Субъективная диалектика выступает как логика и гносеология.
Тема: Диалектика и ее альтернативы (2 часа)
1. Исторические формы диалектики
2. Диалектика и метафизика в истории философии
3. Материалистическая диалектика как система принципов, законов и категорий
4. Значение диалектики в познании и медицинской практике
Древние мыслители: космос совмещает в себе противоположности покоя и изменения.
Гераклит: мир есть процесс, природа представляет непрерывный поток изменений.
Зенон: понятие «движение» противоречиво, жизнь языка отлична от жизни предметов (апории).
Термин «диалектика» впервые применил Сократкак искусство вести диалог с целью достижения истины путем противоборства мнений. Он разработал специальный метод, состоящий из пяти частей:
1) принцип сомнения («я знаю, что я ничего не знаю»);
2) ирония (выявление противоречий);
3) майевтика (преодоление противоречия и получение предварительного ответа на вопрос);
4) индукция (отыскание эмпирических фактов);
5) дефиниция (окончательное определение искомого понятия).
Платонпредставил диалектику как метод анализа и синтеза понятий.
Аристотель создал систему логики, главную задачу которой видел в установлении правил получения достоверных выводов из определенных посылок.
Стоикиразделили логику на:
· риторику(науку хорошо говорить при помощи связных суждений) и
· диалектику(науку правильно спорить при помощи рассуждений).
В античной философии диалектика трактовалась как метод правильного мышления, способ обретения истинного знания.
Греческая философия основывалась на концепции круговорота, согласно которой в мире все подвержено циклическим возвратным изменениям.
Особенностями античной диалектики являются:
· стихийно-наивный характер (отсутствие целостной теории, несистематизированность);
· доминирование духовной культуры (сферы идей, теоретического знания).
В средние века диалектика переносится в сферу теологии и развивается как искусство спора. В христианском мировоззрении формируется представление о направленности во времени (жизнь есть ожидание пришествия спасителя, она развернута от прошлого в будущее).
В эпоху Возрождения идеи диалектики развивались в учении о вечном движении, о совпадении противоположностей Н. Кузанского и Дж. Бруно.
В философии Нового временисделан важный шаг к идее развития мира.
Р. Декарт развивал идею о неоднородности пространства, о развитии применительно к космологии.
Б. Спинозаввел диалектическое понимание природы (субстанции) как «причины самой себя».
Французские просветители Ф. Вольтер и Ж.-Ж. Руссовыдвинули идею исторического развития, включающего этапы революционных преобразований.
Ж. Кондорсе дополнил эти взгляды учением о непрерывном прогрессе как преобладающей форме общественного развития.
Немецкая классическая философия подняла статус диалектики до уровня научно-рационального философского метода.
И. Кант исследовал проблему противоречий (антиномий) как результата деятельности разума. Вывод Канта о том, что разум не может мыслить без противоречий мир как целое, сыграл значительную роль в становлении теоретической диалектики.
Г.В.Ф. Гегель разработал целостную концепцию развития с позиций объективного идеализма, систематизировал понятийный аппарат диалектики, выделил ряд закономерностей и принципов диалектики (универсальной связи явлений, единства противоположностей и развития через диалектическое отрицание).
Гегель доказывал относительное единство диалектики, логики и теории познания, проводил мысль о трех законах диалектики, поставил вопрос о единстве логического и исторического.
Гегель впервые трактует диалектику как универсальный метод мышления, базирующийся на идеях развития и противоречивости бытия и противоположный догматической ориентации прежней метафизики.
Материалистическая диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин) синтезировала диалектику и материализм, устранила противоречие между гегелевским диалектическим методом и его идеалистической системой, подвела под диалектику культурно-исторический и конкретно-научный фундамент.
«Мой диалектический метод, – писал Маркс,отличен от гегелевского, является его прямой противоположностью … идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».
Развивая материалистическую диалектику, В.И. Ленин в работе «К вопросу о диалектике» выделил проблему источника движения, единство и борьбу противоположностей как суть диалектики. Ленин развивал диалектику применительно к политике.
Материалистическая диалектика выступает во взаимосвязанных формах – объективнойи субъективной, т.е. в виде диалектики развития самого объекта, а также ее отражения в сознании познающего субъекта.
Субъективная диалектика выступает как логика и гносеология.
