч. Подготовка к опросу -2ч Домашнее задание, тесты
Международная торговля и внешнеторговая политика Подготовка к тесту -1ч. Написание домашнего задания-2ч. Подготовка к опросу -3ч Домашнее задание, тесты
Государственное регулирование внешней торговли Подготовка к тесту -1ч. Написание домашнего задания-2ч. Подготовка к опросу -3ч Домашнее задание, тесты
Международное движение капитала Подготовка к тесту -1ч. Написание домашнего задания-2ч. Подготовка к опросу -3ч Домашнее задание, тесты
Валютные отношения. Валютные рынки Подготовка к тесту -1ч. Написание домашнего задания-2ч. Подготовка к опросу -3ч Домашнее задание, тесты
Платежный и расчетный баланс Подготовка к тесту -1ч. Написание домашнего задания-2ч. Подготовка к опросу -2ч Домашнее задание, тесты
Международное движение рабочей силы Подготовка к тесту -1ч. Написание домашнего задания-2ч. Подготовка к опросу -2ч Домашнее задание, тесты
Глобализация мирового хозяйства Подготовка к тесту -1ч. Написание домашнего задания-2ч. Подготовка к опросу -2ч Домашнее задание, тесты
Россия в системе современных международных экономических отношений   Подготовка к тесту -1ч. Написание домашнего задания-2ч. Подготовка к опросу -2ч Домашнее задание, тесты
  Итого    

