|
Преследования христиан в I веке.
I. Апостол Павел. Сведений о раннем христианстве относительно мало. Историческим событиям времени первого поколения христианских проповедников, апостолов, непосредственных учеников Христа, посвящено сочинение "Деяния апостолов". Хотя "Деяния" сообщают об успехах христианских проповедников в самой Иудее, фактом является то, что именно здесь они скорее потерпели неудачу. Несколько видных христианских проповедников / напр. Стефан/ стали жертвами расправ, других, в тон числе, апостола Петра, неоднократно арестовывали. Иудейские власти были откровенно враждебны, а большинство народа чтили завещанный им от веков закон Моисея или тяготели к радикальным течениям типа зилотов. Христианское непротивление насилию было не востребовано, и потому его проповедники обратились к иудейской диаспоре, а затем и к нееврейскому населению Л"язычникам"). Хотя проповедями среди "язычников" занимались многие апостолы, включав апостола Петра, символом этого поворота стал апостол Павел.
Павел (ранее Саул) был иудеем из Тарса в Киликии и работал как квалифицированный мастер-палаточник, поставлявший снаряжение для римской армии. Он явно был зажиточным человеком и ( что было весьма редким отличием для восточных провинций ) имел римское гражданство, что не раз спасало его от расправы. Павел (точнее - еще Саул) появляется в "Деяниях" как гонитель христианской веры, однако во время путешествия из Иерусалима в Дамаск он испытал уникальный религиозный опыт. Саул увидел Иисуса, что стало толчком к обращению. Саул сменил имя и стал проповедником. Он был единственным апостолом, который не был знаком с Иисусом лично, но рассказ о видении как бы приобщал его к непосредственным ученикам.
Павел проповедовал в синагогах диаспоры, в Антиохии, на Кипре и в Малой Азии, его авторитет был столь велик, что в 37-40 гг. произошла встреча Павла с ведущими иерархами иерусалинской церкви во главе с Петром и Иаковом. Впрочем, другие апостолы во встрече не участвовали. Центральным вопросом стал вопрос о неиудеях, пополнявших ряды христиан, Радикальные иудео-христиане настаивали на обязательном соблюдении ими закона Моисея, тогда как Павел ( и в этом его поддержал Петр ) считал необходимыми лишь минимальные ограничения. После встречи начались путешествия Павла в Малую Азию и Грецию. Пройдя через весь Малоазийский полуостров, Павел добрался до Греции, останавливался в Филиппах и Фессаллонике и добрался до Коринфа. В этих городах возникли большие христианские общине. Затем Павел вернулся в Малую Азию, долго жил в Эфесе, а примерно в 51-54 гг.( через 14 лет после первой встречи ) снова встретился в Иерусалиме с Петром и Иаковом. Вскоре Павел был арестован и ( как римский гражданин ) препровожден в Вим, где и погиб.
Вероятно, он стал жертвой неронова гонения.
2. Христианская церковь I в. н.э. В I половине I века н.э. при участии Павла и других проповедников христианство делает первые шаги по распространению в восточных провинциях Империи. Появились общины в греческих городах Малой Азии (Эфес, Смирна, Пергам, Сарды), в ее южной части (Галатия, Аполлония, Троада) и в Греции (Фессаллоника, Филиппы, Коринф). Число христиан, вероятно, исчислялось тысячами или десятками тысяч. Павла и Петра также считают основателями христианской общины в Риме. На первых порах в общинах преобладали иудеи, и Павел ( насколько нам известно ) обычно проповедовал именно в синагогах однако и здесь они встретили серьезное сопротивление. Постепенно христиане начинают уходить из синагог, а число неиудеев неуклонно растет.
Вероятно, как и позднее, общины строились по территориальному признаку. Центральными фигурами были апостолы: вначале это были ученики Иисуса и люди, которым они непосредственным образом передавали свою "харизму", позже так стали называться странствующие проповедники, путешествовавшие по общинам и несшие веру. Ранняя Церковь именуется поэтому апостолической. Достаточно быстро появились постоянные местные служители, пресвитеры ( старейшины ), диаконы и епископы. Епископ ( греч -надзиратель) ведал хозяйственными делами общины. Более или менее регулярно они стали появляться во II веке н.э, но многие ученые полагают, что епископат зародился ранее.
