Сделай Сам Свою Работу на 5

Педагогической деятельности





ЦЕЛЬ художественно-эстетического воспитания и образования – разностороннее развитие эстетически активной личности, проявляющей себя в практической деятельности – отношениях к человеку, к природе, к обществу, к искусству, к обычаям и традициям народа, формам поведения, к миру вещей, самому себе.

Эстетически развитая личность становится способной чутко воспринимать проявление прекрасного в окружающей жизни, наслаждаться этим, объяснять это другим и организовывать свою обыденную жизнь «по законам красоты».

Не беда, если выпускник школы не научится конкретно рисовать или петь, но беда, если у него не сформируется привычки в общении с прекрасным как жизненно важной потребности.

ЗАДАЧИ эстетического воспитания и образования направлены не только на созерцательное восприятие прекрасного, но и на овладение навыками художественно-эстетического освоения мира (см. 8,17,41,63,75,79,80,86,87,

96,105 и др). Художественно-эстетическое воспитание и образование направлено на:

v развитие эмоционально-чувственной сферы личности, а именно: эмоциональной отзывчивости, тонкости эстетических чувств и эстетического восприятия, зоркости и внимательности ко всему эстетически прекрасному, что проявляется в жизни;



v раскрытие и развитие художественных способностей детей, формирование их интересов, наклонностей и предпочтений в художественной практике искусств;

v накопление элементарных знаний и впечатлений, колористических, звуковых, пластических элементов анализа для освоения прекрасного образно-чувственными и абстрактно-логическими способами;

v формирование эстетических понятий, суждений, оценок и идеалов;

v развитие и формирование эстетического вкуса в выборе достойных произведений искусства на основе полученных знаний, развитых чувства меры и глубины проникновения в художественный замысел, отражения общечеловеческих вечных истин; развитие и формирование эстетического вкуса в бытовой жизни – интерьер, костюм, поведение, праздники и свободное время;

v выработку потребности в постоянном общении с прекрасным в окружающей жизни и искусством, в обновлении художественных впечатлений;



v формирование эстетической культуры посредством расширения эстетического кругозора, передачи опыта, накопленного поколениями, в чувственно-эмоциональном и интеллектуальном познании жизни, выраженных языком искусства;

v побуждение творить прекрасное в своей повседневной деятельности, труде, быте, человеческих отношениях;

v формирование у ребенка привычек и норм поведения в соответствии с эстетическим идеалом;

v ……………………………………………………………..

v ……………………………………………………………..

Какие еще задачи эстетического воспитания и образования личности необходимо решать для достижения успеха в эстетическом развитии личности?

 

Задачи эстетического воспитания и образования можно рассматривать и в контексте его основных направлений, средикоторых можно выделить следующие.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ направление рассматривается как самостоятельное и реализуется в процессе преподавания предметов художественно-эстетического цикла, во внеурочной и внешкольной деятельности, в системе дополнительного образования. Данное направление позволяет выработать мировоззренческие основы целостной картины мира в единстве восприятия чувствами и сознанием, отраженного в эстетических категориях – прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического.

Приобщение школьников к искусству позволяет развивать их эстетические идеалы прекрасного, рассматривать произведения искусства как средство познания жизни и внутреннего мира человека. Общение с прекрасным оказывает влияние на формирование эстетических критериев, обогащает эмоциональную сферу личности и сознание – личность осваивает новые понятия, суждения, развивается эстетический вкус. Становится возможным постижение законов творчества и эстетического совершенства произведений искусства, таким образом формируется истинный ценитель искусства.



ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ направление позволяет раскрыть эстетические характеристики самого исторического процесса, благодаря чему ребята могли бы не только узнавать, понимать, выучивать определенные факты и события исторического прошлого, но и проявлять эстетическое отношение к конкретным событиям и историческим деятелям. Так, изучение исторического прошлого дает возможность пережить величие подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны и период восстановления разрушенного, почувствовать драматизм восстания декабристов, трагедию поражения восстаний Разина и Пугачева, комизм правления некоторых исторических деятелей и т.п.

Познание культуры своего народа способствует выработке эстетической культуры и идеалов, вкусов, обосновывает ее исторические традиции

ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ направление предполагает овладение языком и литературным наследием, мелодикой и ритмикой речи, пластической выразительностью (жестикуляцией и мимикой). Владение языком – показатель культуры человека. Можно согласиться с В.А.СУХОМЛИНСКИМ, который писал по этому поводу: «Влюбленный в красоту слова человек становится чувствительней и требовательней к эстетическому и моральному бытию вокруг себя» (87, с.256).

