Сделай Сам Свою Работу на 5

Институты учета и отчетности: понятие, цели, задачи, субъекты.





Централизованная система статистического учета и статистической отчетности− важнейшее средство государственного управления экономикой и социально-культурной сферой. Без учета и изучения статистических данных о процессах и явлениях, происходящих в обществе, невозможно прогнозирование социально-экономического развития страны и принятие обоснованных управленческих явлений.

В науке административного права учет рассматривается как одна из функций государственного управления. Учет – это выраженная в количественной форме фиксация информации о движении материальных ресурсов государственного управления; о результатах реализации управленческих отношений, полномочий государственных органов; о наличии и движении документов, имеющих важное значение для государственного управления в целом; это фиксирование в количественном выражении всех факторов, влияющих на организацию и функционирование государственного управления.

Учет предназначен для определения наличного количества каких-либо предметов, документов, фактов. Система учета, как правило, включает органы управления на федеральном, региональном, ведомственном и муниципальном уровнях, информационно-аналитические организации и центры сбора, обработки и передачи информации, используемые для этого инженерно-технические и иные средства, а также нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность в соответствующей области.



В настоящее время в научной литературе не сложилось единообразного подхода к классификации учетных систем. Выделяются различные виды учета: оперативный (оперативно-технический), статистический, бухгалтерский, налоговый, бюджетный, финансовый и управленческий. Для упорядочения действующего в данной сфере законодательства многими авторами предлагается выделить учетное право (финансовый учет) в качестве отдельной подотрасли[28].

Предметом учетного права (финансового учета) являются общественные отношения по учету денежных средств, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государственных структур и муниципальных образований.

В рассматриваемой сфере особую роль играют бухгалтерский, налоговый, воинский и статистический учеты.



Основными задачами бухгалтерского учета являются: формирование полной и достоверной информации о деятельности организаций и ее имущественном положении; обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ; предотвращение отрицательных последствий хозяйственной деятельности организаций.

Налоговый учет как институт административного и налогового права – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в процессе сбора, регистрации и обобщения информации для определения налоговой базы текущего налогового периода или налоговой базы последующих периодов, а также в необходимых случаях налоговых вычетов.

Согласно статье 313 Налогового кодекса РФ[29] (далее – НК РФ), налоговый учет – система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

В данном определении в качестве функций налогового учета не указываются сбор и регистрация информации, в чем и выражается главное отличие налогового учета от бухгалтерского учета, который, согласно п. 2. ст. 1 федерального закона «О бухгалтерском учете»[30], представляет собой формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных федеральным законом «О бухгалтерском учете», и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Главная цель налогового учета – определение налоговой базы по налогу. Другими целями налогового учета являются формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога. Отсюда следует, что отличие налогового учета как учетной системы от бухгалтерского учета состоит в выполнении исключительно учетно-фискальной функции без выполнения функции финансово-учетной.



Воинский учет граждан РФ организуется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральными законами «Об обороне»[31], «О воинской обязанности и военной службе»[32], «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»[33] и Положением о воинском учете, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1998 г. № 1541[34].

Под воинским учетом понимается государственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов. Функционирование системы воинского учета обеспечивается Минобороны России, МВД России, Службой внешней разведки РФ, органами Федеральной службы безопасности РФ, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно-правовой формы.

Воинский учет осуществляется постоянно и охватывает все категории военнообязанных граждан. Основными требованиями воинского учета являются полнота и достоверность данных, характеризующих количественное и качественное состояние призывных и мобилизационных людских ресурсов.

Цели и задачи воинского учета: обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной законодательством; определение количественного и качественного состава призывных и мобилизационных людских ресурсов в интересах их эффективного использования для обеспечения обороны страны и безопасности государства; проведение плановой работы по подготовке необходимых военных специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, для обеспечения мероприятий по переводу Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований с мирного на военное время и последующего их доукомплектования личным составом.

Воинский учет подразделяется на общий и специальный. На общем воинском учете состоят граждане, которые не забронированы за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на период мобилизации и на военное время. На специальном воинском учете состоят граждане, которые в установленном порядке бронируются за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на период мобилизации и на военное время.