Христиане собирались на богослужения и молитвы, обычно - в частных домах и других местах, зачастую тайно ( в Риме, например, местом собраний были катакомбы). Важным элементом жизни была общая трапеза, сначала - просто совместные обеды, а затем - символическая процедура вкушения "плоти и крови Христовой". Первые христиане были достаточно разнородны по своему национальному и социальному составу. Вероятно, можно говорить о преобладании низов общества, в т.ч. рабов, что усиливало радикальные настроения и ожидания "конца света" (возможно, первые христиане в большинстве своем полагали, что это случится уже при их жизни). Вместе с тем, среди них были представители зажиточных и образованных слоев общества.
Раннее христианство не было единым течением. В общинах заметен плюрализм, идейная борьба и персональное соперничество. Одним из таких идейных течений было так называемое иудео-христианство (термин современный), представители которого продолжали считать себя иудеями и пытались соединить Христа с ветхозаветным преданием или, во всяком случае, не вырывать его из контекста Ветхого Завета. Достаточно часто иудео-христиане воспринимали Иисуса как одного из пророков или "особого пророка", продолжившего дело Моисея. Наиболее радикальные течения вообще полагали, что он был просто хорошим человеком, пострадавшим за праведность и мужество. Эта иудейская первооснова заметна во иногих канонических произведениях ( напр, письма Иакова, Петра, Иоанна и др.), неканонических сочинениях ( Евангелия эбионитов и евреев) и даже в Евангелиях ( особенно- у Матфея). В иудеохристианстве можно обнаружить две тенденции: одни ( как это показывают письма апостолов) все же делали акцент на милосердии, братстве людей и проповеди ненасилия, подчеркивая даже необходимость подчинения властям, ибо они от Бога, другие не скрывали ненависти к Риму. Так, в "Апокалипсисе" Иоанна автор сулит скорую гибель "блуднице, восседающей на семи холмах", под которой, естественно , понимает Рим.
Второе течение достаточно условно именуют паулинизмом, а его идеология наиболее полно представлена в посланиях Павла. Павел начал переосмысление веры в Христа, которое затем и нашло поддержку последующей Церкви. Именно смерть Христа была спасением человечества и, воскреснув из мертвых, он дал надежду на бессмертие, примирив людей с Богом. Такое понимание роли Иисуса отличалось от понимания иудео-христиан и делало его высшим существом, Сыном Божьим и Спасителем, возвышающимся на фоне "рядовых" пророков. Примечательно, что Павла возмущало даже то, когда люди объявляли себя его сторонниками, "ибо все мы во Христе Иисуса» и только Христос заслуживает подлинного поклонения. Павел выступил против мнения, что путь к спасению лежит через соблюдение Закона, спасти может только вера человека и милость Господа. Павел еще не порвал с иудаизмом: он подчеркивал свое происхождение и считает евреев избранным народом, однако, как пишет он сам: "не тот иудей, кто таков внешне, но тот, кто иудей в душе"(К римлянам, 2,29).
Бог иудеев существует и для язычников, а далее следует знаменитый вывод: «Нет уже ни иудея, ни язычника (ни Эллина), нет ни раба, ни свободного, нет
ни мужеского пола, ни женского, ибо все вы одно во Христе Иисусе"(К Галатам, 3,25-29; К Колоссянам, 3,11). Это было революционное утверждение во всех отношениях: мало кто в античном обществе утверждал о равенстве рабов и свободных и мужчин и женщин, а для иудея сопоставление с неиудеем также звучало весьма необычно. Последователи Павла пойдут дальше- они будут говорить о противопоставлении христиан иудеям и о приоритете "язычников". Закон завел иудеев в тупик, напротив, у других народов этой "помехи" не было. Павел ( вероятно, сильнее, чем иудео-христиане) подчеркивает "человеческое измерение" религии, проповедь ненасилия, милосердие, братскую любовь и социальное примирение, а наряду с осуждением богатства, социального неравенства и произвола властей, он призывает к повиновению властям и любого рода "начальникам", утверждая незыблемость существующих социальных отношений.
3. Христиане и римское общество. Христиане долго были меньшинством, а потому вопрос о взаимоотношениях с обществом был особенно важен. Проблема антихристианских гонений вызывают споры ученых: одни ( вслед за церковной традицией) видят в них последовательную политику, считая отношения государства и Церкви чередой непрерывных репрессий, другие отрицают наличие серьезного конфликта, списывая его на частные недоразумения и считая преследования христиан спонтанными акциями. В данном случае мы рассмотрим отношения с обществом, перейдя затем к теме отношения христиан и государства.
