Сделай Сам Свою Работу на 5

МЕТОД МНЕМОНИЧЕСКИХ НОВЕЛЛ





 

(для изучения английского языка)

 

Статья В. Смоленского, с сокращениями

 

Взрывной интерес к изучению языков возродил мнемо­технику - древнее полузабытое искусство, существовавшее чуть ли не с античных времен, а ныне активно оживляемое силами западных мнемонистов, таких как Гарри Лоррейн. Наш соотечественник Самвел Гарибян внес в эту систему элементы синестезии, перекликающиеся с эзотерическими восточными учениями. Практических результатов он добил­ся выдающихся. Феноменальная память Гарибяна позволила ему установить рекорд, зафиксированный в книге рекордов Гиннесса, - с диктовки комиссии он запомнил и воспроизвел 1000 слов из разных иностранных языков с переводом. Поп­робуйте себе представить этот объем! Это 40 листов, если печатать по слову с переводом на каждой строке.

 

С. Гарибян также создал собственный метод для изуче­ния языков. В своей книге «Школа памяти» он так описы­вает мнемотехнику иностранных слов: «Слова дробятся, подбираются аналогично звучащие или части слов знакомо­го языка. Легче будет тем, кто помимо русского знает еще один язык, так как у чего увеличивается пространство для маневра и количество вариантов подборки аналогии. При составлении ассоциаций надо стараться как можно чаще использовать элемент запретного плода и остросюжетных ситуаций».



 

Примеры приводятся такие: plate (пластинка) - «пас­тух плетью разбил пластинку»; cause (причина) - «один лысый козел (кооз) стал причиной наших бед». Гарибян сам признает, что его система не позволяет с первого раза запомнить произношение (добавим - и написание). Поэтому особый упор им делается на образную память, восприятие слова всеми пятью органами чувств.

 

Очевидно, здесь кроется некая слабость предлагаемо­го подхода, так как самостоятельно овладеть психотехни­кой синестезий сможет далеко не каждый.

 

А теперь попробуем задуматься над вопросами:

 

Почему, пытаясь припомнить забытое слово, мы, как правило, легко вспоминаем его первую букву или не­сколько букв, а с последующими дело обстоит сложнее?

 

Почему, говоря: «Слово на букву М», мы подраз­умеваем, что данное слово начинается на данную букву, а не кончается ею?



 

Почему рифмованные стихи запоминаются легче белых?

 

Достаточно. Даже не имея строгого ответа на эти во­просы с точки зрения психологии, можно предположить, что именно первая буква или несколько букв слова, его «голова», вызывает в нашем подсознании некие ассоци­ации и определяет эмоциональную окраску слова, это тот крючок, которым слово крепится к памяти. Если не под­цепить и «хвост», то слово может «порваться», и в памяти останется одна «голова». Следовательно, особое внима­ние следует уделять запоминанию последних букв слова, его «хвоста». Легче всего это сделать простым дублиро­ванием, когда несколько слов с одинаковым хвостом сби­ваются в группу и заучиваются вместе. Можно вспомнить об имевшем место выпуске так называемого «обратного словаря», по достоинству оцененного поэтами. Слова в нем расположены в обычном алфавитном порядке, но отсчет букв велся не с начала слова, а от его конца, так, что рифмующиеся слова оказывались рядом. Назовем это «обратным фонетическим группированием». В случае анг­лийского языка, где нет однозначного соответствия меж­ду написанием и произношением, правильнее говорить о «группировании по произношению». Такое группирова­ние - одна из основ этого метода.

 

Другая основа - это сюжетная мнемотехника, отли­чающаяся от описанной выше меньшим упором на сине­стезию. Яркость и устойчивость ассоциации достигаются здесь другим способом - за счет широкого ассоциативно­го поля. В приведенных здесь и других примерах Гарибян оперирует с изолированными словами, а его ассоциации имеют вид коротких комментариев, часто неуклюжих, что неудивительно, ибо на таком узком пятачке трудно по­строить что-то изящное. Зато группа слов, объединенных по спеллингу или как-то иначе, может навеять сюжет для целой новеллы, все ассоциации которой будут в высшей степени художественны и органичны, а фабула собьет все слова в единый логичный блок. Этот подход близок к тому, который Гарибян предлагает для запоминания груп­пы не связанных между собой слов родного языка. Но от­личается тем, что порядок слов в группе не задан жестко, и поэтому при составлении сюжета есть дополнительная степень свободы.



