Сделай Сам Свою Работу на 5

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»





для студентов первого курса заочного отделения

 

1. Поставьте ударения в следующих словах и словосочетаниях:

Баловать, возбудить, втридорога, донельзя, досыта, дотронуться, завсегдатай, зубчатый, издревле, изобретение, изыск, искони, исчерпать, корысть, начать, обеспечение, оптовый, путепровод, углубить, столяр.

Аналог, аргумент, арест, бюрократия, догмат, еретик, жалюзи, каталог, нувориш, некролог, псевдоним, пуловер, эксперт, экстрасенсорный.

Умереть со смеху, нам не до смеха, всё по боку, переписать набело, без году неделя, работать бок о бок, кому это по плечу.

2. Подчеркните тот вариант произношения, который вам кажется более употребительным.

Асимметрия и асимметрия, берёста и береста, úначе и инáче, лóмоть и ломóть, маркéтинг и мáркетинг, рáкурс и ракýрс, кóлледж и коллéдж, металлýргия и металлургúя, мышление и мышлéние, наркомáния и наркоманúя, рóвня и ровня, усугýбить и усугубúть, фóльга и фольгá, флюорогрáфия и флюорографúя, шизофрéния и шизофренúя.

3. Поставьте ударение в выделенных словах.

Переводная книга — переводные рекомендации, видение мира — таинственное видение, атлас мира — гладкий атлас, лавровый венец — лавровый лист, переносной аппарат — переносный смысл, истёкший соком — истекший период, подвижные игры — подвижные составы, принять к сведениюсведение счетов, кричит как оглашенныйоглашённый указ.



4. Составьте словосочетания со словами.

Таинственный домовой — домовый водопровод, запасной игрок — запасный выход, переходной балл — переходный период, призывной возраст — призывный крик, разводной ключ — разводный процесс, связный рассказ — связной элемент, ценовой маркетинг — ценовый регулятор, языковый мускул — языковой барьер.

5. Напишите глаголы во всех формах прошедшего времени. Поставьте ударения (укажите допустимые варианты).

О б р а з е ц: Спáть – спáл, спалá, спáло, спáли.

Взять – взял, взяла, взяло, взяли. Снять – снял, сняла, сняло, сняли. Отдать – отдал (деньги) / отдал (годы жизни), отдала, отдало (энергию) / отдало (предмет), отдали (вернули). Сдать – сдал, сдала, сдало, сдали. Лить – лил, лила, лило, лили. Облегчить – облегчил, облегчила, облегчило, облегчили. Отпереть – отпер, отперла, отперло, отперли. Догнать – догнал, догнала, догнало, догнали. Замереть – замер, замерла, замерло, замерли. Разбаловать – разбаловал, разбаловала, разбаловало, разбаловали. Родиться – родился, родилась, родилось, родились.



6. Определите форму глаголов. Расставьте ударения, укажите варианты.

Ободрит (совершенный вид настоящего времени третьего лица единственного числа глагола «ободрить»), премируют (единая форма совершенного и несовершенного видов настоящего времени третьего лица множественного числа глагола «премировать»), поселятся (совершенный вид настоящего времени третьего лица множественного числа глагола «поселиться») , холят (несовершенный вид настоящего времени третьего лица множественного числа глагола «холить»), подралась, звонят, кружит, катит.

7. Образуйте все возможные формы кратких прилагательных, расставьте ударения.

Важный, веселый, нужный, крутой, бледный, простой, пьяный, ясный.

Важный: важен/важна/важно/важны важнее

Весёлый: весел/весела/весело/веселы веселее

Нужный: нужен/нужна/нужно/нужны нужнее

Крутой: крут/крута/круто/круты круче

Бледный: бледен/бледна/бледно/бледны бледнее

Простой: прост/проста/просто/просты проще

Пьяный: пьян/пьяна/пьяно/пьяны пьянее

Ясный: ясен/ясна/ясно/ясны яснее.

8. Поставьте ударения в выделенных словах.

