Сделай Сам Свою Работу на 5

Медитация на беспристрастности





Как научить свой ум постижению сущностного равен­ства всех живых существ? Лучше всего развивать чувство беспристрастности, сосредоточивая внимание на посторонних людях или знакомых, то есть на тех, к кому не испытываешь каких-либо сильных чувств. Начав с людей безразличных, вы переходите к друзь­ям, а затем – к врагам. Достигнув беспристрастного отношения ко всем живым существам, следует меди­тировать на любви, на пожелании всем достичь счастья, которого они ищут.

Семя сострадания прорастет, если вы посадите его в удобренную почву – сознание, пропитанное лю­бовью. Когда вы орошаете ум любовью, можно на­чинать медитировать на сострадании. Под сострада­нием здесь подразумевается простое пожелание всем живым существам освободиться от страданий.


Бодхичитта

Мы много говорили о сострадании и равностном отношении и о том, что значит воспитывать эти качества в повседневной жизни. Когда мы развили чувство сострадания до такого уровня, что уже чув­ствуем ответственность за все живые существа, у нас возникает побуждение совершенствовать свою спо­собность служить им. Буддисты называют стремле­ние к достижению такого состояния бодхичиттой, а того, кто достиг ее – бодхисаттвой. Существует два метода формирования этого отношения. Один из них, называемый семичленным методом причины и след­ствия, построен на том, чтобы видеть во всех людях наших матерей в прошлых жизнях. Другой метод, называемый «обмен себя на другого», состоит в том, что мы смотрим на всех как на себя. Оба метода считаются практиками обширного пути.



Семичленный метод причины и следствия

Если мы перерождались не один раз, очевидно, что у нас было много матерей. Следует упомянуть, что наши рождения не ограничивались планетой Земля. Согласно буддийским представлениям, мы находимся в круговороте рождений и смертей гораздо дольше, чем существует наша планета. Поэтому наши жизни бесконечны, как и существа, дававшие нам жизнь. Таким образом, первое, что порождает бодхичитту, – это осознание того, что все живые существа когда-то были нашими матерями.

Любовь и доброту, дарованные нам матерью в этой жизни, нелегко вознаградить. Сколько бессон­ных ночей она провела, заботясь о нас, когда мы были беспомощными младенцами. Она кормила нас и готова была пожертвовать ради нас всем, включая собственную жизнь. Когда мы размышляем о ее преданной любви, нам следует принять во внимание и то, что каждое живое существо на протяжении бесконечного цикла существований относилось к нам так же. Каждая собака, кошка, рыба, муха и человек в какой-то момент в безначальном прошлом были нашей матерью и дарили нам безграничную любовь и доброту. Такая мысль должна пробудить благодар­ность. Это вторая причина бодхичитты.



Когда мы представляем себе нынешнее положение всех этих существ, мы начинаем взращивать в себе желание помочь им изменить свою участь. Это третья причина, а из нее вытекает четвертая – чувство любви, обнимающей всех живущих. Это притяжение ко всем существам похоже на то, что чувствует дитя при виде своей матери. Оно приводит к сострада­нию – пятой причине бодхичитты. Сострадание – пожелание избавить всех страдающих существ, наших бывших матерей, от их бедственного состояния. В этот момент мы также испытываем любящую доб­роту, желая, чтобы все обрели счастье. От пожелания всем счастья и свободы наше чувство вырастает до принятия на себя личной ответственности за помощь живым существам в преодолении страданий. Это по­следняя причина. Когда мы исследуем вопрос, как наилучшим образом помочь другим, мы решаем до­стичь полностью просветленного и всеведущего со­стояния будды.

Вопрос, подразумеваемый в этом методе, является центральным вопросом буддизма Махаяны: если все живые существа, проявлявшие к нам доброту с незапамятных времен, страдают, как же можно заниматься лишь поисками личного счастья? Искать свое соб­ственное счастье, невзирая на несчастья других, – ошибка, достойная сожалений. Таким образом, нам становится ясно, что мы должны постараться освобо­дить от страданий все живые существа. И данный метод помогает нам развивать желание сделать это.



