Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 15. Зарождение Бодхичитты





Ритуал зарождения бодхичитты очень прост. Цель его – утверждение и упрочение нашего стремления к достижению состояния будды ради блага всего живого. Такое упрочение крайне важно для углубле­ния практики сострадания.

Ритуал начинается с визуализации образа Будды. Как только визуализация стала четкой, мы пытаемся представить, что Будда Шакьямуни в действитель­ности присутствует в человеке, находящемся перед нами. Мы представляем, что его окружают великие индийские учителя прошлого. Среди них Нагарджуна, основатель буддийской философской школы Сре­динного пути и автор самого тонкого истолкования пустоты; и Асанга, основатель обширной традиции аспекта «метода» нашей практики. Мы также пред­ставляем Будду, окруженного главами четырех школ тибетского буддизма: Сакья, Гелуг, Ньингма и Кагью. Затем мы представляем себя в окружении всех живых существ. Теперь все готово для зарождения сознания, устремленного к просветлению. Последова­тели других религий могут просто присутствовать при ритуале, стремясь развить в себе добросердечное, гуманное отношение ко всем живым существам.



Семизвенная практика

Церемония начинается с ритуала, посредством ко­торого накапливаются заслуги и уничтожаются за­грязнения. Мы включаемся в ритуал, размышляя над основными качествами семи звеньев практики.

Первое звено

Выражение почтения

Сначала мы выражаем почтение Будде, размыш­ляя над просветленными качествами его тела, речи и ума. Можно продемонстрировать веру и преданность физическим поклоном или простиранием перед внут­ренним образом Будды. Выказывая почитание, исхо­дящее из сердца, мы также выражаем почтение ка­чествам будды, заключенным в нас самих.

Второе звено

Подношение

Второе звено – подношение. Мы можем делать вещественные подношения или же просто предста­вить, что приносим драгоценные предметы святому собранию, которое визуализировали перед собой. Са­мое глубокое и значимое подношение – это наша усердная духовная практика. Все лучшие качества, накопленные нами, – результат добродетельных поступков. Сострадание, забота, даже улыбка или проявление внимания к страдающим, – все это пра­вильные поступки. Мы подносим их вместе с каждым из добродетельных высказываний. Это могут быть слова похвалы, ободрения или утешения – любые положительные действия, выраженные посредством речи. Мы также предлагаем как подношение добро­детельные действия ума. Взращивание человеколю­бия, заботы о ближнем, сострадания и глубокой веры и преданности буддийским учениям представляет со­бой часть такого подношения. Это добродетельные поступки ума. Можно представить их в форме пре­красных и драгоценных предметов, предлагаемых Будде и его просветленному окружению. Можно мысленно поднести им всю вселенную, космос, природу с ее лесами, холмами, степями и цветущими лугами. Вне зависимости от того, принадлежат они нам или нет, можно подносить их мысленно.



Третье звено

Исповедь

Третье звено – исповедь. Ключевым элементом исповеди является осознание своих дурных поступков и неправильных действий, в которых мы приняли участие. С глубоким чувством раскаяния следует при­нять твердое решение не допускать дурного поведе­ния в будущем.

Четвертое звено

Ликование

Четвертое звено – практика радости. Сосредото­чиваясь на прошлых добродетельных поступках, мы переживаем огромную радость за свои достижения. Мы никогда не должны сожалеть о своих положи­тельных действиях, а наоборот, извлекать радость из них. И что гораздо важнее, надо радоваться благим поступкам других людей, вне зависимости от того, ниже ли они нас или выше, слабее или сильнее, или равны нам. Важно, чтобы наше отношение к добродетельным качествам других не омрачалось чувством соперничества или зависти; мы должны испытывать по отношению к ним чистое восхищение и радость за их успехи.



Пятое и шестое звенья

Просьба и молитва

В двух следующих звеньях практики мы просим, чтобы Будда научил нас, как повернуть колесо Дхар­мы ради блага всех живущих, затем молим о том, чтобы они не искали покоя нирваны лишь для себя одних.

Седьмое звено

Посвящение заслуг

Седьмая, и завершающая практика – посвящение заслуг. Все заслуги и положительные силы, накоп­ленные нами во всех предшествующих частях практи­ки, и все добродетельные поступки мы посвящаем нашей высшей духовной цели: достижению состояния будды.

Выполнив подготовительные семь звеньев практи­ки, мы готовы приступить к подлинному порождению бодхичитты, устремления к просветлению. Первая строка говорит о правильной мотивации:

С желанием освободить всех живущих

Вторая и третья строчки определяют объекты прибе­жища: Будду, Сангху и Дхарму. Продолжительность действия данного обязательства также указана в этих строках:

Я всегда буду искать Прибежища

В Будде, Дхарме и Сангхе,

Пока не достигну просветления.

Второе четверостишие – действительное порожде­ние бодхичитты, устремления к просветлению:

Побуждаемый мудростью и состраданием,

Сегодня, в присутствии Будды,

Я порождаю устремление к полному пробуждению

Ради блага всех живых существ.