1. Дочка наконец хорошо спала. 2. Ночь ясна, озеро тихо. 3. Глаза ярки, щеки красны — дети веселы и довольны. 4. Теперь она стала стройнееи ещё красивее. 5. Сварили варенье из ревеня. 6. Мне нравится писать разными старинными шрифтами. 7. Все средства исчерпал, не переспорил! 8. Купим ветчинную и языковую колбасу. 9. Когда же он позвонит? 10. Откупори шампанского бутылку да перечти “Женитьбу Фигаро” (А. С. Пушкин).



9. Образуйте глаголы от следующих прилагательных, например: глубокий — углубить. Поставьте ударения.

Сугубый, прочный, крепкий, легкий, тонкий, бодрый, острый.

Сугубый – усугубить; прочный – упрочить; крепкий – укрепить; лёгкий – облегчить; тонкий – утончить; бодрый – ободрить; острый – обострить.

10.Согласуйте прилагательные, данные в скобках, с существительными; поставьте ударения в выделенных словах.

Наш район очень удобный. Рядом метро, универсам. Продукты можно дешевле купить на оптовом рынке. Я в кулинарии напротив иной раз салаты покупаю, с тортами на праздник возиться некогда: сама знаешь, как я занята. А муж любит в пиццерию в воскресенье ходить. (Современный) кафе-бар есть, потанцевать можно. Колледж недавно открылся. Поликлиника рядом: флюорографию пройти, УЗИ (бесплатный).

11. Произнесите правильно следующие слова и словосочетания.

Агрессия /аг´рэсия/, богатый /ба´гатый/, богатырь /бага´тырь/, с Богом /з ´богам/, Бог с тобой /´бох с та´бой/, благодарить /благада´рить/, взглянуть /взгли´нуть/, восторг /вас´торк/, ничего /ничи´во/, бухгалтер /бу´галтир/, некого /´некава/, игровой /игра´вой/, главное /´главнайи/, говорить /гава´рить/, сегодняшний /си´воднишний/, завтрашнего /´зафтрашний/, итого /ито´во/, мягче /´мякчи/, господин /гаспа´дин/, ага /а´ХГа/, Господь с тобою /гас´подзь та´бою/, Господи /´ХГоспади/, легче легкого /´лекчи ´лёхкава/.

12. Произнесите правильно слова.

Мелочный /´мелачный/, чулочный /чу´лочный/, выборочный /´выбарачный/, булочная /´булашная/, бутылочный /бу´тылачный/, елочный /ёлачный/, горчичный /гар´чишный/, тренировочный /трини´ровачный/, горничная /´горнишная/, гоночная /´гоначная/, достаточно /дас´таташна/, молочница /ма´лочница/, нарочно /на´рошна/, прачечная /´прачишная/, сердечный /сир´дечный/, яблочный /´яблачный/, закусочная /за´кусачная/, копеечный /ка´пеишный/, пятерочный /питёрачный/, троечник /´троишник/, порядочный /па´рядашный/, яичница /йи´ишница/, пасечник /´пасичник/.

13. Вставьте пропущенные буквы, подберите, где возможно, проверочные слова для непроизносимых согласных. Произнесите правильно слова.

Безгласность (огласить), очистки (чистить), поместный (место), сердцевина (сердце), властный (власть), корыстный (корысть), безвозмездно (возмездие), прелестный (прелесть), ровесник (весенний, весна = год жизни), участник (участие), великовозрастный (возраст), бестселлер (simply the best), жалостливый (жалость), ужасный (ужасен), совестливый (совесть), сверстник (верста, на одной версте жизни), хвастливый (хвастун), самочувствие, безмолвствовать (молва), целостный (в целости), окрестный (крест), явственный (явь).

14. Разделите слова на две группы — с твердым и мягким произношением согласных перед е.

Бартер, лейбл, мистер, террор, трек, бейдж, декан, детектив, индекс, компьютер, депрессия, паштет, пресс-конференция, интерфейс, продюсер, коттедж, девальвация, агрессия, кратер, кредо, менеджмент, одесский, бизнес, бутерброд, терапевт, форель, экспресс, энергия, модем, истеблишмент, дефляция, прессинг, термин.

Твёрдое: бартер, лейбл, мистер, трек, бейдж, декан, детектив, индекс, компьютер, интерфейс, продюсер, коттедж, агрессия, менеджмент, бизнес, форель, экспресс, энергия, модем, истеблишмет, прессинг.

