Сделай Сам Свою Работу на 5

Лейбниц Готфрид Вильгельм





(1646-1716),

немецкий философ, рационалист и математик (открыл дифференциальное и интегральное исчисление)

Онтология Лейбница:

Мир - система разнокачественных объектов.

В основании каждой вещи лежит своя собственная субстанция – монада -простая и неделимая частица.

В отличие от атомов монады обладают не материальной, а духовной основой. Их множество в мире.

 

Гносеология Лейбница:

Пытался сочетать рационализм и эмпиризм, при ведущей роли рационализма. Признавал наличие у человека врождённых идей, склонностей, предрасположений. Указал на невозможность объяснить приобретение всех знаний только из внутреннегоопыта.

Подчёркивал активность сознания уже при получении

элементарных ощущений, а не только при образовании сложных идей,

как утверждал Локк.

Выделил два вида (рода) истин: истины факта и истины разума.

1. Истины факта. Постигаются случайным, эмпирическим путем (например, законы природы).

2. Истины разума. Происходят от врожденных идей. Однако в отличие от Декарта полагал, что они не даются сразу ясно и отчетливо, а находятся в зародыше и постепенно развиваются до полного осознания.



 

 

Тема 7.
Философия эпохи Просвещения
(Англия, Франция, XVII-XVIII века)

 

 

Особенности и основные черты философии эпохи Просвещения

 

Главное достижение – распространение практически полезных знаний о природе и обществе среди широких кругов образованных людей.

Наука переходит с латыни на национальные языки.

Расцвет наук, ремесел, возрождение гражданских свобод.

Распространение идей о торжестве разума, справедливости, равенства.

Общественную жизнь предлагается переустроить на разумных началах.

Философия становится не только методологией науки, но и помогает решать социальные вопросы, показывает пути переустройства общества.

 

Критика религии

 

Французские просветители осуждали культ и тиранию церкви.

Ф. Вольтер Ш.Монтескье Д.Дидро Ж.-Ж. Руссо П.Гольбах

1694–1778 1689–1755 1713-1784 1712-1778 1723-1789

Задача философии: освободиться от догм и нетерпимости католической церкви и фанатичных религиозных суеверий как духовной тирании и зависимости человека от Бога.



Концепция «естественной религии»:

(Вольтер трактат «Все о Боге», Д.Дидро).

1. Сформулирована в противовес идеям официальной католической церкви. Религия на самом деле является универсальной, мировой:

2. Она не должна противоречить человеческой природе и унижать человека;

3. Она включает в себя общечеловеческие принципы нравственности, универсальную мораль: «Делай то, что ты хотел бы, чтобы делали по отношению к тебе»;

4. Моральные принципы добра и зла не зависят от Бога.

 

Механистический материализм французских просветителей

Поль Гольбах Жульен Ламетри Клод Гельвеций Дени Дидро

1723-1789 1709-1751 1715-1771 1713-1784

«Система природы»

Природа есть единое великое целое путем соединения различных веществ и сочетаний различных движений тел.

В основе природы лежит материя, неразрывно связанная с движением, которое присуще всем телам.

Вселенная есть взаимосвязанная цепь причин и следствий. Отрицали случайность.

Движение тел происходит строго закономерно на основе законов механики. В этом – механистичность французского материализма.

 

 

Социально-философские учения эпохи Просвещения

Социально-философские учения французских просветителей

 

Жульен Ламетри(1709-1751)

Теория «Просвещенный человеческий разум».

Разум играет главную роль в истории. Для этого сами правители должны быть просвещенными людьми. Мерило нравственности и правильности поступков – общественный интерес: т.е «все, что полезно обществу».

 

Жан-Жак Руссо (1712-1778)

А. Теория «Равенства».Равенство есть естественное состояние общества - строгая умеренность во всем, устранение всяких



излишеств, ограничение размера имуществ богатых и знатных.

Этому мешает частная собственность. Ее необходимо уравнять

(прогрессивный налог, ограничение перехода имущества

по наследству и др.).

Б. Теория «Социальный эгалитаризм» – устранение неравенства путем уравнительного перераспределения между всеми относительно равной частной собственности. Утопия!

 

Жан Антуан Кондорсе(1743-1974)

Работа «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума».

Теория «Общественного прогресса»

общество поступательно развивается (в истории было 10 эпох). Развитие обеспечивается успехами человеческого разума, достижением все более полной свободы человека.

 

Учение о естественных правах Д. Локка

Джон Локк(1632-1704),

англ. философ, основоположник теории либеральной демократии. Работа «Два трактата о правительстве» - развил учение Т.Гоббса об общественном договоре.

 

Естественное состояние общества – царство свободы и равенства.

Естественные права человека - принадлежащие человеку от рождения и поэтому неотчуждаемые:

- на жизнь,

- свободу,

- собственность, приобретенную своим трудом.

