Сделай Сам Свою Работу на 5

Методы научного познания.





Научное познание имеет два уровня или ступени

1. Эмпирический непосредственно связан с предметом научного исследования, ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними. На уровне эмпирического познания сущностные связи не выделяются еще в чистом виде, но они как бы высвечиваются в явлениях.

a. Включает два компонента

- Чувственный опыт (ощущения, восприятия, представления)

- Их первичное теоретическое осмысление, первичную понятийную и терминологическую (дискурсивную) обработку

b. Основная единица эмпирического знания – знание научного факта.

c. Использует два основных метода изучения

1) Наблюдение – это целенаправленное и организованное чувственное познание действительности.

а. Свободное – производиться помощью лишь человеческих органов чувств

б. Приборное – осуществляется посредством приборов, являющихся продолжением и усилением человеческих органов чувств

- Приборы увеличивают интенсивность внешних воздействий, не меняя их качественно.

- Приборы осуществляют качественное преобразование внешнего воздействия, превращая его в чувственно воспринимаемое человеком. Например, радио- и рентгеновские телескопы превращают соответствующие воздействия в доступные человеку электромагнитные колебания.



2) Эксперимент – изучение предметов посредством их целенаправленного изменения. Эксперимент представляет собой активное вмешательство в объективные процессы с целью изучения «поведения» объекта в результате его целенаправленного изменения.

а. Компоненты экспериментальной деятельности

- Экспериментальная программа

- Экспериментальная техника

б. Необходимое условие – воспроизводимость, повторяемость

2. Теоретический уровень научного познания заключается в дальнейшей обработке эмпирического материала, выведении новых понятий, идей, концепций. Происходит выделение сущностных связей в чистом виде. Сущность объекта представляет собой взаимодействие ряда законов, которым подчиняется данный объект. Задача теории – воссоздать все эти отношения между законами и т.о. раскрыть сущность объекта.

a. Формы – понятия, суждения, умозаключения.



b. Теоретические методы

1) Метод построения идеализированного объекта, мысленный эксперимент с идеализированными объектами

2) Методы построения теории.

а. Общенаучные методы – методы, которые представляют собой научно осмысленные и разработанные логические формы и процессы: обобщения и абстрагирования, анализа и синтеза, индукции и дедукции. В качестве общенаучных выступают также методы идеализации, формализации, математизации и моделирования.

- Формализация. Этот прием заключается в построении абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности. Таким путем создается обобщенная знаковая модель некоторой предметной области, позволяющая обнаружить структуру различных явлений и процессов при отвлечении от качественных характеристик последних. Вывод одних формул из других по строгим правилам логики и математики представляет формальное исследование основных характеристик структуры различных, порой весьма далеких по своей природе явлений

- Аксиоматизация. Сначала задается набор исходных положений, не требующих доказательства (по крайней мере, в рамках данной системы знания) – аксиом или постулатов. Затем из них по определенным правилам строится система выводных предложений. Совокупность исходных аксиом и выведенных на их основе предложений образует аксиоматически построенную теорию.

 

Особые приемы исследования применяются при построении теоретических знаний о сложных исторически развивающихся объектах. Такие объекты чаще всего не могут быть воспроизведены в опыте. Например, невозможно в опыте воспроизвести историю становления Вселенной, происхождения жизни, возникновения человека.



Метод исторического исследования – рассмотрение различных этапов развития объекта в его хронологической последовательности, очень детально, во всем многообразии.

Метод логического исследования – знание сущности предмета, раскрывает ее объективную логику путем изучения исторического процесса на высших стадиях его развития. Объективной основой такого способа исследования является следующая особенность сложных развивающихся объектов: на высших стадиях развития они сжато воспроизводят в своей структуре и функционировании основные черты своей исторической эволюции.

Проблема истины в философии.

Ни одна наука, кроме философии, не решает вопрос о том, что такое истина и каковы ее критерии, в то время, как непосредственная цель познания – это достижение истины. Вопрос об истине – заостренная форма вопроса о сущности человеческого познания, способности человека познавать мир и самого себя. Истина – адекватное, правильное отражение действительности.

С позиций объективного идеализма Гегеля истина – объективный процесс самопознания логической идеи, в котором каждая последующая ступень выступает в качестве истины предыдущей. По Гегелю, логическая идея в конце концов достигает абсолютной истины, приходит к абсолютному тождеству с собой. Абсолютная истина как тождество идеи с самой собой представляла по Гегелю вечное движение, жизнь.

Для субъективного идеализма истина – лишь осознание человеком своих собственных ощущений, в каком бы варианте эта трактовка не возникала.

Существует несколько точек зрения, что же все-таки является критерием истины.

1). С точки зрения прагматизма критерием истины является польза. Но истина не всегда приносит пользу, а иногда и вовсе вредит. Поэтому вряд ли этот критерий можно назвать критерием истины.

2). С точки зрения неопозитивистов 20 века критерием истины является принцип верификации. Они по существу свели проблему истины к проблеме смысла предложений науки. С точки зрения неопозитивизма в эмпирических науках имеют смысл те утверждения, которые могут быть верифицируемы, т.е. выведены из «атомарных фактов», «капель опыта». Фактически они предлагали все теории разбить на предложения и их проверить. Этот принцип ограничен, т.к. с этой позиции оказывались необъяснимыми многие положения частных наук. И вообще сам этот принцип не проверяется на опыте.

3). Поппер: принцип фальсификации. Он считал, что нужно находить данные, опровергающие данную теорию. А если таковых не найдется, то теория истинна.

4). Принцип когерентности, или принцип непротиворечивости. С этой точки зрения теория должна быть внутренне непротиворечивой. Однако этот принцип ограничен, т.к. могут существовать ненаучные теории, которые будут внутренне непротиворечивы.

5). Для наук типа математики и логики неопозитивизм выдвинул принцип конвенциализма, согласно которому смысл имеют те утверждения науки, которые соответствуют принятым между учеными соглашениям, конвенциям. Так, конвенциями являются математические аксиомы. Однако конвенциализм игнорировал тот неопровержимый факт, что в конечном счете любые теоретические соглашения, претендующие на научную значимость, должны иметь объективные основания. Математ. аксиомы отнюдь не являются чисто конвенциальными продуктами: они отображают свойства и отношения объективного мира.

Марксизм: критерий истины – опыт. Практика - универсальный критерий истины.

Существует 4 вида истины.

Объективная истина.

Объективная истина – это такое содержание нашего знания, которое не зависит от нашего сознания.

Оценивая знания, их значение для человека, мы выясняем прежде всего, соответствуют ли они объективной реальности, объективному положению дел или являются ошибочными, ложными. Взгляды, представления, теории, взятые вне отношения соответствия объективной реальности, лишены для нас смысла. Индивиды, группы, классы могут какое-то время опираться на ошибочные взгляды, теории, религиозные представления. Однако если ошибочные взгляды и выступают «организующей формой человеческого опыта», они не приобретают от этого истинности и приводят к отрицательным результатам.

Конкретная истина.

Конкретная истина. Всякая объективная истина конкретна. Конкретное – это действительность во всем многообразии ее сторон, связей, отношений и т.д. конкретному противопоставляют абстрактное, т.е. изолированное, отдельное, изолированное, отвлеченное.

Конкретность истины означает, что то или иное утверждение о действительности является истинным, если оно учитывает все ее стороны, связи и опосредования. Конкретная истина – это знание, полученное на основе изучения ограниченной области бесконечного мира, это знание конкретного предмета в конкретных условиях. Истина всегда конкретна, т.к. это знание конкретного предмета и она всегда ограничена конкретной исторической эпохой.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.