Конфликт, несомненно, имел место и носил как общеполитический и общемировоззренческий, так и частный характер. Обе стороны выдвигали обвинения общего плана. Как и иудаизм, христианство было жесткой монотеистической религией, не желающей ( а зачастую и неспособной ) идти на компромисс в вопросах веры и отрицающей античную идеологию и античную ментальность и особенно- религию, этику и эстетику греко-римского общества. Языческое общество было гораздо более терпимо в отношении религиозного инакомыслия, но требовало лояльности по отношении к государству, в недостатке которой часто обвиняли христиан, и видело в них антиправительственную и антиобщественную организацию» Христиане отвергали рациональные начала античной идеологии, считая веру выше знаний, а неграмотного христианина- выше Сократа и Платона. Напротив, языческая контрпропаганда постоянно утверждала, что только глупые и невежественные люди могут верить в Христа, причем, эти заявления повторялись даже в 1У веке, когда образованная часть общества уже была на стороне христиан.
Некоторые аспекты античной жизни подвергались особым нападкам. Христианские писатели возмущались поклонением богам в виде людей и животных и подчеркивали, что моделями для статуй богинь были женщины легкого поведения. Были и более жесткие утверждения- поклонения статуям называли идолопоклонством и считали, что в них вселяются демоны. Осуждались и жертвоприношения, которые Павел называл "общением с бесами" (К Коринфянам, 1,10). Плиний пишет, что для христиан жертвоприношение является недопустимым, а власти использовали его как способ их выявления. Христиане выступали и против социо-бытового образа жизни античного общества: против зрелищ ( особенно гладиаторских боев) и особенно против насилия и эротики. Нападкам подвергался и театр, когда христиане называли его покровителями "демонов пьянства и разврата", Венеру и Бахуса. Еще более резким был протест против гладиаторских игр, в 325 г. император Константин запретил последние именно после протестов христиан. Христиане постоянно обвиняли римское общество в разврате, и парадоксально, что это обвинение рикошетом возвращалось к ним самим- обвинения в устройстве оргий до время христианских молебствий было очень распространенным явлением» Христиан обвиняли в колдовстве, а стихийные бедствия явно провоцировали погромы.
Несколько сложнее были отношения по поводу таких вопросов как социальный протест, императорский культ и служба в армии. В раннем христианстве преобладали представители общественных низов, и, естественно, что в учении преобладал протест против богатства, социального неравенства и рабства. Вместе с тем, постепенно усиливались апологетические нотки - Церковь признавала власть хозяина и не звала к вооруженной борьбе. Впрочем, христиане ( вопреки аи типичной модели) апеллировали и к социально и физически ущербным людям, утверждая общее равенство во Христе.
Христиан обвиняли а политической нелояльности, приводя в качестве аргумента отказ исполнения императорского культа и отказ служить в армии. От этих обвинений христиане всячески защищались, считая, что формальное несоблюдение обряда вовсе не означает их враждебности власти, а протесты против военной службы SB связаны с языческими порядками. Впрочем, последний вопрос христиане умалчивали, а когда Империя стала христианской, христиане стали составлять не только рядовой, но и командный состав.
Итак, антагонизм, несомненно, имел место. У него были две основные причины. Первая связана с иудейскими и вообще восточными корнями религии, что обуславливало некоторые характерные запреты ( монотеизм, отказ от жертвоприношений, запрет изображений). Была и другая причина: появившись в период кризиса античного общества, христианство выступало против этих проявлений, а разврат, злоупотребления и т.п. вызывали протест не только христиан, но и самих античных мыслителей. Появилась и почва для сближения- протест христиан был направлен не против Империи, а против языческой идеологии и ее кризиса. По мере углубления кризиса усиливалась и поддержка христианства. Общество все больше и больше разделяло их протесты.
4. Преследования христиан в I в. н.э. Дело Христа стало первым столкновением христиан и римской власти. Власть осудила Иисуса, хотя ее поведение было достаточно пассивно. Таким же было и отношение к Павлу: его не раз преследовали, но отпускали, когда узнавали о его римском гражданстве. Отношение как власти, так и общества в I половине I века д.э. еще не выработалось. Создавались лишь определенные предпосылки: отношения Рима и Иудеи были напряженными, а в христианах видели иудейскую секту. Власти не приветствовали и постоянные стычки, которые происходили между христианами и иудеями.