Мягкое: террор, паштет, пресс-конференция, девальвация, кредо, одесский, терапевт, дефляция, термин.

15. Образуйте, где возможно, формы единственного числа имен существительных и подберите к ним определения.

Жирафы, неряхи, присоски, шинели, унты, леггинсы, клавиши, джакузи, плаксы, манжеты, туфли, джинсы, мозоли, ботфорты, рояли, рельсы, босоножки, лобби, запевалы, судьи, пожарища, домищи.

Удивительный жираф, невиданный неряха, раненая присоска, шерстяная шинель, меховой унт, обтягивающие леггинсы, поломанная клавиша, эксклюзивное джакузи, ужасный плакса, рваная манжета, потерянная туфля, модные джинсы, недостающий ботфорт, больная мозоль, старый рояль, сломанный рельс, потерянная босоножка, очередной запевала, справедливый судья, оставшееся пожарище, огромный домище.

16.Подберите прилагательные к существительным.

Какаду, кимоно, мартини, ариозо, сопрано, барбекью, шимпанзе, крупье, казино, купе, каре, безе, техно.

Разноцветный какаду, постиранное кимоно, противный мартини, грандиозное ариозо, известное сопрано, совместное барбекью, красивый шимпанзе, дипломированный крупье, похабное казино, двухместное купе, необычное каре, воздушное безе, нетрадиционное техно.

17. Подчеркните существительные общего рода и составьте с ними предложения.

Лентяй, кокетка, стрекоза, муравей, зубрила, тамада, марионетка, умница, волчица, карьера, фрейлина, патетика, горемыка, тормоз, недотепа, топ-модель.

Твоя подруга удивительная зубрила. Говорят, что наш сын типичный зубрила.

Максим просто такой недотёпа, каких поискать. Какая ты недотёпа, Маша.

Доченька, ты моя умница. Сынок наш такой умница.

Горемыка ты наш. Горемыка ты наша.

18. Раскройте скобки, согласуйте прилагательные с существительными.

1. Белые жалюзи, настенное бра, безопасный аэрозоль, подкрашивающий шампунь, душистая фейхоа, темно-красное киндзмараули, блестящие слаксы, музыкальное варьете, голубой джакузи.

2. Преобразованное СНГ, упомянутый ЦСКА, оперативное МЧС, богатые США.

3. Новый диско-клуб, сочная кура-гриль, кожаный платок-бандана, современное кафе-автомат, скоростное шоссе-магистраль, светлый шкаф-купе.

19.Выпишите в две группы слова, употребляющиеся только в единственном или во множественном числе.

Носилки, вермишель, профессура, небеса, заготовки, белила, хлопья, мрамор, дебри, хвоя, пенаты, картофель, удила, лохмотья, сапожки, санки, лыжи, перец, смех, дружба, аплодисменты.

Только единственное: вермишель, профессура, мрамор, хвоя, картофель, перец, смех, дружба.

Только множественное: носилки, белила, хлопья, дебри, пенаты, лохмотья, санки.

20. Вычеркните “лишнее” слово из каждой группы слов и объясните свой выбор.

Листва, родня, работа, профессура, крестьянство, мошкара.( не из собирательных существительных)

Черника, улыбка, рис, мед.(не еда)

Хлопоты, нелепицы, нелады, выкрутасы. (Нельзя сказать «нелад» в ед.ч.)

Воды, соли, квасы, снега. («Квасы» можно встретить как название секции в супермаркете)

Категория падежа

21. Допишите, где нужно, окончания.

Антон — круглый... сирота. 2. Чтобы салат был вкусным, выбирают спелое... авокадо. 3. С тех пор о нашем знакомце ни слуху... ни духу.... 4. В “Вишневом саде...” она играла Раневскую. 5. Итальянцы любят пасту – это такие же... спагетти с добавлением пряностей..., моллюсков..., крабов.... 6. Сделаем овощное... рагу из помидоров..., баклажанов..., положим кабачков..., цуккини.... 7. Ох, какаЯ... у тебя мозоль на ноге! 8. На некогда далекОГО... Капри теперь строятся виллы “новых русских”. 9. В горах встретились альпинистские группы марокканЦЕВ..., арабОВ..., бедуин..., грузин..., осетин..., чехОВ..., румын..., туркменОВ... 10. Наша красавица не признает обуви, кроме мокасин..., и одежды, кроме джинсОВ...

