Лейбниц Готфрид Вильгельм
(1646-1716),
немецкий философ, рационалист и математик (открыл дифференциальное и интегральное исчисление)
Онтология Лейбница:
Мир - система разнокачественных объектов.
В основании каждой вещи лежит своя собственная субстанция – монада -простая и неделимая частица.
В отличие от атомов монады обладают не материальной, а духовной основой. Их множество в мире.
Гносеология Лейбница:
Пытался сочетать рационализм и эмпиризм, при ведущей роли рационализма. Признавал наличие у человека врождённых идей, склонностей, предрасположений. Указал на невозможность объяснить приобретение всех знаний только из внутреннегоопыта.
Подчёркивал активность сознания уже при получении
элементарных ощущений, а не только при образовании сложных идей,
как утверждал Локк.
Выделил два вида (рода) истин: истины факта и истины разума.
1. Истины факта. Постигаются случайным, эмпирическим путем (например, законы природы).
2. Истины разума. Происходят от врожденных идей. Однако в отличие от Декарта полагал, что они не даются сразу ясно и отчетливо, а находятся в зародыше и постепенно развиваются до полного осознания.
Тема 7. Философия эпохи Просвещения (Англия, Франция, XVII-XVIII века)
Особенности и основные черты философии эпохи Просвещения
Главное достижение – распространение практически полезных знаний о природе и обществе среди широких кругов образованных людей.
Наука переходит с латыни на национальные языки.
Расцвет наук, ремесел, возрождение гражданских свобод.
Распространение идей о торжестве разума, справедливости, равенства.
Общественную жизнь предлагается переустроить на разумных началах.
Философия становится не только методологией науки, но и помогает решать социальные вопросы, показывает пути переустройства общества.
Критика религии
Французские просветители осуждали культ и тиранию церкви.
Ф. Вольтер Ш.Монтескье Д.Дидро Ж.-Ж. Руссо П.Гольбах
1694–1778 1689–1755 1713-1784 1712-1778 1723-1789
Задача философии: освободиться от догм и нетерпимости католической церкви и фанатичных религиозных суеверий как духовной тирании и зависимости человека от Бога.
Концепция «естественной религии»:
(Вольтер трактат «Все о Боге», Д.Дидро).
1. Сформулирована в противовес идеям официальной католической церкви. Религия на самом деле является универсальной, мировой:
2. Она не должна противоречить человеческой природе и унижать человека;
3. Она включает в себя общечеловеческие принципы нравственности, универсальную мораль: «Делай то, что ты хотел бы, чтобы делали по отношению к тебе»;
4. Моральные принципы добра и зла не зависят от Бога.
Механистический материализм французских просветителей
Поль Гольбах Жульен Ламетри Клод Гельвеций Дени Дидро
1723-1789 1709-1751 1715-1771 1713-1784
«Система природы»
Природа есть единое великое целое путем соединения различных веществ и сочетаний различных движений тел.
В основе природы лежит материя, неразрывно связанная с движением, которое присуще всем телам.
Вселенная есть взаимосвязанная цепь причин и следствий. Отрицали случайность.
Движение тел происходит строго закономерно на основе законов механики. В этом – механистичность французского материализма.
Социально-философские учения эпохи Просвещения
Социально-философские учения французских просветителей
Жульен Ламетри(1709-1751)
Теория «Просвещенный человеческий разум».
Разум играет главную роль в истории. Для этого сами правители должны быть просвещенными людьми. Мерило нравственности и правильности поступков – общественный интерес: т.е «все, что полезно обществу».
Жан-Жак Руссо (1712-1778)
А. Теория «Равенства».Равенство есть естественное состояние общества - строгая умеренность во всем, устранение всяких
излишеств, ограничение размера имуществ богатых и знатных.
Этому мешает частная собственность. Ее необходимо уравнять
(прогрессивный налог, ограничение перехода имущества
по наследству и др.).
Б. Теория «Социальный эгалитаризм» – устранение неравенства путем уравнительного перераспределения между всеми относительно равной частной собственности. Утопия!
Жан Антуан Кондорсе(1743-1974)
Работа «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума».
Теория «Общественного прогресса» –
общество поступательно развивается (в истории было 10 эпох). Развитие обеспечивается успехами человеческого разума, достижением все более полной свободы человека.
Учение о естественных правах Д. Локка
Джон Локк(1632-1704),
англ. философ, основоположник теории либеральной демократии. Работа «Два трактата о правительстве» - развил учение Т.Гоббса об общественном договоре.
Естественное состояние общества – царство свободы и равенства.
Естественные права человека - принадлежащие человеку от рождения и поэтому неотчуждаемые:
- на жизнь,
- свободу,
- собственность, приобретенную своим трудом.
