Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 11. Спокойствие ума





Спокойствие ума, или однонаправленное сосредо­точение, – форма медитации, при которой вы выби­раете какой-то объект и концентрируете на нем все свое внимание. Такой степени сосредоточения не до­стичь за одно занятие. Вы должны постепенно тре­нировать ум. Мало-помалу вы начнете замечать, что ваш ум может все больше и больше сосредоточивать­ся и фокусироваться. Спокойствие ума – это устой­чивое состояние, при котором вы можете оставаться сосредоточенными на объекте медитации как угодно долго, при полной неподвижности ума, свободного от каких-либо помех.

В этой медитативной практике, как и в других, главным является мотивация. Искусство концент­рации на каком-то одном предмете может быть ис­пользовано в разных целях. Это чисто технический прием, а результат определяется мотивацией. Конеч­но, нас, как последователей духовной практики, интересуют благородный мотив и благородная цель. Теперь давайте рассмотрим техническую сторону этой практики.

Спокойствие ума практикуется приверженцами различных вероисповеданий. Медитирующий начина­ет тренировку своего ума с выбора объекта меди­тации. Христианин может выбрать распятие или Де­ву Марию как объект медитации. Мусульманину, возможно, будет труднее, поскольку в исламе отсут­ствуют образные изображения, но его объектом мо­жет быть сама вера в Аллаха, поскольку объект медитации не обязательно должен быть физическим или даже визуальным. Следовательно, можно под­держивать сосредоточение на глубокой вере в Бога. Можно также сосредоточиться на святом городе Мекке. В буддийских текстах в качестве примера объекта сосредоточения часто приводится образ Буд­ды Шакьямуни. Одно из преимуществ такой практи­ки состоит в том, что она позволяет расти осознанию великих качеств Будды, вместе с осознанием его доброты. Как следствие, увеличивается чувство бли­зости к Будде.



В такой медитации вы не должны сосредоточива­ться на картине или статуе, изображающей Будду. Хотя можно использовать физическое изображение для ознакомления с обликом и пропорциями Будды, но сосредоточиваться следует именно на мысленном образе Будды. Визуализация Будды происходит именно умственно. Как только это произошло, начи­нается процесс успокоения ума.



Мысленно представляемый Будда не должен быть ни слишком далеко от вас, ни слишком близко. Самое правильное – примерно в четырех футах перед вами, на уровне бровей. Образ визуализации должен быть невелик по размеру, три-четыре дюйма в высоту или меньше. Полезно представлять именно небольшой образ, хотя и довольно яркий, словно сотканный из света. Визуализация светящегося образа помогает устранить естественную наклонность к умственной вялости и сонливости. С другой стороны, надо ста­раться представить этот образ довольно плотным. Если образ Будды воспринимается как имеющий определенный вес, это может предотвратить тягу к беспокойству ума.

Какой бы объект для медитации вы ни выбрали, ваше однонаправленное сосредоточение должно обла­дать устойчивостью и ясностью. Устойчивость нару­шается возбуждением – то есть стремлением ума отвлекаться и блуждать, что представляет собой один из результатов привязанности. Ум легко отвлекается на мысли о желаемых объектах. Такие мысли мешают развитию устойчивости – качества, необходимого для глубокого и спокойного сосредоточения на из­бранном объекте. А вот ясности больше препятствует умственная распущенность, которую называют иногда вялостью ума.

Развитие спокойствия ума требует полной отдачи процессу – до тех пор, пока вы не овладеете им. Для этой практики чрезвычайно важно спокойное, тихое окружение, а также поддержка друзей. Необходимо отложить на время мирские заботы – семью, бизнес или общественные дела – и всецело посвятить себя развитию сосредоточения. Сначала лучше всего про­водить несколько коротких медитаций в течение дня. Наилучший вариант – от десяти до двадцати заня­тий по пятнадцать-двадцать минут каждое. По мере развития сосредоточения можно увеличивать время занятий и сокращать их частоту. Сидеть надо в обычной позе для медитации, с прямой спиной. Если настойчиво заниматься практикой, можно достичь спокойствия ума всего за шесть месяцев.



Практикующий должен научиться преодолевать препятствия по мере их возникновения. Когда ум волнуется и начинает отвлекаться на какие-нибудь приятные воспоминания или срочное дело, надо остановить его и вернуть к сосредоточению на избранном объекте. Внимательность – инструмент, помогаю­щий это сделать. Когда приступаешь к взращиванию спокойствия ума, поначалу ум трудно удержать на объекте дольше одного мгновения. С помощью вни­мательности вы заново направляете ум, вновь и вновь возвращая его к объекту. Как только ум сосредото­чился на объекте, внимательность удерживает его и не дает ускользать в сторону.

