Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные принципы диалектики.





Диалектика (1,2).

1. Понятие диалектики. Диалектика и метафизика.

2. История диалектики.

3. Основные принципы диалектики.

4. Понятие закона. Законы диалектики и законы частных наук.

5. Основные законы диалектики.

6. Основные категории диалектики.

7. Методологическое значение законов и категорий диалектики для медицинского познания.

 

Понятие диалектики. Диалектика и метафизика.

диалектика – это учение о всеобщих связях и закономерностях развития природы, общества и мышления, а также основанный на этом учении метод познания. С точки зрения диалектического подхода, все предметы, явления и процессы рассматриваются как взаимосвязанные, находящиеся в состоянии постоянного изменения, развития, а источником развития признается присущая им внутренняя противоречивость.

В переводе с древнегреческого понятие «диалектика» означает «диалог», «искусство вести беседу». Такое понимание восходит к философии Сократа,который рассматривал диалектику как искусство вести диалог, целью которого является достижение истины путем столкновения противоположных мнений. Метод диалектики он назвал майевтикой (повивальным искусством), т.к. с его помощью в процессе беседы рождается истина.



Диалектика выступает одновременно как теория и как метод. Задача теории – объяснить мир, задача метода – сформулировать принципы познавательной деятельности. Между теорией и методом существует тесная взаимосвязь: метод служит для разработки теории, теория является необходимым условием создания метода. диалектика как философская теория – это система знаний об объективной реальности, где все явления материального и духовного бытия во взаимосвязаны и взаимообусловленны, находятся в непрерывном изменении и развитии. диалектика как метод познания является способом осмысления действительности во всех ее проявлениях: природы, общества и самого мышления, - основанном на диалектических принципах.

В истории философии также сложился подход к пониманию бытия, противоположный диалектическому, – метафизический.Метафизический подход, не отрицая движение и развитие, видит источник развития во внешних влияниях и взаимодействиях, а его содержание сводит к количественным изменениям.



Метафизика также выступает как теория и как метод. Термин «метафизика» (греч. «после физики») был введен последователями Аристотеля и обозначал учение о высших, надприродных началах бытия, недоступных органам чувств и постигаемых лишь разумом. В религиозной философии понятие «метафизика» нередко употребляется в значении «онтология» (*метафизика всеединства В.Соловьева). Метафизика как метод тоже начал формироваться в античности. К трудам Парменида и Зенона восходят попытки рассматривать бытие как неподвижное и неделимое. Но особое распространение метафизический метод получил в философии Нового времени, когда под влиянием математики и механики отдельные составные части бытия, явления и процессы рассматривались в их обособленности, вне общих взаимосвязей и процессов развития.

Метафизический подход отличается односторонностью, приводит к формированию статичной и умозрительной картины мира.

 

 

История диалектики.

Диалектика как теория и метод познания в своем историческом развитии прошла несколько этапов.

Основные исторические формы диалектики:

1. Наивная, или стихийная диалектика античности.

Получила наиболее яркое выражение в философии Гераклита. Он впервые попытался показать мир в его непрерывном изменении, обусловленном борьбой противоположных начал. Он считал, что все существующее постоянно переходит из одного состояния в другое («Все течет, все изменяется»). Единый общий закон развития, по Гераклиту, - борьба противоположностей (*холодное – теплое, сухое – влажное, бытие – небытие). В то же время он утверждал, что все «изменяясь, покоится», что привело его к выводу о единстве изменчивости и устойчивости мира, что обусловливает его целостность. Диалектику античности принято характеризовать как наивную, илистихийную,т.к. ее положения и выводы не являются научно обоснованными, а имеют созерцательный характер, опираются на непосредственные наблюдения за стихийными явлениями.



2. умозрительная диалектика Средних веков.

В философии Августина Аврелия диалектика была основана на представлении о единстве двух противоположных миров – небесного, божественного (вечного и неизменного) и земного, природного (изменчивого и преходящего). в Средневековой схоластике (Ф.Аквинский) диалектика понималась как способ мышления, основанный на единстве двух противоположных способов познания – веры и разума, при котором средствами разума обосновываются идеи, принятые на веру.

Диалектика эпохи Возрождения как учение о противоположностях.

Представлена в философии Н.Кузанского и Дж.Бруно. Развивая принцип пантеизма, Н.Кузанский утверждал единство Бога и мира: все бесконечное многообразие природного и человеческого мира представляет собой божественное проявление. На основании этого Кузанский пришел к мысли о том, что Бог представляет собой единство противоположностей: абсолютного максимума и минимума (конкретной вещи), причины и следствия (творящего и сотворенного), бесконечного и конечного. Принцип единства противоположностей он распространил на реальный природный мир. Природный мир рассматривался живой организм, все части которого находятся в общей взаимосвязи и существуют в постоянном движении, развитии.