4.2.1. Содержание разделов базового обязательного модуля дисциплины

Содержание разделов дисциплины

Наименование раздела дисциплины Содержание раздела дисциплины Содержание семинара Результат обучения, формируемые компетенции
Современное мировое хозяйство Современное мировое хозяйство: понятие, структура, субъекты, тенденции развития. Международные экономические отношения. Формы международных экономических отношений, Содержание и формы международного разделение труда. природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства; население и трудовые ресурсы мира; отраслевая структура мирового хозяйства; экономический потенциал и уровень социально-экономического развития; классификация стран по уровню мирового развития; Система современных международных экономических отношений. Мировой рынок и его конъюнктура. Международное сотрудничество и экономическая интеграция, её формы (Европейский союз, зоны свободной экономической торговли). 1.Мировое хозяйство и этапы его развития 2.Международное разделение труда 3. Мировой рынок и его функции уметь: ОК 4-2: анализировать процессы и явления, происходящие в обществе; знать: ПК 8-1: закономерности функционирования современной мировой экономики;
Теории международной торговли Меркантилизм и фритредерство. Классическая теория внешней торговли. Принципы абсолютного преимущества Д. Рикардо. Выигрыш от специализации и торговли. Неоклассическая теория внешней торговли Хекшера-Олина. Избыточные и дефицитные факторы производства. Распределение факторов производства и товарных потоков в мировом хозяйстве. Парадокс Леонтьева. Альтернативные теории международной торговли. 1. Теория абсолютных преимуществ 2.Теория относительных преимуществ 3. Теория внешней торговли Хекшера – Олина 4.Парадокс Леонтьева 5.Альтернативные теории международной торговли уметь: ОК 1-2: анализировать, обобщать и воспринимать информацию; ОК 4-2: анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;
Международная торговля и внешнеторговая политика Международная торговля и ее роль в современном экономическом развитии. Условия торговли. Выигрыш от внешней торговли. Ценообразование на мировом рынке. Динамика международной торговли. Географическая и международная структура обменов. Долговременные структурные сдвиги в мировом экспорте. Международная торговля услугами. Классификация услуг. 1. Условия торговли. Выигрыш от внешней торговли 2.Ценообразование на мировом рынке 3.Структура международной торговли знать: ПК 8-1: закономерности функционирования современной мировой экономики; уметь: ОК 4-2: анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;
Государственное регулирование внешней торговли Торговая политика и ее инструменты. Свободная торговля и протекционизм. Доводы «ЗА» и «ПРОТИВ» протекционизма. Таможенные тарифы и пошлины. Экономическая роль тарифа. Нетарифные методы регулирования международной торговли. Количественные ограничения. Скрытые методы торговой политики. Финансовые методы. Неэкономические методы регулирования. Международное регулирование торговли. Международные торговые организации (ВТО). 1.Свобода торговли и протекционизм 2. Инструменты государственного регулирования торговли 3.Нетарифные методы регулирования международной торговли знать: ПК 8-1: закономерности функционирования современной мировой экономики уметь: ОК 4-2: анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;
Международное движение капитала Международное движение факторов производства. Правило Вальраса. Сущность и формы движения капиталов. Классификация форм международного движения капиталов. Прямые и портфельные вложения. роль и значение иностранных инвестиций в экономике страны; Масштабы, динамика и география международного движения капиталов, деятельность ТНК. Показатели участия страны в международном движении капиталов. Последствия экспорта и импорта капиталов. Государство в регулировании международного движения капиталов 1. Международное движение факторов производства 2.Формы международного движения капитала. Прямые зарубежные инвестиции 3. Портфельные зарубежные инвестиции, их причины и виды 4.»Бегство» капитала знать: ПК 8-1: закономерности функционирования современной мировой экономики уметь: ОК 4-2: анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;
Международные валютные отношения. Валютные рынки Мировая валютная система и ее элементы. Эволюция мировой валютной системы. Международный кредит; международные валютно-расчетные отношения. Международные, внутренние рынки. Курсы валютного рынка. Котировка валют. Курсы продавца и покупателя. Участники валютного рынка. понятие иностранной и национальной валюты. Валютная спекуляция. Валютные позиции банков. Валютный рынок и валютная политика в России.   1.Валютная система и этапы её развития 2. Международный валютный рынок 3.Курсы валют знать: ПК 8-1: закономерности функционирования современной мировой экономики уметь: ОК 4-2: анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;
Платежный и расчетный баланс Понятие платежного баланса. Теория платежного баланса: неоклассическая, кейнсианская, монетаристская. Факторы, влияющие на баланс внешней торговли. Дефицит платежного баланса. Регулирование платежного баланса. 1.Теории платежного баланса 2. Статьи платежного баланса 3. Регулирование платежного баланса знать: ПК 8-1: закономерности функционирования современной мировой экономики уметь: ОК 4-2: анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;
Международное движение рабочей силы Международная миграция рабочей силы, ее причины, условия и следствия. мировой рынок рабочей силы, влияние миграции рабочей силы на экономическое развитие страны; Выигрыши и потери стран-экспортеров и импортеров рабочей силы. Масштабы и направления миграции. Государственное регулирование движения рабочей силы. «Утечка умов». 1. Теория международной миграции 2.Направления международной миграции и её масштабы 3.Государсьтвенное регулирование миграции знать: ПК 8-1: закономерности функционирования современной мировой экономики уметь: ОК 4-2: анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;
  Россия в системе современных международных экономических отношений Роль и место России в международных экономических отношениях. Конкурентоспособность России на мировом рынке. Пути включения России в международное разделение труда. Интеграция России в мировое хозяйство. Импорт капитала и его экспорт. Проблема «бегства» капитала. Специальные экономические зоны.   1.Включение РФ в мировое хозяйство 2.Конкурентоспособность РФ на мировом рынке 3.Место РФ в мировой торговле 4.Иностранные инвестиции уметь: ОК 4-2: анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;  
Глобализация мирового хозяйства Сущность и причины глобализации мирового хозяйства. Формы глобализации. Плюсы и минусы глобализации. Россия в условиях глобализации. Глобальные проблемы в мировом хозяйстве. Классификация стран по экономическому потенциалу и уровню социально-экономического развития. Неравномерность экономического развития в современном мировом хозяйстве. Экономические аспекты глобальных проблем.   1. Сущность и причины глобализации экономики, её формы 2. Плюсы и минусы глобализации 3. Место России в глобальной экономике знать: ПК 8-2: место российской экономики в мировом хозяйстве в условиях глобализации знать ПК 8-1: закономерности функционирования современной мировой экономики уметь: ОК 4-2: анализировать процессы и явления, происходящие в обществе; ПК 8-4: выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей развития мирового хозяйства; владеть: ПК 8-5: методологией экономического исследования.  

Образовательные технологии

Лекции построены на основе использования активных форм обучения: - лекция-беседа (преимущество лекции-беседы состоит в том, что она позволяет привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей студентов),

- проблемная лекция (с помощью проблемной лекции обеспечивается достижение трех основных дидактических целей: усвоение студентами теоретических знаний; развитие теоретического мышления; формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста),

--лекция с заранее запланированными ошибками(Эта форма проведения лекции необходима для развития у студентов умений оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию).

На каждой лекции применяется сочетание этих форм обучения в зависимости от подготовленности студентов и вопросов, вынесенных на лекцию.

Присутствие на лекции не должно сводиться лишь к автоматической записи изложения предмета преподавателем. Более того, современный насыщенный материал каждой темы не может (по времени) совпадать с записью в тетради из-за разной скорости процессов – мышления и автоматической записи. Каждый студент должен разработать для себя систему ускоренного фиксирования на бумаге материала лекции. Поэтому, лектором рекомендуется формализация записи посредством использования общепринятых логико-математических символов, сокращений, алгебраических (формулы) и геометрических (графики), системных (схемы, таблицы) фиксаций изучаемого материала. Овладение такой методикой, позволяет каждому студенту не только ускорить процесс изучения, но и повысить его качество, поскольку успешное владение указанными приемами требует переработки, осмысления и структуризации материала.

