Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие, виды и история терроризма





Дефиниций терроризма насчитывается множество, единого общепризнанного до сих пор не выработано. Попытки определить терроризм в рамках ООН не увенчались успехом, что не удивительно, поскольку для одних терроризм – преступление, для других – борьба за «правое дело». Вот одно из определений, данное госдепартаментом США: терроризм – «заранее обдуманное, политически мотивированное насилие, применяемое против не участвующих в военных действиях лиц субнациональными группами или подпольными государственными агентами»[123]. Это одно из наиболее полных, при этом лаконичных и наименее уязвимых определений. В общих чертах оно совпадает с мнением видных западных экспертов. Так, У.Лакер пишет, что «терроризм – это применение негосударственного насилия или угрозы насилия с целью вызвать панику в обществе, ослабить положение или даже свергнуть должностных лиц и вызвать политические изменения в обществе». Б.Крозье, директор лондонского института по изучению конфликтов, по-английски краток: «Терроризм есть мотивированное насилие с политическими целями». Свое определение предложил бывший Генсек ООН Кофи Аннан: «Всякое действие является террористическим, если оно предполагает смерть или причинение тяжкого увечья гражданским лицам и лицам, не участвующих в боевых действиях, с целью запугивания населения или принуждения какого бы то ни было правительства или международной организации к совершению действия или отказу от действия»[124].



Выделим те общие признаки терроризма, которые содержат эти и другие определения, заметив заранее, что все они в той или иной мере неоднозначны и противоречивы, как и сам феномен терроризма. Во-первых, важнейшим признаком терроризма является его политическая мотивировка, что позволяет сразу отсечь мафиозные «разборки», гангстерские войны, даже если они по характеру применяемых в них методов борьбы ничем не отличаются от политических акций и по этой причине могут причисляться к терроризму. Однако между этими видами насилия есть принципиальная разница в целях, что предполагает и разные подходы к борьбе с ними: терроризм всегда связан с борьбой за власть, при этом его субъекты склонны афишировать свои цели, что совсем не свойственно мафиозным структурам, по большей части мотивированным финансовыми интересами, пересекающимся с коррумпированными сегментами государственной власти и по этой причине стремящимся быть «в тени» (хотя, конечно, возможно и сочетание политических и финансовых интересов преступных группировок).



Во-вторых, непосредственными жертвами террористов являются, как правило, не военнослужащие или официальные государственные лица, а представители гражданского населения, далекие от политики обычные люди. Впрочем, это тоже не всегда так. Достаточно сослаться на убийство итальянского премьер-министра А.Моро «Красными бригадами» в 1978г. или израильского премьера И.Рабина еврейскими террористами в 1995 г. Широко применялся террор и против военнослужащих в Чечне. Широкий резонанс получило покушение на генерала М.Романова. И все же для современного терроризма характерно наносить удар именно по, так называемым, не-комбатантам (non-combatant targets), то есть гражданскому населению.

Здесь следует сделать небольшое историческое отступление, касающееся изменения в ХХ веке общего (не связанного с проблемой терроризма) отношения к вопросу о «цивильных» и военных участниках конфликтов, о различии между вооруженными и гражданскими объектами и лицами. В этом смысле человечество, к сожалению, вернулось к временам варварства, когда завоеватели вообще не признавали разницы между вооруженными врагами и мирным населением. В XVIII и XIX веках воюющие стороны старались по мере возможности не переходить установленную грань между комбатантами и мирным населением, но это длилось недолго. Возврат к отказу признать эту грань связан в первую очередь с распространением малых войн, то есть конфликтов не между государствами, а внутри государств, войн «низкой интенсивности» типа партизанской борьбы, городской герильи и т.д. Для малой войны типично сознательное стремление наносить удары по наиболее ранимым, чувствительным сторонам врага, именно по не-комбатантам. Соответственно изменилось и поведение террористов: в России в начале прошлого столетия известны случаи, когда боевики-эсеры отказывались совершать покушение, если видели, что рядом с намеченным объектом находились члены его семьи. В дальнейшем для террористов стала характерна совершенно обратная логика: если они, допустим требуют освобождения своих арестованных товарищей, следует захватывать в заложники не солдат, а детей и женщин, - тогда правительству психологически будет труднее отказаться удовлетворить их требования, обрекая на гибель невинные жертвы[125].



