Сделай Сам Свою Работу на 5

СХЕМА ПРИЧИН, ВЛИЯЮЩИХ НА ПРОДУКТИВНОСТЬ ПАМЯТИ





 

Успешность памяти зависит:

- от степени завершенности действий запоминания;

- от интересов и склонностей личности;

- от отношения личности к той или иной деятельности;

- от эмоционального настроя;

- от волевого усилия.

Процесс осмысленного запоминания включает ряд логических операций:

- смысловая группировка;

- выделение смысловых опорных пунктов;

- составление плана и т. п.

- существенной опорой смыслового запоминания служат различные схемы, диаграммы, таблицы.

Успех запоминания определяется правильной организацией повторений. Повторение должно быть осознанным, осмысленным и активным. В противном случае оно ведет к механическому запоминанию. Поэтому лучший вид повторения — это включение усвоенного материала в последующую деятельность, с тем, чтобы повторение каждый раз проводилось на новом уровне осознания и в новых связях.

Запоминание, опирающееся на содержательные и активные способы работы с материалом, оказывается более продуктивным.

Важнейшим условием эффективности заучивания является правильное распределение повторений во времени. Установлено, что концентрированное, сгущенное повторение всегда дает значительно меньший эффект, в то время как при распределении повторений во времени запоминание оказывается более продуктивным. Наиболее благоприятные результаты при распределенном повторении получаются тогда, когда перерывы в заучивании не очень длительны. Очень краткие интервалы также неблагоприятны. Педагогический опыт показывает, что поспешная подготовка к экзамену не приводит к прочному закреплению знаний. Повторения перед экзаменами должны быть лишь последним звеном в общей цепи систематического повторения учебного материала на протяжении всего учебного года.



Продуктивность запоминания зависит от характера материала.

Под влиянием систематического обучения память развивается. При этом наблюдается не только количественное увеличение объема и скорости запоминания.

Мнемоника — совокупность приемов, облегчающих запоминание.

5. Основные характеристики памяти. Индивидуальные особенности и типы памяти.

Основными характеристиками памяти являются: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, дли­тельность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации.



Объем памяти — это важнейшая интегральная характеристика памяти, кото­рая характеризует возможности запоминания и сохранения информации. В качестве показателя используют количество запомненных единиц информации.

Быстрота воспроизведения, характеризует способность че­ловека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информа­цию. Когда сталкивается с необходимостью решить какую-либо задачу или проблему, человек обращается к информации, которая хранится в памяти. Одни достаточно легко используют свои «информационные запасы», а другие испытывают серьезные затруднения при попытке воспроизве­сти информацию, необходимую для решения даже знакомой задачи.

Точность воспроизведения - эта характери­стика отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно вос­производить запечатленную в памяти информацию. В процессе сохранения в па­мяти часть информации утрачивается, а часть — искажается, и при воспроизведе­нии этой информации человек может допускать ошибки.

Длительность - отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информа­цию. Очень часто на практике мы сталкиваемся с тем, что человек запомнил необ­ходимую информацию, но не может ее сохранить в течение необходимого време­ни. Например, человек готовится к экзамену. Запоминает одну учебную тему, а когда начинает учить следующую, то вдруг обнаруживает, что не помнит то, что учил перед этим. Иногда бывает по-другому. Человек запомнил всю необходимую информацию, но когда потребовалось ее воспроизвести, то он не смог этого сде­лать. Однако спустя некоторое время он с удивлением отмечает, что помнит все, что сумел выучить. В данном случае мы сталкиваемся с другой характеристикой памяти — готовностью воспроизвести запечатленную в памяти информацию.



В памяти людей наблюдаются большие индивидуальные различия. Это обнаруживается:

- в различной скорости запоминания;

- в прочности сохранения;

- в легкости воспроизведения.

Индивидуальные различия памяти могут быть обусловлены и врожденными особенностями высшей нервной деятельности и воспитанием. Индивидуальные особенности обуславливают различные типы памяти.

Индивидуальные различия в памяти могут быть двух видов, с одной стороны, память разных людей отличается преобладанием той или иной модальности — зрительной, слуховой, двигательной; с другой стороны, память различных людей может отличаться и по уровню своей организации.

Человек с наглядно-образным типом памяти особенно хорошо запоминает наглядные образы, цвет предметов, звуки, лица и т. п.При словесно-логическом типе памяти лучше запоминается словесный, нередко абстрактный материал: понятия, формулы и т. п. При эмоциональном типе памяти прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства.

Встречаются люди, обладающие так называемой феноменальной памятью. Феноменальная память характеризуется исключительно сильной образностью. Человек, например, «видит» отсутствующий предмет до мельчайших подробностей.

Индивидуальные особенности памяти иногда приводят к изменениям в структуре всей личности человека.

Немецкий психологГерман Эббингауз (1850-1909) предложил единую систему из 14 закономерностей механического запоминания нейтрального в смысловом и эмоциональном отношениях материала:

1. Сильнее всего (иногда навсегда) запоминаются относительно элементарные, но сильно действующие внешние воздействия, которые человек переживает впервые.

2. Сложная информация, не вызывающая сильных эмоциональных реакций, долго в памяти не задержится.

3. Чем выше концентрация внимания на данных, тем быстрее произойдет их запоминание.

4. Точность воспроизводимой информации плохо поддается субъективной оценке («врет, как очевидец»). Необходимо несколько скептически, настороженно относиться к надежности даже своих собственных воспоминаний, быть готовым к тому, что в них обнаружатся пробелы и ошибки.

5. При запоминании длинного ряда данных или впечатлений лучше всего воспроизводятся их начало и конец.

6. Повторение (прямое или опосредованное) - единственная относительная гарантия надежности запоминания.

7. Логически связанные или взаимообусловленные данные легче запомнить, так как складывается ассоциативная связь впечатлений. Поэтому при воспроизведении одни и те же элементы как бы «тянут» за собой другие и др.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.