Таким образом, диалектика – наука «о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления». Диалектика есть всеобщая теория бытия и метод его познания, основанный на принципах развития и взаимосвязи.
Исторически сложились два альтернативных способа философского понимания связей и развития: диалектика иметафизика.
Метафизика – философское учение о началах бытия, которые представляются как неподвижные идеи или неизменные субстанции. Такому методу мышления Гегель противопоставил диалектику как «постижение противоположностей в их единстве» и определил метафизику как антидиалектику.
Метафизика как философский метод противоположна диалектике. Особенностью метафизического способа мышления является односторонность, абстрактность, абсолютизация того или иного момента в составе целого.
Диалектика и метафизика по-разному отвечают на основные мировоззренческие вопросы, связанные с проблемой развития:
· вопрос об источнике (причине) развития;
· вопрос о характере и механизме развития;
· вопрос об общей форме (структуре) и направленности развития.
Согласно диалектической концепции:
· источник (причина) развития – внутренняя противоречивость системы;
· развитие есть единство непрерывных количественных и прерывных качественных изменений системы;
· развитие совершается в форме спирали, преобладающее направление в развитии – прогрессивное.
Согласно метафизической концепции:
· источник (причина) развития – механический толчок извне или Бог;
· развитие есть постоянный, непрерывный количественный рост системы без качественных скачков («дурная бесконечность»);
· развитие – это движение системы по кругу, возврат к старому.
Для классической метафизики (XVII-XIX вв.) характерно:
· отрицание всеобщей связи и развития;
· отсутствие целостного (системного) взгляда на мир;
· убеждение в завершенности всех мировых связей;
· мышление по принципу “или-или”, “да-нет”.
“Новая” метафизика (со второй половины XIX в.) признает связи и развитие в связи с достижениями науки и общественной практики. Однако в своих различных вариантах истолковывает развитие как:
· количественные изменения («плоский эволюционизм»);
· качественные изменения, цепь скачков («катастрофизм»);
· монотонное повторение со строго линейной направленностью;
· движение по кругу, без возникновения нового;
· движение, из которого изымается его сущность – противоречие;
· сплошной прогресс без сопровождающих его «попятных» движений;
· постоянный регресс.
Разновидности метафизики:
· догматизм (отрицает принцип развития и зависимость истины от условий, места и времени);
· релятивизм(от лат. relativus – относительный, абсолютизирует момент изменчивости);
· эклектика(формальное сочетание различных признаков предмета без выяснения их подлинной взаимосвязи и выделения среди этих признаков главного, определяющего, это соединение различных противоположных взглядов, идей, принципов и теорий);
· софистика(от греч. – умение хитроумно вести словесные состязания, сознательное использование для доказательства тех или иных положений доводов, которые по форме выглядят как правильные, а по существу являются заведомо ложными; основным приемом софистики является использование софизмов).
Диалектика – такое понимание мира и такой способ мышления, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в изменении и развитии.
Объективная диалектика – это диалектика самого развивающегося мира (неживой и живой природы, общества).
Субъективная диалектика – это диалектика мышления. Субъективная диалектика субъективна по форме, по содержанию она тождественна объективной диалектике и является ее отражением.
Диалектика – это и теория, и всеобщая методология, и метод мышления, в котором реализуется эта методология. Можно говорить о совпадении диалектики, логики и теории познания.
Диалектика структурно подразделяется на принципы, законы и категории.
Принципы отражают:
· фундаментальные основания бытия и познания;
· имеют статус философских аксиом;
· задают начальные условия познанию;
· обусловливают его характер;
· лежат в основе законов и категорий диалектики;
· придают знанию системность и целостность;
· в познании и практике выполняют нормативную функцию.
Принципы диалектики:
· принцип связи;
· принцип развития.
Связь явлений (такое отношение между двумя процессами, при котором изменение в одном объекте сопровождается изменениями в другом), имеет универсальный характер.
Смысл принципа связи состоит в утверждении и обосновании тезиса: «все в этом мире со всем взаимосвязано».
Содержание данного принципа подтверждается существованием различных уровней связи (между объектами и системами неорганической природы, органической природы, общества).
Смысл принципа развития состоит в обосновании и доказательстве тезиса: мир как совокупность его объектов находится в постоянном движении, становлении и развитии(например, эволюция форм отражения, антропосоциогенез).
