Сделай Сам Свою Работу на 5

Русская философия о смысле жизни





Представители русской философии конца XIX - начала XX веков указывают на бессмысленность поиска жизненных целей в рамках только биологической или только психофизиологической жизни человека. Что можно этому противопоставить?

Н.А. Бердяев: Искание истины и смысла я противоположил обыденности, бессмысленной действительности. Это был поворот к духу и обращение к духовности. Живая жизнь духа и есть то интегральное, что освещает жизнь души и тела, наполняет бытие смыслом.

Думая о жизни и ее чаемом смысле, человек неизбежно должен сознавать жизнь как единое целое. Он стремится к тому, что можно назвать удовлетворением, наполнением нашей душевной пустоты; человек стремится именно к осмысленной, объективно полной, самодовлеюще ценной жизни.

 

 

11.1. Толстой Лев Николаевич(1828-1910), писатель, религиозный мыслитель.

Смысл жизни и ее цель заключается в самосовершенствовании личности.

Только религиозная вера раскрывает перед человеком смысл его жизни, направляет его на путь совершенствования себя и общества.

«Цель жизни только одна: стремиться к тому совершенству, которое указал нам Христос, сказав: «Будьте совершенны, как Отец ваш небесный». Эта единственная доступная человеку цель жизни достигается не аскетизмом, а выработкою в себе любовного общения со всеми людьми.



Практическое средство для осуществления этой цели Толстой видит в принципе «непротивление злу насилием». Только добро, встречая зло и не заражаясь им, побеждает зло. Осуждая одинаково за насилие и правительство, и революционеров, Толстой даёт следующие рекомендации практической этики:

- перестать самому делать прямое насилие, а так же и готовиться к нему;

- не принимать участия, в каком бы то ни было насилии, делаемом другими людьми;

- не одобрять никакого насилия.

 

11.2. Трубецкой Евгений Николаевич (1863-1920),

философ, государственный деятель. Обучался вместе с братом, философом Сергеем Трубецким в Калужской Николаевской гимназии.

Бессмысленно искать смысл жизни только в рамках биологического существования. Первое, в чем проявляется присущее человеку искание смысла - цели жизни, есть «жестокое страдание от окружающей нас бессмыслицы». Тот смысл, который мы ищем, в повседневномопыте нам не дан и нам не явлен; весь этот будничный опыт свидетельствует о противоположном - о бессмысленности.



 

Работа «Смысл жизни» (1918):

Вопрос о всесильном и всепобеждающем смысле есть вопрос о Боге. — Бог, как жизненная полнота, и есть основное предположение всякой жизни. Это и есть то, ради чего стоит жить и без чего жизнь не имела бы цены.

Верить в эту очевидность — именно и значит верить в победу жизни над величайшей мукой, верить в упразднение смерти. Цель всякого жизненного стремления есть полнота жизни вечной, неумирающей.

По учению Христа, Бог осуществляется и воплощается в мире, а мир приобщается к полноте божественной жизни. Как сказано, в этом и заключается то единственное, положительное решение вопроса о смысле жизни, которое остается принять или отвергнуть.

Христианская вера есть, прежде всего, вера во Христа — совершенного Бога и в то же время — совершенного человека. Не самый факт Боговоплощения представляет тут особенность христианства, его отличие от других религий, — и не явление Божества в человеческом образе, — а нераздельное и неслиянное единство Божеского и человеческого. Христианство — единственная из религий, в которой ни Божеское не поглощает человеческого, ни человеческое — Божеского, а то и другое естество, не превращаясь в другое, пребывает во всей своей полноте и целости в соединении. Человек, соединяясь с Богом, тут не растворяется в Нем, а, наоборот, восстановляет нарушенную страданием и смертью целость своего существа, достигая полноты и совершенства своей человеческой жизни. Итак, венец творения — совершенный человек — вмещает в себе полноту Божеского, становится Богочеловеком; в этом и заключается разрешение основного вопроса жизни, — единственно возможный выход из порочного круга, в котором вращается мир.



Роковое отделение мира от Бога, — вот в чем основная неправда его существования: эта неправда выражается в присущем каждой твари эгоизме, в стремлении поставить свою жизнь и свою волю как высшее и безусловное. Иначе говоря, основное проявление неправды в мире есть его практическое безбожие; но в этом же заключается и первоисточник смерти: тварь, оторванная от первоисточника жизни, тем самым обречена на дурную бесконечность взаимного истребления и смерти.