Первый стих подчеркивает важность сочетания муд­рости и сострадания. Просветление – это не только сострадание без мудрости или мудрость, лишенная сострадания. Это именно мудрость осознания пусто­ты, о которой мы говорили. Прямое постижение пустоты, или даже умозрительное, интеллектуальное ее понимание, дает возможность положить конец непросветленному состоянию. Когда такая мудрость до­полняется состраданием, вытекающее из этого качес­тво сострадания всегда гораздо выше. Слово «по­буждаемый» в этом стихе указывает на активное, действенное сострадание, а не просто на некое состо­яние ума. Следующая строка:

Сегодня, в присутствии Будды,

говорит о нашем стремлении действительно достичь состояния будды. Она может также означать призыв ко всем буддам стать свидетелями следующего со­бытия:

Я порождаю устремление к полному пробуждению

Ради блага всех живых существ.

Заключительные стихи – из «Пути бодхисаттвы», написанного в восьмом веке индийским учителем Шантидевой, – гласят:

Пока существует мир,

Пока его населяют живые существа,

До тех пор пусть пребуду и я,

Чтобы рассеивать страдания мира.

В этих строках выражено сильное чувство. Бодхисаттва должен осознавать свою принадлежность другим живым существам. Как все явления мира существуют, чтобы приносить радость и пользу другим, так же надо отдать другим людям все наше существо и жизнь. Только когда мы начинаем думать подобным образом, мы можем развить сильную установку: «Я посвящаю всего себя служению на благо других. Я живу лишь ради этого». Такие сильные чувства внешне выражаются в действиях, приносящих благо живым существам, и в этом процессе осуществляются и наши собственные нужды. И наоборот, если мы всю жизнь проживем, заботясь лишь о себе, в конеч­ном итоге мы не сможем реализовать даже собствен­ные устремления, а уж тем более не сумеем способ­ствовать благополучию других.

Если бы Будда Шакьямуни, почитаемый нами исторический Будда, был таким же эгоистичным, как мы, мы бы относились к нему теперь так же, как мы относимся друг к другу, говоря: «А ты помолчи. Заткнись». Но это не так. Поскольку Будда Шакья­муни предпочел оставить эгоистические пути и поза­ботиться о других, мы относимся к нему как к объек­ту почитания.

Будда Шакьямуни, прославленные индийские мастера Нагарджуна и Асанга и выдающиеся тибет­ские учителя прошлого достигли просветленного со­стояния в результате фундаментального сдвига в отношении к себе и к другим. Они искали прибежища. Они стремились принести благо всем живым сущес­твам. В эгоизме и цепляний за себя они видели двойного врага и двойной источник зла. Они срази­лись с этими двумя силами и уничтожили их. В ре­зультате практики эти великие люди стали объектами восхищения и примерами для подражания. Мы дол­жны следовать их советам и постараться увидеть в себялюбии и цепляний за свое «я» врагов, которых следует отвергнуть.

С такими мыслями мы произносим следующие три стиха трижды:

С желание освободить всех живущих

Я всегда буду искать Прибежища

В Будде, Дхарме и Сангхе,

Пока не достигну просвещения

 

Побуждаемый мудростью и состраданием

Сегодня, в присутствии Будды,

Я порождаю устремление к полному пробуждению

Ради блага всех живых существ

 

Пока существует мир,

Пока его населяют живые существа,

До тех пор пусть пребуду и я,

Чтобы рассеивать страдания мира.

В этом состоит ритуал зарождения бодхичитгы, устрем­ления к просветлению. Нам следует стараться раз­мышлять над смыслом этих стихов каждый день или по крайней мере тогда, когда у нас находится время. Я именно так и поступаю, и нахожу это весьма важным для моей практики.

Спасибо.


Послесловие

Кхьюонгла Рато и Ричард Гир

В августе 1991 Тибетский Центр и Фонд Гира в Нью-Йорке были удостоены чести принять у себя Его Святейшество Далай-ламу. В течение двух не­дель Его Святейшество давал учение на Мэдисон Сквер Гарден. Завершились оно посвящением Калачакры, одним из самых значительных ритуалов тибет­ского буддизма.

Калачакра значит «колесо времени». Колеса вре­мени вращаются непрерывно, и когда мы были в Индии весной 1997, мы пригласили Его Святейше­ство еще раз посетить Нью-Йорк, с тем чтобы отме­тить годовщину посвящения 1991 года. Его Святей­шество сразу же принял приглашение, и было назна­чено время для визита, хотя никакой конкретной темы учения выбрано не было.

Год спустя мы снова встретились с Его Святей­шеством. В то время кипели бурные дискуссии по поводу того, какую тему обсуждений избрать. Сначала мы просили его дать учение о пустоте, самом глубоком и сложном аспекте буддийской философии. Но в результате дальнейших размышлений мы реши­ли, что полезнее будет выбрать более общую тему, которая включала бы обзор буддийских практик и вместе с тем доступную приверженцам иных религи­озных убеждений. Считая, что людям полезно будет послушать учение об образе жизни бодхисаттвы, Его Святейшество решил совместить «Ступени созерца­ния» Камалашилы и «Тридцать семь практик бодхисаттвы» Тогмэя Сангпо.