Закон – это объективная, всеобщая, необходимая и существенная связь явлений и предметов, характеризующаяся устойчивостью и повторяемостью.
Законы диалектики универсальны, имеют неограниченную область проявления, фиксируют такие отношения и связи между явлениями, которые присущи миру в целом и отдельным его сторонам и объектам.
Основные законы диалектики:
· закон единства и борьбы (взаимодействия) противоположностей;
· закон взаимного перехода количественных и качественных изменений;
· закон отрицания отрицания.
Закон единства и борьбы противоположностей отвечает на вопрос об источнике, причине развития («почему происходит развитие?»).
Закон утверждает, что основным источником развития явлений служат их внутренние противоречия.
В связи с достижениями синергетики этот закон нуждается в корректировке: у сложных самоорганизующихся систем источником развития выступают прежде всего согласованные, кооперативные взаимодействия между элементами системы, а не противоречия между ними.
Содержание данного закона раскрывается через категории «противоположность», «противоречие», «единство противоположностей», «борьба противоположностей», «тождество», «различие».
Противоположности – это основные стороны, тенденции предмета (процесса), взаимодействие которых выражает глубинную суть предметов и являются источником развития.
Например, в неорганической природе: вещество и поле, частицы и античастицы, притяжение и отталкивание; в живой природе: ассимиляция и диссимиляция, наследственность и изменчивость; в обществе: производительные силы и производственные отношения, базис и надстройка, сознательность и стихийность; в познании: анализ и синтез, индукция и дедукция, чувства и разум.
Противоречие – подвижное отношение между противоположностями. Во взаимодействии противоположностей одна из сторон выполняет функцию сохранения существующего противоречия, другая – его упразднения. В динамике противоположностей эти функции меняются местами.
Например, на начальном этапе любой формации производственные отношения, соответствующие производительным силам, играют стимулирующую роль в развитии последних, затем превращаются тормоз для их развития.
Типы противоречий:
· основные(характеризуют саму сущность предмета) и неосновные(между взаимосвязанными явлениями);
· внутренние(взаимодействие противоположных сторон данного предмета) и внешние(отношения предмета с окружающей его средой);
· антагонистические(непримиримая враждебность интересов) и неантагонистические(общность коренных интересов).
Антагонистические противоречия преодолеваются:
1) их овладением путем применения в социальных действиях метода соединения противоположностей;
2) устранением одной из сторон мерами экономического и политического характера, включающими в необходимых случаях применение насилия государственными органами.
Единство противоположностей – отношение совпадения, тождества между противоположными сторонами.
Борьба противоположностей – противоречивое отношение между противоположными сторонами, тенденциями, взятое в движении.
Этапы взаимодействия сторон целого по Гегелю:
· тождество;
· различие;
· противоположность;
· собственно противоречие.
Марксмежду тождеством и различием дополнительно поместил категорию «двойного существования»(переходное состояние объекта).
Этапы взаимодействия сторон целого (тождество, двойное существование, различие, противоположность и собственно противоречие) вызывают состояние
· гармонии;
· дисгармонии;
· конфликта противоположностей.
Гармония связана с взаимоукреплением сторон, где каждая способствует более полному раскрытию возможностей другой стороны и системы в целом (динамизм, пластичность, устойчивость, надежность системы).
Дисгармония связана с расшатыванием общих структур, с развитием одной из сторон за счет другой. Характеризуется появлением, углублением и обострением взаимоотношений между противоположностями, преобладанием разнонаправленности и взаимоотрицания.
Конфликткак высшая ступень противоречия свидетельствует о несовместимости противоположностей в рамках определенного объекта или процесса и ведет к отмиранию старого и возникновению нового объекта или процесса.
С точки зрения классической диалектики борьба противоположностей абсолютна, а единство относительно.
В борьбе противоположностей выражен стимул к изменению системы, а в единстве заключена основа ее устойчивости.
Интеграционные мировые процессы поднимают значение единства противоположностей, а сохраняющаяся дифференциация – борьбы противоположностей.
Закон взаимного перехода количественных и качественных измененийвскрывает характер, механизм развития («как происходит развитие?»).
Содержание данного закона раскрывается через категории «качество», «количество», «свойство», «мера», «скачок».