Официальный статистический учет, согласно ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации»[35], - деятельность, направленная на проведение в соответствии с официальной статистической методологией федеральных статистических наблюдений и обработку данных, полученных в результате этих наблюдений, и осуществляемая в целях формирования официальной статистической информации.

Официальная статистическая информация определяется как сводная агрегированная документированная информация о количественной стороне массовых социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессов в Российской Федерации, формируемая субъектами официального статистического учета в соответствии с официальной статистической методологией.

Организация государственного статистического учета базируется на принципе обязательного представления в установленном порядке и установленные сроки всеми государственными и муниципальными органами, организациями всех форм собственности и гражданами достоверных статистических данных.

Таким образом, под учетом понимается фиксация информации, выраженной в количественной форме, о движении материальных ресурсов государственного управления, о результатах реализации управленческих отношений, полномочий государственных органов, государственных управленческих решений, о наличии и движении документов, имеющих важное значение для государственного управления в целом; это фиксирование в количественном выражении всех факторов, влияющих на организацию и функционирование государственного управления.

Государственная статистическая отчетность включает все виды статистических наблюдений (регулярные и периодические отчеты, единовременные учеты, различного рода переписи, выборочные, анкетные, социологические, монографические обследования и т.д.), формы и программы которых, а также инструкции по их заполнению утверждены федеральным органом исполнительной власти в области статистики или по согласованию с ним статистическими органами субъектов федерации. За нарушение порядка представления государственной статистической отчетности установлена юридическая ответственность.

В качестве субъектов официального статистического учета и отчетности выступают федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, Центральный банк Российской Федерации (Банк России), осуществляющие формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 2 федерального закона «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации»).

В целях формирования официальной статистической информации указанные субъекты получают от респондентов первичные статистические данные и административные данные, в том числе содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, сведения, отнесенные к коммерческой тайне, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами, и обеспечивают ее защиту в соответствии с законодательством Российской Федерации об этих категориях информации ограниченного доступа (п. 9 ст. 5 федерального закона «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации»).

Координация деятельности в сфере официального статистического учета осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при разработке федерального плана статистических работ, подготовке предложений по его актуализации, составлении национальных счетов и утверждении форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению. В настоящее время таким органом является Федеральная служба государственной статистики[36], осуществляющая следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

- представляет в установленном порядке официальную статистическую информацию органам государственной власти, органам местного самоуправления, средствам массовой информации, организациям и гражданам, а также международным организациям;

- разрабатывает и утверждает в установленном порядке в пределах своей компетенции официальную статистическую методологию для проведения федеральных статистических наблюдений и формирования официальной статистической информации, обеспечивает соответствие указанной методологии международным стандартам и принципам официальной статистики;

- согласовывает официальную статистическую методологию, формируемую и утверждаемую субъектами официального статистического учета;

- разрабатывает совместно с субъектами официального статистического учета федеральный план статистических работ и подготавливает предложения по его актуализации;

- утверждает формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами;

- осуществляет подготовку, проведение и подведение итогов Всероссийской переписи населения, Всероссийской сельскохозяйственной переписи, а также их методологическое обеспечение;

- разрабатывает и ведет в установленном порядке общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации в установленной сфере деятельности;

- обеспечивает заинтересованных пользователей данными бухгалтерской отчетности юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации.

Кроме того, субъектов, производящих учет, принято рассматривать применительно к каждому из его видов. В частности, воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами районов, городов без районного деления и иных муниципальных образований по месту их жительства; налоговый учет осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов, и его территориальные подразделения и т.д.

Библиографический список

Законодательные и другие нормативные правовые акты Российской Федерации

1. Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации»

2. Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»

3. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований»

4. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

5. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях»

6. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

8. Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. № 143 «Об актах гражданского состояния»

9. Федеральный закон от 01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»

10. Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах РФ»

11. Указ Президента РФ от 30 марта 1998 г. № 328 «О разработке единой государственной системы регистрации и учета преступлений»

12. Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2005 г. № 819 «Об утверждении Правил представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации»

13. Постановление Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию»

14. Приказ МВД РФ от 24 ноября 2008 г. № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств».

Литература

1. Большая советская энциклопедия. М., 1958. Т.23.

2. Административное право: Учебник / Л.Л. Попова. –М.: Юрайт,2012.

3. Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова и Л.Л. Попова. – М.: Юристъ,2006. С. 398.

