Сделай Сам Свою Работу на 5

И.Песталоцци и его теория элементарного образования





Иоганн Песталоцци (1746-1827), выдающийся швейцарский педагог, внес существенный вклад в историю развития прогрессивной педагогической мыслиВ раннем детстве он принимает решение слу­жить и помогать народу. В 1769г., имея незакончен­ное высшее образование начинает социальный экспери­мент: в купленном на занятые деньги поместье Ней-гоф пытается организовать показательную ферму с тем, чтобы научить местных крестьян рационально вести свое хозяйство. Однако вскоре разорился.В 1774 г. делает новую попытку оказания помо­щи народу: в Нейгофе открывает приют для сирот и беспризорных детей Приют, по его мысли, должен был содержаться за счет заработанных детьми средств, летом в поле, зимой на ткацких и прядильных станках. Он также обучает детей письму, чте­нию, счету. Тем самым Песталоцци стремился осу­ществить соединение обучения с производительным трудом. Через год педагогически запущенные дети, недоразвитые в физическом и нравственном плане, стали неузнаваемы. Однако приют не смог себя оку­пить за счет детского труда, личных средств хватило до 1780 г. С этого момента наступает 18-летний пе­риод вынужденного перерыва, заполненный литера­турной деятельностью.



В социально-педагогическом романе «Лингард и Гертруда» автор развивает свои мысли об улучшении крестьянской жизни посредством разумных методов ведения хозяйства и правильного воспитания детей. Идеи этого романа были созвучны настроениям пе­редовых общественных сил того времени. В августе 1792 г. Законодательное собрание революционной Франции удостоило Иоганна Песталоцци звания по­четного гражданина Республики в числе 18 иност­ранцев.

22 Частные методики начального обучения ПесталоцциПроцесс обу­чения, должен осуществ­ляться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Начальной стадией процесса позна­ния является наблюдение. Для того чтобы перейти к понятиям, необходимо осознать три основных эле­мента всякого познания: форму, число, слово. Во-вторых, теория называлась элементарной по­тому, что методика обучения излагалась настолько легко и доступно, что ею могла овладеть любая мать, даже простая крестьянка.Исходя из общих дидактических положений, Пе­сталоцци разработал частные методики начально­го обучения, В основу методики преподавания родно­го языка был положен принцип развития речи ребен­ка. Обучение родному языку тесно связывалось с на­глядностью. Выделив в слове в качестве элемента звук, Песта­лоцци предложил и горячо отстаивал звуковой метод обучения грамоте.Для приобретения навыков письма Песталоцци рекомендовал предварительные упражнения в изоб­ражении прямых и кривых линий - элементов букв. Рисование рассматривал как подготовку руки ребенка к письму. Большое вни­мание он уделял орфографической правильности письма в первые годы обучения.Простейшим элементом числа он выделил едини­цу. Он предлагал, чтобы дети производили арифметические действия на камешках, горошинах, палочках и т.п. Для обучения арифметике в начальной школе Пе­сталоцци создал специальный дидактический мате­риал - три таблицы, в которых при помощи штри­хов были изображены целые числа от 1 до 100 и ква­драты, разделенные на части, для изучения дробей.При обучении географии рекомендовалось идти от близкого к далекому, от непосредственных наблюде­ний окружающей местности к восприятию более сложных географических представлений. Учащиеся лепили рельефы местности из глины и только затем переходили к карте.



 

23 И. Гербарт и основные положения его педагогической системеИоганн Гербарт (1776-1841) - немецкий педагог, психолог. Работает в университетах на должности профессора, где читает лекции по психо­логии и педагогике, руководит учительской семина­рией и преподает в ней математику.В 1806 г. выходит его труд «Общая педагогика, затем «Учебник психоло­гии» , «Первые лекции по педагогике», адресованные студентам.И. Гербартом было предложено два термина, ко­торые прочно вошли в современную психологию: ас­социация (ответное возникновение одного или не­скольких психических процессов на появление дру­гого, с ним связанного) и апперцепция (обусловлен­ность содержания новых представлений запасом уже имеющихся). Он выделил также непроизвольное внимание (примитивное и апперцептивное) и произ­вольное.Гербарт предпринял попытку разработать систему педагогической науки на основе идеалистической философии, главным образом этики и психологии. Он утверждал, что мир состоит из бесконечного множества вечных сущностей — реалов, которые недоступны познанию человека. Представление людей об изменяемости мира, говорил он, иллюзорно, бытие, сущность бытия неизменны.