В процессе овладения речью становится возможным развитие эстетического чувства слова - способность любоваться красотой речи, наслаждаться ею, «смаковать» эстетическую ценность слова, звучащего и написанного, во всех его словоупотреблениях. Развитие речи – это прежде всего развитие у школьника способности к точности, лаконизму, образности и конкретности выражения своих мыслей.

И наоборот, небольшой словарный запас не позволяет человеку выразить свои душевные состояния, дать оценку происходящему, он остается непонятым другими. Сквернословие является показателем «убогости» развития личности, оно проявляет в человеке пошлое, низменное, грубое.

. Овладение иностранными языками позволяет не только познать, но и почувствовать богатство звуковых особенностей иноязычной речи, красоту и созвучие чужой культуры, выработанной другим народом.

НРАВСТВЕННЫЙ аспект в эстетическом воспитании и образовании проявляет себя в эстетическом обосновании нравственного поведения. Возможно формировать эстетические критерии поступков и суждений школьников, предъявлять к себе (своему поведению и внешнему виду, манерам) требования эстетического характера.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ аспект в эстетическом воспитании и образовании направлен на постижение красоты природы родного края, на побуждение к бережному ее сохранению. Общение с природой дает возможность развивать эмоционально-эстетические чувства – любование, радость, восхищение, умиротворенность.

ФИЗИЧЕСКИЙ аспект эстетического воспитания и образования дает возможность использовать физическую культуру как средство в формировании красоты человеческого тела и эстетического отношения к нему, к физическому облику человека, что делает возможным развивать эстетический идеал и вкусы, вырабатывать потребность в достижении этого идеала. От учителя зависит реализация эстетического компонента – ученики могут формально выполнять упражнения или проявлять эстетическое отношение к спорту, вызвать желание в занятиях физкультурой, что станет радостно необходимым элементом их жизни

Занятия физкультурой способствуют развитию навыков эстетически оценивать спортивные зрелища, наслаждаться красотой, изяществом, легкостью и отточенностью движений спортсменов. Учитель имеет возможность формировать у учащихся потребность самому заниматься спортом, который станет важным источником эстетических переживаний собственной динамикой физической жизни.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ аспект эстетического воспитания и образования предполагает прежде всегореализациюэстетического в ТРУДЕ и УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.

ТРУД должен стать для учащихся источником радости, а потому на занятиях может сформироваться их эстетическое отношение и к самому процессу трудовой деятельности, и к предметам труда, и к результатам труда, и к людям труда. На уроках труда (при определенной их организации) формируется способность ощущать красоту, переживать ее, стремиться к ней, способность эстетически воспринимать и оценивать собственную активность, собственные действия и поступки.

При сознательном выполнении трудовых операций становится возможным формирование эстетического сознания – школьники постигают законы красоты, формируются эстетические установки, навыки эстетически направленных действий. Особое значение имеет художественный труд, где у школьников проявляется стремление к симметрии, ритмичности, практичности и минимальности рабочих движений, их слаженности.

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС. Эстетические аспекты познавательной (научной) деятельности проявляют себя не просто в красивом оформлении класса, его чистоте, красивых записях на доске и в тетради. Красивой может быть и решенная математическая задача или изящно поставленный физический или химический опыт. От учителя зависит, насколько школьник сможет почувствовать красоту мышления в познавательном процессе.

Сам познавательный процесс, его результаты помогают формированию эстетической картины мира (Вселенной), законов мироздания. Задача учителя – способствовать проявлению эстетических чувств - того, что может поразить, восхитить, удивить, вызвать недоумение. Постижение научной картины мира – это постижение мира в его эстетических категориях -гармонии, единства в многообразии, внутренней законосообразности, структурности. Учитель может способствовать решению данных задач.

БЫТОВЫЕ аспекты в организации эстетического воспитания и образования имеют важнейшее значение, так как проявляется возможность развивать навыки созидания красоты в мире, который окружает школьников.

Задача воспитательного процесса - повысить степень организованности всех сторон школьного быта: от жизни на перемене до проведения продленного дня, экскурсий, уборки помещений, оформлении школы и класса. Всё это имеет дисциплинирующее, эмоционально настраивающее влияние среды на сознание учащихся, их эмоционально-чувственную сферу, поступки.