Их дал Бог и никто, в том числе и государство, не может их отнимать или ограничивать.

Государство создается для защиты естественных прав. Оно может ограничивать свободу и права граждан только насколько это нужно для охраны естественных прав. Поэтому власть правителя не может быть абсолютной (абсолютная монархия).

Источник власти – народ, а государство, правительство есть лишь средство для осуществления воли народа. Народ не отдает государству своих властных полномочий, он лишь поручает правительству их выполнять.

Власть не должна концентрироваться в одном месте. Поэтому необходим принцип разделения властей:

1. Законодательная власть (парламент) – издает законы. Она – главная!

2. Исполнительная (правительство) – проводит законы в жизнь. Судебная власть входит в исполнительную.

3. Федеральная (король и министры) – занимается вопросами внешней политики.

Каждая из властей контролирует работу других.

Народ имеет право на вооруженное сопротивление для защиты своих прав, если кто-то попытается узурпировать власть и нарушать права человека.

Идеи Д.Локка:

1) о естественных правах человека;

2) о разделении властей

- стали основой для модели политико-правового устройства современного либерального общества (первоначально - в Англии и Америке).

 

Немецкая классическая философия
(
2-я половина XVIII - 1-я половина XIX веков)

(Кант, Гегель, Фейербах)

 

Особенности немецкой классической философии

- возвращение и господство в философии идеализма;

- пришла на смену французскому метафизическому материализму;

- более глубокое исследование различных философских проблем (в онтологии, гносеологии, этике и др.);

- углубленное изучение и развитие диалектики (в т.ч. - категорий и законов);

- в гносеологии - исследуется не только объект, но и субъект познания;

 

 

2. Иммануил Кант (1724-1804)

 

Родоначальник немецкой классической философии. Профессор и ректор Кенигсбергского университета. Кроме вклада в философию: крупный ученый в области естественных наук:

космогония, физическая география, антропология и др.

 

А. Критическая философия Канта (задачи, основные проблемы, понятия)

Два периода в творчестве И.Канта:

1. Докритический – работы естественно-научного характера (происхождение Вселенной и др.).

2. Критический (после опубликования работы «Критика чистого разума», 1781).

Пытается выяснить пределы возможностей человеческого разума.

Основные задачи философии:

- Что я могу знать? (гносеология. Ответ в книге «Критика чистого разума»);

- Что я должен делать? (этика. Работа «Критика практического разума»);

- На что я смею надеяться? (Религия. работа «Религия в пределах только разума»).

Основные рассматриваемые проблемы:

- проблема познаваемости мира и границы человеческого познания;

- нравственность человека

Основные понятия:

вещь для нас (явление), вещь в себе (сущность), категорический императив.

 

Б. Гносеология Канта

Предложил: переориентировать изучение процесса познания с объекта на субъект познания, а также изучить границы познания.

 

Учение о «вещи в себе»

(или о сущности и явлении):

1. Познание мира человеком имеет свои границы.

2. В предмете различал две стороны (явление и сущность), которые не совпадают друг с другом:

а) явления – это внешняя сторона предмета, то, что нам является. Они познаются с помощью органов чувств (это – т.н. «вещь для нас»);

б) сущность вещи - ее главные, внутренние качества, ее основа, отличающая ее от всех других вещей.

3. Сущность предметов и мира в целом глубоко скрыта от глаз человека и поэтому принципиально непознаваема. Поэтому сущность это – т.н. «вещь в себе». В признании непознаваемости сущности - агностицизм Канта.

Например, человек:

а) явления человека – его внешность, поведение на людях.

б) сущность человека – его внутреннее содержание, духовный мир, душа. «Чужая душа – потемки!». Реклама: «Родители думают, что я такая. А я на самом деле…».

 

Причины непознаваемости сущности (по Канту):

1. Бесконечность и изменчивость мира;

2. Нравственная целесообразностьограниченности познания человека, т.к. иначе человек может возомнить себя Богом.

Нужно ли человеку все знать? Пример: использование атомного оружия.

Выводы:

В своем учении Кант обращает внимание на:

1. Качественную, принципиальную разницу между категориями «сущность» и «явление»;

2. Трудность и ограниченность познания в связи с безграничностью мира и его качественной изменчивостью.

Критика Гегелем теории Канта о непознаваемости сущности:

Кант не прав. Сущность познаваема - через познание явлений. Гегель: «Сущность является, явление существенно». Т.е. сущность раскрывается нам через явления, т.к. в каждом явлении одновременно открывается частичка сущности предмета.

Таким образом, через последовательное изучение и познание явлений предмета мы все больше узнаем и о его сущности.

 

В своей критике теории Канта Гегель указывает на:

1) диалектическую взаимосвязь сущности и явлений;

2) принципиальную возможность познания сущности;

3) показывает механизм познания сущности.

 

В. Этика Канта:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.