Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема: «Прилет птиц (грачи, скворцы)»





Наблюдение как основной метод экологического образования

Определение

Значение наблюдения в познании окружающего мира

Место наблюдений в режиме дня и педагогическом процессе

Виды наблюдений

Структура наблюдений

Д/З

Составить конспект наблюдения (за сезонным явлением)

 

Определение

Наблюдение — это относительно длительное и планомерное восприятие предметов и явлений окружающей действительности;

- метод познания действительности на основе непосредственного восприятия (Большая советская энциклопедия)

 

Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний — установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов сезонных явлений

 

Значение наблюдения в познании окружающего мира

Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Познание связей и отношений формирует понимание природы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания. Наблюдение природы является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей.



 

Место наблюдений в режиме дня и педагогическом процессе

Наблюдения используют:

- во время утреннего приема (наблюдение из окна и др.)

- на занятии (наблюдение за животным)

- на прогулке

- во время еды (называем, из чего что сделано)

- на экскурсиях, в уголке природы, на участке д/с

 

Виды наблюдений

I по времени:

а) кратковременные (эпизодические)

б) длительные

 

II по месту проведения

а) в естественной среде (лес)

б) в специально созданных условиях (парк, огород)

 

III по плановости

а) запланированные воспитателем

б) по инициативе детей

 

IV по новизне решаемых задач

а) первичные

б) повторные

в) итоговые

г) сравнительные

 

V по форме организации

а) со всей группой (фронтальные)

б) с подгруппой (подгрупповые)



в) индивидуальные

 

VI эксперимент — особый вид наблюдения

 

VII по психологическим задачам

 

а) распознающие наблюдения:

задача — распознать предмет, выделив его свойства, качества на основе сенсорного восприятия (предмет перед нами)

 

б) длительные наблюдения (старшая группа)

задача — наблюдение за изменениями в росте и развитии в природе (взаимодействие двух типов наблюдения: предмет перед нами, мы его ощущаем, но изменения предполагаем)

 

в) воссоздающие наблюдения (старш., подг.группы)

задача — воссоздание целого по памяти, части увиденного (перед нами сенсорно одна деталь, например лист)

 

Структура наблюдений

Поддьяков Н.Н.:

1 часть

— мотив, мотивация деятельности (познать, узнать, ознакомиться)

— постановка познавательной задачи

 

2 часть — обследование предмета — порядок действий, который дети должны усвоить (выделение существенных для данных предметов свойств и качеств)

 

3 часть — выявление результатов, их осмысление, отражение в речи и продуктивной деятельности


Подготовка воспитателя к наблюдению

Фиксирование наблюдений

Методика проведения наблюдений разных видов

 

Подготовка воспитателя к наблюдению

- воспитатель определяет место

- ставит задачи

- выбирает объект для наблюдения

- продумывает организацию детей

 

Растение или животное, которое мы наблюдаем, должно быть в хорошем состоянии, чистым, здоровым. Животных перед наблюдением лучше не кормить — они будут более активны, это обеспечит лучшее сосредоточение детей на объекте, вызовет интерес к нему.



 

Общие требования к организации наблюдения.

3. Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.

4. Для наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.

5. В организации наблюдения следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь. У детей формируется полное, глубокое представление об окружающем мире, среде.

6. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей.

7. Наблюдение должно пробудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней.

8. Знания должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других форм работы.

9. У детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы, отношение к нему.

 

Фиксирование наблюдений

- Ведение календаря природы

- Зарисовки

- Рассказы об увиденном

- Поделки из природного материала

- Изготовление гербариев

- Сортировка природного материала

- Игровая деятельность

 

Методика проведения наблюдений разных видов

 

Наблюдение с использованием раздаточного материала (начиная со ср.гр.)

Каждый ребенок получает для рассматривания набор объектов. Эта организация занятия довольно эффективна, она способствует формированию у детей более полных конкретных представлений о природе, развитию восприятия (обследование объектов, сравнение, определение признаков). Воспитатель должен учитывать требования охраны природы, побуждать детей к бережному отношению к ней.

 

Длительное наблюдение (рост и развитие растений, установление изменений, развитие животных и птиц, сезонные наблюдения за природой и т.д.)

Воспитатель должен знать основные этапы роста и развития животного или растения. Воспитатель побуждает детей рассмотреть объект, сравнить и т.д.

