Сделай Сам Свою Работу на 5

Обучение рассказыванию детей о природе

Место словесных и наглядных методов в системе работы по экологическому образованию дошкольников

Использование наглядно-иллюстративного материала в работе с детьми

Словесные методы

Использование наглядно-иллюстративного материала в работе с детьми

(«Мир природы и ребенок» П.Г. Саморукова)

Иллюстративно-наглядный материал: дидактические картины, репродукции с художественных картин, фотографии, диапозитивы, модели, диафильмы, кино- и телефильмы.

▪ Он помогает закрепить и уточнить представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений.

▪ Этот материал позволяет дать детям представления о длительно протекающих в природе явлениях.

▪ С помощью иллюстративно-наглядного материала удается успешно обобщать и систематизировать знания детей.

▪ Большое значение этот материал имеет в формировании эстетического восприятия природы, в обогащении эстетических впечатлений и чувств.

 

Требования к наглядно-иллюстративному материалу

При отборе наглядно-иллюстративного материала для работы с детьми необходимо учитывать ряд требований, основными из которых являются:

- реалистичность изображенных объектов, явлений природы, ясность замысла художника

- необходимо учитывать также возрастные возможности восприятия детей

- животные и растения на картинах должны быть показаны крупным планом в естественных условиях

 

Методика рассматривания картин

Используют предметные, сюжетные и художественные картины.

Они помогают подробно, внимательно рассмотреть то или иное явление природы, более пристально сосредоточиться на тех явлениях, которые в естественных условиях часто уходят из поля зрения в силу их изменчивости, динамичности.

Картины используются воспитателем во всех возрастных группах.

Предметные и сюжетные картины помогают закреплять и уточнять представления ребят о ранее виденном, а также давать новые знания.

В старшем дошкольном возрасте рассматривание картин используется для формирования у детей элементарных понятий о природе.



Примерные вопросы:

- кто это? Где живет? Как передвигается? Как добывают пищу? Как спасается от врагов? Какие условия нужны для жизни животных в природе? Могут ли жить животные, если не будет какого-либо условия? И др.

Рассматривание картин должно проводится неоднократно, т.к. необходимо обеспечить восприятие и отдельных деталей, и изображения в целом.

 

Учебный экран как метод ознакомления с природой.

Учебные фильмы помогают показать дошкольнику природу в естественных условиях, многообразных взаимосвязях живых организмов со средой; рост и развитие растений и животных.

Воспитатель, готовясь к занятиям с использованием учебного экрана, прежде всего знакомится с содержанием диа- и кинофильмов о природе для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Кинофильмы обладают огромной силой эмоционального воздействия для детей, вызывают интерес к природе, непроизвольное внимание.

В зависимости от содержания фильма и степени подготовленности детей и их восприятия ведутся беседы, с помощью которых воспитатель выявляет их знания.

Затем он проводит экскурсии, организует чтение книги, беседы по содержанию фильма.

Перед показом фильма педагог проводит установочную беседу, во время котторой обращает внимание детей на те моменты киноленты, которые нужно запомнить. Воспитателю следует предупредить детей о последующей работе после просмотра фильма.

Диа-, кино- и телефильмы используются во всех возрастных группах, однако, в младшем дошкольном возрасте рекомендуют показывать неозвученные фильмы.

Диапозитивы — это серии отдельных кадров, посвященные определенной теме. Основное назначение дапозитивов — иллюстрировать рассказ, объяснение воспитателя.

Диафильмы — ленты из нескольких десятков кадров, расположенных в определенном порядке.


Словесные методы

Рассказ воспитателя о предметах и явлениях природы

Обучение рассказыванию детей о природе

Использование художественной литературы

Беседы о природе

Рассматривание картин о природе

Речевые логические задачи

 

(П.Г. Саморукова «Мир природы и ребенок», стр.153)

 

Рассказ воспитателя о предметах и явлениях природы

Основная цель этого метода – создать у детей точное, конкретное представление о наблюдаемом в данный момент или виденном ранее объекте, явлении природы.

Рассказ используется для того, чтобы сообщить детям о новых, неизвестных им фактах.

Рассказ должен привлекать внимание детей, давать пищу для размышлений, будить их воображение, чувства.

