Сделай Сам Свою Работу на 5

Субъективная диалектика выступает как логика и гносеология.





Тема: Диалектика и ее альтернативы (2 часа)

 

1. Исторические формы диалектики

2. Диалектика и метафизика в истории философии

3. Материалистическая диалектика как система принципов, законов и категорий

4. Значение диалектики в познании и медицинской практике

 

Древние мыслители: космос совмещает в себе противоположности покоя и изменения.

Гераклит: мир есть процесс, природа представляет непрерывный поток изменений.

Зенон: понятие «движение» противоречиво, жизнь языка отлична от жизни предметов (апории).

 

Термин «диалектика» впервые применил Сократкак искусство вести диалог с целью достижения истины путем противоборства мнений. Он разработал специальный метод, состоящий из пяти частей:

1) принцип сомнения («я знаю, что я ничего не знаю»);

2) ирония (выявление противоречий);

3) майевтика (преодоление противоречия и получение предварительного ответа на вопрос);

4) индукция (отыскание эмпирических фактов);

5) дефиниция (окончательное определение искомого понятия).

Платонпредставил диалектику как метод анализа и синтеза понятий.

Аристотель создал систему логики, главную задачу которой видел в установлении правил получения достоверных выводов из определенных посылок.



Стоикиразделили логику на:

· риторику(науку хорошо говорить при помощи связных суждений) и

· диалектику(науку правильно спорить при помощи рассуждений).

 

В античной философии диалектика трактовалась как метод правильного мышления, способ обретения истинного знания.

Греческая философия основывалась на концепции круговорота, согласно которой в мире все подвержено циклическим возвратным изменениям.

 

Особенностями античной диалектики являются:

· стихийно-наивный характер (отсутствие целостной теории, несистематизированность);

· доминирование духовной культуры (сферы идей, теоретического знания).

В средние века диалектика переносится в сферу теологии и развивается как искусство спора. В христианском мировоззрении формируется представление о направленности во времени (жизнь есть ожидание пришествия спасителя, она развернута от прошлого в будущее).



В эпоху Возрождения идеи диалектики развивались в учении о вечном движении, о совпадении противоположностей Н. Кузанского и Дж. Бруно.

В философии Нового временисделан важный шаг к идее развития мира.

Р. Декарт развивал идею о неоднородности пространства, о развитии применительно к космологии.

Б. Спинозаввел диалектическое понимание природы (субстанции) как «причины самой себя».

Французские просветители Ф. Вольтер и Ж.-Ж. Руссовыдвинули идею исторического развития, включающего этапы революционных преобразований.

Ж. Кондорсе дополнил эти взгляды учением о непрерывном прогрессе как преобладающей форме общественного развития.

Немецкая классическая философия подняла статус диалектики до уровня научно-рационального философского метода.

И. Кант исследовал проблему противоречий (антиномий) как результата деятельности разума. Вывод Канта о том, что разум не может мыслить без противоречий мир как целое, сыграл значительную роль в становлении теоретической диалектики.

 

Г.В.Ф. Гегель разработал целостную концепцию развития с позиций объективного идеализма, систематизировал понятийный аппарат диалектики, выделил ряд закономерностей и принципов диалектики (универсальной связи явлений, единства противоположностей и развития через диалектическое отрицание).

Гегель доказывал относительное единство диалектики, логики и теории познания, проводил мысль о трех законах диалектики, поставил вопрос о единстве логического и исторического.

Гегель впервые трактует диалектику как универсальный метод мышления, базирующийся на идеях развития и противоречивости бытия и противоположный догматической ориентации прежней метафизики.



Материалистическая диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин) синтезировала диалектику и материализм, устранила противоречие между гегелевским диалектическим методом и его идеалистической системой, подвела под диалектику культурно-исторический и конкретно-научный фундамент.

«Мой диалектический метод, – писал Маркс,отличен от гегелевского, является его прямой противоположностью … идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».

 

Развивая материалистическую диалектику, В.И. Ленин в работе «К вопросу о диалектике» выделил проблему источника движения, единство и борьбу противоположностей как суть диалектики. Ленин развивал диалектику применительно к политике.

 

Материалистическая диалектика выступает во взаимосвязанных формах – объективнойи субъективной, т.е. в виде диалектики развития самого объекта, а также ее отражения в сознании познающего субъекта.

