Сделай Сам Свою Работу на 5

Влияние мер государственного регулирования на международную торговлю.





Регулирование государством внешней торговли предполагает определенную торговую политику, самостоятельное направление фискальной политики правительства, связанное с регулированием объемов внешней торговли путем взимания налогов, выплаты субсидий или назначения прямых ограничений на импорт и экспорт товаров.

В качестве основного инструмента торговой политики выступает тариф – таможенная пошлина на экспорт или импорт товаров. Импортный тариф может иметь своей целью защиту отечественных производителей, поскольку действуя как косвенный налог, повышает внутреннюю цену продукции Pd выше мировой цены Pw (см. рис. 3). Потребители, вынужденные его оплачивать, предпочитают более дешевую отечественную продукцию. Выигрыш государства составляет величину, равную площади области наклонной штриховкой. Импорт сокращается с (QdQs) до (Q’dQ’s), производство в стране растет с Qs до Q’s, внутреннее потребление падает с Qd до Q’d. Потери потребителей (сумма площадей всех заштрихованных областей) оказываются больше выигрыша производителей (область с вертикальной штриховкой), и безвозвратные потери (потери потребителей за вычетом выигрыша производителей и государства) тем больше, чем сильнее повышаются из-за тарифа цены и растет инфляция.



 

 

 

Хотя таможенные тарифы, как правило, снижают уровень благосостояния национальной экономики, они имеют ряд достоинств:

1. Защита оборонных отраслей промышленности.

2. Рост внутренней занятости ресурсов, стимулирование совокупного спроса через механизм мультипликатора (например, стимулирующее действие на технологически связанные отрасли), рост чистого экспорта и улучшение состояния платежного баланса по счету текущих операций, что особенно важно при приближении циклического спада

3. Защита стран с моноотраслевой экономикой.

4. Защита новых инновационных отраслей.

5. Защита системы внутренних цен (а вместе с ней и уровня жизни населения, работающего на отечественных производствах) от чрезмерно дешевой импортной продукции, производство которой основано на использовании дешевых трудовых ресурсов.

6. Защита отечественных производителей от демпинга.



Вторым главным инструментом внешней торговой политики является выплата отечественным производителям субсидий, действие которых лишь частично напоминает действие импортного тарифа. Импорт сокращается до величины (QdQ’s), что больше величины импорта после введения тарифа (Q’dQ’s) (см. рис. 2.11.4). Преимущество субсидии перед тарифом состоит в стимулировании отечественного производства (с Qs до Q’s) без сокращения объема потребления. При этом внутренняя цена Pd близка к мировой цене Pw. Абсолютные потери благосостояния при субсидировании по сравнению с тарифом меньше на величину, равную площади заштрихованной области.

 

 

 

Мощным оружием иностранных конкурентов является демпинг –продажа импортной продукции по ценам, более низким, чем внутренние цены в стране-изготовителе. Демпинг обычно используется в период циклического спада в стране-экспортере и зачастую опирается на экспортные субсидии, выплачиваемые при продаже излишков за рубеж. Будучи временным явлением, демпинг имеет своей целью подрыв конкурентоспособности аналогичных производств страны-импортера и обеспечивает монопольное положение компании-импортеру. Защиту национальной экономики от субсидированного демпинга дают антидемпинговые пошлины.

Использование и тарифов и субсидий ограничивается сложностью их отмены, высоким риском неэффективного использования ресурсов и даже угрозой вступления в торговую войну (взаимообусловленное регулирование тарифов и субсидий правительствами разных государств).

Еще одним инструментом торговой политики является введение квот – количественных ограничений на экспорт или импорт продукции, которые представляют собой продажу государством лицензий на продажу или покупку ограниченного количества товара при помощи различных механизмов (открытый аукцион, явное предпочтение конкретных компаний, затратный метод и др.).



В случае импортных квот государство выдает ограниченное количество лицензий на ввоз товаров, что по своим последствиям аналогично воздействию импортного тарифа: внутренняя цена Pd поднимается выше мировой Pw, а импорт сокращается (см. рис. 2.11.5). Однако, в отличие от тарифа, квоты снимают воздействие иностранной конкуренции на внутренний рынок (функция внутреннего предложения изменяется от Sd до S’d), так как при падении мировой цены, импорт не растет, что позволяет эффективно регулировать платежный баланс по счету текущих операций. Также появляется возможность изолировать рынок от новых иностранных конкурентов.

 

При квотировании в пользу государства перечисляется сумма платежей от продажи лицензий, равная сумме взимаемых таможенных пошлин при тарифе (область с наклонной штриховкой). Чистые потери благосостояния при квотировании совпадают с потерями от ввода тарифа (области с горизонтальной штриховкой). Причем они могут оказаться даже выше, чем при импортном тарифе в том случае, если квоты распределяются неэффективно или приводят к монопольному положению отечественного производителя или компании-импортера.