Важное значение приобретает задача формирования эстетического вкуса в одежде, учитель может помочь учащимся осознать необходимость одеваться сообразно ситуации, а также гигиенических требований к внешнему виду – чистота и аккуратность. Учитель может помочь учащимся осознать привлекательность эстетически значимого стиля поведения – манеры, жесты, мимика, слова, отдельные поступки.

Насколько полно представлены задачи эстетического воспитания и образования в представленных направлениях? На основании характеристик процесса эстетического развития личности попытайтесь сформулировать более полный перечень задач, которые возможно решать в рамках предложенных направлений эстетического воспитания.

Принципы эстетического воспитания и образования разработаны достаточно полно (см. 6,17,28-31,41,50,52,58-60,63,73,79-81,84,95-97 и др.):

v всеобщности эстетического воспитания и художественного образования;

v комплексного воздействия всех видов искусства и их взаимодействия с основами наук;

v эмоциональной вовлеченности;

v опора на законы познаваемого вида искусства;

v жизненность;

v созерцание и размышление;

v интегрированного использования различных видов искусств;

v деятельно-практический подход к каждой теме урока и особенно в освоении законов искусства, его языка;

v формирование понятий путем накопления зрительного, слухового, кинестического опыта, ассоциаций, образных характеристик, чувственных ощущений;

v опора во всех формах общения с искусством на принципы художественной педагогики;

v художественной самодеятельности ;

v эстетики детской жизни;

v «от родного порога – мир общечеловеческой культуры»;

v единства реальности и фантазии;

v единства формы и содержания;

v …………………………………………………………………………….

Как Вы понимаете необходимость данных принципов в решении задач эстетического развития личности? Попытайтесь их обосновать САМОСТОЯТЕЛЬНО. Какие еще принципы Вы считаете необходимым включить в данный перечень? Обоснуйте, почему? Какие из них могут быть реализованы в преподавании Вашего предмета?

3.3. Содержание эстетического воспитания и образования

В современной школе

Эстетическое воспитание и образование осуществляется во всех сферах человеческой жизни – в труде, в быту, в спорте, в учении, в искусстве. Особое место занимает эстетическое воспитание в системе образовательных учреждений – детском саду, общеобразовательной и профессиональной школах, вузе, семье. Оно становится делом всего педагогического коллектива, всей учебной и внеучебной жизни школы. Эстетическое воспитание и образование имеет в виду широкое ознакомление ребенка с достижениями мировой культуры, с культурными ценностями человечества.

Эстетическое отношение, которое формируется в человеке, не имеет своего собственного учебного предмета – оно проявляется во всем как универсальная категория в качестве аспекта всех знаний и умений. Это значит, что содержанием эстетического воспитания и образования выступают все учебные предметы и виды учебно-познавательной и досуговой деятельности учащихся. В каждом из них раскрываются определенные возможности в развитии эстетического сознания, эстетических чувств и творческих возможностей личности. Их использование в процессе эстетического воспитания и образования требует особой методики преподавания для создания полноценных условий эстетического развития школьника.

Особое место в системе эстетического воспитания и образования занимает ИСКУССТВО, где отражено образное воплощение того, что уже оценено как прекрасное или безобразное, возвышенное или низменное, трагическое или комическое с целью воздействия на духовную жизнь человека и его деятельность. В данном случае можно говорить о художественном воспитании и образовании.

«Художественное», как считают ученые, это высшая форма эстетического отношения человека к действительности, это такая форма эстетического познания действительности, цель которого – создание произведений, способных вызвать у людей ответные чувственные эстетические реакции, перерастающие в особого рода духовное удовольствие и наслаждение. Познание искусства происходит посредством чувственно-образной формы познания, в этом проявляется особенность освоения мира прекрасного в отличие от других учебных (научных) дисциплин.

Так, в предметах естественно-научного и математического циклов обеспечивается ПОНЯТИЙНОЕ освоение явлений природы и общества. Художественно-эстетический цикл призван одновременно с развитием чувства прекрасного, художественного вкуса, общей культуры формировать в сознании школьников ОБРАЗНОЕ представление о природе и обществе (41, с. 126).

