Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие макроэкономики, история ее развития





Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»

Институт экономики, управления и природопользования

Инновационный образовательный проект №

 

 

Авторский коллектив:

Гинкель Л.В., ст. преподаватель

Ковалева Т.В., к.э.н., доцент

Руцкий В.Н., ст. преподаватель

Севастьянова Е.П., к.э.н., доцент

Шибитова Т.М., к.э.н., доцент

 

Макроэкономика-I

 

Конспект лекций и демонстрационная презентация

Лекционного курса

 

Красноярск


Содержание

МОДУЛЬ № 1. ВВЕДЕНИЕ В МАКРОЭКОНОМИКУ. ИЗМЕРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……....  
Занятие 1.1. Введение в макроэкономику. Основные макроэкономические показатели……………………………………………………………  
Занятие 1.2. ВВП: содержание, особенности и методы счета. Общая характеристика системы национальных счетов…..........................................  
Занятие 1.3. Макроэкономические взаимосвязи. Модель общего макроэкономического равновесия………………………………………………...  
  МОДУЛЬ 2 КРАТКОСРОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ НА ТОВАРНОМ И ДЕНЕЖНОМ РЫНКАХ. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА………………………………………………………..  
Занятие 2.1. Исходные предпосылки и инструменты кейнсианского анализа. Функция потребления, функция сбережений, инвестиционная функция ……………………………………………………………………...    
Занятие 2.2. Кейнсианская модель «доходы-расходы»: определение и характеристика равновесного объема национального производства. Мультипликатор расходов………………………………………..……….    
Занятие 2.3 Роль государства в модели «доходы-расходы»……………
Занятие 2.4. Фискальная политика государства …………………………
Занятие 2.5. Равновесие на товарном рынке. Кривая IS…………………
Занятие 2.6 Деньги: понятие, функции. Спрос на деньги и его виды …
Занятие 2.7 Предложение денег. Современная банковская система и ее роль в экономике............................................................................................  
Занятие 2.8 Равновесие денежного рынка и монетарная политика государства. Кривая LM …………………………………...................................  
Занятие 2.9 Равновесие товарного и денежного рынков. Модель IS-LM
Занятие 2.10 Модель IS-LM как модель совокупного спроса……………
Занятие 2.11 Понятие открытой экономики. Внешнеторговая политика  
Занятие 2.12 Равновесие в открытой экономике. Модель Манделла-Флеминга…………………………………………………………………….  
  МОДУЛЬ 3. ТЕОРИИ СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ И МОДЕЛЬ AD-AS. ЭКОНОМИКА В ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ…..  
Занятие 3.1. Совокупное предложение и модель AD-AS………………  
Занятие 3.2. Инфляция и безработица и их взаимосвязь…………………  
Занятие 3.3. Экономический рост.………………………………………..  
   
Литература и информационные источники ………………………….…..  

 






МОДУЛЬ № 1. ВВЕДЕНИЕ В МАКРОЭКОНОМИКУ. ИЗМЕРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Занятие 1.1. Макроэкономика как наука. Основные макроэкономические показатели.

Понятие макроэкономики и цели ее изучения. Соотношение микроэкономического и макроэкономического анализа. История развития макроэкономики.

Основные макроэкономические показатели: объем национального производства, уровень инфляции и уровень безработицы. Номинальный и реальный ВВП. Потенциальный ВВП. Экономический цикл. Понятие дефлятора. Индекс Ласпейреса и индекс Пааше. Естественный уровень безработицы.

Понятие макроэкономики, история ее развития

Макроэкономика – это раздел общей экономической теории, изучающий поведение экономики как единого целого, т.е. условия и результаты деятельности всех субъектов экономических отношений. Предметом макроэкономики является изучение экономических явлений, которые не связанны с какой-то отдельной отраслью или экономическим субъектом, а касаются всех отраслей и субъектов экономики и должны получить общее объяснение.



В основе деления экономической теории на микроэкономику и макроэкономику лежат два обстоятельства.

Во-первых, микроэкономика и макроэкономика различаются аспектом и методикой исследования национального хозяйства. Микроэкономический анализ посвящен изучению поведения отдельных экономических субъектов (домашних хозяйств, фирм, государства). Объектом анализа выступают рынки определенных товаров и услуг, а также рынки ресурсов, спрос и предложение на них. Макроэкономика исследует общеэкономические процессы в целом, т.е. условия и результаты деятельности всех субъектов экономических отношений. Поэтому в макроэкономике используются агрегированные параметры: исследуются агрегированные величины (ВВП, а не выпуск отдельной фирмы, темп инфляции, а не изменение цены на отдельный товар или услугу и т.п.) и различается только четыре экономических субъекта: сектор домашних хозяйств, предпринимательский сектор, государственный сектор и заграница (внешний мир). Каждый из этих секторов представляет совокупность реальных хозяйственных субъектов.

