Дневник (альбом наблюдений)
Использование моделей и моделирования
В эколого-педагогической работе с детьми
Модели – это заместители реальных предметов, явлений природы, отражающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или между отдельными компонентами.
Значение
Помогает лучше, чем другие средства наглядности абстрагировать существенные признаки объектов, связи и отношения.
Помогает полнее осознавать явления
Успешней осуществлять обобщение и систематизацию знаний детей о природе.
Виды моделей
Предметные модели – воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений
Предметно-схематические модели
В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов
(например, при ознакомлении детей с защитными функциями окраски гусеницы используют зеленый и черный листы бумаги)
Графическая модель (графики, схемы) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений.
(например, календари природы)
Методика использования моделей
Используются во всех возрастных группах.
Модель не первична. Сначала необходимо наблюдение, рассматривание, а только потом использование абстрагирования с помощью модели.
Использование модели – это часть занятия
Последовательность введения модели
1. Введение модели на занятиях по рассматриванию объектов живой и неживой природы
2. Рассматривание модели, сенсорных признаков (5 органов чувств)
3. Использование моделей для описания нового объекта
4. Сравнение, нахождение признаков и сходства моделей
5. Абстрагирование существенных признаков, значимых для деятельности.
(Деятельность: удаление пыли с листьев комнатных растений – важно, какая поверхность у листьев и их размер)
6. Модели для обобщений и систематизации знаний
Например, рыбы:
- живут в воде (символ воды)
- имеют обтекаемую форму (силуэт рыбы)
- есть чешуя (символ чешуи)
- дышат жабрами (рисунок тела рыбы с жабрами)
- способ передвижения – плавание (рисунок тела рыбы с плавниками)
Птицы
- обитают в воздушно-наземной среде
- форма птиц
- способ передвижения
- способ приема пищи
- чем покрыто тело птицы
- способ размножения птиц
Использование готовых моделей
Графические модели
Модели описания
1. Модели описания овощей, фруктов
Цвет
| Форма
| Размер
| На вкус
| Где растет
| Как едят
|
2. Модель описания времени года
Состояние солнца
| Состояние неба
| Состояние почвы
| Состояние растительности
| Как одеваются люди
| Состояние животного мира
| Как ведут себя птицы
| Что делают дети (занятия детей)
|
Календари погоды
Младшая группа
1. Иллюстрации с изображением времени года и занятий детей в это время года
2. Иллюстрации с состоянием погоды (снег, солнечно, облачно, ветрено, пасмурно, дождь)
3. Иллюстрация времени года + иллюстрации состояния погоды
(«Дети, какая у нас погода сегодня? Что мы увидели на прогулке?»)
4. Дидактическая игра «Оденем куклу Машу на прогулку»
Средняя группа
7. Календари 1,2,3 с добавлением условных обозначений
8. Календарь-фланелеграф\
Иллюстрация времени года
| Солнечно
| Облачно
| Ветрено
| Дождь
| Снег
| Туман
| Наши рисунки
| Радуга
| Град
| Холод
| Тепло
| Жарко
| Пасмурно
| Карман для обитателей
|
9. Старшая группа
Иллюстрация на данный месяц
| Октябрь
| Рисунки детей + условные обосзначения
|
|
|
|
ЧТ
|
ПТ
|
ПН
|
ВТ
|
СР
|
ЧТ
| 9 ПТ
|
ПН
| 13 ВТ
| 14 СР
| 15 ЧТ
| 16 ПТ
|
ПН
| 20 ВТ
| 21 СР
| 22 ЧТ
| 23 ПТ
|
ПН
| 25 ВТ
| 26 СР
| 27 ЧТ
| 28 ПТ
|
Дети зарисовывают состояние погоды каждый день.
По итогам ведения календаря за сезон проводится итоговая беседа об осени. Подсчитывается количество дней с осадками, солнечных дней и др.
Подготовительная группа
| ПОНЕДЕЛЬНИК
|
| ВТОРНИК
|
| СРЕДА
|
| ЧЕТВЕРГ
|
| ПЯТНИЦА
|
Термометр (может быть в виде елочки и т.п.)
Календари природы
Календари природы – это усложненный вариант календаря погоды.
В нем отражаются сведения о погоде + представлены иллюстрации, рисунки, фотографии, справочные материалы, характерные особенности сезона.
Сезонные календари сохраняются в течение года и используются на обобщающих занятиях.
Дневник (альбом наблюдений)
Служит для регистрации единичных явлений, а так же динамики изменений какого-либо объекта.
Например, результаты экспериментов, проводимых с растениями, животными, объектами неживой природы.
Фиксация производится на нескольких стадиях развития.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|