Следует заметить, предметы ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА имеют свою особенность – их нельзя рассматривать как дидактический материал или как иллюстрации к учебнику, а это есть самостоятельный способ познания, требующий организации особого процесса познания. Эти предметы – прежде всего «ИСКУССТВО, т.е. некое явление в мире, создаваемое человеком, а не научная дисциплина, которой следует учиться и которую изучают» (Цит.по 29,с.11). Причем, искусство воздействует на весь духовный мир личности. Ребенок познает не рассудком, а эмоциями.

Каждый вид искусства имеет свой, неповторимый строй художественного языка и образного мышления, что несет и свой аспект в воздействии на процесс формирования личности. Именно на определенном языке каждый конкретный вид искусства «обращается к духовному миру человека». Каждый вид искусства воздействует на определенные органы чувств, а потому для их гармоничного развития требуется комплексное использование всех видов искусств, необходимо научиться воспринимать язык каждого вида искусства – нужно научить детей видеть, слышать, переживать прекрасное в искусстве, а оно уже станет способным облагораживать мысли, чувства, поступки. Давайте рассмотрим каждый вид искусства, которые выступают СРЕДСТВАМИ эстетического воспитания и образования.

Художественная литература. В процессе овладения данным видом искусства происходит чувственно-образное познание действительности, которое становится для читателя средством познания жизни. Воспринимая художественное произведение, школьник познает опыт чужих чувств, раздумий, переживаний, под их влиянием развивается эмоционально-чувственная сфера личности, складываются новые человеческие отношения. Образно-эмоциональное содержание художественного произведения питает эстетические чувства, потребности, отношения, художественный вкус, личностные представления, мировоззрение, нравственный и эстетический идеал. У школьника развивается способность понимать и чувствовать прекрасное.

Чтение и анализ художественной литературы оказывает влияние на развитие воображения, фантазии. Так, постигая категорию возвышенного в искусстве, школьник переживает душевный подъем, стремление к идеалу; постигая категорию комического, развивается критическое отношение к себе и другим людям.

Изобразительная деятельность выступает как способ художественно-эстетического осознания действительности, который требует умения подходить к вещам и процессам с художественно-творческой меркой, оценивать сделанное с точки зрения эстетических идеалов.

. На занятиях ИЗО школьники учатся наблюдать, выделять характерное, выразительное, обобщать свои наблюдения и находить наиболее точную и емкую изобразительную форму. Как предмет эстетического цикла в школе ИЗО воспитывает в учащихся эмоциональную отзывчивость на прекрасное, интерес к искусству и художественной деятельности. Уроки ИЗО развивают умение понимать и ценить прекрасное в действительности, эти уроки активизируют зрительные представления детей, стимулируют развитие фантазии и воображения, комбинаторики.

Когда школьник рисует, как отмечают психологи, происходит перевоплощение его зрительных впечатлений, ему необходимо отбирать свои зрительные впечатления, упорядочивать и систематизировать их. Нарисовать – значит в чем-то овладеть предметом, осмыслить его, понять и закрепить то, что понял. Сами художники утверждают, что «рисование требует такой же деятельности ума, как и наука» (Цит. по 78).

Занимаясь практическим творчеством, школьник учится не просто изображать предметы, воссоздавать их внешний облик, но и выражать чувство, оценку, свое отношение, придавая эмоциональную выразительность цвету, линии, всем изобразительным средствам. Он познает, что художественные замыслы рождаются в его внутренней жизни, обусловлены его радостями и печалями, они не навязываются извне в виде чьих-то требований, правил или заданий. Рисунок – это форма его самовыражения.

С этой целью на уроках ИЗО ученикам предполагается осваивать законы формообразования (форма, пространство, объем, пропорции, конструкции), законы композиции и т.п. Важной задачей является развитие у детей чувства цвета, колористической культуры, которая играет важную роль в производстве и быту при создании благоприятной цветовой среды.

Практическая работа включает широкий круг видов художественной деятельности (работа с натуры, по памяти и представлению после живых наблюдений, работа на темы по заданию учителя или на основе воображения и фантазии), а также овладение различными художественными техниками и материалами – акварель, гуашь, тушь, пластилин, глина и др., различные виды аппликации и печати, а также операции вырезания, склеивания и монтажа с применением бумаги, тканей, дерева и других материалов.

Графика, скульптура – также формируют зрительное восприятие. С их помощью ребенок постигает законы цвета, способы расположения предметов в пространстве.