24Процесс воспитания по ГербертуПроцесс воспитания Гербарт делит на три раздела: управление, обучение и нравственное воспитание.

Управлениеимеет своей задачей не будущее ребенка, а только поддержание порядка в настоящее время, т. е. в процессе самого воспитания. Первое средство управления — это угроза. Но угрозой не всегда достигается нужный эффект. Сильные дети ставят угрозу ни во что и «дерзают на все», слабые натуры не проникаются угрозой и продолжают действовать, как им подсказывают их желания. Поэтому угроза должна быть дополнена надзором, который, по мнению Гербарта, весьма действен в ранние годы. Однако и самый строгий надзор может не дать нужного результата: надзираемый постоянно ищет лазеек, чтобы избежать надзора. Если надзор усиливается, то и потребность в лазейках возрастает. Необходимо применять разнообразные приказания и запрещения, которые должны быть точными и конкретными. Большое место среди средств управления детьми Гербарт отводит наказаниям, в том числе и телесным. Авторитет и любовь Гербарт считает вспомогательными средствами управления. Вся система управления детьми, имеющая своей задачей отвлекать их от беспорядка и нарушений дисциплины, построена у Гербарта на насилии, на дрессировке Он полагал, что ребенок не обладает сознанием до тех пор, пока не приобретет путем систематического обучения определенного круга представлений.Обучение.Умственноуобразованию Гербарт придавал большое значение в деле воспитания. Он считал обучение главнейшим и основным средством воспитания; ввел в педагогику термин воспитывающее обучение. Он говорил, что нет воспитания без обучения, что не признает обучения, которое не воспитывает.

Гербарт неправомерно подменил сложный процесс воспитания обучением, не учитывая влияний социальной среды и значения эмоции в нравственном воспитании. Он неправильно считал, что чувства и воля являются не самостоятельными проявлениями психики человека, а всего лишь модификациями представлений.Обучение, по Гербарту, должно основываться на многосторонности интересов. Одни из них направлены на познание окружающей действительности, другие — общественной жизни.Большое внимание уделял Гербарт проблеме интереса как важнейшему условию и средству успешного обучения. Отвечая на вопрос, как возбудить и поддержать в учениках интерес к учебному материалу, он указывал: «То, что изучается с удовольствием, изучается скоро и основательно усваивается». Гербарт считал необходимым так вести преподавание, чтобы навстречу новым впечатлениям, сообщаемым учителем, в душе ученика поднимались вереницей уже имеющиеся у него представления. Усвоение новых представлений на основе имеющегося у учащихся предшествующего опыта он называл апперцепцией. Он придавал ей большое значение в процессе обучения и тесно связывал с ней интерес и внимание.