Учебный курс «Мировая экономика» предполагает объёмную самостоятельную работу студентов. Эта работа должна выражаться не только в изучении материала учебников, но и знакомстве с публикациями в периодической печати, сетевыми ресурсами. Это работа пассивная. Активная самостоятельная работа студентов предполагает написание рефератов, эссе, выполнения письменных домашних заданий, выступление с ними на семинарских занятиях и коллоквиумах.

Приступая к изучению данного программного курса, следует особое внимание обратить на подбор учебных изданий по предмету, предполагающих активные формы обучения. Рекомендуемые пособия:

-Л.Л. Зобова. Учебное пособие «Мировая экономика» .Кемерово 2006;

-Л.Л. Зобова, С. А. Савинцева. Рабочая тетрадь по курсу «Мировая экономика». Кемерово, 2008.

В Рабочую тетрадь включены различные типы заданий, позволяющие студенту усвоить изучаемый материал и подготовиться к выполнению практической работы. Работа с тетрадью требует от студента не технического запоминания тех или иных положений, а умения анализировать, обобщать. Комплект «учебник – рабочая тетрадь» предполагает серьезную работу студента, направленную на получение прочных знаний.

В рамках каждой темы в соответствии с рабочей программой предлагается план изучения темы, подкрепленный рядом проблемных вопросов для самостоятельной подготовки и индивидуального ответа.

Вопросы составлены таким образом, чтобы акцентировать внимание на отдельных важных аспектах изучаемой проблемы. Выполнение заданий формируют навыки выделения важных моментов в большом объеме нового материала, стимулирует активный поиск полного ответа на сформулированную кратко учебную проблему.

Структура семинара по мировой экономике представлена следующим образом:

- подготовка по теме занятия дома;

- выполнение тестового задания (может быть предложено как в начале, так и в конце занятия);

- устные ответы на вопросы данного семинарского занятия;

- ответы на проблемные вопросы в письменном виде, которые сдаются на проверку преподавателю в конце занятия.

Таким образом, на семинарском занятии, студент гарантированно получает 1 оценку (тест), кроме того, имеет возможность ответить устно или письменно по вопросам вынесенной на семинар темы.

Семинарские занятия проводятся методом развивающейся кооперации.

Каждая учебная группа делится на 3 малые группы (обычно по 5-8 чел), каждая с постоянным составом и избранным капитаном.

Капитан организует и координирует работу группы (в том числе поиск и обмен материалами во время домашней подготовки), сам ведет обсуждение, либо назначает сменных ведущих, несет моральную ответственность за уровень подготовки всей группы, при этом преподаватель может консультироваться с капитаном относительно вклада каждого члена группы и оценок за семинар.

Студентам рекомендуется собираться малыми группами для самостоятельной подготовки к семинарам. Каждая группа готовит все задания к семинару.

Каждый студент в специальной тетради переписывает формулировки заданий к семинару, и там же в письменном виде представляет краткие структурированные ответы на вопросы и конспекты основных материалов, возможно, наглядные схемы. За отсутствие письменного выполнения задания, как правило, выставляется отрицательная оценка.

В начале каждого семинара преподаватель распределяет задания между группами. Как правило, дается 20-30 минут для работы в группах. Затем каждая группа представляет свой краткий доклад с выполнением задания. Если задание включает 2-3 и более пунктов, то обсуждение ведется «послойно»: доклады каждой группы по первому вопросу, затем – опять доклады каждой группы по второму вопросу и т.д.

Преподаватель на каждом семинаре оценивает как работу каждой группы в целом и каждого студента по 5-балльной системе, при этом более слабо подготовившиеся студенты получают на 1 балл ниже общей оценки, а более сильно – на 1 балл выше. (Иногда капитану дается право поставить половине или трети группы более высокую оценку, оставшимся – более низкую). Работа в группах направлена на формирование не только индивидуальной, но также общей групповой ответственности — иными словами, следует стремиться «подтягивать» отстающих и не «отставать» самому (самой), чтобы не подводить группу, не снижать общую оценку работы товарищей.

Средние оценки, обобщающие оценки за письменные домашние задания и участие в обсуждениях и докладах групп, учитываются на экзамене. Как правило, «отличникам» дается возможность выбрать 1 вопрос из 3-х в вытянутом билете, «хорошистам» — 2, остальные отвечают по всем вопросам.

Систематически не посещающие лекции и семинары, не готовящие домашние задания в письменном виде, кроме того, должны быть готовы на зачете отвечать на дополнительные вопросы по всему курсу.