Обмен себя на другого

Другой метод, порождающий бодхичитту, то есть стремление достичь высшего просветления ради блага всех живых существ, – это обмен себя на другого. Применяя этот метод, мы стараемся осознать, нас­колько мы зависим от других во всем, что имеем. Мы размышляем о том, что дома, в которых мы живем, одежда, которую носим, дороги, по которым ез­дим, – все было создано тяжелым трудом других людей. Столько труда ушло лишь на то, чтобы снаб­дить нас рубашкой, которую мы носим, – от посева семян льна до того, чтобы соткать ткань и сшить изделие. Кусок хлеба, который мы едим, тоже был кем-то испечен. Пшеницу должен был кто-то посе­ять, а потом подвести воду на поля и удобрить землю, собрать урожай и смолоть зерно на мельнице. Затем из муки надо было замесить тесто и выпечь хлеб. Невозможно сосчитать всех людей, занятых тем, чтобы обеспечить нас простым куском хлеба. Конечно, нередко машины выполняют значительную часть ра­боты; однако их тоже надо было изобрести и постро­ить, и за ними надо наблюдать. Даже развитие наших личных достоинств, таких, как терпение и чувство такта, обязано нашей зависимости от других. Мы можем даже оценить тот факт, что люди, доставляю­щие нам неприятности, тем самым дают нам возмож­ность тренировать терпение. Подобный ход мыслей позволяет осознать, насколько все, что нас радует, зависит от других. Надо постараться развить в себе это осознание в повседневной жизни, уже после ут­ренних занятий медитацией. Примеров нашей зави­симости от других множество. Понимание этого по­рождает ответственность за других и желание отбла­годарить их за доброту.

Мы также размышляем над тем, как, в силу закона кармы, наши эгоистические поступки приводят нас к ежедневным трудностям. Раздумывая над своим по­ложением, мы видим, что путь заботы о самом себе бесцелен, а бескорыстные поступки ради помощи другим – единственное логически оправданное на­правление. И это тоже ведет нас к наиболее благо­родному из возможных поступков: включению в процесс достижения состояния будды ради блага всего живого.

Работая с техникой обмена себя на другого, важно также развивать терпение, поскольку одно из главных препятствий нашему продвижению вперед и укрепле­нию сострадания и бодхичитты – это недостаток терпения и терпимости.

Какой бы метод мы ни применяли для развития бодхичитты, мы должны хранить верность ему и ежедневно совершенствовать это высшее устремление во время занятий медитацией и после. Необходимо упорно работать над ослаблением эгоистичных инстинктов и вытеснять их более возвышенными, за­ключенными в идеале бодхичитты. Сначала важно развить в себе прочное чувство равностности, отно­шения беспристрастного сочувствия ко всем живым существам. Предвзятое отношение препятствует про­дуктивности благородных устремлений, поскольку тогда наша благожелательность направлена лишь на тех, кто нам близок.

Во время работы над развитием высшего устрем­ления, бодхичитты, возникают многочисленные пре­пятствия. Внутренние чувства привязанности и враж­дебности разрастаются, стремясь свести на нет наши усилия. Начинает тянуть к старым праздным привычкам, хочется посмотреть телевизор или пообщаться с приятелями, отвлекающими нас от благородной цели. Надо постараться преодолеть такие наклонности и эмоции с помощью медитативных техник, описанных в этой книге. Необходимо предпринять ряд специаль­ных шагов. Во-первых, осознать свои негативные эмоции и дурные привычки как свидетельство не­прекращающегося состояния привязанности и еще раз задуматься над их вредоносной природой. Во-вторых, мы должны применить соответствующее противоядие и упорядочить в себе решимость в дальнейшем не потакать этим эмоциям. Мы должны постоянно пом­нить о своих обязательствах перед всеми живыми существами.

Мы исследовали, как можно открыть свое сердце. Сострадание – сама суть открытого сердца, и его необходимо взращивать на протяжении всего пути. Равностное отношение устраняет предрассудки и поз­воляет нам любить все живые существа. Бодхичитта – это обязательство по-настоящему им помочь. А теперь мы узнаем о методах, развивающих сосре­доточение, необходимое для взращивания другого ас­пекта нашей практики – мудрости.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.