22.Составьте предложения со следующими словосочетаниями.

Бросать упреки — бросаться словами, заявить протест — заявить о протесте, жертвовать деньги — жертвовать собой; согласиться на ничью — согласиться с доводами, рассчитать время — рассчитывать на милость; верить в идеалы — верить обещанию, отразиться в стихах — отразиться на здоровье.

Ничего толкового ты не говоришь, только словами бросаешься. Не надо мне бросать упрёки, ты сам хорош.

Делегация заявила официальный протест – Я хочу заявить о своём протесте в деканат.

Я не буду жертвовать собой ради такой ерунды – Я считаю, что на это дело можно и деньгами пожертвовать.

Политик так и не согласился с доводами своего оппонента – После пяти часов игры мы так устали, что согласились на ничью.

Извините, что опоздал: я плохо рассчитал время – Ну, в такой сложной ситуации тебе остаётся только рассчитывать на милость шефа.

Мало кто сейчас верит в идеалы этой политической системы – Разве можно поверить обещанию такого безответственного человека?

Творческий дар и умения отразились в стихах этого поэта – Вредные привычки очень сильно отражаются на здоровье.

23. Составьте предложные или беспредложные словосочетания, используя слова в скобках.

Преисполнен любезностью, исполнен тревоги, наполнен решимостью, проникнут почтением (любезность, решимость, почтение, тревога); платить премиальные, плата за долги, оплатить проезд, оплата услуги (премиальные, долги, проезд, услуги); показывать умения, свидетельствовать результаты (умения, результаты); сообщить приказ, поделиться знаниями, рассказать впечатления (впечатления, знания, приказ); подтвердить свидетельские показания, утверждать невозможное (невозможное, свидетельские показания).

24.Напишите словосочетания, раскрыв скобки.

Преклоняться перед талантом, соскучиться по вас, долг перед родителями, просить участия, желать добра, беспокоиться о ребёнке, потребности в знаниях, распространяться в массы.

25. Вместо точек напишите прилагательные, данные в скобках, в краткой форме сначала мужского, а затем женского рода.

Ты нравишься людям. Ты артистичен / артистична и ... (обаятелен / обаятельна, естественен / естественна, непосредственен / непосредственна), ты способен увлечь и вдохновить. Как личность ты ... (полноценен / полноценна, самодостаточен / самодостаточна), тебе не свойственен эгоизм . Ты дашь хлеба тому, кто голоден и обогреешь того, кто бездомен . Ты не посмеешься над тем, кто (невежественен / невежественна), хотя сам (эрудирован / эрудированна). Ты … (мил / мила, воспитан / воспитана) .

26.Вставьте, где нужно, буквы вместо точек.

1. Девушка была высокой, тоненькой, милой и общительной. 2. Утро сегодня так чудесно, безветренно, солнечно. 3. Ваш успех мне кажется несомненным. 4. Девчонки, смотрите, как сегодня Кирюха наш серьезн и немногословен! 5. Свитер из кашемира мягок, тёпл, уютен. 6. Этот профессор, конечно, знающий, но слишком требователен на экзамене и суровый 7.. Вопрос, вынесенный на повестку дня, очень своевременный 8. Виноград еще совсем зелен и кисел. 9. Берег угрюмый и пустынный10. Журналист известен своими критическими публикациями.

27.Раскройте скобки, употребите, где возможно, собирательные числительные.

1.Было нас в семье семеро: трое братьев да двое сестёр. Нас-то всех трёх братьев в школу отправили, а сестрам отец дал обеим по паре ножниц да иголки с нитками — вот ваша учеба. Конечно, пять детишек маленьких нелегко поднять. Но мать уж больно хотела всех выучить. Как отец уехал на заработки, отправила обеих сестёр к тетке в село. 2. Прислали нам на квартиру двух военных. 3. Живало у нас и по трое зверят. 4. В войну он шестерых сирот приютил.

28.Отреагируйте на реплику по ситуации:

1) поставив глаголы в скобках в повелительное наклонение, например: Ребенок не дает покоя кошке (мучить/мучать). — Не мучай кошку!