Субъективная диалектика выступает как логика и гносеология.

 

Таким образом, диалектиканаука «о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления». Диалектика есть всеобщая теория бытия и метод его познания, основанный на принципах развития и взаимосвязи.

Исторически сложились два альтернативных способа философского понимания связей и развития: диалектика иметафизика.

 

Метафизика – философское учение о началах бытия, которые представляются как неподвижные идеи или неизменные субстанции. Такому методу мышления Гегель противопоставил диалектику как «постижение противоположностей в их единстве» и определил метафизику как антидиалектику.

Метафизика как философский метод противоположна диалектике. Особенностью метафизического способа мышления является односторонность, абстрактность, абсолютизация того или иного момента в составе целого.

 

Диалектика и метафизика по-разному отвечают на основные мировоззренческие вопросы, связанные с проблемой развития:

· вопрос об источнике (причине) развития;

· вопрос о характере и механизме развития;

· вопрос об общей форме (структуре) и направленности развития.

 

Согласно диалектической концепции:

· источник (причина) развития – внутренняя противоречивость системы;

· развитие есть единство непрерывных количественных и прерывных качественных изменений системы;

· развитие совершается в форме спирали, преобладающее направление в развитии – прогрессивное.

 

Согласно метафизической концепции:

· источник (причина) развития – механический толчок извне или Бог;

· развитие есть постоянный, непрерывный количественный рост системы без качественных скачков («дурная бесконечность»);

· развитие – это движение системы по кругу, возврат к старому.

 

Для классической метафизики (XVII-XIX вв.) характерно:

· отрицание всеобщей связи и развития;

· отсутствие целостного (системного) взгляда на мир;

· убеждение в завершенности всех мировых связей;

· мышление по принципу “или-или”, “да-нет”.

“Новая” метафизика (со второй половины XIX в.) признает связи и развитие в связи с достижениями науки и общественной практики. Однако в своих различных вариантах истолковывает развитие как:

· количественные изменения («плоский эволюционизм»);

· качественные изменения, цепь скачков («катастрофизм»);

· монотонное повторение со строго линейной направленностью;

· движение по кругу, без возникновения нового;

· движение, из которого изымается его сущность – противоречие;

· сплошной прогресс без сопровождающих его «попятных» движений;

· постоянный регресс.

 

Разновидности метафизики:

· догматизм (отрицает принцип развития и зависимость истины от условий, места и времени);

· релятивизм(от лат. relativus – относительный, абсолютизирует момент изменчивости);

· эклектика(формальное сочетание различных признаков предмета без выяснения их подлинной взаимосвязи и выделения среди этих признаков главного, определяющего, это соединение различных противоположных взглядов, идей, принципов и теорий);

· софистика(от греч. – умение хитроумно вести словесные состязания, сознательное использование для доказательства тех или иных положений доводов, которые по форме выглядят как правильные, а по существу являются заведомо ложными; основным приемом софистики является использование софизмов).

 

Диалектика – такое понимание мира и такой способ мышления, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в изменении и развитии.

Объективная диалектика – это диалектика самого развивающегося мира (неживой и живой природы, общества).

Субъективная диалектика – это диалектика мышления. Субъективная диалектика субъективна по форме, по содержанию она тождественна объективной диалектике и является ее отражением.

 

Диалектика – это и теория, и всеобщая методология, и метод мышления, в котором реализуется эта методология. Можно говорить о совпадении диалектики, логики и теории познания.

Диалектика структурно подразделяется на принципы, законы и категории.

Принципы отражают:

· фундаментальные основания бытия и познания;

· имеют статус философских аксиом;

· задают начальные условия познанию;

· обусловливают его характер;

· лежат в основе законов и категорий диалектики;

· придают знанию системность и целостность;

· в познании и практике выполняют нормативную функцию.

Принципы диалектики:

· принцип связи;

· принцип развития.

 

Связь явлений (такое отношение между двумя процессами, при котором изменение в одном объекте сопровождается изменениями в другом), имеет универсальный характер.

Смысл принципа связи состоит в утверждении и обосновании тезиса: «все в этом мире со всем взаимосвязано».

Содержание данного принципа подтверждается существованием различных уровней связи (между объектами и системами неорганической природы, органической природы, общества).

 

Смысл принципа развития состоит в обосновании и доказательстве тезиса: мир как совокупность его объектов находится в постоянном движении, становлении и развитии(например, эволюция форм отражения, антропосоциогенез).