Самонаблюдение обеспечивает ясность и устойчи­вость сосредоточения. Посредством самонаблюдения мы можем улавливать те моменты, когда ум начинает возбуждаться либо рассеиваться. Иногда люди слиш­ком энергичные и подвижные не могут смотреть вам в глаза при разговоре. Их взгляд непрерывно бегает по сторонам. Это немного похоже на рассеянный ум, неспособный сосредоточиться вследствие постоянно возбужденного состояния. Самонаблюдение помогает нам обратить ум внутрь самого себя и таким образом уменьшить наше умственное возбуждение. Это вос­станавливает устойчивость ума.

Самонаблюдение также помогает уловить те мо­менты, когда ум становится вялым и сонным, быстро возвращая его к объекту сосредоточения. Как прави­ло, это проблема тех, кто по натуре замкнут. Тогда медитация становится слишком расслабленной, ей недостает жизненной энергии. Неустанный самоанализ позволяет взбодрить ум радостными мыслями и тем усилить умственную ясность и остроту.

Когда вы начинаете взращивать спокойствие ума, вскоре вам становится понятно, что сохранять сосре­доточение на избранном объекте даже на короткий период времени – задача не из легких. Не отчаивай­тесь. Это хороший знак, потому что вы, наконец, начинаете осознавать избыточную активность своего ума. Упорно продолжая практику и искусно применяя внимательность и самонаблюдение, можно увеличи­вать продолжительность однонаправленного сосредо­точения на избранном объекте, одновременно со­храняя бдительность, энергичность и остроту мысли.

Существуют различные виды объектов, физичес­ких и умозрительных, которые можно использовать для развития однонаправленного сосредоточения. Можно развивать спокойствие ума, взяв в качестве объекта медитации сознание само по себе. Однако нелегко обрести отчетливое представление о том, чем является сознание, поскольку такое понимание не может возникнуть из простых словесных объяснений. Подлинное понимание природы ума должно прийти из опыта.

Как формируется такое понимание? Сначала нуж­но внимательно взглянуть на переживание собствен­ных мыслей и эмоций, на то, как сознание возникает в вас, как работает ваш ум. Чаще всего мы познаем свой ум или сознание посредством взаимодействий с окружающим миром – через воспоминания и пред­ставления о будущем. Вы чувствуете себя раздражен­ными по утрам? Измождены вечером? Вас преследу­ет проблема неудачных личных взаимоотношений? Беспокоитесь о здоровье ребенка? Забудьте ненадол­го обо всем. Подлинная природа ума, чистое воспри­ятие нашего понимания, в обычном состоянии затем­нено. Медитируя на природе ума, вы должны стараться поддерживать сосредоточение на текущем моменте. Вы не должны допускать, чтобы воспоми­нания вмешивались в вашу медитацию. Ум не следует направлять в прошлое, он также не должен находить­ся под влиянием надежд и страха будущего. Когда вы добились того, что подобные мысли не нарушают ваше сосредоточение, остается только интервал меж­ду воспоминаниями о прошлых переживаниях и ва­шими ожиданиями и планами на будущее. Этот ин­тервал – пустота. Вы должны стараться поддержи­вать сосредоточение именно на этой пустоте.

Вначале переживание этого промежуточного про­странства мимолетно. Но, продолжая практику, вы учитесь продлевать его. Тем самым вы устраняете мысли, препятствующие проявлению подлинной при­роды ума. Постепенно сквозь них пробьется чистое осознавание. Благодаря практике этот интервал будет все более продлеваться, пока, наконец, к вам не придет понимание того, что такое сознание. Важно понять, что опыт промежуточного состояния ума – созна­ния, освобожденного от всех мыслительных процес­сов, – не представляет собой нечто вроде пустого ума. Это не то, что человек испытывает в состоянии глубокого сна без сновидений или в обмороке.

В самом начале медитации вы должны сказать себе: «Я не допущу, чтобы мой ум отвлекался на мысли о будущем, ожидания, надежды, страхи, и не позволю ему сбиваться на воспоминания о прошлом. Я останусь сосредоточенным на настоящем моменте». Когда вы выработали в себе такое устремление, про­странство между прошлым и будущим принимается за объект медитации и вы продолжаете сохранять его осознавание при полной свободе от концептуального мышления.

Два уровня ума

Ум по своей природе имеет два уровня. Первый уровень – чистое восприятие знания, только что описанное. Второй, представляющий собой подлин­ную, высшую природу ума, переживается вместе с постижением отсутствия самосущности ума. Чтобы достичь однонаправленного сосредоточения на выс­шей природе ума, вы сначала делаете объектом меди­тации первый уровень ума – чистое переживание знания. Когда сосредоточение достигнуто, вы начи­наете созерцать отсутствие самосущности ума. И то, что после этого возникает в уме, и есть подлинная пустота или отсутствие самостоятельного существова­ния ума.

Таков первый шаг. Затем эта пустота становится объектом медитации. Это очень трудная и требующая мастерства форма медитации. Принято считать, что практикующий высшего уровня должен сначала раз­вить интеллектуальное понимание пустоты, и только потом, на основании такого понимания, использовать саму пустоту как объект медитации. Но наличие качества спокойствия ума весьма полезно как инстру­мент в понимании пустоты на более глубоком уровне.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.