Музыка. В условиях общеобразовательной школы важным является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся. Настоящая музыка дарит человеку радость самопознания, раздвигает границы его мироощущения, вызывает ощущение прекрасного, возвышенного и волнительного. Восприятие музыки – это прежде всего эмоционально-чувственное восприятие. Р.РОЛЛАН писал о том, что «музыка овладевает нашими чувствами прежде, чем ее постигает разум». Это значит, что музыка только тогда облагораживает душу человека, когда развита его восприимчивость. Для человека с неразвитым музыкальным слухом даже гениальное произведение музыки оказывается бессмысленным набором звуков.

Музыкальные занятия способствуют приобщению школьников к музыкальной культуре, происходит знакомство с различными музыкальными жанрами, закладывается основа их музыкальной культуры. На занятиях у учащихся проявляется радость творчества, чувство сопричастности к прекрасному, способность наслаждаться музыкальным содержанием произведения. У учащихся развиваются речь, голос, слух, внимание, музыкальная память, мышление, творческое воображение, интуиция, также такие универсальные свойства личности, как чувство ритма, меры, формы, гармонии, времени. Как правило, учителем ставятся задачи музыкально-образовательные и художественно-исполнительские.

На уроке музыки учащимся могут быть предложены разнообразные виды деятельности - слушание и анализ музыкального произведения, движение под музыку, импровизация и т.д. В процессе слушания музыки учащимися постигается звук, тональность, для них становится доступной гармония звука, развивается способность следить за мелодией, учащиеся приобретают определенный объем музыкально-теоретических знаний, накапливают музыкально-слуховой опыт, у них формируются навыки анализа.

В процессе хорового пения развиваются певческий голос и все компоненты музыкального слуха (звуко-высотный, ритмический, гармонический, тембровый). Преподавание хорового пения предусматривает развитие у учащихся не только музыкальной памяти, слухового внимания и музыкального слуха, но и навыков хорового исполнения. К хоровым навыкам обычно относят певческое дыхание, четкую артикуляцию, хорошую дикцию, развитие голоса. Как видим, эти качества важны и для общего развития личности.

Танцы. Занятия танцами способствуют развитию умений владеть своими движениями, вырабатывается осанка. У ребенка формируется чувство ритма, пластики, гармонии в движениях. Движение под музыку, исполнение характерных танцев способствуют развитию эмоционально-чувственной сферы, образного восприятия, воображения, фантазии. Не менее важное значение имеет и зрелищность выступления танцоров, что вызывает у зрителей эстетические чувства восхищения, восторга, наслаждения.

Театральная самодеятельность предполагает организацию игр-драматизаций, литературно-драматических композиций, массовых театрализованных представлений, школьных спектаклей – драматических, музыкальных, кукольных. Всё это способствует развитию воображения, внимания, быстроте реакций, гибкости мышления, выступает важным средством для самоутверждения личности, учит свободному выражению собственных мыслей и переживаний, формирует ораторские навыки. Актерская деятельность дает школьникам возможность для вхождения в социальные роли-образы, расширяет опыт их общения, помогает выразить свое отношение к миру.

Физическая культура и спорт также обогащают эмоционально-эстетическую культуру учащихся. В процессе занятий развиваются глазомер, координация движений, пластика, грация, чувство изящной формы. Занятия физкультурой и спортом позволяют личности формировать тело, ориентируясь на эстетический идеал и эстетические вкусы и предпочтения. От учителя физкультуры зависит поддержание в личности возникающей потребности в саморазвитии, он может оказывать влияние на осознанное развитие эталонов физической красоты человеческого тела, по мере необходимости он может влиять на их корректировку в соответствии с индивидуальными особенностями, а также он может научить школьников конкретным навыкам созидания красоты собственного тела и культуры движений.

Эстетический аспект в занятиях физической культурой и спортом предполагает две позиции, которые могут занять школьники: во-первых, позицию зрителя (болельщика), когда присутствие на спортивных соревнованиях дает возможность пережить сильные эстетические эмоции; во-вторых, занять позицию активного участника – человека, способного воплотить эстетический идеал в процессе физического саморазвития.

Природа - естественная среда человеческой жизнедеятельности. В ее восприятии отражаются все категории эстетики – симметрия, грация, ритмы, пропорции и т.п. Познание эстетической стороны природы – это познание бесконечного разнообразия, движения, обновления жизненных циклов, сезонных ритмов. Созерцание природы внушает человеку величавое настроение, вызывает эстетические переживания, ощущения возвышенного и совершенного. Общение с природой учит ребенка эмоциональной чуткости, отзывчивости, любование красками, звуками, формами окружающего мира. Через переживание красоты природы становится возможным подвести ребенка к восприятию прекрасного в человеке.

