Сделай Сам Свою Работу на 5

Исторические предпосылки наказаний за нарушение профессиональной этики и их формы





«Рыцарь этот когда-то неудачно пошутил,- ответил Воланд, поворачивая к Маргарите свое лицо с тихо горящим глазом, - его каламбур, который он сочинил, разговаривая о свете и тьме, был не совсем хорош. И рыцарю пришлось после этого прошутить немного больше и дольше, нежели он предполагал. Но сегодня такая ночь, когда сводятся счеты. Рыцарь свой счет оплатил и закрыл!» М.Булгаков. Мастер и Маргарита.Роман

Профессиональные цехи формируют требования к каждому работнику, и они же осуществляют контроль его деятельности.

Профессионализм складывается как доблестное выполнение профессиональных обязанностей, как упорный и усердный труд ремесленников и других специалистов. Профессиональные корпорации уже в Византии требовали, чтобы каждый ремесленник занимался только одной профессией, контролировали качество производимых изделий. За малейший брак, провинность наказывали – штрафами, конфискацией имущества или инструмента, исключением из корпорации, ссылкой, избиением плетьми, острижением, отсечением руки.

Не составляют исключения и правила рыцарского служения. В случае нарушения рыцарем каких - либо обетов, например, обмана он подвергался наказанию, цель которого состояла в лишении чести, т.е. разжаловании из рыцарей. В присутствии толпы народа его разоружали, ломали его оружие, бросая к его ногам обломки, «три раза громко спрашивал герольд, указывая на виновного: «Кто это такой?» Три раза ему отвечали, что это рыцарь, и три раза он громко возражал: «Нет, это не он! Это не рыцарь, это негодяй, изменивший своему слову, клятве верности», после чего священник читал 108 псалом, содержащий проклятия нечестивцу, затем его клали на носилки и, как мертвеца, несли в церковь и читали над ним заупокойные молитвы. Отныне он считался умершим для рыцарства (См. Иванов К.А.Многоликое средневековье.М.,1996. -С с.30-31).



Впоследствии (18-19 вв.) подобная процедура (привязывание к «позорному столбу» и ломание шпаги над головой) в России осуществлялась над дворянами, уличенными в неверности государю или Отечеству. Это называлось «гражданской казнью», после которой человек лишался всех прав (гражданской казни за политические взгляды и намерение издавать за границей запрещенный журнал «Современник» 16 мая 1864 года в Петербурге на Мытнинской площади был подвергнут Н.Г.Чернышевский, за связь с петрашевцами лишен дворянского состояния Ф.М. Достоевский). Порицание недостойной деятельности профессионала в моральном плане вплоть до лишения лицензии на деятельность сегодня во многих странах сохранилось как отголосок «разжалования из рыцарей».



Рыцарская этика отчасти воспринята в спорте, в особенности в состязательных видах - боксе, фехтовании, где также важно беречь лицо и в прямом, и в переносном смысле и позорна победа над уступающим в силе и форме соперником. Своеобразным разжалованием является спортивная дисквалификация за использование допинга и другие формы «неспортивного» поведения.

Быть оскорбленным (чувствовать себя таковым), но не быть униженным никогда /Ю.М.Лотман о Пушкине/- таково понимание достоинства, чести благородным дворянином. Его также отличает храбрость: воинская отвага и доблесть, физическая сила. Славу дворянина составляет родовитость, знатность, верность и преданность королю и Отечеству, щедрость и милостивость к слабым, покровительство подданным, гостеприимство. Наряду с этим, если сюзерен, которому присягали, лишал рыцарей своего покровительства или обращался с ними вероломно, рыцари иногда снимали с себя данные обязательства, символически разломав над головой несколько веток и разбросав их в разные стороны.

Сознание того, что «положение обязывает» - обостренное понимание социальных дистанций, формирует статусное поведение, поступки в соответствии с ожиданиями людей своего круга.



Следует отметить, что и честь, и не использование слабости, прежде всего, было распространено в границах высших сословий. Подобная ограниченность, признание значимости только «своих» изначально присущи всем формам нравственной регуляции. И все же идея достоинства, чести, культивируемая в высших сословиях, была воспринята и получила распространение в ремесленной среде.

***

В средневековой Европе вследствие распространения ценностей христианства складывается профессиональная этика ремесленных цехов. В них культивируется понимание ответственности, профессиональных секретов и корпоративного достоинства. Это время оставило нам возвышенное понимание мастерства как самоотверженного профессионализма, вдохновляемого служением Всевышнему, но адресованного конкретным людям. Первоначально в профессиях, непосредственно связанных с храмом, затем и в других цехах оформляются традиции мастерства. Они претерпевают изменения, сначала Возрождение, затем и Новое время признают ценность новаций, изменений, совершенствования технологий, обеспечивающих движение в будущее. Но заданный средневековьем возвышенный тон одухотворения труда остается. И сегодня слово «мастер» употребляется в значении высокого профессионализма, в рабочих профессиях и в искусстве предполагает наставничество и наличие учеников. Музыканты называют дирижера Маэстро, во многих видах искусства сохранились творческие мастерские наиболее известных мастеров, проводятся мастер-классы. В ремесленном обучении сохранилось соединение знаний и профессионализма с ответственностью за подготовку кадров, которой руководят мастера производственного обучения. Звание мастер сохранилось также в спорте и означает высшую ступень достижений.

В современной культуре мастерство считается высшим достижением в любой профессии, хотя в каждой из них оно понимается по-разному. Возможно, именно этому – возрождению высокого смысла звания Мастер и посвятил свой прекрасный роман Михаил Булгаков, назвав его «Мастер и Маргарита» и в соответствии с традицией Средневековья не называя собственного имени Мастера.

В последующие времена велись дискуссии о безусловной ценности послушания, но его роль в сохранении преемственности культурных достижений признавалась всегда. Наряду с этим послушание служило предпосылкой к формированию социальной дисциплины, выполнению не только профессионального, но и гражданского долга, семейных обязанностей, уважения к законам, что постепенно получило название «законопослушия».

Свой благородный ореол сохранило и понятие рыцарства. Верность слову, присяге культивировалась в различных сословиях.

Пример высших сословий способствовал формированию достоинства в профессиональной среде, явился предпосылкой корпоративной морали. Сначала купцы, образовавшие гильдии, а затем мастеровой, служилый люд, объединявшийся в цехи, артели свято блюли честность и являли поступки, говорящие о достоинстве не меньшем, чем у дворян или офицеров. Впоследствии присягать требовалось во многих ситуациях: при даче показаний в судах, при поступлении на государственную службу, в России, например, даже для преподавателей в гимназиях, которые подписывали специальный документ – Присяжный лист, хранимый в дальнейшем в Сенате. (См.: Настольная книга по народному образованию. СПб., 1901, т.2. –С.730). Сегодня присягу дают судьи, губернаторы, президенты. Преемственной рыцарской является присяга в современной армии, обязательная для всех военнослужащих и означающая клятву на верность Родине.

Понимание работы как служения Господу во искупление несовершенства человека явилось стимулом к моральному обоснованию гуманистической сущности труда, преодолению эгоизма.

В отношении небесных покровителей времена, конечно же, изменились, но врачи все также клянутся именами Асклепия, Гигеи и Панакеи. С другой стороны, многие и сегодня полагают, что Св. Николай в православном календаре (Санта Клаус у католиков) покровительствует путникам, и его считают своим святым водители автомобилей.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.