Во-вторых, микроэкономика рассматривает только реальный сектор национального хозяйства, а макроэкономика исследует и реальный, и монетарный (денежный) секторы национального хозяйства и их взаимодействие.

В то же время, микроэкономика и макроэкономика тесно взаимосвязаны. Их выводы о сущности экономических явлений и закономерностей часто дополняют друг друга.

Макроэкономика как наука уходит корнями в учение Дж. Кейнса, так как все основные категории, которые она изучает, были предложены им: объем национального богатства, уровень цен и занятости, потребление, сбережения и инвестиции. Кейнс обосновал недостаточность одного лишь микроэкономического подхода для исследования экономических процессов.

Согласно микроэкономической теории, разработанной классиками и неоклассиками, рыночной системе присуща способность к автоматическому саморегулированию, поэтому равновесие в экономической системе устанавливается при полном использовании ресурсов. Производство не только создает продукты для обмена, но и формирует доходы участников производства, равные стоимости выпущенных товаров и услуг. Поэтому все, что произведено, реализуется на рынке в полном объеме. Изъятия из потока доходов-расходов в виде сбережений компенсируются инвестициями, на которые пойдут все сбережения.

Кейнс показал, что сбережения не обязательно становятся инвестициями, поэтому изъятия в потоке «доходы-расходы» могут привести к тому, что часть произведенных товаров не будет реализована, что приведет к сокращению производства и росту безработицы. В результате, экономическая система придет в равновесное состояние при неполной занятости. Следовательно, утверждение микроэкономической теории о том, что благодаря гибкости рыночных цен и заработной платы равновесие в экономике в целом устанавливается автоматически на уровне полной занятости, неверно.

Ошибку неоклассиков Кейнс проиллюстрировал на примере снижения заработной платы.

С точки зрения отдельного предприятия (микроэкономический подход) снижение заработной платы означает:

а) снижение издержек производства;

б) улучшение конкурентоспособности предприятия;

в) увеличение занятости и рост производства.

С точки зрения национальной экономики в целом (макроэкономический подход) снижение заработной платы оборачивается:

а) снижением налогов;

б) падением общей покупательной способности населения и государства;

в) снижением занятости и производства.

Как видно, с позиции микроэкономического подхода гибкость заработной платы способствует ее понижению до уровня, обеспечивающего наем всех работников, желающих трудиться, что ведет к достижению полной занятости и потенциального возможного объема производства. Напротив, на макроэкономическом уровне понижение заработной платы дает обратный результат – снижение занятости и производства.

С помощью этого примера Кейнс показал непригодность микроэкономического способа доказательства равновесия экономической системы в целом и необходимость разработки нового, макроэкономического подхода.

Макроэкономика как самостоятельная научная дисциплина сформировалась после выхода в 1936 г. книги Дж. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». Однако сам макроэкономический анализ возник гораздо раньше, почти одновременно с экономической наукой. По существу уже в «Экономической таблице» Ф. Кенэ представлена макроэкономическая модель хозяйственной жизни. Элементы макроэкономического анализа встречаются также у представителей английской классической политической экономии, широко используются К. Марксом. И только неоклассики со своим методологическим индивидуализмом сделали крен в сторону микроэкономического анализа. Труды Кейнса дали толчок к бурному развитию макроэкономики. До середины 1960-х гг. практически вся макроэкономика развивалась в рамках идей, сформулированных Кейнсом и развитых его сторонниками – Дж. Хиксом, А. Хансеном, П. Самуэльсоном и др. С начала 70-х гг. кейнсианская теория стала подвергаться критике со стороны других направлений и школ экономической мысли. Наиболее активным оппонентом кейнсианской теории стал М. Фридмен, глава современного монетаризма. Сегодня макроэкономика продолжает оставаться наиболее дискуссионной областью экономической науки, что способствует активному развитию и совершенствованию макроэкономического анализа.

Вывод. Макроэкономика – это один из двух основных разделов общей экономической теории, в котором изучается поведение страны как единого целого. Выдающуюся роль в развитии макроэкономического направления исследования сыграл Дж. Кейнс, показавший некорректность микроэкономического способа доказательства равновесия экономической системы в целом. В настоящее время макроэкономический анализ является активно развивающейся областью экономической науки.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.