Наука. Эстетический аспект в преподавании любой научной дисциплины – это не просто красиво оформленный кабинет, красивые и аккуратные записи на доске и в школьной тетрадке, как отмечают дидакты, важным становится восприятие школьниками эстетической стороны науки. Еще в Х1Х веке К.Д.УШИНСКИЙотмечал: «В каждой науке более или менее есть эстетический элемент, передачу которого ученикам должен иметь в виду наставник». Если ученик чувствует красоту поиска научной истины, красоту ее достижения, он справляется с интеллектуальными трудностями. Познание красоты в процессе познания, а также красоты внешней стороны химических, физических, математических явлений – один из путей формирования познавательного интереса.

Звук, цвет, линия, число, пропорция, - все эти научные категории могут быть рассмотрены и с эстетической точки зрения. Так, известны попытки математиков «алгеброй проверить гармонию». А.ПУАНКАРЕобращал внимание на «изящество математических выражений». Естественно-научные предметы дают не меньшую возможность развивать эстетическое отношение к природе, чем гуманитарные науки. Н.Д.ЗЕЛИНСКИЙписал: «Химия часто меня одаряла величайшими наслаждениями еще неизведанных тайн природы». Ч.ДАРВИНсчитал, «что удовольствие, доставляемое наблюдениями и работой мысли, несравненно выше того, которое доставляет какое-либо механическое умение или спорт». На уроках истории школьники учатся оценивать прекрасные и безобразные, возвышенные и низменные, трагические и комические явления общественной жизни. Задача учителя – раскрыть перед учащимися эстетическую сторону каждой науки и процесса ее познания.

Трудовая деятельность. Деятельность является главным источником эстетического развития ребенка. Любые виды деятельности – трудовая, учебно-познавательная, художественная, спортивная, игровая – дают возможность для чувственно-эмоционального восприятия мира. В процессе деятельности у личности активизируются эстетические чувства, воображение, творческие силы, они познают радость созидания, стимулируют оценочную функцию сознания – ребенок учится оценивать результаты своего труда «по законам красоты».

Особое значение приобретает художественный труд в школе, где и организация труда и оценка его результатов в максимальной степени происходят по законам красоты данного вида искусства. Всё это дает ребенку возможность самореализации своих творческих сил и способностей.

Эстетика жизни. В жизни детей всё имеет формирующее значение: помещение, чистота и порядок, одежда, формы отношений и общения, условия труда и досуга, а потому созидание красоты в классе, школе, на пришкольном участке (саду) и т.п. становится важнейшим средством эстетического развития школьников. Созидание красоты в окружающем мире ставит школьников в активную позицию – они учатся строить свою жизнь (свое ближайшее окружение) «по законам красоты».

Таким образом, реализация в воспитательно-образовательном процессе школы данных средств эстетического воспитания в своей совокупности позволяет целостно решать задачи эстетического развития школьников -создать благоприятные условия для пробуждения и развития эмоционально-чувственной и интеллектуально-оценочной сферы личности, обогащения широты эстетического кругозора, формирования эстетического идеала и вкуса, вовлечения в деятельность и развития творческих способностей.

Вы познакомились с опытом работы современных школ по эстетическому воспитанию и образованию. Во многом он для Вас необычен и, пожалуй, он еще не скоро станет привычным и традиционным. Возможно, мы ошибаемся, и в той школе, которую создадите Вы, всё будет именно так. Но насколько Вы готовы к работе в такой школе?

Оценитезначимость этого опыта для развития в личности эстетического СОЗНАНИЯ, ЧУВСТВ и ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ. Насколько благоприятными в школьной практике становятся условия для социализации, эмансипации, идентификации, самоопределения, самоутверждения и самовоспитания в процессе эстетического развития личности?

Вопросы для размышления

Какие из перечисленных средств эстетического воспитания и образования могут быть использованы в преподавании Вашего предмета в целях реализации задач эстетического развития школьников?

Согласны ли Вы с позицией Г.А.ЯГОДИНА(бывший министр образования): «Школа должна возвышаться над окружающим культурным фоном, подниматься над ним, что достижимо только за счет приближения к культурным богатствам самого высокого порядка, за счет взаимодействия с развитием мировой культуры в ее высших образцах»? Каким образом, на Ваш взгляд, это может быть реализовано в условиях современной школы? А процессе преподавания Вашего предмета?