В–третьих, особенностью террористической деятельности является его демонстрационный, устрашающий эффект. Можно поспорить с теми, кто приписывает терроризму иррациональность и спонтанность. Терроризм – это устрашающе расчетливая попытка использовать насилие для достижения определенной цели. Главная мишень террористов – не непосредственные жертвы их акций, не те конкретные люди, которых они обрекают на гибель, а те, кто, затаив дыхание, следят за развертывающейся драмой на экранах телевизоров. По словам Р.Фалка, «террорист обычно старается использовать насилие в символическом смысле, чтобы охватить миллионную аудиторию. В 800 млн. человек оценивалось количество зрителей Мюнхенской олимпиады в 1972 г., когда было умерщвлено 12 израильских спортсменов. Насилие было направлено на всех, кто смотрел, равно как и на тех, кто погиб. Его намеревались использовать как форму шантажа – обратите на нас внимание или …»[126]. И внимание десятков миллионов людей, имевших о Палестине весьма смутное представление, в самом деле было привлечено к палестинской проблеме – в этом смысле террористы своего добились. То же можно сказать и о десятках других терактов. Достаточно вспомнить выступление по телевидению родственников заложников в московском театральном центре на Дубровке в октябре 2002 г., когда со слезами на глазах они просили руководство России согласиться с требованиями террористов и вывести федеральные войска из Чечни. Трудно было не сочувствовать этим людям. Разумеется, террористические организации существовали задолго до появления телевидения. Но и тогда они стремились действовать так, чтобы запугать общественность и тем самым привлечь внимание официальной власти к своим целям.

Наконец, четвертой чертой терроризма можно назвать его организованный, или групповой характер. Это одна из самых спорных характеристик терроризма, хотя ее отмечают многие эксперты. Действительно, если руководствоваться данным критерием, убийца-одиночка, не входящий в террористическую организацию, не подходит под определение террориста. Боевик из организации Хамас, осуществивший взрыв в дискотеке или кафе, с полным правом может быть назван террористом, тогда как простой палестинец, не входящий ни в какую организацию, но под влиянием возмущения, вызванного действиями израильских властей, решивший взяться за оружие и открыть огонь на улице по евреям, под это определение не подходит. Каким бы спорным это на первый взгляд ни казалось, но это, скорее всего, именно так. Дело в том, что террор – долговременная, хорошо спланированная, материально обеспеченная деятельность, которая по силам лишь организованным группировкам, а не убийцам-одиночкам, действующим эмоционально, спонтанно. В этом смысле Освальд, убивший Кеннеди, не может быть назван террористом, поскольку не доказана его принадлежность к какой-либо организации (даже если его преступление было кем-то инициировано и спланировано). Напротив, террористами являлись убийцы Александра II, Плеве, других представителей правящих кругов России, а также Гаврила Принцип, убивший эрц-герцога Фердинанда; к этой же категории может быть отнесена женщина-тамилка, взорвавшая себя вместе с Радживом Ганди. Во всех этих случаях было доказано, что убийцы входили в организации, преследовавшие политические цели. Данное разделение на маньяков-убийц и представителей преступных организаций имеет большое значение в борьбе против терроризма[127].

Как в отношении дефиниции терроризма, так и в отношении его классификации нет единого мнения. Разработаны десятки типологий. Различают террор «сверху» и «снизу», левый, правый, сепаратистский, революционный и т.д. Чтобы разобраться в многообразных проявлениях рассматриваемого феномена, мы введем следующие критерии: цели и характер участников террористической деятельности[128].