Возможно, первой ситуацией прямого конфликта было изгнание из Рима "иудеев, волнуемых Хрестом", осуществленное императором Клавдием (Светоний. Клавдий,25,2)* Впрочем, сообщение Светония коротко и неясно. 1 54 г. Клавдий был отравлен своей женой Агриппиной, возведшей на трон сына от первого брака, получившего тронное имя Нерона (54-61 гг. н.э.). В 59 г. начался кризис режима. По приказу Нерона была убита его мать, Агриппина, что создало вполне определенное отношение общества. В 60 г. начался общий кризис режима: в 61 г. в Британии произошло большое восстание Боудикки, в 62 г. римляне проиграли успешно начатую войну с Парфией, тогда же начались репрессии.
19 июля 64 г. произошел грандиозный пожар Рима. Пожары в огромном городе были обычным явлением, но этот превзошел все прочие: город горел 6 дней, из 13 регионов города не пострадали только три. Затем последовала вторая вспышка. Общественное мнение было настроено против императора, многие открыто обвиняли его в поджоге. "И вот Нерон, чтобы побороть слухи... предал изощреннейшим казням тех,... кого толпа называла христианами"(Тацит. Анналы, ХУ,44). План властей очевиден, они пытались отвести обвинения от себя и выбрали для этого непопулярную и малоизвестную группу людей.
В 66 г. началось большое восстание в Иудее. После поражения войск Цестия Галла, Нерон послал в Иудею сильную армию Тита Флавия Веспасиана. Сломив сопротивление повстанцев, римляне осадили Иерусалим. Возможно, развязка последовала бы быстрее, если бы не всеобщее восстание против Нерона и последовавшая за ним гражданская война0 В 69 г. Веспесиан стал императором и основал новую династию Флавиев.
Тит Флавий Веспасиан (69-79 гг. н.э.) был одним из самых способных правителей Империи. Ему удалось прекратить гражданскую войну, обеспечить экономическую и финансовую стабилизацию и подавить восстания. Эти тенденции сохранялись и при его сыновьях, Тите (79-81 гг.) и Домициане (81-95 гг.). Веспасиан завершил и Иудейскую войну. После длительной осады, летом 70 р. Тит взял Иерусалим штурмом. Военные действия продолжались до 73 г., когда пала крепость Масада. Подавление восстания повлекло за собой огромные жертвы, многих увели в рабство, страна была разорена дотла. Многие иудеи бежали в общины диаспоры.
Христиане в восстании не участвовали и, вероятно, по этой причине ни Веспасиан, ни Тит гонений не устраивали. Христианские писатели именуют вторым гонителем Домициана, хотя данные о его репрессиях довольно туманны. Известно, что они затронули самые верхи общества, включая аристократическую семью Ацилиев Глабрионов и даже семью двоюродного брата самого императора, Флавия Клемента.
Подведем некоторые итоги. I век н.э. был временем создания основы христианства, эпохой самого Иисуса Христа и его учеников. Церковь была по преимуществу апостолической, а епископат стал занимать серьезные позиции только в конце столетия. Церковь еще не завершила свое организационное оформление, а внутри нее шла острая идейная и персональная борьба. Идеология христиан находилась пока еще в стадии оформления и была отмечена существованием двух идейных течений, одно из которых можно назвать иудео-христианством, а второе- паулинизмом. Разделение отражало дуализм самого христианского сообщества, одна часть которого состояла из иудеев и стремилась максимально сохранить связь с иудаизмом и Ветхим Заветом, а другая включала примкнувших к новому учению представителей других национальностей. Если в первые десятилетия большинство христиан составляли евреи, то к концу I века растет число неевреев, особенно-греков, начинает преобладать. Христианство начинает дистанцироваться от иудаизма, а его географический центр перемещается в Малую Азию и отчасти- в Грецию. Ш&ВШ Вероятно, уже в середине I века н.э. начинает формироваться литературная традиция: к этому времени относятся первые послания Павла и, возможно, начала евангельской и апокалиптической традиций, ближе к концу I века н.э. появляются будущие канонические произведения, первые евангелия и Апокалипсис Иоанна. I век стал временем начала отношений христианства и Империи, которые из неопределенно-враждебного постепенно превращались в откровенно-репрессивные.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|