4. Ашмарина Е.М. Учетные системы в финансовом праве Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2005. № 5. С. 84.

5. Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. – М., 2007.

6. Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. – М., 2009.

7. Кирсанов А.Р. Система государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Российской Федерации: Учебное пособие. - М., 2002. С. 57.

8. Кононов П.И. Административно-процессуальное законодательство и проблемы его кодификации. Дисс… докт. юрид. наук. М., 2003. С.118.

9. Лазарев И.М. Административные процедуры в сфере взаимоотношений граждан и их организаций с органами исполнительной власти в Российской Федерации. Автореф. Дисс… канд. юрид. наук. М., 2002.

10. Спектор Е.И. Развитие административного законодательства о государственной регистрации. "Журнал российского права", N 7, 2002.

 

 

Л е к ц и я 2.ИНСТИТУТЫ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ, АТТЕСТАЦИИ И АККРЕДИТАЦИИ

Вопросы

1. Правовая характеристика института лицензирования. 2. Правовая характеристика института аттестации. 3. Правовая характеристика института аккредитации.

1. Правоваяхарактеристика института лицензирования.

Широкое распространение лицензирования обусловлено изменениями, произошедшими в социально-экономической сфере современной России. Это связано с предоставлением свободы субъектам предпринимательства в выборе направлений и характера своей деятельности.

Лицензирование означает предоставление физическим и юридическим лицам права заниматься определенными видами деятельности путем выдачи им специального разрешительного документа, называемого лицензией.

Перечень подлежащих лицензированию видов деятельности содержится в Федеральном законе от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»[37] и является исчерпывающим. Так, например, подлежит лицензированию деятельность кредитных организаций, страховая деятельность, деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, частная детективная и частная охранная деятельность, торговля оружием и патронами к нему, производство лекарственных средств и многое другое.

Кроме того, в Законе о лицензировании установлены основные понятия и принципы, критерии деятельности, подлежащей лицензированию, полномочия различных государственных органов при осуществлении лицензирования, порядок предоставления, приостановления, аннулирования лицензий и пр.

Необходимость принятия такого законодательного акта общего характера обусловлена многими обстоятельствами, к числу которых, прежде всего, следует отнести требование обеспечения со стороны государства гарантий соблюдения предпринимателями законных прав и интересов субъектов, являющихся потребителями различных услуг, а также – обеспечения личной и общественной безопасности. Одним из поводов подобного можно назвать содержащееся в п. 1 ст. 49 ГК РФ положение о том, что «отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии)».

Кроме того, ГК РФ предусматривает, что право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия.

Таким образом, способность юридического лица и индивидуального предпринимателя иметь гражданские права и обязанности, ставится в зависимость от наличия специального административного разрешения – лицензии, получая которое, они становятся участниками административно-лицензионных отношений, обязуясь под контролем государства соблюдать определенные лицензионные требования и условия.

Лицензирование как административно-правовой институт, может быть представлено в виде системы правообеспечительных мер по предоставлению и переоформлению лицензий, продлению срока их действия; осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению и аннулированию лицензий; формированию и ведению реестра лицензий, предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.

Сказанное позволяет выделить характерные признаки института лицензирования.

1. Правоотношения в сфере лицензирования регулируются широким кругом законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, принимаемых как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Например, Закон РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 02.04.2012 № 280 «Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)»; Постановление Правительства РФ от 21.03.2012 № 221 «О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте»; Приказ Минтранса России от 26.07.2012 № 276 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию перевозок воздушным транспортом грузов»; Постановление Правительства Москвы от 22.08.2006 № 578-ПП «О лицензировании деятельности по международному информационному обмену» и др.

2. Регулирование правоотношений в сфере лицензирования осуществляется посредством метода властных предписаний (императивный), в рамках которого субъект управления предписывает алгоритм поведения субъекту предпринимательской деятельности, запрещает, ограничивает его в осуществлении определенных действий либо обязывает к должному поведению.

3. Лицензирование – это функция органов исполнительной власти, призванная организовать поведение субъектов в тех областях, где требуется неукоснительное соблюдение предписанных государством требований, невыполнение которых может нанести ущерб безопасности обществу, жизни и здоровью людей.