 


Еще одна уникальная сторона метода - он позволяет компактно заучивать сразу несколько значении много­значного (полисемантического) слова. Это особенно важно для английского языка, слова которого часто страдают этим. Традиционный подход состоит в том, что новые значения уже известных слов заучиваются не сами по себе, а в контексте - по мере того как они встречаются в текстах, упражнениях и т. п. Однако кон­текст может быть не только естественным, но и искусст­венным, созданным специально и единственно для це­лей запоминания. И только в таком контексте возможно компактное запоминание всех значений трудного слова, формирующее его цельный образ, подобный тому, кото­рый существует в мозгу носителя языка.

 

Итак, три принципа - обратное группирование по произношению, сюжетная мнемотехника и искусствен­ный контекст - лежат в основе метода, условно названно­го методом мнемонических новелл (ММН). Он позволяет запоминать слова абсолютно точно с высокой степенью надежности. Каждое слово приобретает свой адрес в па­мяти, по которому его легко отыскать: новелла кодирует «хвост», а слово-связка - «голову». Чаще всего «хвост» состоит из двух букв. Тогда для запоминания трехбуквен­ного слова связка должна кодировать всего одну букву, то есть начинаться с аналогичной буквы родного языка. Таких связок может быть несколько, особенно если слово полисемантично, а может и не быть вообще, если запоми­нание слова не представляет особой трудности (напри­мер, scarab - «скарабей»). Что касается содержания но­веллы, то требования те же, что и у Гарибяна, - яркость, острый сюжет, «театр абсурда», элемент «запретного пло­да». Все перечисленное способствует активизации образ­ной памяти. Не будет лишним позаботиться и о литера­турных достоинствах новеллы. Это требование далеко не второстепенное.

 

Полистаем обратный словарь английского языка. Пропустим все слова, кончающиеся на букву А, - боль­шинство из них заимствованы из других языков и для ан­глийского не характерны. Другое дело буква В. Возьмем первую же группу, AB. Она содержит 21 слово, практиче­ски все из которых исконно английские.

 

(Приведены первые 6 слов)

 

tab 1. воен. петлица (но воротнике) 2. нашивка, на­клейка, нашивать, приделывать 3. ухо (шапки) 4. вешалка, петелька, ушко 5. наконечник шнурка 6. амер. счет, чек 7. располагать в виде таблиц 8. амер. колечко на банке (пива и т.п.) 9. (сокр. от tablet) сл. таблетка с наркоти­ком 10. табулятор (пишущей машинки, компьютера)

 

scarab энт. жук-скарабей

 

drab 1. тускло-коричневый, желтовато-серый [цвет] 2. серый, однообразный, монотонный, скучный 3.уст. неряха; проститутка, шлюха

 

arab 1. араб 2. пренебр. бродяга, беспризорник

 

арабская лошадь

 

cab такси; кэб

 

grab 1. хватать, внезапно и резко схватывать 2. тех. грейфер 3. разг. перехватить (быстро поесть и т.п.)

 

(at smth.) пытаться схватить что-л. 5. захват, присво­ение, хищничество

 

Есть еще четыре слова, оканчивающихся на AB, - bao­bab, kebab, prefab и rehab. Но поскольку первые два имеются в русском, а оставшиеся два представляют собой сокращения от «prefabricated house» и «rehabilitation», соответственно, их запоминание не должно представлять трудностей. Они не включены в словник, чтобы не пере­гружать и без того насыщенный текст (вообще это реша­ется на этапе сочинения).

 

Перед вами новелла. Настройтесь на критический лад и оцените ее мнемонические достоинства.

 

«Последнее дело Холмса»

 

(Кусок мнемонической новеллы)

 

tab

 

scarab

 

drab

 

arab

 

cab

 

grab

 

