Сделай Сам Свою Работу на 5

Авторы-составители: д. филол. н., профессор Брусенская Л.А., д. филол. н., профессор Куликова Э.Г. , Ростов н/Д: РГЭУ «РИНХ»





С давних времен, наряду с академическим, духовным, дипломатическим, военным, общественно- политическим, социально - бытовым, судебным, выделяют деловое красноречие. В России X1X - начала XX веков существовали профессионально ориентированные риторики для политиков, юристов, офицеров. Традиция создания подобных руководств продолжается. В последние годы сформировалась самостоятельная область науки и практики - деловая риторика. Она является прикладным направлением общей риторики, ориентированном на оснащение бизнесменов и менеджеров правилами обращения со словом, невербальными средствами передачи информации. Культура речи и деловое общение – это дисциплина, связанная сискусством убедительной и эффективной речи в различных видах (или жанрах) делового общения. В качестве объекта изучения данной дисциплины выступают устные и письменные жанры служебного контакта, такие, как доклад на собрании, переговоры, договор, заявление, приказ и т. д. Цель дисциплины - овладение культурой деловой речи и общения, выработка собственного стиля служебных взаимоотношений, формирование делового имиджа. Для специалиста по управлению, менеджера достижение этой цели означает обретение важнейшего компонента профессиональной деятельности. Ли Якокка, выдающийся американский бизнесмен, замечал: «Это же стыдно, когда человек больших способностей не в состоянии понятно рассказать о своих замыслах, выступая перед советом директоров или соответствующим комитетом. ... хорошему менеджеру нужно уметь слушать так же, как уметь говорить» . Таким образом, речь, умение общаться, этикет выступают главными «орудиями» создания имиджа делового человека, т. е. самопрезентации, конструирования своего образа для других. Благородный образ гарантирует руководителю, предпринимателю половину успеха и постоянное удовлетворение от работы. Нельзя забывать, что гармоничное общение основано всегда на осознании важности для бытия и соблюдении этических норм, таких, как тактичность, деликатность, уважение чести и достоинства личности, справедливость. Интеллигентность как качество внутренней культуры - терпимое отношение к миру и к людям - неизменно отражается во внешнем поведении, проявляется в обаянии. В условиях перехода России к рыночной экономике значительная часть населения все более активно вовлекается в официально-деловые отношения. Деловой человек должен развернуть свои творческие способности и деловые качества. Однако эти способности и качества, как показывает практика современного российского бизнеса, дают наибольшую отдачу лишь при умении вести деловой разговор — одном из наиболее важных условий коммерческого успеха. Основная цель курса – овладеть техникой публичного выступления. Показать огромное многообразие речи, в том числе и в политической сфере, дать представления о конкретных речевых жанрах, стратегиях и тактиках речи, а также способах ее построения в различных ситуациях общения. Студент для успешного освоения дисциплины «Культура речи и деловое общение» должен иметь представление об общении как сложном многостороннем процессе, психологическом складе личности, основных функциях, видах и формах общения; об истории речевого искусства: знать грамматические и лексические правила русской речи, имена величайших представителей ораторского искусства, этические нормы общения и психологические типы. Цель дисциплины – формирование и развитие у обучающихся компетенций:

- способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;





- способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков;

- способность преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя соответствующие программы и учебно-методические материалы.



- овладение культурой деловой речи и общения,

- выработка собственного стиля служебных взаимоотношений,

- формирование делового имиджа

Задачи дисциплины:

· формирование у студентов навыков оценивать и правильно употреблять языковые средства в соответствии с конкретным содержанием высказывания, целями, которые ставит перед собой говорящий (пишущий), ситуацией и сферой общения,

· формирование навыков уместного владения функциональными стилями современного русского языка; уместного использования стилевых и языковых черт официально-делового стиля

· рассмотреть основные закономерности и нормы профессионального словоупотребления на примере экономической терминологии;

· формирование практических навыков мотивированного использования языковых средств, которые обеспечат наилучшее воздействие на аудиторию в соответствии с поставленными задачами;

· формирование упорядоченных знаний о монологических и диалогических отношениях и условиях их реализации в речи, а также о методах и средствах логически доказательной аргументации.