Этнический (националистический) терроризм характеризуется действием этнических или этно-религиозных субнациональных организаций, которые стремятся добиться независимости от какого-нибудь государства, то есть преследуют сепаратистские цели. Классическим примером является этнический террор в Северной Ирландии, где католическая Ирландская республиканская армия (ИРА) почти столетие вела борьбу против протестантской общины и британских властей за независимость и воссоединение Ирландии. В современном мире этнический терроризм представлен множеством примеров. В Европе это – баскская организация ЭТА в Испании, Фронт национального освобождения Корсики (ФНОК) во Франции. Значительно активнее и многочисленнее эти организации в развивающихся странах. К ним относятся палестинские террористические организации (например, ФАТХ), организации индийских экстремистов («Тигры освобождения Тамил Элама», сикхские и кашмирские боевики), Рабочая партия Курдистана в Турции и проч. Этническую окраску имеет и терроризм на Северном Кавказе в России. При этом следует подчеркнуть, что речь идет именно о боевых экстремистских организациях, ничего общего с которыми не имеют представительства этнических групп, решающие свои проблемы ненасильственным путем или отказавшиеся от террористических методов (например, франкофоны в канадском Квебеке, валлоны и фламандцы в Бельгии).

Вторая разновидность терроризма – классовый, а точнее социально направленный терроризм, целью которого является социальное переустройство общества или отдельных сторон его жизни, а участниками негосударственные акторы. Наиболее известен левый терроризм, достаточно широко распространенный в период холодной войны в Латинской Америке и Европе. В 1960-е гг. в Латинской Америке под знаменем «городской герильи» развернули свою деятельность многочисленные левые (в СССР предпочитали называть их левацкими) террористические группировки. Первыми по времени появления среди них стали уругвайская «Тупамарос», венесуэльские «Левое революционное движение» и «Вооруженные силы национального освобождения». Несколько известных левых группировок действовало в Перу. Среди них «Сендеро Луминосо», официальное название которой «Коммунистическая партия Перу» - организация маоистского толка, а также «Революционное движение имени Тупак Амару», идеология которой представляла собой винегрет из марксизма-ленинизма и теории Че Гевары об «экспорте революции». Важную роль в активизации этих группировок сыграл «кубинский фактор»: пример кубинской революции вместе с настойчивыми попытками кубинских спецслужб экспортировать ее в страны американского континента, лежащие южнее Мексики.

С начала 1970-х гг. городская герилья, постепенно сходящая к минимуму на периферии капиталистического мира – в Латинской Америке, начала перемещаться в его главные европейские центры. Существенную роль в становлении левотеррористических европейских группировок сыграли молодежные бунты, прокатившиеся по индустриально развитым странам в 1968 г. В их недрах сформировались почти все видные представители европейского терроризма, для которых акции протеста стали переходом от легальной деятельности к нелегальной. Наиболее известные среди этих группировок – «Фракция Красной Армии» (РАФ), провозгласившая целью борьбу с «преступным фашистским режимом» ФРГ и способствование там пролетарской коммунистической революции, и итальянские «Красные бригады». Кстати, особую роль в создании последней организации сыграл социологический факультет университета г. Тренто, находившийся под влиянием «новых» левых. На этом факультете в конце 1960-х гг. учились некоторые лидеры «Красных бригад», предпочтительный набор авторов книг которых был специфическим: Карл Маркс, Карл Клаузевиц, Герберт Маркузе, Мао Цзедун. «Бригадисты» руководствовались идеей о наличии в Италии революционной ситуации и возможности пролетарской революции в этой стране. Среди других известных левотеррористических организаций в развитых странах следует назвать «Прямое действие» во Франции, а также «Красную Армию Японии». Как и другие левые, эти группировки провозглашали своей целью провоцирование масс на борьбу за социализм, трактуемый в сталинском и маоистском духе. Немаловажную роль в самой возможности функционирования левых радикалов в развитых странах играла многосторонняя поддержка социалистических стран, прежде всего СССР, а также ГДР, откуда террористы получали материальную помощь, где многие из них учились и проходили боевую подготовку.