 

Закон – это объективная, всеобщая, необходимая и существенная связь явлений и предметов, характеризующаяся устойчивостью и повторяемостью.

Законы диалектики универсальны, имеют неограниченную область проявления, фиксируют такие отношения и связи между явлениями, которые присущи миру в целом и отдельным его сторонам и объектам.

 

Основные законы диалектики:

· закон единства и борьбы (взаимодействия) противоположностей;

· закон взаимного перехода количественных и качественных изменений;

· закон отрицания отрицания.

Закон единства и борьбы противоположностей отвечает на вопрос об источнике, причине развития («почему происходит развитие?»).

Закон утверждает, что основным источником развития явлений служат их внутренние противоречия.

В связи с достижениями синергетики этот закон нуждается в корректировке: у сложных самоорганизующихся систем источником развития выступают прежде всего согласованные, кооперативные взаимодействия между элементами системы, а не противоречия между ними.

Содержание данного закона раскрывается через категории «противоположность», «противоречие», «единство противоположностей», «борьба противоположностей», «тождество», «различие».

Противоположности – это основные стороны, тенденции предмета (процесса), взаимодействие которых выражает глубинную суть предметов и являются источником развития.

 

Например, в неорганической природе: вещество и поле, частицы и античастицы, притяжение и отталкивание; в живой природе: ассимиляция и диссимиляция, наследственность и изменчивость; в обществе: производительные силы и производственные отношения, базис и надстройка, сознательность и стихийность; в познании: анализ и синтез, индукция и дедукция, чувства и разум.

Противоречие – подвижное отношение между противоположностями. Во взаимодействии противоположностей одна из сторон выполняет функцию сохранения существующего противоречия, другая – его упразднения. В динамике противоположностей эти функции меняются местами.

 

Например, на начальном этапе любой формации производственные отношения, соответствующие производительным силам, играют стимулирующую роль в развитии последних, затем превращаются тормоз для их развития.

Типы противоречий:

· основные(характеризуют саму сущность предмета) и неосновные(между взаимосвязанными явлениями);

· внутренние(взаимодействие противоположных сторон данного предмета) и внешние(отношения предмета с окружающей его средой);

· антагонистические(непримиримая враждебность интересов) и неантагонистические(общность коренных интересов).

 

Антагонистические противоречия преодолеваются:

1) их овладением путем применения в социальных действиях метода соединения противоположностей;

2) устранением одной из сторон мерами экономического и политического характера, включающими в необходимых случаях применение насилия государственными органами.

Единство противоположностей – отношение совпадения, тождества между противоположными сторонами.

Борьба противоположностей – противоречивое отношение между противоположными сторонами, тенденциями, взятое в движении.

Этапы взаимодействия сторон целого по Гегелю:

· тождество;

· различие;

· противоположность;

· собственно противоречие.

 

Марксмежду тождеством и различием дополнительно поместил категорию «двойного существования»(переходное состояние объекта).

 

Этапы взаимодействия сторон целого (тождество, двойное существование, различие, противоположность и собственно противоречие) вызывают состояние

· гармонии;

· дисгармонии;

· конфликта противоположностей.

 

Гармония связана с взаимоукреплением сторон, где каждая способствует более полному раскрытию возможностей другой стороны и системы в целом (динамизм, пластичность, устойчивость, надежность системы).

Дисгармония связана с расшатыванием общих структур, с развитием одной из сторон за счет другой. Характеризуется появлением, углублением и обострением взаимоотношений между противоположностями, преобладанием разнонаправленности и взаимоотрицания.

Конфликткак высшая ступень противоречия свидетельствует о несовместимости противоположностей в рамках определенного объекта или процесса и ведет к отмиранию старого и возникновению нового объекта или процесса.

С точки зрения классической диалектики борьба противоположностей абсолютна, а единство относительно.

В борьбе противоположностей выражен стимул к изменению системы, а в единстве заключена основа ее устойчивости.

Интеграционные мировые процессы поднимают значение единства противоположностей, а сохраняющаяся дифференциация – борьбы противоположностей.

Закон взаимного перехода количественных и качественных измененийвскрывает характер, механизм развития («как происходит развитие?»).

Содержание данного закона раскрывается через категории «качество», «количество», «свойство», «мера», «скачок».