- Интересно, - сказал я, глядя через окно на Бейкер-стрит, - что бы вы, Холмс, могли сказать вон о том военном? - О ком? Об этом раненом танкисте? Могу ска­зать, что он служит на Севере, холост, близорук, прожорлив, силен физически и, скорее всего, не чужд наркотиков. Ну, tанкиста я и сам могу опознать по петлицам, а ранения по нашивкам. Но откуда вы взяли все остальное? - Во-первых, шапки с ушами носят только на Севере. Во-вторых, пор­ванная вешалка - верный признак холостяка. В-третьих, посмотрите, как растрепаны наконечники его шнурков. Он плохо видит дырочки. - А прожорливость? А физичес­кая сила? - Взгляните на ресторанный счет, что торчит у него из кармана. Он так много съел, что названия блюд пришлось расположить в виде таблиц. А как он открывал банку пива - вы заметили? Вырвал колечко с корнем! - Ну а наркотики?! - О, Ватсон! Своих я вижу за версту. Этот гло­тает «колеса». Пораженный, я нажал кнопку табулятора пишущей машинки, чтобы с красной строки записать все услышанное. Но Холмс остановил меня: - Не время, мой дорогой Ватсон. Нам пора в путь. - Он вытащил из кар­мана коробочку, из которой выполз жук-скарабей. - Это замечательное насекомое чует дерьмо за милю и поэтому обязательно приведет нас к Мориарти... Ведомые скара­беем, мы шли мимо тускло-коричневых заборов и серых монотонных пустырей, мимо неряшливых шлюх в drаных грязно-желтых бриджах, пока не пришли в арабский квар­тал, кишащий бомжами и беспризорниками. На одной из улиц стоял арабский скакун, запряженный в кэб. Беспри­зорники grabили бедную лошадь, выхватывая у нее из-под носа овес и пережевывая его челюстями, проворными, как grейферный механизм. Один даже попытался заgrabастать бутылку кефира, которую кэбмен достал из кармана в намерении перекусить - но хищничество не прошло.

 

«Чушь!» - могло вырываться у вас в ходе чтения. От­лично. Так и было задумано. И то, каким тоном вы это произнесли, восхищенным или раздраженным, подзыва­ет главное - ваш это путь или не ваш. Если в целом вы не против такого подхода, у вас могут возникнуть некие сомнения, которые попробуем угадать и развеять.

 

Сомнение первое. Предлагаемый принцип игнорирует критерий употребимости слов и их значений. Нарушается принцип постепенности, при котором сначала учатся слова часто встречающиеся, а уже потом лексическая экзотика.

 

Что можно сказать? Метод ориентирован на тех, кто намерен овладеть языком в совершенстве. Для них есть возможность в короткий срок закачать себе в голову практически весь английский словарь - то, на что может уйти лет 5-10 при обычной практике. Наверное, для этого стоит поступиться принципом и перетерпеть вре­менные неудобства. Не исключено даже, что, пользуясь традиционным методом постепенности, вы дольше будете осваивать заданный средний уровень, чем дойдет до вер­шин языка тот, кто эту платформу оставил.

 

Сомнение второе. Все ли английские слова можно успешно закодировать описанным образом? Как быть со словами более длинными, например?

 

Действительно, практически все слова в приведенном примере очень коротки и поэтому легко поддаются мнемо­ническому разбиению. Но ведь именно такие слова, из 3- 6 букв, составляют основу английской лексики. И они же, как это ни странно, наиболее трудны для механической зуб­рёжки. Слова более длинные обычно образованы аффик­сацией коротких слов или корнесложением. Или заимство­ваны из других языков, например из латыни, и в последнем случае часто имеют «двойников» в русском. Поэтому за­поминание длинных слов в большинстве случаев не пред­ставляет особого труда, а если все-таки представляет, то к ним можно применять более сложную мнемотехнику. И опять помощь окажет ассоциативное поле новеллы.

 

Проблему представляют глаголы типа «give up» или «make out». С точки зрения семантики, это точно такие же слова, как и любые другие, только имеющие вид словосоче­таний. Они могут обозначать понятия, никак не связанные со значениями их компонентов, и быть при этом весьма по­лисемантичными, не говоря уже об их числе и той видной роли, которую они играют в английском. В какие группы их определять, пока остается неясным. Можно лишь надеять­ся, что в ближайшем будущем и для таких объектов удастся найти какие-то специальные мнемонические приемы.

 

Сомнение третье. Сочинение подобных памятников изящной словесности - дело само по себе непростое, тре­бующее сил и определенного умения. Не значит ли это, что многомиллионная армия ленивых останется за бор­том?