Студент должен знать:

- правильно оценивать коммуникативную ситуацию

- уметь формулировать достижимую в рамках этой коммуникативной ситуации цель официально-делового общения

- продумывать наиболее подходящие для достижения этой цели средства

- создавать высказывание нужного в данной ситуации речевого жанра

- анализировать речь и ее результаты;

  • знать основы теории коммуникации;
  • владеть основами диалогической и монологической речи (в устном и письменном вариантах);
  • владеть техникой речевой деятельности;
  • владеть современными нормами официально-делового этикета;
  • обладать знаниями об изобразительно-выразительных средствах языка и целесообразно применять в своей речи различные виды тропов и фигур.
  • владеть знаниями о методах и средствах логически доказательной аргументации в официально-деловом общении,

владеть знаниями о процессах речевого планирования и контроля, приемах вариативной интерпретации действительности,

- владеть основами ораторского искусства и ведения деловых бесед, совещаний, споров, техникой вербального и невербального делового общения, основными правилами деловой риторики.

Студент должен уметь:

- различать типы коммуникативных актов в чужой речи и формировать собственные речевые акты, адекватные интенциям в публичной коммуникации;

- ясно излагать и аргументировать собственную точку зрения, использовать различные тропы и фигуры речи в публичном выступлении; владеть технологией нерефлексивного и эмпатического слушания:

Студент должен иметь представление:

- об этапах подготовки выступления, взаимодействии различных видов делового общения,

- о значении культуры речи в деловом общении; понимать значение национальных особенностей в деловом общении; -

- об основных понятиях теории делового общения, структуру делового общения, организации деловых переговоров, пути разрешения конфликтных ситуаций в деловом общении, деловой этикет, особенности имиджа делового человека, античный риторический канон;

Основная литература:

(Рекомендуется использовать при подготовке ко всем темам)

Абакумов А.И. Деловая коммуникация. М.: Индрик, 2008.

Акишина А.А. Русский речевой этикет: Практикум вежливого речевого общения: учебпособие для студентов-иностранцев /А.А. Акишина, Н.И. Формановская. – М.: ЛИБРОКОМ, 2009. – 184с.

Аткинсон М. Выступать легко. Все, что нужно знать о речах и презентауиях: пер. с англ./ М. Аткинсон. – М.: Альпина Паблишерз, 2010. 293 с.

Бельчиков Ю.А. Практическая стилистика современного русского языка. М.: АСТ-ПРЕСС. 2009.

Брусенская Л.А., Куликова Э.Г. Современный русский язык (Орфоэпия. Лексикология. Лексикография. Фразеология). Ростов н/Д: РГЭУ «РИНХ». 2002.

Брусенская Л.А., Куликова Э.Г. Современный русский язык. Морфология. Ростов н/Д: РГЭУ «РИНХ». 2002.

Брусенская Л.А., Бирюков Н.Г., Высоцкая И.А., Куликова Э.Г. Основы коммуникативистики. Методические указания. Ростов н/Д: РГЭУ «РИНХ», 2005. 35 с.

Брусенская Л.А. и др. Прагматическая информация в лексике и грамматике. Ростов н/Д: РГЭУ «РИНХ», 2004. 300 с.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика: культура речи. 10-е изд. Ростов н/Д: Феникс. 2009.

Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учеб.пособие для студентов нефилолог.фак.выс.учеб.заведений/Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – 29-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. 639с.

Дементьев В.В. Непрямая коммуникация. М.: Гнозис. 2006. 375 с.

Владимирова Т.Е. Призванные в общение. Русский дискурс в межкультурной коммуникации. М.: URSS. 2007.304 с.

Дзялошинский И.М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям. М.: Престиж. 2006. 102 с.

Головина Э.Д. Наш язык в вопросах и ответах/Э.Д. Головина. – Киров: АСА, 2007. – 176с.

Голуб И.Б. Риторика: учитесь говорить правильно и красиво. М.: Омега «Л». 2009.

Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М. 2007. 448 с.

Голуб И.Б. Культура письменной и устной речи: учеб.пособие/ И.Б. Голуб. – М.: КНОРУС, 2010. – 264с.

Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: учебник. М.: Инфра – М, 2008. 273 с.

Евграфова С.Н., Буторина Е.П. Русский язык и культура речи. М.: Форум. 2009.

Поповская Л.В., Лисоченко О.В. Современный русский язык: Сборник упражнений. Тесты, задания по орфографии и пунктуации, материалы для разбора. Ростов н/Д: Феникс. 2009. 438 с. - 210 экз.

Руденко А.М., Самыгин С.И. Деловое общение. Ростов н/Д. 2008.

Руднев В.Н. Русский язык и культура речи. М.:КНОРУС. 2009.

Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий: учеб.пособие для студентов нефил.вузов/ под ред. Е.В. Ганапольской, А.В. Хохловой. – СПб.: Питер, 2010. 336с.

Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М. 2009.

Саввова М.Р. Искусство быть услышанным. М.: Национальный институт: «Высшая школа управления». 2007. 200 с.

Соколова О.И., Федюнина С.М., Шабанова Н.А. Культура речевой коммуникации: учебное пособие. М. 2009.

Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М,Р. Русский язык и культура речи. М.: Проспект. 2009.

Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие.- 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Ось-89. 2005. 300 с.

Куликова Э.Г. Категоризация ударения в русском словообразовании: нормативные аспекты (на материале существительных). Ростов н/Д: РГЭУ «РИНХ». 2002. 160 с.

Куликова Э.Г. Норма в лингвистике и паралингвистике. Ростов н/Д: РГЭУ «РИНХ». 2004. 300 с.

Крейдлин Г.Е. Семиотика, или Азбука общения: учебное пособие. 4-е изд. М.: Флинта: Наука. 2007. 240 с.

Китанина Э.А. Прагматика иноязычного слова в русском языке. Ростов н/Д: РГЭУ «РИНХ». 2005.

Коренькова Е.В. Русский язык и культура речи: учеб.пособие/Е.В. Коренькова, Н.В. Пушкарева. – М.: Проспект, 2010. – 384 с.

Надибаидзе О.Ш. Речевая компетенция говорящего: учеб.пособие/ О.Ш.Надибаидзе. М.: Флинта: наука, 2009. – 192с.

Лисоченко О.В. Риторика для журналистов. Прецедентность в языке и речи. Ростов н/Д: Феникс.2007. 318 с.

Лисоченко Л.В. Лингвистический анализ художественного текста: когнитивно-концептуальный подход: Учебное пособие. Ростов /Д: «Феникс», 2006.

Максимов В.И. Русский язык и культура речи. М.: Гардарики. 2002. 413 с. – 47 экз.

Максимова В.И. Современный русский язык: учебник для вузов. М: Флинта. 2010. 916с.

Максимова В.И. Современный русский язык: практикум. М: Флинта. 2010. 513с.

Москвин В.П. Стилистика русского языка. Теоретический курс. Ростов н/Д: Феникс. 2006. 631 с.- 50 экз. Прикладная конфликтология для журналистов. Центр экстремальной журналистики М.: Изд-во «Права человека». 2006. 160 с.

Паршина О.Н. Российская политическая речь. Теория и практика /Под ред. д.филол.н. О.Б. Сиротининой. 2-е изд. исп. и доп. М.: URSS. 2007. 232 с.

СМИ в конфликтных ситуациях. Расследования Центра экстремальной журналистики (октябрь 2002 – март 2006). М.: Изд-во «Права человека». 2006. 204 с.

Садохин А.П. Теория и практика межкультурной коммуникации. М.: Юнити, 2004. 271 с.

Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. М.: Флинта: Наука. 2006. 696 с.

Соколова О.И. Культура коммуникации: учеб.пособие/ О.И. Соколова, С.М. Федюнина, Н.А. Шабанова. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 136с.

Тесликова Н.Н. Основы культуры речи для студентов-юристов:учеб-метод.пособие/ Н.Н. Тесликова. – 3-е изд. – М.: Флинта: наука, 2010.