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

6.1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа по дисциплине «Мировая экономика и МЭО» включает в себя:

–выполнение домашней письменной работы;

– подготовку к опросу на семинарах;

– подготовку к тестам;

– написание рефератов;

Методические указания по выполнению домашнего задания см. в Л.Л. Зобова, С. А. Савинцева. Рабочая тетрадь по курсу «Мировая экономика». ГОУ ВПО «Кемеровский госуниверситет» : Томск, 2008.

 

Самостоятельная работа № 1

1. В условиях функционирования мирового хозяйства (мирового рынка) ослабевает ли тенденция к обособлению его отдельных субъектов.

2. В чем могут заключаться негативные последствия закрепления за национальной экономикой определенного места в системе международного разделения труда?

3. Россия купила в Польше сушеный картофель, про­изведенный современным российско-поль­ским предприятием. Какие формы международных экономических отношений были задействованы в этой сделке?

 

Самостоятельная работа № 2

1. Всегда ли возможна реализация сравнительных преимуществ в международной торговле?

2. В результате создания североатлантической зоны свободной торговли между США и Канадой устанавливаются свободные торговые отношения с Мексикой. Каков будет эффект влияния торговли на реальную оплату неквалифицированного труда в Мексике по теореме Столпера – Самуэльсона? В США и Канаде? Какое воздействие это окажет на оплату квалифицированного труда в Мексике? В США и Канаде?

3. Обеспеченность факторами производства страны А составляет 20 единиц труда и 3 единицы земли, в то время как в остальном мире эта обеспеченность равна 80 единицам труда и 7 единицам земли. Является ли страна А – земленасыщенной? Основываясь на теории Хекшера – Олина, определите модель торговли между страной А и остальным миром, если пшеница является землеемким товаром, в ткань – трудоемким товаром.

Самостоятельная работа № 3

1. Какие промышленные и сельскохозяйственные товары, и при каких условиях оказываются неторгуемыми? Приведите примеры неторгуемых товаров, которые при определенных условиях могут продаваться за рубеж.

2. Каким образом показатель условий торговли ориентирует страну на внешнеторговые стратегии?

3. В таблице приведены объемы экспорта и импорта России.

  США СНГ Всего
Экспорт  
Импорт  

Определите:

1) торговый оборот;

2) торговое сальдо;

3) долю СНГ в российском экспорте и импорте.

 

 

Самостоятельная работа № 4

1. Почему правительства многих государств прибегают к использованию квот вместо тарифов, чтобы добиться ограничения импорта в тех же объемах? Можно ли это объяснить тем, что квоты обеспечивают более высокий национальный выигрыш, чем тариф?

2. Определенные виды деятельности – сельское хозяйство, развитие вооружений, производство строительных материалов, автотранспорт, медицинское оборудование и лекарство – являются важными для национальной безопасности. Следует ли вводить тарифы, чтобы поддержать эти виды деятельности перед угрозой иностранной конкуренции? Приведите аргументы «за» и «против».

3. В каких странах, когда и почему преобладающей формой регулирования внешнеэкономических связей является протекционизм.

 

Самостоятельная работа № 5

1. Какие экономические эффекты возникают в результате ПИИ?

2. Согласны ли Вы с утверждением о том, что снятие ограничений на пути международного движения капитала ведет к увеличению темпов экономического роста всех участвующих стран. Почему?

3.«Кока-Кола», американский производитель прохладительных напитков, продает их концентрат в Россию. Однако российское правительство вводит высокий импортный тариф на ввоз “Кола-Колы”, чтобы защитить российских производителей, и увеличивает налог на прибыль иностранных компаний. Какие шаги может предпринять «Кока-Кола», чтобы:

а) не уступить долю российского рынка местным конкурентам;

б) сократить объем налогов на прибыль, выплачиваемых в России.

 

 

Самостоятельная работа № 6

1. Должно ли государство в условиях глобализации экономики регулировать трудовую миграцию?

2. В чем заключается специфика международной миграции рабочей силы по сравнению с международной торговлей обычными товарами и услугами?

3. Неэкономические причины миграции

 

Самостоятельная работа № 7

1. Преимущества национального хозяйства при свободно конвертируемой валюте.

2. Взаимосвязь валютного курса и паритета покупательной способности и в чем причины их несовпадения.

3. Покажите взаимосвязь между сравнительными преимуществами экономики страны и обменным курсом ее национальной валюты.

 

Самостоятельная работа № 8

1. В чем проявляется «эффект бабочки»?

2. Как вы понимаете положение о том, что «глобализация локальна, а локализация глобальна»?

3. В чём состоят недостатки «Вашингтонского консенсуса»?

 

Самостоятельная работа № 10

1. Можно ли в современных условиях считать экономику России полноправным субъектом мирового хозяйства?

 

Тематика рефератов

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.