4. Лицензионная деятельность – это пример косвенного управления экономикой, способствующий развитию конкуренции при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг. По существу, данное управленческое воздействие ведет к демонополизации в предпринимательской сфере, что является положительным фактором в рыночных отношениях.

5. Правовой режим института лицензирования исключает неоправданное вмешательство государственных органов в деятельность хозяйствующих субъектов. С помощью лицензирования установлены общие правовые рамки деятельности, в которых предоставляется полная свобода предпринимательской инициативе. При этом лицензиат заинтересован в соблюдении, предъявляемых к нему требований и условий, так как это способствует повышению эффективности его профессиональной деятельности.

6. Лицензируемая деятельность представляет собой длящийся процесс, т.е. постоянно осуществляемую органами исполнительной власти деятельность, состоящую из взаимосвязанных этапов: а) предоставление лицензии; б) приостановление действия лицензий; в) возобновление или прекращение ее действия; г) аннулирование лицензий; д) контроль лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами соответствующих требований и условий; е) ведение реестров лицензий; ж) предоставление заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

7. Лицензирование выступает формой контроля над приобретением специального правового статуса, фактическим выполнением обязательных лицензионных условий, прекращением деятельности в качестве субъекта лицензионных правоотношений.

8. В случае невыполнения установленных требований и условий лицензиат может быть привлечен к ответственности.

9. Получая лицензию, субъект управленческого воздействия приобретает специальный правовой статус, в структуре которого преобладают обязанности.

10. Несмотря на то, что лицензия предоставляется конкретному субъекту предпринимательской деятельности, целью института лицензирования является не его частный интерес. В основе данного административно-правового института лежит публичная цель – обезопасить общество от выпуска некачественных товаров, осуществления некачественных работ, услуг, от иной некомпетентной деятельности, способной нанести ущерб государству, жизни и здоровью граждан.

11. С правовой точки зрения лицензия представляет собой юридический документ, выдаваемый органом исполнительной власти дающий право на осуществление определенного вида деятельности, при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий.

В ст.2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определено, что цель института лицензирования заключается в предотвращении ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможности нанесения которого связаны с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. При этом особо отмечено, что в иных целях осуществление лицензирования не допускается.

В данной связи определен критерий отнесения отдельных видов деятельности к деятельности, нуждающейся в лицензировании – способность повлечь нанесение указанного выше ущерба и невозможность регулирования ее иными методами.

Данное положение является законодательным отражением реализации конституционных принципов, сформулированных в наиболее общем виде в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

На реализацию поставленной цели направлены следующие задачи института лицензирования: предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, которые установлены Законом о лицензировании, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Они включают в себя требования, касающиеся порядка создания юридических лиц, а также приобретения статуса индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах. Кроме того, с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) к лицензионным требованиям может быть отнесено:

1) наличие помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

2) наличие работников, заключивших трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей профессиональной подготовкой и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности;

3) наличие системы производственного контроля;

4) соответствие требованиям, касающимся организационно-правовой формы юридического лица, размера уставного капитала, отсутствия задолженности по обязательствам перед третьими лицами;

5) иное.

Так, например, Банк России имеет право устанавливать в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», дополнительные требования к кредитным организациям с иностранными инвестициями и филиалам иностранных банков относительно порядка представления отчетности, утверждения состава руководства и перечня осуществляемых банковских операций.

При производстве и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции дополнительными лицензионными требованиями являются соблюдение режима охраны помещений (территорий), используемых для осуществления такой деятельности; порядка учета защищенной от подделок полиграфической продукции, а также технических требований и условий ее изготовления, определенных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в данной сфере[38].

В то же время к лицензионным требованиям не могут быть отнесены требования не конкретизированные, выраженные, например, в виде: «необходимости соблюдения в целом законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности» либо – «вообще законодательства Российской Федерации», соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта.

Содержание института лицензирования наглядно проявляется в его функциях: легитимационная, элиминативная, регулирующая, контрольно-надзорная, защитно-обеспечительная, информационно-статистическая.

Легитимационная функция (от лат, legitimus — «законный») означает придание лицензируемым видам деятельности законного основания. Лицензирование, наряду с государственной регистрацией, является формой легитимации деятельности хозяйствующих субъектов. Сущность легитимации заключается в подтверждении органами государственной власти законности функционирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Следовательно, посредством лицензирования организации (индивидуальному предпринимателю) придается соответствующий правовой статус, а осуществляемой ими деятельности — законный характер.