Тхорик В.И., Фанян Н.Ю. Лингвокультурология и межкультурная коммуникация. М.: ГИС, 2006. 260 с.

Щербинина Ю.В. Русский язык. Речевая агрессия и пути ее преодоления. М.: Флинта, 2004.

Чтобы Вас понимали. Культура русской речи и речевая культура человека: учеб.пособие/под ред. О.Б. Сиротининой. – М.:ЛИБРОКОМ, 2009. – 272 с.

Юридическая риторика в современном информационном пространстве: Материалы научно-практической конференции. 19 окт. 2007. Ростов н,Д: РГЭУ «РИНХ»

Язык массовой и межличностной коммуникации. /Под ред. Я.Н. Засурского. М: МГУ, МедиаМир. 2007. 576 с.

Словари:

Большой академический словарь русского языка / Рос. акад. наук, Ин-т лингвист. исслед.; М.; СПб.:

Наука,2005, Т.2,3,4- по 1 экз, Т. 5 – 3 экз., Т.6 – 2 экз.

Большой толковый словарь русских существительных /под общ ,.ред. Л.Г.Бабенко.-М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005, 7 экз.

Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка.-М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006.

Михайлова О.А. Словарь антонимов русского языка. М.: ЭКСМО,2007.

Новейший орфографический словарь русского языка / сост.Е.Куренкова, М., 2007.

Романова Н.И. Словарь. Культура речевого общения: Этика, прагматика, психология. М.: Флинта: Наука. 2009.

Стилистический энциклопедический словарь русского языка/Под ред. М.Н.Кожиной, М.: Наука, 2006, 8экз.

Толковый словарь русского сленга / В.С. Елистратов.-М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА 2005.

Толково – энциклопедический словарь.- СПб.: Норинт,2006.

Толковый словарь русского языка / Под ред. В,П, Бутромеева.- М., 2006.

Фразеологический словарь современного русского литературного языка / Под ред. А.Н. Тихонова, М., 2004 , Т. 1, Т.2.

Язык. Культура. Общество.

Соотнесенность понятий «язык» и «культура». Язык как элемент культуры. Отражение культуры в языке. Функции языка. Кумулятивная функция языка и жизнь общества. Отношение общества к языку. Гносеологическая классификация языков. Русский язык. Языки народов России. Северокавказские языки.

Литература.

Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. –М., 1998.

Брагина А.А. Лексика языка и культура страны. –М., 1891. –174 с.

Бромлей Ю.В., Подольский Р.Г. Создано человечеством. –М., 1984.

Бураго С.Г. Человек, язык, культура: становление смысла // Язык и культура. –Киев, 1992.

Вежбицкая А. Язык, культура, познание. –М., 1996.

Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Национально-культурная семантика русских фразеологизмов //Словари и лингвострановедение. –М., 1982.

Гвоздарев Ю.А. Язык есть исповедь народа: книга для учащихся. –М.: Просвещение. 1993. –143 с.

Гумбольд В. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества [1830-1835]// Гумбольд В. Избранные труды по языкознанию. –М., 1984. С. 37-298.

Гулакян Б.С. Освоение культурно-исторического языкового наследия в современной речевой практике. –РЯШ. –1993. №6. С. 79-83.

Денисова М.А. «Народ и язык один без другого представлен быть не может…» //РЯШ. 1993. №5. С. 68-74.

Диброва К.Ю. О языковой относительности в лингвистике //ФН. 1991. № 2. С. 61-69.

Колесов В.В. Язык города. –М., 1991.

О состоянии русского языка. Материалы почтовой дискуссии //РР. 1992. №2-6.

Русский язык конца ХХ столетия. –М., 1996.

Тарланов З.К. Язык и культура. –Петрозаводск, 1984.

Толстой Н.И. Язык и культура (некоторые проблемы славянской этнолингвистики) //Leitschrift fur slavische Philologie –1991.

Шапошников В. Русская речь 1990-х. Современная Россия в языковом отображении. –М., 1998.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.