В отличие от левого правый терроризм не апеллирует к классовым противоречиям, а провозглашает целью борьбу с демократическими ценностями и механизмами современных обществ. Правый террор проникнут духом шовинизма, расизма или национализма, часто зиждется на культе сильной личности и убеждении в превосходстве над остальной массой, утверждает тоталитарные принципы организации общества. Неонацизм – характерная черта ультраправых. В конце 1960-х гг. во многих странах Западной Европы и Америки ультраправые развернули свою террористическую деятельность. Главные очаги ультраправого терроризма базировались в Италии («Арийское братство», «Отряды имени Бенито Муссолини» и др.), Испании («Испанский антикоммунистический фронт», «Народная католическая армия» и др.) и Германии («Военно-спортивная группа Гофмана» и др.). Однако самой известной (хотя далеко не самой сильной и опасной) праворадикальной группировкой расистского толка является «Ку-Клукс-Клан» (ККК) в США. Она была создана еще в 1865 г. после Гражданской войны Севера и Юга, воссоздана в начале 1920-х гг. и действует до сих пор. Идеология ККК характеризуется как расистская и радикально фундаменталистски-протестантская.

Третий тип терроризма – государственный терроризм. Он отличается от предыдущих типов, прежде всего, субъектами деятельности. Это могут быть, во-первых, государства, использующие методы тотального подавления гражданского общества и массовых репрессий. Примерами является сталинский, гитлеровский, полпотовский (в Камбодже) режимы. Во-вторых, методы, родственные террористическим, присутствуют в деятельности спецслужб многих стран мира – израильского Моссада, американского ЦРУ, российской ФСБ и других и применяются в ответ на экстремизм радикальных группировок. Так, после гибели израильских спортсменов на Олимпиаде в Мюнхене в 1972 г. от рук палестинской террористической группировки «Черный сентябрь» премьер-министр Израиля Голда Меир наложила резолюцию: «Всех уничтожить». Израильтяне приняли решение «отвечать террором на террор» - то есть уничтожать террористов, если нет возможности привлечь их к суду. Как показали дальнейшие события, это оказалось самым эффективным способом борьбы с террористами: к 1980 г. все из «списка приговоренных», а также большинство активистов «Черного сентября» были ликвидированы, а сама организация прекратила свое существование. Похожее решение принял Президент Путин в отношении гибели российских дипломатов в Ираке в 2006 г. от рук террористов. В- третьих, к государственному терроризму можно отнести деятельность стран, оказывающих всевозможные виды поддержки международным террористическим группам. В такой деятельности в настоящее время обвиняются Иран и Сирия.

Конечно, государственный терроризм имеет свою специфику и с большим основанием может рассматриваться как самостоятельный феномен. Вместе с тем ему присущи общие «родовые» признаки терроризма, возможно, за исключением «демонстрационного эффекта»: и спецслужбы, и государства, причастные к террору, не склонны афишировать свою деятельность.

Наконец, четвертая разновидность терроризма носит религиозный характер. Его участники – негосударственные экстремистские группировки, идеологией которых является то или иное религиозное учение, как правило, в фундаменталистской интерпретации. Сейчас уже почти подзабыты теракты, совершавшиеся японской сектой «Аум Синрикё» в Москве и Токио, а это была едва ли не первая религиозная террористическая группировка, с которой столкнулась Россия. Но, конечно, главным образом, здесь нужно говорить об исламском терроризме, представленном преступной деятельностью многочисленных группировок исламского мира – «Братья-мусульмане», «Хезболлах», «Хамас», «Аль-Каида», «Талибан», этно-исламистские группировки на Северном Кавказе и другие. Именно эта ветвь современного терроризма представляет наибольшую опасность для современного мира. Более подробно об исламском терроризме речь пойдет ниже.

Подводя итог анализу разновидностей терроризма, стоит сослаться на примечательное мнение У.Лакера о их парадоксальном сходстве. У тех, кто занимается терроризмом, пишет ученый, существует определенная мировоззренческая общность. Они могут принадлежать к левой или правой части политического спектра, они могут быть националистами или, что реже, интернационалистами, но в основных моментах их ментальность вызывает удивительное сходство. Часто они гораздо ближе друг другу, чем сами подозревают. Подобно тому как технологией терроризма могут успешно овладевать люди самых разных убеждений, его философия также без труда преодолевает преграды, существующие между отдельными политическими доктринами. Она универсальна и беспринципна[129].