Качество– категория, выражающая относительную устойчивость предметов и явлений.
Качество обнаруживает определенность объекта через совокупность его свойств.
Качество выражает то общее, что характерно для однородных объектов, и одновременно специфику данного конкретного образования.
Количество – категория, характеризующая темпы протекания процессов, подвижность и изменчивость вещей, степень развития или интенсивности свойств объектов или процессов.
Количество измеряется средствами математического знания (число, величина).
В процессе развития количественные изменения на известной ступени переходят в качественные различия, а новые качества порождают новые возможности и интервалы количественных изменений (например, переходы воды из одного агрегатного состояния в другое при изменении температуры).
Мера– это интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета.
Мера выражает относительную устойчивость объектов.
Качественное преобразование выступает как переход от одного устойчивого состояния системы к другому.
Излишнее количество приводит систему к потере ряда возможностей, она становится аритмичной, порождает безмерность.
Скачок– это переход количественных изменений в качественные или переход из одного количественного состояния в другое (в результате превышения меры).
Скачок означает:
· перерыв постепенности, непрерывности количественных изменений прежнего явления;
· превращение в противоположность, «насыщенность» противоречиями, их разрешение;
· момент развития с удержанием положительного содержания отрицаемого («снятие»).
Закон отрицания отрицания вскрывает направление и форму, структуру процесса развития («куда направлено развитие и в какой форме оно осуществляется?»).
Содержание данного закона раскрывается с помощью категории «диалектическое отрицание».
Диалектическое отрицание – категория, отражающая закономерный процесс перехода явления в иное качественное состояние вследствие развития его противоречий.
Диалектическое отрицание включает в себя триединый процесс:
1. деструкцию прежнего (разрушение, преодоление);
2. кумуляцию (частичное сохранение прежнего, преемственность, трансляцию);
3. конструкцию (созидание нового).
Деструкция обеспечивает почву для следующей фазы того или иного процесса.
Без кумуляции процесс всякий раз возвращался бы к исходной точке.
Нарастание же процесса требует конструкции.
Например:
· разрушение командно-административной системы;
· сохранение традиций патриотизма и интернационализма, профессионализм кадров;
· внедрение новейших технологий в планово-рыночное хозяйствование, сочетание экономических, социальных и экологических регуляторов.
Закон говорит о том, что любое развитие есть, с одной стороны, движение явлений вперед, к новым качествам, а с другой – повторение на новой основе отдельных свойств прежних качеств (характеризуется преемственностью, возвратом якобы к старому, развитием по спирали).
Преемственность (сохранение старого в новом) выражается в том, что:
1. старое качество продолжает существовать наряду с новым, более высоким по своему типу, как необходимое условие его бытия;
2. сохранение низших форм организации материи в высших;
3. отдельные звенья кругооборота как отрицания отрицания есть метаморфозы (изменения), которые происходят с данной сущностью в процессе ее функционирования;
4. сохранение приобретений предшествующего периода в «снятом», т.е. преобразованном виде.
Спиралевидная форма развития означает сочетание цикличности, относительной повторяемости и поступательности.
Схематично данный закон можно представить в виде триады:
«тезис – антитезис – синтез» (утверждение – отрицание этого утверждения – отрицание отрицания, т.е. снятие противоположностей).
Гегель дал ей название «отрицание отрицания».
Неосновные законы диалектики – это законы между парными диалектическими категориями:
· закон единичного и общего (всякое общее реализуется в единичных свойствах и связях развивающегося явления);
· закон необходимости и случайности (необходимость проявляется в развитии явлений через случайности и дополняется ими; вместе с тем синергетика установила, что и случайность способна порождать новую необходимость (закон));
· закон содержания и формы (содержание явления определяет форму его развития, которая способна влиять на данный процесс);
· закон причины и следствия (свойства и связи развивающегося явления есть следствие определенных причин);
· закон возможности и действительности (развитие явления есть превращение присущих ему возможностей в новую действительность с новыми возможностями);
· закон сущности и явления (в свойствах и связях развивающегося явления раскрывается его сущность);
· закон части и целого (развивающееся явление есть целостное взаимодействие своих частей).
Категории диалектики – всеобщие нормативы познавательно-мировоззренческого отношения человека к действительности, отражают объективный мир, выполняют логико-организующую и интегрирующую функции в научном познании, являются ориентирами познания и практики.