Элиминативная функция выражается в отборе субъектов, предполагающих осуществлять отдельные виды деятельности, посредством установления системы требований правового характера для субъектов, ходатайствующих о получении соответствующей лицензии.

Регулирующая функцияустанавливает условия и требования, которые ор­ганизации (индивидуальные предприниматели) обязаны соблюдать в процессе работы.

Контрольно-надзорная функция закономерно вытекает из предыдущей. Соблюдение лицензионных требований и условий в процессе деятельности хозяйствующих субъектов необходимо контролировать, с возможностью применения соответствующих мер принудительного воздействия к нарушителям.

Защитно-обеспечительная функция призвана гарантировать интересы потребителей товаров, работ, услуг. Эта функция неразрывно связана с приостановлением деятельности организации (индивидуального предпринимателя) и отзывом лицензии.

Информационно-статистическая функцияпредставляет собой учет выданных (отозванных) лицензий в специальном реестре, предоставление информации заинтересованным лицам.

Институт лицензирования базируется на ряде принципов,содержащихся в ст.4 Закона о лицензировании, которая определяет следующие основополагающие начала механизма лицензирования:

1. обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;

2. установление единого перечня лицензируемых видов деятельностифедеральным законом;

3. установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;

4. установление исчерпывающих перечнейлицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;

5.открытость и доступность информации о лицензировании, за исключением информации, распространение которой запрещено или ограничено;

6. недопустимость взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования, за исключением уплаты государственной пошлины в размерах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

7. соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Перечисленные принципы условно можно разделить на конституционные, межотраслевые и принципы института лицензирования.

Так, принципы законности и единства экономического пространства относятся к конституционным принципам, поскольку они закреплены в Основном Законе России. Принцип гласности (открытость и доступность информации о лицензировании) - межотраслевой принцип, характерный для нескольких отраслей права. Следует заметить, что все перечисленные в принципы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Одним из принципов успешного функционирования системы лицензирования выступает принцип обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации. Данный принцип проистекает из положений ст. 8 Конституции РФ и выражается в том, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Единство экономического пространства страны определяется общностью государственного руководства, денежной, налоговой, бюджетно-финансовой систем, скоординированным развитием основных институциональных структур. В ст. 74 Конституции РФ определено, что на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться только в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Применительно к институту лицензирования единство экономического пространства выражается прежде всего в свободе осуществления лицензионных видов деятельности на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации. Единство экономического пространства характеризуется и одинаковым на всей территории Российской Федерации размером лицензионного сбора, невозможностью установления каких-либо иных административных или экономических препятствий, требовании и условий. Таким образом, ныне действующее законодательство о лицензировании является гарантом единства экономического пространства Российской Федерации.

Единство экономического пространства России требует единства законодательства в сфере лицензирования, предполагающего установление единого перечня лицензируемых видов деятельности, установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации, установление лицензионных требований и условий едиными положениями о лицензировании конкретных видов деятельности[39].

Принцип установления единого перечня лицензируемых видов деятельностипризван обеспечить соблюдение прав и свобод человека и гражданина, свободу предпринимательской деятельности на всей территории Российской Федерации, а также исключить возможность создания бюрократических барьеров на пути к осуществлению лицензионных видов деятельности.

Принцип установления единого порядка лицензирования предполагает установление одинаковых условий для всех соискателей лицензии на конкретный вид лицензируемой деятельности. В частности, в федеральном лицензионном законодательстве указаны органы, уполномоченные выдавать, переоформлять, приостанавливать, возобновлять или прекращать, аннулировать лицензии; прописан механизм совершения перечисленных действий; определены перечни документов, представление которых необходимо для получения лицензий; закреплены лицензионные требования; прописаны основания привлечения к ответственности и т.п. Нормативное закрепление порядка лицензирования на федеральном уровне позволяет обеспечить свободу предпринимательства и устранить произвол органов власти.

Принцип установления лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. На Правительство РФ возложена важная функция урегулирования лицензионных правоотношений путем утверждения положений о лицензировании конкретных видов деятельности. Каждый лицензируемый вид деятельности предп

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.