 

Качество– категория, выражающая относительную устойчивость предметов и явлений.

Качество обнаруживает определенность объекта через совокупность его свойств.

Качество выражает то общее, что характерно для однородных объектов, и одновременно специфику данного конкретного образования.

Количество – категория, характеризующая темпы протекания процессов, подвижность и изменчивость вещей, степень развития или интенсивности свойств объектов или процессов.

Количество измеряется средствами математического знания (число, величина).

 

В процессе развития количественные изменения на известной ступени переходят в качественные различия, а новые качества порождают новые возможности и интервалы количественных изменений (например, переходы воды из одного агрегатного состояния в другое при изменении температуры).

Мера– это интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета.

Мера выражает относительную устойчивость объектов.

Качественное преобразование выступает как переход от одного устойчивого состояния системы к другому.

Излишнее количество приводит систему к потере ряда возможностей, она становится аритмичной, порождает безмерность.

Скачок– это переход количественных изменений в качественные или переход из одного количественного состояния в другое (в результате превышения меры).

 

Скачок означает:

· перерыв постепенности, непрерывности количественных изменений прежнего явления;

· превращение в противоположность, «насыщенность» противоречиями, их разрешение;

· момент развития с удержанием положительного содержания отрицаемого («снятие»).

 

Закон отрицания отрицания вскрывает направление и форму, структуру процесса развития («куда направлено развитие и в какой форме оно осуществляется?»).

Содержание данного закона раскрывается с помощью категории «диалектическое отрицание».

Диалектическое отрицание – категория, отражающая закономерный процесс перехода явления в иное качественное состояние вследствие развития его противоречий.

 

Диалектическое отрицание включает в себя триединый процесс:

1. деструкцию прежнего (разрушение, преодоление);

2. кумуляцию (частичное сохранение прежнего, преемственность, трансляцию);

3. конструкцию (созидание нового).

 

Деструкция обеспечивает почву для следующей фазы того или иного процесса.

Без кумуляции процесс всякий раз возвращался бы к исходной точке.

Нарастание же процесса требует конструкции.

 

Например:

· разрушение командно-административной системы;

· сохранение традиций патриотизма и интернационализма, профессионализм кадров;

· внедрение новейших технологий в планово-рыночное хозяйствование, сочетание экономических, социальных и экологических регуляторов.

 

Закон говорит о том, что любое развитие есть, с одной стороны, движение явлений вперед, к новым качествам, а с другой – повторение на новой основе отдельных свойств прежних качеств (характеризуется преемственностью, возвратом якобы к старому, развитием по спирали).

Преемственность (сохранение старого в новом) выражается в том, что:

1. старое качество продолжает существовать наряду с новым, более высоким по своему типу, как необходимое условие его бытия;

2. сохранение низших форм организации материи в высших;

3. отдельные звенья кругооборота как отрицания отрицания есть метаморфозы (изменения), которые происходят с данной сущностью в процессе ее функционирования;

4. сохранение приобретений предшествующего периода в «снятом», т.е. преобразованном виде.

Спиралевидная форма развития означает сочетание цикличности, относительной повторяемости и поступательности.

 

Схематично данный закон можно представить в виде триады:

«тезис – антитезис – синтез» (утверждение – отрицание этого утверждения – отрицание отрицания, т.е. снятие противоположностей).

Гегель дал ей название «отрицание отрицания».

 

Неосновные законы диалектики – это законы между парными диалектическими категориями:

· закон единичного и общего (всякое общее реализуется в единичных свойствах и связях развивающегося явления);

· закон необходимости и случайности (необходимость проявляется в развитии явлений через случайности и дополняется ими; вместе с тем синергетика установила, что и случайность способна порождать новую необходимость (закон));

· закон содержания и формы (содержание явления определяет форму его развития, которая способна влиять на данный процесс);

· закон причины и следствия (свойства и связи развивающегося явления есть следствие определенных причин);

· закон возможности и действительности (развитие явления есть превращение присущих ему возможностей в новую действительность с новыми возможностями);

· закон сущности и явления (в свойствах и связях развивающегося явления раскрывается его сущность);

· закон части и целого (развивающееся явление есть целостное взаимодействие своих частей).

 

Категории диалектики – всеобщие нормативы познавательно-мировоззренческого отношения человека к действительности, отражают объективный мир, выполняют логико-организующую и интегрирующую функции в научном познании, являются ориентирами познания и практики.