Относительная устойчивость бытия (структурно-функциональное единство предметов и бытия в целом в пространстве) отражается в следующих категориях:
· «единичное-особенное-общее»;
· «многое-единое»;
· «сходство-различие»;
· «качество-количество»;
· «простое-сложное»;
· «часть-целое»;
· «системность», «структурность»;
· «конечное-бесконечное»;
· «форма-содержание».
Изменчивость бытия (становление и превращение вещей, движение и развитие объектов во времени) отражается в следующих категориях:
· «причина-следствие»;
· «случайность-необходимость»;
· «возможность-действительность»;
· «явление-сущность».
Функции диалектики:
· мировоззренческая;
· логическая;
· методологическая;
· оценочно-социальная.
Материалистическая диалектика функционируют в мышлении человека как всеобщая теория развития бытия и философский метод его познания.
Все предметы познания диалектика считает постоянно изменяющимися, а знания о них – преимущественно относительными, требующими учета конкретного контекста познания.
В арсенале современной диалектики все чаще используются идеи диалога, сотрудничества, коммуникативного действия, ненасилия, взаимопонимания.
Значение закона единства и борьбы противоположностей в познании характеризуется двумя аспектами:
1) противоречие является источником развития;
2) противоречие выступает методологическим принципом научного познания.
Значение закона взаимного перехода количественных и качественных изменений в познании заключается в том, что в процессе познания количественные изменения предшествуют качественным, познание идет от явления к сущности, от эмпирического знания к теоретическому.
Закон отрицания отрицания в познании действует как принципотрицания, выполняет две функции:
1) нормативную (разрешение диалектических противоречий должно осуществляться в форме синтеза противоположностей);
2) стратегическую (развитие познания должно осуществляться от относительной истины к абсолютной).
Основные свойства принципа отрицания конкретизируются в следующих методологических принципах:
1) принципе фальсификации;
2) принципе преемственности;
3) принципе соответствия.
Например, по мере развития научного познания старая теория не отбрасывается полностью новой. Между ними устанавливается определенное соответствие: новая, более общая теория содержит в себе старую как частный случай.
В индивидуальном познании закон отрицания отрицания проявляется в повторении пройденного.
Учет многообразных конкретных форм проявления, способов и типов реального отрицания в природе и обществе.
Конкретный анализ явлений, правильная оценка всего того положительного в них, что должно удерживаться, а также выявление сторон, свойств, черт, которые не могут быть взяты в новое качественное состояние, а должны быть отвергнуты.
Современная философия является методологическим фундаментом медицинского знания, позволяет объединить частные исследования и системно применить их к изучению человека.
Учет сложной диалектики части и целого, общего и локального, единства и борьбы противоположностей позволяет, применяя диалектический метод в медицине, комплексно подойти к проблемам болезни, лечения, профилактики и реабилитации как к сложным, противоречивым и взаимозависимым процессам.
В работе практического врача применение диалектического метода является основой разработки правильной тактики лечения. Врач должен руководствоваться основными положениями теории систем, рассматривать болезнь как структурно-функциональный системный процесс. Принципы структурности в медицине реализуются как принципы единства морфологии и физиологии в теории патологии.
Лечение и излечение – это синергетические процессы, при которых в самом человеке обнаруживаются скрытые установки на здоровое будущее.
Характерным примером использования идей синергетики в медицине становится исследование процессов взаимодействия частей человеческого организма с геокосмическими факторами.
Геокосмические системы и человек представляют собой открытые, т.е. взаимодействующие и обменивающиеся веществом и энергией с внешней средой системы.
Комплекс геокосмических факторов способен влиять на систему человеческого организма: среднемесячные суммы корреляции лейкограмм, электролитный баланса, ферментного статуса крови соответственны, связаны со среднемесячной динамикой космических лучей.
Биологические системы имеют свойства экстренной самоорганизации и динамической приспособляемости к изменениям факторов среды. Возникающий хаос компенсируется процессом самоорганизации, упорядочивающим систему.
Таким образом, синергетика – способ познания, понимания и лечения человека как психосоматического существа. Она тесно связана с диалектикой и теорией систем, пользуется их категориальным аппаратом, рассматривая проблемы эволюции, системности, взаимодействия, а также факторы случайности, необходимости и действительности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|