Гербарт различал следующие виды внимания. Детям сначала присуще примитивное внимание, которое является первым видом непроизвольного внимания. Оно направляется на предмет независимо от воли человека, благодаря силе впечатления, яркости цвета или громкости звука. Вторым видом непроизвольного внимания является апперцептивное внимание, которое как бы высылает подходящие представления, нужные для усвоения и закрепления новых. От непроизвольного внимания он отличал произвольное внимание, которое зависит от заранее принятого намерения, от усилий самого ученика. Гербарт указывает, что развитие у учащихся произвольного внимания, стремления сосредоточивать серьезные усилия на том, что надлежит выучить, является задачей не только обучения, но также управления и нравственного воспитания.Нравственное воспитание. Гербарт разработал такую систему нравственного воспитания, которая отличается крайним интеллектуализмом. Главное место в его системе занимает деятельность учителя по внедрению средствами обучения в сознание ученика моральных понятий. Следует учесть, что Гербарт отделял управление от нравственного воспитания. Он пытался отыскать принципиальное отличие нравственного воспитания от управления, призванного установить порядок только для настоящего времени, но не сумел этого сделать столь убедительно, да это было и невозможно. Ведь дисциплина — это и условие, и результат воспитания.Гербарт уделял большое внимание религиозному воспитанию. Он настаивал, чтобы религиозный интерес возбуждался у детей как можно раньше и постоянно развивался, с тем чтобы «в поздние годы душа мирно и безмятежно пребывала в своей религии». Религия, по Гербарту, требует «чувства смирения» и необходима как сдерживающее начало. Учитель обязан решительно призвать к порядку всякого ученика, который позволил бы себе критическое отношение к религии.В отличие от обучения нравственное воспитание непосредственно воздействует на душу ребенка, направляя его чувства, желания, поступки.

Принципы нравственного воспитания у Гербарта противоположны принципам управления. Там подавляются проявления воли и сознания ребенка. А в системе нравственного воспитания все методы должны иметь опору в том хорошем, что уже имеется у воспитанника. Нравственное воспитание должно стремиться «поднять в глазах воспитанника его собственное «я» посредством глубоко проникающего одобрения». Воспитатель обязан найти у воспитанника, даже испорченного, хорошие черты и не впадать в уныние, если это сразу не удается. В системе нравственного воспитания «одна искра может тотчас же зажечь другую».

25Основные идеи системы А.ДистервегаРодился в Германии. Дистервег стремился к объединению немецкого учительства: он создал в Берлине четыре учительских общества, а в 1848 году был избран председателем «Всеобщего немецкого учительского союза».

Д. — автор учебников и руководств по математике, немецкому языку, естествознанию, географии, астрономии. Наиболее известная работа Д. — «Руководство к образованию немецких учителей» (2 тт., 1835). Последователь Песталоцци, Д. творчески развил его педагогическое учение и популяризировал его среди немецкого учительства. Основными принципами воспитания Д. считалприродосообразность, культуросообразность, самодеятельность.Под природосообразностью он понимал возбуждение врождённых задатков ребёнка в соответствии с заложенным в них стремлением к развитию. Д. не понимал социальной сущности воспитания, его зависимости от политики господствующего класса. Но выдвинутый им принцип культуросообразности означал, что воспитание должно считаться не только с природой ребёнка, но и с уровнем культуры данного времени и страны, т. е. с изменяющимися социально-историческими условиями. Самодеятельность Д. считал решающим фактором, определяющим личность человека, всё его поведение. В развитии детской самодеятельности он видел непременное условие всякого образованияД.разработал дидактику развивающего обучения, сформулировав её основные требования в виде 33 законов и правил. Выдвинул ряд требований, касающихся наглядного обучения, установления связи между родственными учебными предметами, систематичности преподавания, прочности усвоения знаний, воспитывающего характера обучения Педагогические идеи Д., его учебники оказали положительное влияние на развитие народного образования в Германии и получили распространение далеко за её пределами. Передовые русские педагоги 60-х гг. 19 в. П. Г. Редкин, Н. Ф. Бунаков, Н. А. Корф, И. И. Паульсон высоко оценивали учение Д.

26Общая характеристика педагогических теорий конца 19-начала 20 векС конца XIX в. традиционная школа и педагоги­ка стали подвергаться все нарастающей критике по двум основным причинам: экономической и полити­ческой.

В первом случае им ставилось в вину несоответст­вие школьного образования новым общественно-эко­номическим условиям

Развитие производства в крупнейших странах За­пада потребовало качественно новых рабочих и тех­нической интеллигенции. Школа же того времени удовлетворяла данному социальному заказуВторая причина обусловливалась необходимостью противодействия влиянию марксизма, идей социа­лизма на молодежь, поэтому росло количество подпольных кружков и организаций, призывающих к революции.

