Сделай Сам Свою Работу на 5

Учение о человеческой личности как об абсолютной ценности





Человека нельзя рассматривать как средство для достижения какой-либо, пусть и

благородной цели, т.к. он сам есть эта цель. Т.о. интересы одного человека нельзя приносить в жертву другому или даже обществу в целом.

Например: попытки построить светлое будущее за счет интересов (здоровья и жизни) живущих поколений (см. коммунизм - уничтожение «вредных» классов, перенапряжение сил).

Необходимо уважать и видеть в каждом человеке личность.

Кант: «Было время, когда я презирал чернь. Это ослепление исчезло. Я учусь уважать человека».

 

Учение Канта о нравственном законе (о категорическом императиве)

Категорический императив –внутреннее повеление, нравственный долг.

Человек всегда должен поступать по законам всеобщей человеческой морали, даже наперекор своим личным желаниям в соответствии с нравственным долгом (категорическим императивом).

Морален только тот поступок, который совершается из уважения к нравственному закону, а не из личной выгоды.

При этом надо поступать так, чтобы правила личного поведения (максима) могли стать правилом поведения для других.

Позднее Кант формулирует



Комплекс нравственных обязанностей(моральные правила):

А)Обязанностичеловека по отношению к самому себе:

забота о сохранении своего здоровья (пьянство, обжорство) и жизни (самоубийство);

честность, добросовестность, собств. достоинство (а не холопство, угодничество);Главный помощник – совесть.

Б) Обязанности людей друг к другу:

Человеколюбие: любовь, уважение, участливость (сострадание), обходительность.

Избегать человеконенавистничество: недоброжелательность, издевательство, неблагодарность, злорадство, злословие, высокомерие.

Добродетель не дается от рождения, следовательно, ей надо учить с детства. Юнкера.

Вера в Бога: Существование Бога нельзя доказать логически. Но в него нужно верить, т.к. в мире существует зло, а Бог есть гарантия нравственного порядка.

 

 

Гегель

Георг Фридрих Вильгельм

(1770-1831)

выдающийся немецкий философ, объективный идеалист, профессор Берлинского университета.

Разработчик и систематизатор диалектики; автор системы объективного идеализма.



 

3.1. Идеалистическая система Гегеля:

 

Все в мире есть результат деятельности идеального начала - объективной абсолютной идеи, которая является основой мира. В своем постоянном развитии абсолютная идея проходит

3 основных этапа своего развития:

1 этап. Сфера чистого мышления:(кн. “Логика”)

Абсолютная идея, существуя до человека, порождает и накапливает свое богатство, развивается и раскрывается в системе взаимосвязанных диалектических категорий (например, необходимость и случайность, причина и следствие, сущность и явление и др.).

Этап. “Инобытие духа”.

Абсолютная идея материализуется и переходит в свою противоположность (т.н. “инобытие духа”) и обнаруживает себя в природе, где опредмечивает себя в виде телесных единиц.

3 этап. Мировой разум.Абсолютная идея, отрицая природу, возвращается к самой себе - в сферу духа, постигает и углубляет свое содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности на протяжении истории человечества. (Т.е. по существу это - “мировой разум”, обнаруживаемый в виде обобщенного общественного сознания человечества).

Выводы идеалистической системы Гегеля:

1. Главная движущая сила развития - идея.

2. Процесса развития мира бесконечен.

3. Роль идей, духовного начала в жизни общества.

 

3.2. Вклад Гегеля в философию:

1. Создание диалектики как системы и развитие диалектического метода:

Впервые представил все бытие (материальный, исторический и духовный мир)

в виде бесконечного, постоянного процесса развития (качественного изменения). Дал определение диалектическому методу (как бесконечному развитию и взаимосвязи всего существующего).



2. Выделил особенности развития:

а) оно идет от низшего к высшему, по спирали, а не по кругу;

б) оно происходит путем перехода количественных изменений в качественные;

в) выделил главный источник всякого развития – противоречия, в первую очередь – внутренние (т.е. лежащие в самом предмете, явлении) и их разрешение.

Например: проблемы страны (России), семьи.

3. Сформулировал три закона диалектики:

А) закон единства и борьбы противоположностей:

(показывает источник развития - противоречия);

Противоположности предмета (явления) борются между собой

и одновременно находятся в единстве.

Развитие происходит за счет снятия (разрешения) противоречий.

Например: развитие семьи, карьеры, фирмы.

Б) закон перехода количественных изменений в качественные: (показывает механизм развития)

Переход из одного состояния (качества) в другое возможен только путем накопления необходимыхколичественных изменений.

Например: Кипение воды возможно только при 100 градусах.

В) закон отрицания отрицания:(показывает направленность развития);

При возникновении нового качества старое качество исчезает (отрицается). Процесс отрицания бесконечен, т.к. бесконечно само развитие.

Есть 2 вида отрицания (метафизическое и диалект-ское):

1. Метафизическое (т.е. полное) отрицание.

Например, полное перепрофилирование производства и замена персонала;

2. Диалектическое отрицание (когда из старого качества в новое берется все положительное).

