Сделай Сам Свою Работу на 5

Исторический процесс: формационный и цивилизационный подходы.





Исторический процесс – поступательное самодвижение общества, в результате его жизнедеятельности. Это последовательность событий, складывающаяся в пространстве и времени в результате деятельности людей. Исторический процесс – это социальная форма движения.

Существует две точки зрения на цивилизацию:

1. цивилизация – это этап в развитии общества, который следует за варварством;

2. цивилизация – это социально – этническая или политическая целостность, обладающая определенной культурной идентичностью и существующая в рамках определенной географической среды.

Цивилизационная концепция.

Авторы: Данилевский (“Россия и Европа”), Тойнби, Хантингтон.

Данилевский выделил 4 признака цивилизаций:

o религиозный;

o политически;

o художественно-культурный;

o социально-экономический.

10 цивилизаций:

Ø Египетская;

Ø Китайская;

Ø Ассирийско-вавилонско-финикийская;

Ø Индийская;

Ø Иранская;

Ø Еврейская;

Ø Греческая;

Ø Римская;

Ø Аравийская;

Ø Германо-романская.

Цивилизации носят замкнутый характер, контакт между ними почти исключен. Развитие цивилизаций циклично. Между ними нет преемственности, взаимовлияния.



 

Тойнби выделял 30 цивилизаций, а в 50-х годах осталось только 7. Каждая возникает на вызов окружающей среды. Если же ответ адекватен, то будет жить.

Ø Западная;

Ø Православная;

Ø Исламская;

Ø Индийская;

Ø Дальневосточная;

Ø Персы, христиане, монофиситы, иудаисты.

Ø Буддисты, ломоисты.

Возможен диалог между цивилизациями.

 

1. формационная концепция выделяет концепции формации по объективному признаку – способу производства;

2. Формации позволяют выразить специфику общества на сущностном уровне.

Цивилизационный подход - на уровне явлений.

3. Формации позволяют выделить типологическое единство.

Цивилизационная концепция позволяет фиксировать многообразие, специфику, она не ищет общего.

4. Формационный подход: история и общество движутся от низшего к высшему, т.е. социальный прогресс существует.

Цивилизационная концепция: идея круговорота, нет прогресса.

5. Формационный подход выражает единство, единый мировой закономерный исторический процесс.



Цивилизационная концепция: нет единства человеческой истории.

Эти две концепции взаимно дополняют друг друга.

Всемирная история как единый закономерный мировой процесс.

Историю человечества оба философа рассматривали как единое целое, каждая отдельная ступень коего может быть истинно достигнута только в свете этого целого. Связь хода и событий всемирной истории есть связь необходимая, ибо каждая эпоха всемирной истории возникает и закономерно приходит на смену определенной предшествующей эпохе, которая себя внутренне изжила и тем самым обусловила необходимость перехода к новой. Этот принцип необходимости особенно подчеркивался в работах Фихте. По мысли философа: все, что действительно существует, существует с безусловной необходимостью и именно так, как существует; оно не могло бы не существовать или быть иным, чем оно есть. Но эта имманентная необходимость не является абсолютно бессознательной и потусторонней для человека и его деятельности. Постигая необходимость, человек становится свободным, и его сознательная деятельность все возрастает как важнейший фактор исторического процесса. Эти идеи единства и развития, свободы и необходимости во всемирной истории понимаются и Фихте, и Шеллингом как осуществление мировых разумных планов, заданных человечеству божественной силой идеалов прогресса и совершенствования. Фихте кладет в основу исторического процесса идею мирового плана, как понятия единства всей земной жизни человечества. Шеллинг развивает мысль о том, что своеобразная особенность истории человечества заключается в соединении свободы и необходимости, и что через это люди реализуют заложенный в них и никогда не исчезавший из сознания идеал совершенствования - универсальный правовой строй, который может быть реализован только всем человеческим родом. А весь процесс исторического развития нужен и сводится лишь к вечному стремлению к этому идеалу.



Социальный прогресс, его критерии и типы.

Социальный прогресс – социальная форма развития и движения общества от низших ступеней к высшим.

ü Причина социального прогресса – диалектика способностей и потребностей человека (производства и потребления).

Человек должен производить условия своего существования. Потребности человека имеют тенденцию к усложнению. Потребности носят сложный характер - закон.

Маркс: закон неуклонного возвышения потребностей.

ü Критерий социального прогресса.

Идеализм искал причину в духовном начале. Материализм считал, что критерий нужно искать в производственной сфере. Критерий – уровень развития производительных сил.

Конечный критерий социального прогресса – уровень развития самого человека, его сущностных сил. Самый глубокий критерий социального прогресса – сам человек. Выделяют два уровня сущностных сил человека:

1. Интеллектуальный: труд, мышление, речь;

2. Потенциальный: способности и потребности.

Формация и ее структура.

Общество вообще существует в конкретных исторических формах. Форма общества — это общество на определенной ступени развития, или общественно-экономическая формация. Понятия "общество вообще" и "общественно-экономическая формация" соотносятся как род и вид. Первое выражает качественную определенность социальной формы материи, ее отличие от других форм, второе — качественную определенность исторических ступеней ее развития.

ОЭФ – особый тип общества, цельная, социальная система, функционирующая и развивающаяся по своим специальным законам которые обусловлены данным способом производства. В каждой формации оно имеет свою форму, и потому формации характеризуются различной степенью идентичности (соответствия) человеческих индивидов своей сущности. Иными словами, каждой исторической ступени развития человечества свойственно противоречие между универсальной, потенциально бесконечной человеческой сущностью и ее исторически ограниченной формой, осуществлением.

Критерий выделения той или иной ОЭФ - способ производства.

-Первобытно – общинный

-Рабовладельческий

-Феодальный

-Капиталистический (Буржуазный)

-Социалистический

Экономические эпохи различаются не тем что производится, а тем как производится.

Структура ОЭФ

Поскольку ОЭФ есть общество на определенной ступени развития, основу каждой общественно-экономической формации образует способ производства. Он представляет собой единство производительных сил и производственных отношений. В этом единстве ведущими являются производительные силы, которые и определяют производственные отношения.

Способ производства и его структура.

Способ производства – конкретно-историческое единство производительных сил и производственных отношений. Т.о. производя материальные блага, люди воспроизводят собственные общественные отношения.

Производственные отношения(ПО)– взаимодействие человека с человеком в процессе работы.

Виды: отношения собственности (владение, пользование, распоряжение). - определяющие

отношения распределения

отношения обмена

отношения потребления

6) первобытно-общинный собственность коллективная

7) рабовладельческая (человек - раб)

8) феодальная собственность на землю и крестьян

9) буржуазная собственность на средства производства

10) социализм коллективная собственность (колхозы, народная собственность (недра, фабрики)). В распоряжении государства.

Производительные силы(ПС)– Взаимодействие человека с природой.

- личный компонент (сам человек)

- вещественный компонент (средства производства).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.