27Педагогика гражданского воспитания и трудовой школы КершнейнераПедагогика гражданского воспитания и трудовой школы была разработана немецким педагогом Геор­гом Кершенштейнером (1854-1932). Школа должна быть полностью поставлена на служ­бу государству. Основная ее задача состоит в граж­данском воспитании учащихся, что предполагает формирование твердого характера. В школе учащиеся приобретали умения работать с различными материалами, пользуясь разнообразны­ми инструментами, овладевая определенными вида­ми ремесел. С этой целью при каждой народной шко­ле открывались мастерские, кухни, столовые, закла­дывались сады и огороды для проведения практиче­ских занятий.

28Экспериментальная педагогикаЭкспериментальная педагогика складывалась од­новременно во многих странах мира. Цель этой педагогики - найти новые методы изу­чения ребенка путем эксперимента.

Основные принципы и породы к эксперименталь­ной педагогике определил Эрнест Мейман (1862—1915) в трехтомном издании «Лекции по введению в экспериментальную педагогику».

На ее основе в Англии была разработана теория врожденной умственной одаренности. Она получи­ла сторонников во Франции и особенно в США. Бине утверждал, что в процессе воспитания следует опираться на врожден­ные данные.

Педагогика действий

Педагогика действия создана в Германии Виль­гельмом Лаем (1862-1926) в рамках эксперименталь­ной педагогики. Ее идея - всякое внешнее раздражение вызывает реакциюСледовательно, в основе воспи­тания и обучения также должны лежать реакции -действия, протекающие всегда по определенной схе­ме рефлекторного акта: восприятие - переработка - выражение. Человек получает некоторое влияние извне, мысленно его перерабатывает и полученные представления передает, выражает с помощью раз­личных средств (слова, рисунка, музыкальной им­провизации, жеста, пантомимы, драматизации, ил­люстрации литературных произведений, игры, эв­ритмии, танца, эксперимента и других видов прак­тических работ). Особая роль - выражению. Он и является соб­ственно реакцией, действием, направленным на при­способление к окружающей обстановке и самовыра­жение. От данного компонента и произошло назва­ние теории.

В. Лай разработал новый учебный план, в котором все преподавание подразделялось на «наблюдатель­но-вещественное» и «изобразительно-формальное».

Педагогика прагматизма

Педагогика прагматизма родилась в США на ос­нове философии прагматизма (от греч. pragma - дей­ствие, дело, выгода). Ее представители считают, что прагматизм стоит выше идеализма и материализма, они не признают объективных законов развития мира, заменяя их переживаниями, ощущениями са­мих людей.

Главой философии прагматизма был американский педагог Джон Дьюи (1859-1952).Он создал собственную и по-своему последователь­ную педагогическую концепцию, основанную на свя­зи школы с жизнью, соответствии школьного обра­зования интересам и органическим потребностям ре­бенка.Дьюи разработал свой вариант педагогики, который назвал инструмента­лизм, где на первое место в обучении выдвигается опыт, накопленный детьми. При этом знания не яв­ляются ведущими, основными.

Педоцентризм - ведущий принцип педагогики прагматизма, согласно которому в центре всей школьной жизни стоит ребенок. При этом его силы должны быть выявлены, интересы удовлетворены, способности должны упражняться. Дьюи считал та­кой взгляд революцией в педагогике.В своей школьной лаборатории в Чикаго в 1896-1902 гг. он постарался реализовать модель школы, отвечающей потребностям динамично развивающе­гося американского общества. Ребенок узнает новое не ради самих знаний, как полагали предшественники, а ради деятельности и интересуется именно тем, что может сделать сам.На идеях Дьюи были основаны такие дидактичес­кие новации, как метод проектов, дальтон-план, ко­торые в 20-х гг. широко внедрялись в практику ра­боты советской школы. В настоящее время прагматизм (неопрагматизм) -одна из самых распространенных теорий воспитания на Западе.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.