1. Мне надо на вокзал – Ну, так поехали! 2. Можно посмотреть твой дневник? – Только тронь! 3. У меня грязные ботинки – Почисть их! 4. Я, наверное, переделаю брюки – Смотри не испорть! 5. Что-то у меня голова разболелась Ляг в кровать! 6. Можно здесь бросить бумагу? Не мусори! 7. Текст недостаточно хорош – Так выправь его!

2) употребив глаголы в скобках в ситуации предстоящего действия, например: Ты будешь убирать в комнате? (пылесосить). — Я не буду пылесосить, просто подмету.

1. Ты не сможешь ему приказать – Я не буду ему приказывать, я попробую его убедить. 2. И куда ты выйдешь этой дорогой? Думаю, смогу очутиться там, где есть какая-то цивилизация. 3. Долго она еще будет болеть? Думаю, скоро выздоровеет. 4. Смотри, отец выглянул в окно. Я ему помашу

29. Объясните, с какой целью авторы используют неправильные формы глаголов.

1. А принцессу мне и даром не надо — Чуду-Юду я и так победю (рифма). 2. Чуду-Юду уложил и убёг (возможно «убёг» здесь = «унёс с собой двигаясь со скоростью бега» (В. Высоцкий). 3. Которые без денег — не ездиют (чтобы приблизить читателя к тому, как свойственно говорить малообразованных слоям общества) с дамами. 4. Это я тоже допущаю. Конкретно фактически («перегрузка информации», как в знак того, что автор относится скептически к тому, о чём говорит) (М. Зощенко).

30. Подчеркните правильные формы глаголов. Если возможны варианты, подчеркните оба.

1. Мне важна пластика: как двигается/движется моя героиня. 2. Им двигает/движет чувство сострадания. 3. Снег сыплет/сыпет целый день. 4. Мороз щипет/щиплет уши. 5. От изнурительной малярии он постепенно чах/чахнул. 6. Слезы так и капают/каплют. 7. Начальство сегодня не в духе, мечет/метает громы и молнии. 8. В марте кошки на крышах мяучат/мяукают, спать не дают. 9. Дети плескаются/плещутся в бассейне, визжат. 10. Неужели ты еще колебаешься/колеблешься в выборе? 11. С вечера белье замачивается, утром стирается, полоскается/полощется. 12. Она надела еще не высохнувшие/высохшие кроссовки и пошла. 13. Пираты рыскают/рыщут по морям и океанам в поисках наживы.

31. Исправьте неправильные глагольные формы в пародии Н. Палина.

Приедь, умоляю, приехай, (приезжай)
а то — самолетом прилеть (прилети),
чтоб нам не являлась помехой
какая-нибудь гололедь.
Иль запросто, без церемоний,
ты вещи покладь (положи) в саквояж
и в поезде, в спальном вагоне,
на полку мечтательно ляжь (ляг).
А то плывь (плыви) ко мне пароходом,
причалу рукой помахай (помаши).
А нету доверия к водам —
сюда на Пегасе скакай (скачи).
Приедь (приезжай), ты не станешь обузой!
Приедь (приезжай), я зальюсь, как щегол!
Приедь (приезжай), долгожданная муза,
уж стынет мой жгучий глагол...

32. Исправьте текст с “невезучими” словами, которые в разговорной речи постоянно употребляются с ошибками.

Пойдешь за молоком — возьми бидончик, не забудь закрыть крыжечкой. Да не ездий (езди) на транвае и не иди по переулку: там, типа, ремонт — асфальт сняли. Подморозило, одень (надень) шарф и смотри не подскользнись. Да, кстати, телефон работает, уже всё оплочено (оплачено). Что ты там лазиешь (лазишь)? Деньги в кошельке, вперемежку с талончиками... Мне идти к (ко) врачу буквально на днях. Ой, ты не подскочишь (заскочишь) в поликлинику, не попросишь еще направление на анализ? Короче (В общем), скажешь тете Маше в регистратуре, что я еще достаточно не здорова (недостаточно здорова), но уже как бы иду на поправку. Предавай ей привет. Днями (Днём) к ней зайду, ближе к вечеру, где-то в районе 6 часов. Ну, давай, приходи скорей, бывай (будь) здорова.