Другие инструменты торговой политики включают экспортные пошлины (их действие зеркально импортному тарифу), которые вводятся в расчете на извлечение в пользу государства части монопольной прибыли экспортеров, а также добровольные экспортные ограничения, представляющие собой сознательное ограничение экспорта с целью избежать ввода другими странами более жестких мер торговой политики.

Эмпирические наблюдения подтверждают выгодность международной торговли и отрицательное воздействие ее ограничения на экономический рост. По этом причине, начиная со второй половины XX века, развитые страны, в особенности в Западной Европе, взяли ориентацию на долгосрочную либерализацию (облегчения доступа иностранных субъектов на внутренние рынки товаров и услуг, факторов производства, финансовые рынки) внешней торговли. С этой целью была заключено ГАТТ (Генеральное соглашение о тарифах и торговле), которое позже преобразовалось в ВТО (Всемирную торговую организацию). Основные функциями ВТО для снижения издержек от внешней торговли для стран-участников являются:

1. Унификация внешней торговли на основе общих правил.

2. Снижение тарифных ограничений торговли.

3. Разрешение споров путем консультаций и переговоров.

4. Постепенный отказ от нетарифных ограничений торговли.

Несмотря на успехи ВТО в либерализации внешней торговли уже с 1980-х годов наблюдаются усиление выборочной политики протекционизма – защиты отечественной экономики от иностранной конкуренции, обусловленной более организованным лоббированием производителями своих интересов. Это проявляется в усилении деятельности таможенных союзов (защищающих своих членов от других стран) и широком использовании нетарифных ограничений – квотирования, добровольных экспортных ограничений, прочие ограничений (стандарты качества, санитарные и экологические требования, запрет на продажу отдельных видов продукции и т.п.).

Последнее происходит в связи с тем, что тарифы на импорт ввести сложнее, чем квоты, поскольку они регламентируются соглашениями в рамках ВТО. Кроме того, ввод и изменение тарифов связано с дополнительными издержками из-за изменения структуры государственного бюджета. Добровольные экспортные и прочие ограничения более мягко сказываются на экономике, кроме того компании-экспортеры могут частично компенсировать свои потери назначением более высоких цен.

 

Вопросы для самопроверки

1. Как вы считаете, в чем основные недостатки теории абсолютных преимуществ Смита и теорий относительных преимуществ Риккардо и Хекшера-Олина?

2. Каковы на ваш взгляд плюсы и минусы полной и частичной специализации страны в международном разделении труда. Приведите пример.

3. В каких случаях тарифные ограничения внешней торговли оказываются более выгодными для национальной экономики, чем нетарифные?

4. Назовите плюсы и минусы политики протекционизма отечественных производителей.

5. Охарактеризуйте краткосрочные и долгосрочные макроэкономические последствия от функционирования Всемирной торговой организации для национальных экономик и мирового хозяйства в целом.

 

Тесты для самопроверки

1. Теория сравнительных преимуществ Рикардо утверждает, что:

а) альтернативные издержки производства одного товара возрастают по мере замещения им другого товара,

б) одним из источников сравнительных преимуществ является протекционистская политика государства,

в) при одинаковом запасе ресурсов страна обладает сравнительным преимуществом по товару, если этого товара в ней производится больше.

г) международная торговля выгодна до тех пор, пока мировая относительная цена товара находится в пределах альтернативных издержек его производства в разных странах.

 

2. При вводе импортного тарифа:

а) чистые потери благосостояния нулевые,

б) защищаются от демпинга зрелые отечественные производители,

в) происходит падение занятости населения в стране-импортере,

г) внутренняя цена равна мировой.

 

3. Ситуация демпинга связана с назначением импортером цен на ввозимую продукцию на уровне:

а) монопольной цены,

б) себестоимости производства в стране экспорта,

в) себестоимости производства в стране импорта,

г) покрывающем издержки импортера и его нормальную прибыль.

 

4. К НЕтАРИФНЫМ Ограничениям Внешней торговли не относятся:

а) квоты,

б) стандарты качества,

в) добровольные экспортные ограничения,

г) антидемпинговые пошлины.

 

5. ФУНКЦИЕЙ ВсемирнОЙ торговОЙ организациИ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ:

а) стимулирование нетарифных ограничений внешней торговли,

б) унификация внешней торговли на основе общих правил,

в) снижение тарифных ограничений внешней торговли,

г) разрешение споров путем консультаций и переговоров.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.