В разные исторические отрезки времени преобладали разные виды терроризма[130]. Начиная со второй половины XIX в. преобладал левый терроризм, хорошо известный по истории дореволюционной России (хотя существовал и правый, например, Ку-Клукс-Клан в США). Одновременно действовали радикальные националистические группировки – армяне, ирландцы, македонцы, сербы, которые пользовались террористическими методами в борьбе за национальную автономию и независимость. Для первой половины ХХ в. был наиболее характерен государственный терроризм, терроризм «сверху» (сталинская эпоха, фашизм). После Второй мировой войны левый терроризм опять на какое-то время является ведущим – как в развитых странах («Фракция Красной Армии» в ФРГ, «Красные бригады» в Италии, группа «Прямое действие» во Франции и др.), так и в развивающемся мире, особенно в Латинской Америке («Тупамарос», «Сендеро Луминосо» и др.) с характреными для последних методами городской герильи. Но постепенно левый терроризм сходит на нет. По-видимому, последним гвоздем, забитым в его гроб, стал коллапс социализма и социалистической системы.

В настоящее время можно говорить о трех преобладающих видах терроризма – этническом, правом и исламском. Террористические организации этнического (националистического) типа не случайно относят к числу наиболее долговечных. Некоторые из них существуют более 100 лет, другие – десятилетия. Национализм стал одной из главных сил изменений в мировом сообществе в постбиполярном мире. Поэтому можно уверенно предположить: этно-националистический терроризм не только не исчезнет в обозримом будущем, но получит еще большее распространение.

Современные ультраправые используют террористические действия с той же целью, что и в прошлом – для захвата власти. Но массовых фашистских (и подобных им) партий сейчас нигде нет. Левацкие группировки способны быть только пособниками каких-то других сил, занимающих более мощные позиции в политическом мире, но при этом близких им по духу, идеям и устремлениям. Особенно опасной тенденцией стало усиление праворадикальных настроений в странах СНГ, где трудности постсоциалистического периода порождают тягу к «сильной руке», по мнению некоторых, способной «навести порядок», порождают шовинистические настроения.

Наиболее опасной тенденцией современного мира является исламский терроризм. Именно его имеют, прежде всего, в виду, когда говорят о международном терроризме. По определению, международный (или, как его еще иногда называют, транснациональный) терроризм подразумевает использование территории или вовлечение граждан в террористические действия более чем одной страны[131]. Можно и по-другому определить специфику международного терроризма: это, как правило, террористические действия, предпринятые гражданами одной страны против граждан другой страны и осуществленные на территории третьих стран. Оба приведенные определения не охватывают всех случаев проявления международного терроризма, но позволяют уловить его специфику. В соответствии с распространенным мнением, символической датой рождения международного терроризма считается уже упоминавшийся теракт, приведший к гибели израильских спортсменов на мюнхенской Олимпиаде в 1972 г.

 

Исламский терроризм

Характеризуя исламский терроризм, главным источником распространения которого являются исламские общественно-религиозные организации Саудовской Аравии, Судана, Ирана, Пакистана, Афганистана, Ливана, палестинского сектора Газы, уместно использовать определение «самый» м «больше всех». Действительно, в последние 30 лет эти террористы являются самыми фанатичными и самыми активными. Они больше всех захватили заложников, больше всех убили людей, больше всех взорвали бомб. Им больше, чем каким-либо другим террористам, удается влиять на международную политику.