3.2.8.1.

Планирование сравнительных наблюдений

Д/З

Составить конспект сравнительного наблюдения

Сравнительное наблюдение

(Золотова Е.И. «Знакомим дошкольников с миром животных»)

Сравнение — мыслительная операция.

Сравнение способствует легкому и более качественному усвоению знаний, помогает установить связи новых представлений с уже имеющимися; обеспечивает осмысленность, самостоятельность усвоения материала. Сравнение должно проводиться систематически.

Сравниваем:

а) внешний вид

б) образ жизни

в) среду обитания

г) способ размножения

д) группировка по существенным признакам внутри класса (классификация)

е) жизненные проявления (повадки)

ё) способы передвижения

ж) издаваемые звуки

з) приспособление к среде обитания

 

Начинаем сравнивать с различий, а потом переходим к сходствам.

 

В младш.и средн.группах проводим сравнительные наблюдения за знакомыми животными. Контраст.

 

Старший возраст: могут устанавливать не только отличие, но и находить общее, видеть своеобразие в сходном.

 

Подготовительная группа: сравнивают животных по каким-то одним общим признакам.

 

Младшая Сравнение кролика и кошки Чем животные НЕ похожи? Какие уши у кошки? У кролика? Какой хвост? Что ест кролик? А кошка?
Старшая Сравнение белки и кошки Чем НЕ похожи белка и кошка? Кошка домашнее животное, а белка? Что ест каждая из них? Где живут? Чем похожи белка и кошка? Чем покрыто их тело? Что у обеих есть на голове? На лапах?

 

Кроме сопоставления в процессе непосредственного наблюдения используют сравнение по наглядным пособиям, а также по памяти.

Сравнение может быть использовано как ведущий прием занятия или выступать наравне с другими.

 

 

Пример сравнительного наблюдения:

Планирование сравнительного наблюдения

Старшая группа

Тема: «Сравнение черепахи и ящерицы»

 

- чем различаются черепаха и ящерица?

- Черепаха может жить в воде и на суше, а ящерица?

- Черепаха травоядная, а ящерица?

- Ящерица живородящая, а черепаха?

- Каковы они по окраске?

- Ящерица быстро бегает, а черепаха?

- Чем покрыто их тело?

- Издают ли звуки эти животные?

- Чем отличаются хвосты у ящерицы и черепахи?

- Как защищаются черепаха и ящерица? (Зачем черепахе панцырь? Какую функцию выполняет хвост у ящерицы)

- Эти животные дикие или домашние?

- Какую пользу они приносят?

 

Примерное наблюдение на прогулке

тема: «Прилет птиц (грачи, скворцы)»

Вопросы к детям:

(Предварительно повесить на участке птичьи домики)

- какие птицы прилетели на наш участок?

- Какие птицы поселились в домике?

- Что делают птицы у домика? На земле? На деревьях?

- Что они несут в клювах?

- Почему ссорятся?

- Узнай по голосу птичку, которую не видим

- какой по внешнему виду скворец? Грач? (сравнение)

- почему люди заботятся о птицах?

- Как вы заботитесь о птицах?

 

Примерная схема наблюдения растения (автор А. Васильева)

3. Особенности внешнего вида растения в целом и отдельных его частей. Определить цвет, величину и форму, запах отдельных частей растения.

4. Особенности ухода и содержания данного растения (в сравнении с уже знакомыми). Требования растения к теплу, освещению, воде. Принадлежность растения к определенной группе (к деревьям, кустарникам, растениям огорода, цветника, леса, луга, поля и т.д.)

5. Интерпретация воспринимаемого в свете имеющегося личнного опыта

 

Тема: «Зацветание вербы»

Вопросы к детям:

Игровой прием (создание мотивации)

3. кто узнает этот куст? (назовите этот куст)

4. что вы видите на веточках вербы?

5. Откуда появились эти серебристые почки?

6. Как располагаются цветы на ветке?

7. Какого цвета ветка?

8. Что это за бугорки, что прижались к ветке? (почки листвы) их чуть видно. Из этих бугорков-почек через месяц распустятся листья вербы.

9. Какого цвета цветы вербы? Рассмотрите, сколько их на одной цветочной почке, понюхайте.пахнут ли цветы? Почему?

10. (задать вопрос на экологическое воспитание) — можно ли ломать ветви у деревьев? Почему?

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.