 

Требования к использованию рассказа о природе как метода обучения:

· прежде всего необходимо учитывать, что детям известно, и что неизвестно о сообщаемом явлении

· учитывать интересы

· опираться на возрастные возможности восприятия литературных текстов.

 

· Тема рассказа выбирается воспитателем с учетом содержания знаний, определенных программой детского сада.

 

· Рассказ – вид творческой художественной деятельности воспитателя, требующий от него определенных знаний о природе, наблюдательности, умения сопоставлять явления природы, размышлять над ним, пользоваться выразительной речью.

 

· Рассказы можно составлять самим, используя опыт собственных наблюдений за явлениями природы. Составляя рассказ, воспитатель должен позаботиться о включении в него не только известных детям слов, но и новых, обогащающих их речь.

 

· Начинать можно использовать рассказы с младшей группы. Для малышей рассказ должен быть кратким и тесно связан с их жизненным опытом. Постепенно рассказы увеличиваются по объему и усложняются. В старшем дошкольном возрасте используют не только рассказы, но и ставят перед детьми вопросы.

 

· Рассказ надо сопровождать иллюстрациями, фотографиями.

 

Обучение рассказыванию детей о природе

(Виноградова И.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой, стр.64)

 

Учить детей рассказывать = развивать у них монологическую форму речи.

Особенности монологической речи:

1. Развернутость и полнота фраз, обеспечивающие понимание слушателями предмета речи.

2. Активность и произвольность, выражающиеся в умении говорящего выбрать главное, о чем нужно сказать и найти для этого соответствующую форму.

3. Организованность, понимаемая как необходимость для говорящего спланировать всю речь, логически связать ее отдельные компоненты.

 

Советские педагоги выделяют следующие качества связной речи, которые возможно сформировать у детей дошкольного возраста:

Достоверность – умение отобрать для высказывания или рассказа сведения, правильно отражающие знакомые детям явления объективно существующей действительности, в соответствии с заданной темой.

Точность и полнота содержания – достаточный объем и глубина отобранных сведений, лаконичная передача наиболее характерного и важного без излишней детализации.

Логичность – последовательность изложения мыслей, умение строить несложные суждения, умозаключения, выводы.

Точность отбора лексического материала.

Образность – наличие в речи различных изобразительных средств (эпитетов, сравнений, метафор)

 

Виды детских рассказов о природе:

Работа воспитателя по развитию монологической речи детей на основе ознакомления с природой может строится как обучение их следующим видам рассказов:

4. Сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе

5. Описательный рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе

6. Описательный рассказ, построенный на сравнении разных времен года

7. Описательный рассказ о сезоне в целом

8. Описательный рассказ об отдельном предмете или явлении природы.

 

Сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе доступен детям 5-6 года жизни, поскольку в нем должны быть отражены конкретные знакомые им ситуации. Такой рассказ по образцу педагога возможен уже в средней группе детского сада.

Дети подготовительной к школе группы имеют уже более широкие знания о природе, а также некоторый опыт передачи в речи усвоенных ими связей и зависимостей предметов и явлений, детального и достаточно полного их описания. Это позволяет воспитателю подвести их к самостоятельному составлению описательных рассказов.

Составление сюжетных рассказов о природе дается детям значительно легче, чем составление описательных. При обучении рассказыванию о природе на первом месте стоит сюжетный рассказ.

Толчком к составлению сюжетного рассказа о природе служат обычно разнообразные впечатления детей, полученные в ходе прогулок, экскурсий, труда.

Подготовка к составлению рассказа о природе начинается в процессе наблюдения.

 

Описательные рассказы о природе.

Научить ребенка составлять описательный рассказ о природе – значит не только пробудить его интерес к тому, о чем он рассказывает, но и помочь ему понять, почувствовать красоту описываемого предмета или явления и тем вызвать у него желание найти необходимые слова и выражения, чтобы передать это в своей речи.

Описательный рассказ – один из видов творческого рассказа.

Развитию выразительности детской речи способствуют различные задания, выполнение которых требует от ребенка самостоятельности, творческой активности.

 

Ветлугина выделяет следующие этапы усложнения творческих заданий для детей дошкольного возраста:

- Задания, дающие установку на новые для детей способы действий (сочини, придумай)

- Задания, заставляющие детей находить новые комбинации на основе старых, уже известных решений.

- Задания, выполняя которые дети сами планируют свою деятельность от начала до конца, выбирают художественные средства.

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.