Причины исламского терроризма оцениваются в отечественной литературе крайне неоднозначно. Попытаемся суммировать их. По мнению А.А.Коновалова, во-первых, это – социально-экономическая ситуация в мусульманском мире. Доходы от продажи нефти позволили правящим элитам арабских и других нефтедобывающих мусульманских стран сосредоточить огромные финансовые ресурсы. Однако это не привело к появлению в них полноценных современных экономик. По оценкам специалистов ИМЭМО РАН, валовой внутренний продукт всех 22 арабских стран уступает ВВП одной Испании. В течение последних 20 лет ХХ в. рост дохода на душу населения в арабских странах составлял 0.5% в год, что ниже, чем где-либо за исключением Африки южнее Сахары. Каждый пятый араб живет менее чем на 2 долл. В день. Примерно 12 млн. человек (15% трудоспособного населения) являются безработными, и к 2010 г. эта цифра может вырасти до 25 млн. Среди ученых в мире всего 1% мусульман; в одном Израиле больше ученых, чем во всем мусульманском мире[132]. В более широком плане речь идет о проблеме бедности и огромного неравенства в уровнях жизни между развитыми и развивающимися странами, усугубляющейся в условиях современной модели глобализации. Во-вторых, отмечает А.А.Коновалов, имеет место социально-демографический фактор. В начале ХХ в. в мире проживало примерно 150-170 млн мусульман, к концу столетия их было уже 1,3 млрд – каждый пятый житель планеты. Более половины мусульман моложе двадцати лет, то есть молодежь – самая многочисленная часть мусульманского общества. Речь идет об огромном энергетическом потенциале, ищущем выхода и применения. Его невозможно найти в социально-экономической сфере. Идеологам террора только остается задать нужное идеологическое направление энергии мусульманской молодежи[133].

Г.И.Мирский делает акцент на духовной причине. Психологической основой исламского терроризма является комплекс неполноценности, ущербности, который порожден, по его мнению, не столько экономическим разрывом между «бедным Югом» и «богатым Севером», сколько еще не преодоленным, идущим от колониальной эпохи осознанием несправедливости всего мирового устройства, в рамках которого на земле доминируют, задают тон империалисты, все еще с пренебрежением относящиеся к «туземцам», людям Третьего мира с их иной цивилизацией. Особенно ранимыми в этом отношении оказываются мусульмане, которые гордятся своей древней и богатой цивилизацией и видят в то же время, что в иерархической структуре современного мира их страны стоят на низшей ступени по сравнению с Западом. Убежденные в превосходстве своей культуры, они в отчаянии от того, что в мире властвуют, задают тон другие. Сила, мощь, влияние в сегодняшнем мире не у них, а у Запада. В этом состоит третья причина исламского терроризма, позволяющая приблизиться к пониманию того, почему экстремизм в современном мире чаще всего исходит из среды приверженцев ислама, а не какой-то другой религии[134].

В-четвертых, необходимо иметь в виду политику США в мусульманском мире. По этому вопросу мнения российских экспертов расходятся. Как пишет Е.М.Примаков, имея в виду действия США в Афганистане и Ираке в первые годы XXI века, «возобладало понимание, что без США практически невозможно успешное противодействие международному терроризму…»[135]. Вместе с тем есть и другая точка зрения, в настоящее время значительно более распространенная: силовая борьба с международным терроризмом, объявленная США, не приносит желаемых результатов. Она способна подавить отдельные проявления или ячейки терроризма, но не устранить его причины. Более того, силовые методы политики США на Ближнем Востоке стимулируют ответные террористические акции. Вызывает раздражение в мусульманском мире и поддержка американцами Израиля, а также ряда арабских режимов (Египта и Саудовской Аравии).

Впрочем, «виноваты» не только американцы. Среди событий мировой политики последних пятидесяти лет, вызвавших беспрецедентный подъем антизападных настроений и массовое, охватившее буквально весь исламский мир сочувствие к тем, кто взялся за оружие, Г.Мирский называет: образование Израиля по решению ООН; советская интервенция в Афганистане; бездарная и контрпродуктивная агрессия Саддама Хусейна против Кувейта, приведшая к размещению американских войск в Саудовской Аравии – священной земле для всех «правоверных»[136]

Причиной (пятой), объясняющей почему исламский терроризм стал общемировой проблемой именно в последние десятилетия, является характер нынешнего этапа глобализации, отмеченного агрессивным напором западных, прежде всего американских, ценностей и норм. Символами глобализации стали Макдоналдс, Кока-Кола и Голливуд. Западный капитал распространяет по всему миру несвойственные мусульманскому миру принципы отношений и традиции, вызывая естественную реакцию отторжения и стремления возврата к «корням», к национальным духовным основам, что и способно принимать крайние формы. Видимо, буддистские нормы социальных отношений не столь несовместимы с западной традицией, как мусульманские. Протестантизм и буддизм имеют много общего, и не случайно успешно развивающиеся страны Азии (так называемые «новые индустриальные страны», Китай, где буддистские традиции сильны) вполне находят взаимопонимание с западными «глобализаторами». Ситуация же в мусульманских странах является питательной средой для экстремистов, строящих свои призывы именно на обвинении глобального Запада в стремлении подчинить глобальный Юг своему влиянию.