33.Определите, по смыслу или грамматически согласуются подлежащие со сказуемыми. Исправьте, если нужно, предложения.

1. Свежесть, откровенность, экспрессия разговорной речи вполне соответствует (соответствуют) вкусам общества. 2. Большинство жаргонных словечек приходит(прихоядт) из криминальной среды. 3. Множество заимствованных слов стало широко употребительным(употребляться) в общенародной речи. 4. Молодежный жаргон проникает на страницы серьезных газет: “Сколько людей день-деньской тусуется на рынках столицы!”. 5. Нередко отец с сыном не понимают друг друга, буквально говорит(говорят) на разных языках! 6. Уходит культура слова, традиции воспитания. 7. Много лингвистов, социологов, культурологов сейчас занимается проблемами русской речи.

34. Выберите подходящую форму согласования сказуемого с подлежащим, объясните свой выбор.

1. И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходит ясных (числительное лишено признаков числа) (А. С. Пушкин). 2. Более десяти человек одновременно бросились в воду спасать людей (субъект выполняет активное действие). 3. Руководство телевидения в конце концов обратилось в суд Москвы (собирательное существительное). 4. В честь победы вечером прозвучало/прозвучали 25 залпов салюта (оба варианта возможны: «прозвучали» 25 запланированных залпов / «прозвучало» 25 залпов один из вариантов выражения почтения). 5. Двадцать один студент на курсе сдали экзамены на “отлично” (числительное на «один», но активность действия). 6. Любопытство, а не такт руководило вашим поведением (только существительное «любопытство» выполняет действие). 7. На дачах зверьё служило забавой детишкам, а осенью оказалось никому не нужным (собирательное существительное). 8. “Из рук в руки” помещает бесплатные объявления (согласование со словом «газета»). 9. Примерно треть прихожан принимает участие в ремонте старой церкви (приблизительное количество). 10. Никто из сестер, даже старшая, не знал о случившемся (никто здесь = «ни один из членов данной группы»). 11. Никогда не забудут ужасов войны те, кто пережили ее («те» множественного числа). 12. Десятка два горцев вышли через перевал к границе (активное действие подлежащего). 13. Множество вариантов было мной просчитано/просчитаны (оба варианта возможны, «просчитано» если в общем смысле, «просчитаны» если есть смысловой акценты на «МНОЙ»), и ни один меня не удовлетворил. 14. Несколько цветков на подоконнике в мое отсутствие засохло (местоимение, обозначающее неопределённое количество). 15. Понаехала тут в столицу лимита со всего бывшего Союза! (собирательное существительное) 16. На вокзале никого не было, только сидела в углу мать с ребенком, и каких-то двое военных стояли у расписания (числительные типа «двое, трое»).

35.Найдите ошибки, связанные с выбором падежа или предлога, с пропуском предлога, исправьте предложения.

1. Открыт счет по заказным расправам. 2. Вот во что проблема уперлась. 3. Согласно решению суда наша квартира признана непригодной к жилью. 4. В первый год приезда вынужденные переселенцы жили у знакомых. 5. Мы копим и сами распоряжаемся своими деньгами. 6. Я хотела бы попасть на конкурс. 7. По причине гриппа в нашем институте в настоящее время не посещает занятия 40% студентов.

36.Используя данные словосочетания, составьте предложения, не допуская в них “нанизывания” падежей, например: Получение результатов, результаты анализа, анализ крови. – Мы получили результаты анализа крови.

1. Награжден медалью, награжден генералом. Он был награждён медалью из рук самого генерала. 2. Встречен болельщиками, встречен овацией. Его болельщики встретили его овацией. 3. Недомогание от прививки, прививка от вируса. Прививка от вируса стала причиной его недомогания. 4. Остановиться на проблеме, проблеме влияния, влияния отходов, отходов производства, влияния на окружающую среду. Сегодня мы остановимся на проблеме, которую можно охарактеризовать как «влияние отходов производства на окружающую среду». 5. Отказ от участия, участия в олимпиаде, участия в команде, команда от школы. Команда от нашей школы заявила о своём отказе участвовать в олимпиаде, предполагающей участие нашей школы в более крупной команде из других школ.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.