Первое, в чем должно обнаружиться воссоединение твари с Богом и, соответственно с этим, - осуществление безусловного смысла и правды в мире, это - полное внутреннее преодоление тварного эгоизма, отказ твари от собственной воли и полная, беззаветная ее отдача себя Богу. Это - решимость не иметь собственной жизни, а жить исключительно жизнью божественною, стать сосудом Божества.

Ведь если Бог есть жизнь, то смерть, царящая в этом мире, возможна лишь как последствие отчуждения мира от Бога. Умирает все то, что оторвано от Бога, все то, что ищет отдельной от Него жизни. Тварь, вернувшаяся к источнику жизни, тем самым оживает.

Добровольная смерть Богочеловека именно и означает восстановление связи человека с вечной жизнью, возвращение человеческого естества к той жизни, которая не умирает. Но эта божественная жизнь есть полнота, а полнота не мирится со смертью. Не какая-либо часть человеческого существа должна ожить в этой полноте, а весь человек — и дух и тело. Вот почему необходимым последствием этой смерти является воскресение Христа, поправшего смертью смерть. Жизнь Богочеловека, Его страдание, смерть и воскресение, — все тут связано неразрывной логической цепью. Это и есть логика мирового смысла.

 

11.3. Франк Семён Людвигович (1877-1950, Лондон),

религиозный философ, сын врача. Приват-доцент Петербургского университета. В 1922 г. вместе с другими религиозными философами был выслан из России. В Берлине вошёл в состав Религиозно-Философской Академии, организованной Н.А. Бердяевым.

Франку принадлежит большое количество работ по философии. По мнению историка русской философии В.В. Зеньковского, по силе философского зрения Франка без колебания можно назвать самым выдающимся русским философом вообще.

 

Работа С. Франка «Смысл жизни» (1926):

Вопрос о смысле жизни волнует и мучает в глубине души каждого человека, даже самого тупого, заплывшего жиром или духовно спящего человека, поскольку факт приближения смерти есть для всякого человека грозное и неотвязное напоминание нерешенного, отложенного в сторону вопроса о смысле жизни.

Русские люди привыкли жить мечтами о будущем. Презрение и равнодушие к настоящему и внутренняя лживая, неосновательная идеализация будущего - это духовное состояние и есть корень той нравственной болезни, которую мы называем революционностью.

Для того чтобы жизнь имела смысл, необходимы два условия: существование Бога и наша собственная причастность ему, достижимая для нас в жизни в Боге или божественной жизни.

Искание Бога есть уже действие Бога в человеческой душе. Не только Бог есть вообще, - иначе мы не могли бы Его помыслить и искать. Он в нас действует, и именно Его действие обнаруживается в нашем беспокойстве, нашей неудовлетворённости, нашем искании.

Добро, вечность, полнота блаженной удовлетворённости, как и свет истины - всё то, что нам нужно для того, чтобы наша жизнь обрела смысл.

Человек, если твёрдо усвоит и верно усвоит Слово Божие, то жизнь будет иметь смысл, и этот смысл легко и просто осуществится для каждого из нас, - ибо Бог с нами, в нас.

Смысл жизни в её утверждённости в вечном. Он осуществляется, когда в нас и вокруг нас проступает вечное начало... лишь поскольку наша жизнь и наш труд соприкасается с вечным, живёт в нём, проникается им, мы можем рассчитывать вообще на достижение смысла жизни. Чтобы существенно изменить нашу жизнь и исправить её, мы должны усовершенствовать её сразу как целое. Единственное дело, осмысливающее жизнь есть не что иное, как действенное соучастие в Богочеловеческой жизни. И мы понимаем слова Спасителя, на вопрос: «Что нам делать?», отвечавшего: «Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал». (Ев. Иоанн, 6, 29).

Жизнь осмысливается только отречением от её эмпирического содержания; Жизнь как наслаждение, власть, богатство, как упоённость миром и самим собой есть бессмыслица; жизнь как служение есть Богочеловеческое дело и, следовательно, всецело осмысленно. Но нужно помнить, что человек праведно свободен от мирского труда и мирской борьбы только в том случае, если он в своей духовной жизни осуществляет ещё более тяжкий труд, ведёт ещё более опасную и трудную борьбу.

 

 

Русский космизм

Вторая половина XIX века – 1-я половина XX века. Учение русских философов, посвященное проблеме единства человека, Земли и космоса.

Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев, К.Э. Циолковский, П.А. Флоренский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский и другие.

Возник под влиянием развития естествознания и усиления внимания к человеку.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.