Например, постепенная замена менее способных людей в коллективе.

Развил учение о категориях

(изучал диалектические, парные категории – общее и единичное, причина и следствие, возможность и действительность и др.).

5. Разработал основные принципы диалектической логики (науки о мышлении). Раньше - только формальной логика (Аристотель).

6. Обосновал принцип тождества бытия и мышления, т.е.единство законов внешнего мира и законов мышления.

 

Заключение:

Философия Гегеля - вершина европейской философии того времени. Ее положения (особенно диал. метод) широко использовались в последующей философии, в т.ч. Марксизмом и русской идеалистической философией.

 

Философия истории Гегеля

 

социальная теория Гегеля, основана на решающей роли разума в истории общества.

 

1. В бесконечном процессе истории господствует мысль. История есть в первую очередь процесс саморазвития разума (абсолютной идеи).

2. Цель всемирной истории – самопознание мировым разумом самого себя (это - идеализм).

Носителем мирового разума в ту или иную эпоху является народ, находящийся в данный момент в расцвете сил (в 19 в. – Германия).

3. В то же время каждый народ мира вносит свой вклад в развитие мирового разума (китайцы – философию, якуты - сказания, папуасы, негры – медицину и т.д.).

4. Всемирная история есть прогресс общества в развитии свободы:

Этапы развития свободы:

1) Восточный мир: свобода – только для деспота с его произволом и слепым повиновением народа;

2) Греческий, римский миры: свобода в ограниченных пределах, лишь для некоторых (свободных граждан). Есть рабство.

3) Германский мир – полная (?) свобода для всех (политическая и гражданская). В этом – идеализация прусского государства и явное противоречие с самой диалектикой Гегеля, так как полной, т.е. абсолютной свободы не может быть в принципе. В ином случае -развитие прекращается!

5. Прогресс общества Гегель связывал также с разумным государственным устройством.

6. Гегель рассматривает историю как единый неразрывный закономерный процесс развития общества. В нем каждая эпоха, будучи неповторимо своеобразной, в то же время есть закономерная ступень в развитии человечества (человеческого духа).

«Все действительное разумно, все разумное действительно» (Т.е. все общественные явления (положительные, отрицательные) имеют свои причины и объективно необходимы).

«Сова Минервы вылетает в сумерки» (Мудрость человека, человечества приходит с годами, на склоне жизни).

Однако для идеалиста Гегеля прогресс есть лишь бесконечное саморазвертывание разума, идеи. В этом - абстрактность философии Гегеля.

7. Человеческое общество развивается путем сложения действий отдельных личностей, преследующих собственные интересы. В этом проявляется активность человеческой личности.

Однако в результате пересечения интересов и воль отдельных людей возникают новые объективные обстоятельства, с которыми люди необходимо вынуждены считаться. Таким образом, случайность (воля отдельных лиц) превращается в необходимость (новую ситуацию). И т.д.

 

 

3. Фейербах Людвиг(1804-1872)

 

непоследовательный метафизический материалист, атеист, автор антропологической философии. Совершил в своем мировоззрении переход от идеалистической философии Гегеля к ее критике и к материализму.

А. Онтология Фейербаха:

Критика религии

В понимании природы- материалист, атеист. Главная работа “Сущность христианства” – критика традиционной религии и гегелевского идеализма.

 

Природа существует сама по себе, независимо от какой бы то ни было философии или сознания. Люди - продукты природы.

Высшие существа, выдуманные людьми, есть лишь фантастические отражения нашей собственной сущности. “Вне природы и человека нет ничего”.

 

Полностью (метафизически) отрицал всю философию Гегеля, включая и его знаменитую диалектику! К.Маркс: “Вместе с водой он выплеснул из ванны и ребенка».

Материалистические взгляды Фейербаха оказали большое влияние на становление материалистической философии Маркса и Энгельса, а также Чернышевского.

 

Б. Антропологическая философия (философия человека) Л.Фейербаха:

Главный предмет всей философии - проблема человека. Человек – есть динамичная целостность, совокупность физического и психического, разложимая лишь в абстракции.

Главные вопросы философии: что такое жизнь, любовь, счастье, смерть, бессмертие.

Бог это идеальная (совершенная) сущность человека, освобожденная от телесной оболочки.

Т.к. потустороннего мира нет, то человечеству надо сообща стремиться к счастью в этой (посюсторонней) жизни.

Отвергая традиционную религию, предложил заменить ее другой религией - любовью человека к человеку. Это единственно истинная религия. На место веры в Бога нужно веру человека в самого себя.

Выводы:У Фейербаха - непоследовательность философских взглядов (сочетание идей материализма и идеализма). Он был:

- материалистом в понимании природы (материя – первична);

- идеалистом в понимании движущих сил существования и развития общества (главный фактор - любовь человека к человеку).

Положительные элементы философии Фейербаха:

1. Обращение к общечеловеческим ценностям, к гуманизму.

2. Привлечение внимания к природе человека и к коренным проблемам его существования.

Тема 9.
Марксистская философия
(середина XIX века)

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.