Относительная устойчивость бытия (структурно-функциональное единство предметов и бытия в целом в пространстве) отражается в следующих категориях:

· «единичное-особенное-общее»;

· «многое-единое»;

· «сходство-различие»;

· «качество-количество»;

· «простое-сложное»;

· «часть-целое»;

· «системность», «структурность»;

· «конечное-бесконечное»;

· «форма-содержание».

Изменчивость бытия (становление и превращение вещей, движение и развитие объектов во времени) отражается в следующих категориях:

· «причина-следствие»;

· «случайность-необходимость»;

· «возможность-действительность»;

· «явление-сущность».

 

Функции диалектики:

· мировоззренческая;

· логическая;

· методологическая;

· оценочно-социальная.

 

Материалистическая диалектика функционируют в мышлении человека как всеобщая теория развития бытия и философский метод его познания.

Все предметы познания диалектика считает постоянно изменяющимися, а знания о них – преимущественно относительными, требующими учета конкретного контекста познания.

В арсенале современной диалектики все чаще используются идеи диалога, сотрудничества, коммуникативного действия, ненасилия, взаимопонимания.

Значение закона единства и борьбы противоположностей в познании характеризуется двумя аспектами:

1) противоречие является источником развития;

2) противоречие выступает методологическим принципом научного познания.

Значение закона взаимного перехода количественных и качественных изменений в познании заключается в том, что в процессе познания количественные изменения предшествуют качественным, познание идет от явления к сущности, от эмпирического знания к теоретическому.

Закон отрицания отрицания в познании действует как принципотрицания, выполняет две функции:

1) нормативную (разрешение диалектических противоречий должно осуществляться в форме синтеза противоположностей);

2) стратегическую (развитие познания должно осуществляться от относительной истины к абсолютной).

 

Основные свойства принципа отрицания конкретизируются в следующих методологических принципах:

1) принципе фальсификации;

2) принципе преемственности;

3) принципе соответствия.

 

Например, по мере развития научного познания старая теория не отбрасывается полностью новой. Между ними устанавливается определенное соответствие: новая, более общая теория содержит в себе старую как частный случай.

В индивидуальном познании закон отрицания отрицания проявляется в повторении пройденного.

 

Учет многообразных конкретных форм проявления, способов и типов реального отрицания в природе и обществе.

Конкретный анализ явлений, правильная оценка всего того положительного в них, что должно удерживаться, а также выявление сторон, свойств, черт, которые не могут быть взяты в новое качественное состояние, а должны быть отвергнуты.

 

Современная философия является методологическим фундаментом медицинского знания, позволяет объединить частные исследования и системно применить их к изучению человека.

 

Учет сложной диалектики части и целого, общего и локального, единства и борьбы противоположностей позволяет, применяя диалектический метод в медицине, комплексно подойти к проблемам болезни, лечения, профилактики и реабилитации как к сложным, противоречивым и взаимозависимым процессам.

 

В работе практического врача применение диалектического метода является основой разработки правильной тактики лечения. Врач должен руководствоваться основными положениями теории систем, рассматривать болезнь как структурно-функциональный системный процесс. Принципы структурности в медицине реализуются как принципы единства морфологии и физиологии в теории патологии.

 

Лечение и излечение – это синергетические процессы, при которых в самом человеке обнаруживаются скрытые установки на здоровое будущее.

Характерным примером использования идей синергетики в медицине становится исследование процессов взаимодействия частей человеческого организма с геокосмическими факторами.

Геокосмические системы и человек представляют собой открытые, т.е. взаимодействующие и обменивающиеся веществом и энергией с внешней средой системы.

 

Комплекс геокосмических факторов способен влиять на систему человеческого организма: среднемесячные суммы корреляции лейкограмм, электролитный баланса, ферментного статуса крови соответственны, связаны со среднемесячной динамикой космических лучей.

 

Биологические системы имеют свойства экстренной самоорганизации и динамической приспособляемости к изменениям факторов среды. Возникающий хаос компенсируется процессом самоорганизации, упорядочивающим систему.

 

Таким образом, синергетика – способ познания, понимания и лечения человека как психосоматического существа. Она тесно связана с диалектикой и теорией систем, пользуется их категориальным аппаратом, рассматривая проблемы эволюции, системности, взаимодействия, а также факторы случайности, необходимости и действительности.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.