Дж.Бруно утверждал существование единой Божественной субстанции, которая является источником множества разнообразных вещей и причиной единства противоположностей. В Боге совпадают телесное и духовное, целое и часть, материя и форма, объективное и субъективное и т.д. При этом одна противоположность всегда есть начало другой: уничтожение – начало возникновения, возникновение – уничтожения, любовь – начало ненависти и наоборот, яды могут служить лекарством, а лекарства – ядом и т.д.

Идеалистическая диалектика Г.Гегеля (немецкая классическая философия).

Г.Гегель выступил систематизатором диалектических взглядов, разработал диалектику как универсальную теорию и всеобщий метод познания, противопоставил диалектический подход метафизическому, сформулировал основные принципы, категории и законы диалектики. В системе Гегеля весь материальный и духовный мир был представлен в виде процесса, т.е. в непрерывном движении, изменении и развитии, внутренней причиной которого является борьба противоположных начал. Однако Гегель объяснял диалектику с позиций объективного идеализма: развитие мира рассматривалось им как ступени саморазвития духовного начала – абсолютной идеи.

5. Материалистическая диалектика (марксизм).

К.Маркс и Ф.Энгельс увидели в философии Г.Гегеля противоречие между диалектическим методом и идеалистической системой и разработали материалистическую диалектику. Диалектика становится наукой, изучающей наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления.

учение Г.Гегеля послужило важнейшим теоретическим источником материалистической диалектики. Естественнонаучным основанием диалектико-материалистического осмыслении мира явились величайшие научные открытия XIX в.: закон сохранения и превращения энергии (Майер, Ломоносов) свидетельствовал о взаимосвязи и взаимопереходе различных форм движения материи; открытие клеточного строения живых организмов (Шлейден и Шванн) указывало на единство органического мира; эволюционная теория (Дарвин) обосновывала, что мир находится в состоянии непрерывного изменения и развития.

 

Основные принципы диалектики.

Принцип (лат. «основа, первоначало») – основное правило, которое распространяется на все явления данной области и служит руководством в познавательной деятельности.

1) Принцип всеобщей связи и взаимообусловленности является объективным отражением организованности мира. Согласно этому принципу, все предметы, явления и процессы бытия находятся в разнообразных связях между собой. Эта связь носит всеобщий характер: любые предметы и явления – звенья цепи, объединяющей все существующее в мире в единое целое (Г Лейбниц: «Вселенная – океан, малейшее движение в котором отзывается в самой отдаленной его точке»).

Понятие«связь» обозначает универсальную многообразную зависимость между предметами и явлениями, которые находятся в различных отношениях друг к другу.

Выделяются различные виды связей: внутренние и внешние, существенные и несущественные, непосредственные и опосредованные, пространственные, временные, причинно-следственные и т.д.

Кроме того, в зависимости от уровня организации материи выделяют следующие типы связей:

-в неорганической природе: механические, химические, физические, - которые предполагают связь либо путем непосредственного контакта, либо через различные поля;

-в живой природе существуют биологические связи, которые выражаются во внутриорганизменных, внутривидовых, межвидовых отношениях, а также в отношениях с внешней средой;

-в общественной жизни выделяют материально-производственные, классовые, национальные, государственные, семейные, межличностные и др. связи.

Среди различных видов связей особое место занимают взаимодействия. Взаимодействием называется такая связь, которая возникает в результате воздействия предметов и явлений друг на друга и вызывает их взаимные изменения. Особая роль взаимодействий объясняется тем, что сущность объекта и его свойства могут проявиться только во взаимодействии с другими объектами. (*электромагнитные взаимодействия между ядром и электронами создает структуру атома; *органический мир есть результат энергетических и информационных взаимодействий на различных уровнях – клеточном, организменном, видовом, популяционном, биоценозном; *общество есть результат различных видов взаимодействия между людьми и социальными общностями).

2) Принцип развития основан на положении о движении материи как способе ее существования. Развитие – необратимое, определенно направленное закономерное изменение материальных и идеальных объектов, приводящее к возникновению нового качества.

Признаки развития:

-необратимость - невозможность возвращения к пройденным состояниям;

-определенная направленность означает, что в процессе развития постепенно накапливаются изменения, определяемые внутренними противоречиями, а также характером взаимодействия данного объекта с окружающим миром. По своей направленности развитие может быть прогрессивным и регрессивным;

-закономерность означает, что взаимодействия, которые лежат в основе развития, носят не случайный, а необходимый характер;

-саморазвитие означает, что источник развития находится внутри самого объекта, заключается в присущих ему противоречиях;

-качественное изменение означает, что результатом развития является появление нового качества, которое, в свою очередь, становится исходным моментом последующего развития.

3) Принцип историзмаозначает выявление и исследование основных этапов процесса развития объекта, утверждает, что настоящее состояние определяется прошлым и позволяет предвидеть тенденции дальнейших изменений. Принцип историзма учитывает связь явлений с порождающими их условиями, утверждает преемственность в развитии, предполагает выявление закономерных связей между стадиями развития объекта, т.е. исследует не только историю, но и логику развития.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.