Лекции читались в театре Бикон на Аппер Вэст Сайд в Манхэттене в течение трех дней, и на них присутствовало три тысячи человек. Из глубокого почтения к учению, которое он передавал, Его Свя­тейшество говорил, восседая на троне. Многие в аудитории делали традиционные простирания и сим­волические подношения – так принято выражать просьбу к учителю дать наставления. По истечении этих трех дней в театре Бикон, Его Святейшество провел публичные выступления и менее официальные лекции в Центральном парке. В организации этого мероприятия проявилась ошеломляющая инициатива бесчисленных городов и штатов, а также государственных чиновников и агентств. Сотни добровольцев предложили свою бескорыстную помощь.

Наконец наступил день лекции – воскресенье. Взволнованные, мы привезли Далай-ламу из гости­ницы на Ист-Мидоу к перекрестку Пятой авеню и Девяносто восьмой улицы, где он должен был войти в Центральный парк. Его Святейшество спросил, сколько ожидается слушателей. Мы ответили, что будет хорошо, если придет от 15 до 20 тысяч человек, но точно мы не знали, сколько народа может собрать­ся. Когда мы ехали по Мэдисон-авеню к назначен­ному месту, мы пытались заглянуть в боковые улоч­ки, чтобы разглядеть, собираются ли там люди. А когда приблизились к Восемьдесят шестой улице, мы увидели на тротуарах толпы, направлявшиеся в сторону парка.

Мы привели Его Святейшество к временной палатке за сценой и пошли выглянуть за занавес. Мы глазам не могли поверить: весь Ист-Мидоу был битком набит народом. Это было прекрасное и вол­нующее зрелище. Впоследствии мы узнали, что там спокойно разместилось более двухсот тысяч человек. Все вокруг было пропитано ощущением благословения. Собравшийся было дождь вдруг прекратился, Мощная звукозаписывающая система и видеомонитор были наготове для трансляции учения гигантской толпе. Его Святейшество поднялся на сцену, украшенную цветами, с единственным деревянным стулом посредине.

Его Святейшество решил говорить по-английски. Простым языком он призывал всех присутствующих избрать добродетельный путь. Без сомнения, во мно­гих из слушавших его пробудилась бодхичитта, устремление к достижению полного просветления на благо всех живущих. Можно предположить, что, вер­нувшись домой, все слушавшие учение поделились своими переживаниями с семьей и друзьями, увели­чив таким образом количество благородных мыслей и дел. Другие прочли об этом событии и увидели его по телевизору. Следовательно, это утро в Централь­ном парке зародило добрые помыслы в миллионах людей.

Согласно буддийскому мировоззрению, бесчис­ленные будды и бодхисаттвы были свидетелями бла­городных мыслей собравшихся в Центральном парке. Мы верим в то, что будды и бодхисаттвы всех сторон света молились о том, чтобы эти добрые мысли не рассеялись и чтобы эти люди продвинулись вперед по духовному пути.

Когда Его Святейшество завершил учение, мы молились о том, чтобы добродетели, накопленные во время этого события, способствовали рождению Майтреи, будды грядущего, чтобы он явил достижение просветления, чтобы ум всех присутствующих был преображен в мудрость, а их нужды были удовлетво­рены. Мы просили Майтрею о том, чтобы он поло­жил свою правую руку на голову каждого из присут­ствующих и предрек неизбежность его или ее высше­го просветления.

Когда мы уезжали из Центрального парка, Его Святейшество поблагодарил нас за организацию ме­роприятия, а в ответ мы выразили нашу благодар­ность. Однажды он рассказал нам о том, каким одиноким он себя чувствовал, когда в 1959 году направлялся в Индию, в изгнание, – беженец, прак­тически без друзей. Его родина была оккупирована китайской армией, а его народ подвергался планомер­ному жесточайшему геноциду. Теперь, сорок лет спустя, простая истина его слов и безусловная пре­данность его прекрасного сердца позволили ему об­рести верных друзей повсюду.

Тема лекции Его Святейшества – «Восемь сти­хов о воспитании ума» – великая буддийская прак­тика. Традиционно учение такого рода не дается публично, и уж тем более такой широкой аудитории. Мы были несказанно рады тому, что пришло столько народу, хотя в то же время мы понимали, что мате­риал был насыщенным и сложным. Скольким из нас удастся претворить мудрые слова в жизнь?

Следует отдельно упомянуть об усилиях, прило­женных геше Рато, Николасом Вриландом, к работе над редактированием записей учения Его Святейше­ства в театре Бикон и его лекции в Центральном парке. Основная содержательная часть этого материала довольно высокого уровня, а некоторые моменты недоступны пониманию широкой публики. Обсуждая эти сложности, Его Святейшество посоветовал Ни­коласу «руководствоваться интуицией», в то же время, стараясь не нарушать глубину и чистоту учения. Николас блестяще справился с делом. Вся эта кни­га – его заслуга.

Но более всего мы хотим поблагодарить Его Свя­тейшество Далай-ламу за распространение драгоцен­ных учений. Пусть эта книга поможет укротить умы и открыть сердца всех живых существ.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.