Очень сложной является проблема идейной основы исламского терроризма. Cледует остановиться на двух ее аспектах: в какой мере ислам служит идеологическим оправданием терроризма и можно ли отождествлять исламский фундаментализм с экстремизмом. Что касается ислама, то распространенным является мнение об особой воинственности, чуть ли не кровожадности ислама, требующим от своих последователей беспощадной борьбы с «неверными», то есть с иноверцами. Это миф. В исламе, как и во всякой великой религии, сочетаются различные, не всегда вроде бы совместимые ценностные установки, есть немало противоречивого[137]. В Коране при желании можно найти высказывания, могущие быть истолкованными как воинственные. Например, сейчас много говорят о джихаде, интерпретируя этот термин как «священная война против неверных», что якобы дает мусульманам право и даже вменяет в обязанность вести борьбу против немусульманского мира всеми средствами вплоть до террора. Это одностороннее и неверное толкование. Известный исламовед Джон Эспозито пишет, что «термин «джихад» имеет множество смыслов, включая призыв вести праведную жизнь, делать общество более моральным и справедливым, распространять ислам проповедью, учением или путем вооруженной борьбы… В самом общем смысле «джихад» обозначает борьбу против зла и дьявола, самодисциплину (общую для всех трех авраамических религий), при помощи которой верующие стремятся следовать воле Бога, быть лучшими мусульманами»[138].

Поэтому неверно винить ислам в преступлениях, совершаемых якобы во имя этой религии. Некоторые эксперты даже считают, что некорректен сам термин «исламский терроризм». Правильнее было бы говорить об «исламистском терроризме» и «исламистах». Когда говорят, что ислам порождает терроризм (хотя правильнее было бы сказать, что международный экстремизм апеллирует к лозунгам ислама) клеймо терроризма ложится на весь мусульманский мир. Здесь уместна параллель с германским фашизмом: Гитлер сыграл для немцев ту же роль, какую играет в наше время терроризм для мусульман. Тем же, кто все же обвиняет Коран в органически присущей ему воинственности, можно напомнить о крестовых походах, освященных католической церковью. Будучи самой молодой из великих религий, ислам на рубеже XX и XXI веков переживает тот же этап в развитии, что и христианство в XIII веке.

Также в качестве идейной основы терроризма часто рассматривают исламский фундаментализм, сильно упрощая при этом суть дела. Впервые об исламском фундаментализме заговорили после «исламской революции» в Иране 1979 г. как о чем-то a priori негативном. Между тем фундаментализм является столь же легитимным социокультурным, религиозным, политическим феноменом, сколь извечно противостоящие ему модернизация и реформа. Фундаменталистская альтернатива имманентно присуща культуре, общественной мысли, наконец, человеческому сознанию на всех отрезках человеческого времени. Важный источник фундаментализма – абсолютизация и сакрализация культурно-политических традиций и определенных исторических периодов. Миф о «золотом веке» - непременная составляющая фундаментализма. В исламском фундаментализме это -раннемусульманские общины времен пророческой миссии Мухаммеда. Исламские фундаменталисты проповедуют необходимость возвращения к истокам веры, к первоначальной чистоте религии, замутненной позднейшими наслоениями, накопившимися в течение столетий традициями и интерпретациями, особенно связанными с распространением западного, в первую очередь, американского образа жизни и культуры. Последние часто рассматриваются идеологами исламского фундаментализма как одна из важных причин бед и проблем мусульманских обществ. Однако фундаментализм совсем не равнозначен экстремизму и терроризму. Терроризм может логически вытекать из фундаментализма, но это далеко не всегда так. «Тип фундаменталиста – это в большей мере интеллигент, ученый, философ, испытывающий горечь и фрустрацию; следующая ступень – активист, боевик, милитант; а последняя – террорист» (Г. Мирский)[139].