 

Подмечено верно. Сочинение мнемонических новелл - оригинальный литературный жанр. Здесь возможны два пути. Путь первый: весь этот грандиозный эпос сочиняется груп­пой авторов и издается в виде серии книг. Тогда на долю изу­чающих язык достанется пассивная роль читателей. Для них необходимо будет разработать детальные рекомендации - как читать, чтобы запоминание было эффективным. Путь второй: составление сюжетов остается на плечах студента, но исходный словник значительно упрощается за счет ис­ключения малоупотребительных слов и значений. При этом труд издателя сведется к выпуску обратного двуязычного словаря с рекомендованной разбивкой лексических единиц на группы. Такой вариант окажется более привлекательным тому, кому ближе и роднее маразм собственного производс­тва, а также тому, кого одолевает сомнение номер один.

 

Зададимся вопросом глобального характера: какое место в процессе изучения языка может занять предло­женный метод?

 

Во-первых, не будем делать вид, что объяли всё. Грамматика остаётся грамматикой, а фонетика - фоне­тикой. Развитию разговорных навыков не поможет мне­мотехника, там другие законы. И ясно, что приступать к столь интенсивному освоению лексики имеет смысл не на старте изучения языка.

 

Очевидно, большую пользу метод принесёт тем, чья ос­новная цель - научиться читать. Стратегия человека, поста­вившего такую задачу, обычно следующая: читать как можно больше, не обращая внимания на обилие незнакомых слов, и прибегать к помощи словаря только в крайних случаях. Ко­личество при этом со временем должно перейти в качество. Это действительно происходит, вопрос только в том, что это за качество - чаще всего это лишь умение улавливать общий смысл. Не говоря уже о том, что этот путь, несмотря на его кажущуюся простоту, долог и труден, а для многих скучен.

 

Кстати, не потому ли он скучен, что в попытках угадать смысл фразы мы не можем увидеть её красоту? Ведь от нас прячутся детали, нам не слышен ритм, нам просто не до того, понять бы смысл! Спят эмоции - катализатор любого мыслительного процесса. От отсутствия эмоций - скука.

 

В самом деле, представим себе постройку каменного дома. Приходит каменщик. Он надевает рукавицы, берет кельму и что, бежит на кирпичный завод за кирпичами? Конечно, нет - кирпичи давно доставлены и разложены в лучшем виде, только протяни руку. Почему-то эта ло­гика не работает в нашем случае - за каждым кирпичом, новым словом, принято бегать на завод, то есть лазить в словарь. Не потому ли это, что, изобретя марки цемента, позабыли изобрести грузовик для подвоза кирпичей?

 

Естественное и разумное стремление сперва выучить слова, а потом приниматься за чтение до сих пор натал­кивалось на невозможность запоминания слов вне кон­текста, который всегда полагался натуральным. Но теперь мы знаем, что контекст может быть и искусственным - и вкупе с фонетическим группированием он дает возмож­ность освоить огромные массивы лексики, вообще не прибегая к чтению английских текстов, более того - читая по-русски!

 


Очень важно, что все это богатство уляжется в вашей памяти компактно и упорядоченно, пластами ассоциатив­ных полей, новелла к новелле, хвост к хвосту. Конечно, в основном эго будет пассивное запоминание - вы буде­те узнавать эти слова и легко вспоминать их значения, но свободное и идиоматичное их употребление в устной и письменной речи будет для вас затруднено. Но заполне­ние памяти лексикой в конце концов окончится - и тогда наступит очередь чтения. Смело беритесь за кого угодно, хоть Шекспира. Теперь вы не будете спотыкаться на каж­дом слове. Внимание можно теперь направить на нюансы, идиоматику, фразеологию - теперь вам дано почувствовать соль языка. Не говоря уже о радости, которую прино­сит полное понимание иностранного текста само по себе. Скука побеждена, принуждения к занятиям не требуется, и пассивный запас естественным образом переводится в актив. Однажды вы обнаружите, что стали лучше не только читать, но и говорить. По мере активизации вашего слова­ря ассоциативные связи между словами будут забываться за ненадобностью. А впереди - свободное владение язы­ком.

 

Описанный метод применим к любому языку, слова которого могут быть структурированы по тому или иному признаку. Так в китайском и японском языках критери­ем группирования выступает чтение иероглифа, и именно иероглифы, а не слова, сбиваются в группы. В этом аспек­те большим преимуществом английского языка является его агглютинативность, при которой в одну группу попа­дают разные части речи.

 

Итак, царский путь в иностранные языки открыт.

 

В. Смоленский ноябрь 1994 г.

 

Айдзу Вакамацу

 

Многочисленные примеры мнемонических новелл чи­тателю надо искать на сайте

 

www, u-aizu .ac.jp/~vadim/rus/SMN

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.