Их дал Бог и никто, в том числе и государство, не может их отнимать или ограничивать.
Государство создается для защиты естественных прав. Оно может ограничивать свободу и права граждан только насколько это нужно для охраны естественных прав. Поэтому власть правителя не может быть абсолютной (абсолютная монархия).
Источник власти – народ, а государство, правительство есть лишь средство для осуществления воли народа. Народ не отдает государству своих властных полномочий, он лишь поручает правительству их выполнять.
Власть не должна концентрироваться в одном месте. Поэтому необходим принцип разделения властей:
1. Законодательная власть (парламент) – издает законы. Она – главная!
2. Исполнительная (правительство) – проводит законы в жизнь. Судебная власть входит в исполнительную.
3. Федеральная (король и министры) – занимается вопросами внешней политики.
Каждая из властей контролирует работу других.
Народ имеет право на вооруженное сопротивление для защиты своих прав, если кто-то попытается узурпировать власть и нарушать права человека.
Идеи Д.Локка:
1) о естественных правах человека;
2) о разделении властей
- стали основой для модели политико-правового устройства современного либерального общества (первоначально - в Англии и Америке).
Немецкая классическая философия (2-я половина XVIII - 1-я половина XIX веков)
(Кант, Гегель, Фейербах)
Особенности немецкой классической философии
- возвращение и господство в философии идеализма;
- пришла на смену французскому метафизическому материализму;
- более глубокое исследование различных философских проблем (в онтологии, гносеологии, этике и др.);
- углубленное изучение и развитие диалектики (в т.ч. - категорий и законов);
- в гносеологии - исследуется не только объект, но и субъект познания;
2. Иммануил Кант (1724-1804)
Родоначальник немецкой классической философии. Профессор и ректор Кенигсбергского университета. Кроме вклада в философию: крупный ученый в области естественных наук:
космогония, физическая география, антропология и др.
А. Критическая философия Канта (задачи, основные проблемы, понятия)
Два периода в творчестве И.Канта:
1. Докритический – работы естественно-научного характера (происхождение Вселенной и др.).
2. Критический (после опубликования работы «Критика чистого разума», 1781).
Пытается выяснить пределы возможностей человеческого разума.
Основные задачи философии:
- Что я могу знать? (гносеология. Ответ в книге «Критика чистого разума»);
- Что я должен делать? (этика. Работа «Критика практического разума»);
- На что я смею надеяться? (Религия. работа «Религия в пределах только разума»).
Основные рассматриваемые проблемы:
- проблема познаваемости мира и границы человеческого познания;
- нравственность человека
Основные понятия:
вещь для нас (явление), вещь в себе (сущность), категорический императив.
Б. Гносеология Канта
Предложил: переориентировать изучение процесса познания с объекта на субъект познания, а также изучить границы познания.
Учение о «вещи в себе»
(или о сущности и явлении):
1. Познание мира человеком имеет свои границы.
2. В предмете различал две стороны (явление и сущность), которые не совпадают друг с другом:
а) явления – это внешняя сторона предмета, то, что нам является. Они познаются с помощью органов чувств (это – т.н. «вещь для нас»);
б) сущность вещи - ее главные, внутренние качества, ее основа, отличающая ее от всех других вещей.
3. Сущность предметов и мира в целом глубоко скрыта от глаз человека и поэтому принципиально непознаваема. Поэтому сущность это – т.н. «вещь в себе». В признании непознаваемости сущности - агностицизм Канта.
Например, человек:
а) явления человека – его внешность, поведение на людях.
б) сущность человека – его внутреннее содержание, духовный мир, душа. «Чужая душа – потемки!». Реклама: «Родители думают, что я такая. А я на самом деле…».
Причины непознаваемости сущности (по Канту):
1. Бесконечность и изменчивость мира;
2. Нравственная целесообразностьограниченности познания человека, т.к. иначе человек может возомнить себя Богом.
Нужно ли человеку все знать? Пример: использование атомного оружия.
Выводы:
В своем учении Кант обращает внимание на:
1. Качественную, принципиальную разницу между категориями «сущность» и «явление»;
2. Трудность и ограниченность познания в связи с безграничностью мира и его качественной изменчивостью.
Критика Гегелем теории Канта о непознаваемости сущности:
Кант не прав. Сущность познаваема - через познание явлений. Гегель: «Сущность является, явление существенно». Т.е. сущность раскрывается нам через явления, т.к. в каждом явлении одновременно открывается частичка сущности предмета.
Таким образом, через последовательное изучение и познание явлений предмета мы все больше узнаем и о его сущности.
В своей критике теории Канта Гегель указывает на:
1) диалектическую взаимосвязь сущности и явлений;
2) принципиальную возможность познания сущности;
3) показывает механизм познания сущности.
В. Этика Канта:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|