Цели, которые ставят и провозглашают террористы, непосредственно связаны с причинами и идейными основами исламизма. Речь идет о настроениях, во-первых, антизападных, во-вторых, антиамериканских, в-третьих, антиизраильских, в-четвертых, воинственно-фундаменталистских.

Антизападные настроения – это прямое следствие и сохранение в новой форме того духа антиколониализма, которым были охвачены народы Азии и Африки как после Первой, так и особенно после Второй мировой войны. Неправильно было бы думать, что антиколониализм исчез после ухода иностранных войск и достижения национальной независимости. Он ушел в прошлое только на практическом уровне, но остался в идеологии, психике, менталитете как жителей Третьего мира, так и тех выходцев из развивающихся стран, которые проживают на Западе. Примеров тому в повседневной практике много и они достаточно болезненно воспринимаются обеими сторонами. Поэтому под ударом террористов оказываются жители западных стран где бы они не находились – у себя дома, на курортах, в самолетах. Террористическим атакам подверглись в разное время Великобритания, Франция, Испания.

Но, конечно, из всех западных стран главный враг исламистов – Соединенные Штаты. Антиамериканизм – это явление, скорее всего, неустранимое в обозримом будущем. В каком-то смысле это та цена, которую Америке приходится платить за свое богатство, свою роль единственной сверхдержавы, за свою материальную и духовную экспансию глобального масштаба – но также и за свое далеко не безупречное поведение в мире, за то, что в американском политическом лексиконе называют «высокомерие силы» (the arrogance of power). Антиамериканизм распространен на всех континентах, но для мусульманских фундаменталистов, радикалов и экстремистов Америка – это живое воплощение всего того зла, которое они видят в Западе. Это – Запад в квадрате. Это в буквальном смысле слова «орудие дьявола» («большой сатана», как говорил имам Хомейни). Поразить Америку – значит одержать решающую победу в борьбе за дело Аллаха. В этом первый и главный смысл террористической акции 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне: нанести удар в самое сердце Америки, заставить американцев дрожать от страха за свою жизнь и продемонстрировать им их собственное ничтожество.

Третий круг целей и настроений носит антиизраильский характер. В узком смысле слова речь идет о трагедии палестинских арабов, которые лишены своей государственности и каждодневно терпят унижения от израильских властей, испрашивая разрешение на проезд из одной точки в другую на своей собственной земле. Им нет дела до того, что евреи жили на территории нынешней Палестины задолго до прихода арабов, и если бы правительства арабских стран полвека тому назад признали раздел Палестины на два государства в соответствии с резолюцией ООН, таких бедствий они бы не испытывали. Гордость и достоинство арабов, и далеко не только палестинских, глубоко уязвлены тем, что в арабском мире называют Катастрофой, то есть образованием Израиля. Отсюда – непрекращающаяся полвека террористическая (и не только) борьба против Израиля и соответствующий ответ с израильской стороны.

В более широком смысле антиизраильские настроения связаны с Иерусалимом, и здесь речь идет уже не только об арабах, а о мусульманском мире в целом. Ведь Иерусалим – это третий по святости город на земле после Мекки и Медины. Допустить, чтобы им владели люди чужой расы и религии – несмываемый позор, прямое оскорбление ислама вообще.

Борьба с Израилем так или иначе замыкается опять на США. Если поговорить на эту тему с любым арабом, он скажет примерно следующее: «Израиль оккупирует Палестину и ведет себя так нагло толькопотому, что это ему разрешает Америка. Она – отец и мать Израиля,она обеспечивает его благосостояние, вооружает его, защищает его в ООН. Если бы американцы захотели, израильтяне вынуждены были бы уступить, но в том-то и дело , что Америка горой стоит за сионистов…». Таково господствующее мнение в арабском мире. Чтобы бить в самый корень зла, нужно ударить по Америке[140].

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.