Согласны ли Вы с высказыванием А.С.МАКАРЕНКО: «Дисциплина УКРАШАЕТ личность и коллектив»? Считаете ли Вы возможным рассматривать дисциплину как СРЕДСТВО эстетического воспитания личности?

Прокомментируйте высказывание из интервью одного из известных журналистов, которое он дал «Комсомольской правде»: «В детстве я не учился игре на скрипке, потому что знал, что Паганини из меня всё равно не получится!.. Зачем же терять время?..»

Практическое задание

Попытайтесь описать возможности Вашего предмета в целях эстетического развития личности.

__________________________________________________________________

3.4. Формы и методы эстетического воспитания и образования

Задачи эстетического воспитания и образования решаются всеми учебными предметами и видами учебно-познавательной и досуговой деятельности как в рамках традиционных, так и инновационных, личностно-ориентированных педагогических технологий. Такие формы и методы эстетического воспитания ставят личность учащегося в центр педагогической системы и обеспечивают комфортные и бесконфликтные условия ее развития

Особое значение имеют предметы художественно-эстетического цикла, на которых используются формы и методы преподавания всех предметов, а также те, с помощью которых становится возможным реализовать цель, задачи и принципы эстетического развития личности, его психологические особенности и закономерности.

 

В эстетическом воспитании и образовании используются все известные в педагогической науке и практике МЕТОДЫ - наглядные, словесные, практические; объяснительно-иллюстративные, проблемные, исследовательские, частично-поисковые. С их помощью становится возможной организация эмоционально-чувственного восприятия прекрасного в окружающей жизни и искусстве, познавательной деятельности учащихся, когда становится возможным абстрактно-логическое осмысление,

а также происходит развитие практических навыков в овладении художественной деятельностью.

Бытует мнение, что в эстетическом воспитании и образовании ведущую роль играют наглядные методы, с помощью которых происходит непосредственное общение ученика с произведениями искусства. Само произведение оказывает воспитательное влияние, вызывая в ребенке эмоциональные реакции, заставляя его задуматься над вопросами и своего бытия тоже. И чем больше ребенок будет общаться с высоко- художественными произведениями искусства, тем в большей степени он «напитывается» эстетическими впечатлениями, формируется его эстетический идеал и вкус. Наглядные методы эстетического воспитания и образования создают условия для непосредственного восприятия прекрасного в искусстве, природе, окружающей жизни. С этой точки зрения, данные методы можно считать ведущими.

Однако опыт показывает, что необходимы и словесные комментарии со стороны педагога, так как у большинства школьников всё же отсутствует эстетический опыт, умения выражать свои чувства, немногие умеют анализировать свои впечатления, выражать свои суждения и оценки. Всё это обосновывает необходимость словесных методов.

Педагог делится своими размышления об увиденном, услышанном. Порой, это может быть похоже на «анатомию» искусства, однако эти размышления следует отличать от формального анализа. Во-первых, учитель сам должен понимать данный вид и жанр искусства, во-вторых, произведение искусства должно быть личностно прочувствовано. Нам кажется, что не всегда эти беседы должны вести специалисты, рассказ «любителя» может быть интереснее и увлекательнее, нежели чем «занудная» лекция специалиста с дипломом. Просто в первом случае слова идут от сердца и опыта, лично пережитого и осмысленного, а не от науки, когда научные термины «убивают» эмоциональность восприятия, мешают переживанию и осмыслению прекрасного. Умение находить нужные слова, подбирать их тональность, находить нужные моменты их воспроизведения – показатель высокого уровня мастерства. Вот как по этому поводу высказываются известные педагоги.

Д.И.КАБАЛЕВСКИЙ: «Как не правы те, кто утверждает, будто музыка достаточно убедительно говорит сама за себя, что для ее восприятия не нужны никакие «разговоры», никакие «пояснения», что любые слова о музыке обязательно ведут к упрощению и вульгаризации, обязательно отводят внимание слушателей от самой музыки в область чуждых ей «околомузыкальных» ассоциаций» (29, с. 72).

В.А.СУХОМЛИНСКИЙ: «Слово учителя – ничем незаменимый инструмент воздействия на душу воспитанника, искусство воспитания включает прежде всего искусство говорить, обращаясь к человеческому сердцу…Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки (а также и других видов искусства

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.