Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 2. Медитация, начало





В этой главе мы рассмотрим техники поворота сознания от привычного образа мышления к более добродетельному. Существует два способа меди­тации, которые следует применять в нашей практике. Первый, аналитическая медитация, – это способ, с помощью которого мы знакомимся с новыми идеями и умственными установками. Второй, закрепляющая медитация, – это сосредоточение ума на избранном предмете.

Хотя все мы по своей природе стремимся к счастью и хотим преодолеть невзгоды, мы все равно продолжаем испытывать боль и страдания. Почему? Буддизм учит, что мы, по сути, состоим в сговоре с причинами и условиями наших несчастий и зачастую сами не хотим совершать действия, которые могут привести к устойчивому счастью. Как же так? В обычной жизни мы позволяем сильным эмоциям и мыслям завладевать нами, что, в свою очередь, приводит к негативным состояниям ума. Именно благо­даря такому порочному кругу и повторяется страда­ние – не только наше, но и других людей. Мы должны твердо решить радикально изменить эти на­клонности и заменить их новыми привычками. По­добно тому, как привитая к старому дереву ветка постепенно впитывает его жизнь и рождает новое дерево, так же и мы должны взращивать в себе новые привычки, сознательно следуя практикам добродете­ли. В этом истинные смысл и цель практики меди­тации.



Созерцание безрадостной природы жизни, раз­мышления о способах прекращения страдания – это один из способов медитации. Данная книга – тоже форма медитации. Под медитацией подразумевается процесс, посредством которого мы изменяем наше в основном инстинктивное отношение к жизни, то есть состояние ума, стремящееся лишь удовлетворять же­лания и уклоняться от неприятного. Мы склонны подчиняться своему рассудку, следуя его эгоистичес­ким путем. Медитация – процесс, посредством ко­торого мы приобретаем контроль над умом и направ­ляем его в более добродетельное русло. Медитацию можно рассматривать как технику, помогающую ослабить силу прежних привычек ума и развить новые. Таким образом, мы оберегаем себя от поступков ума, речи и тела, ведущих к страданию. Такая меди­тация обычно широко используется в нашей духовной практике.



Эта техника не принадлежит исключительно буд­дизму. Подобно тому, как музыканты разогревают руки, спортсмены отрабатывают реакцию и приемы, лингвисты тренируют слух, ученые – остроту вос­приятия, так мы даем направление своему уму и сердцу.

А потому и знакомство с различными сторонами нашей духовной практики – тоже вид медитации. Если вы просто однажды прочтете об этом в книге, вы не получите особой пользы. Если вы этим заин­тересовались, будет полезно поразмыслить об упомя­нутых предметах, как мы это делали в предыдущей главе по отношению к неблагому действию пустой болтовни, а затем изучить их более досконально, чтобы углубить понимание. Чем тщательнее вы ис­следуете некую тему и предмет и подвергаете их умственному анализу, тем глубже вы их понимаете. Это позволяет вам оценить их по достоинству. Если в процессе анализа вы обнаружите нечто сомнитель­ное, временно отложите это в сторону. Однако если же вы самостоятельно убеждаетесь в истинности некоего положения, ваша вера в него становится более крепкой. Такой процесс исследования и анализа рас­сматривается как один из видов медитации.

Будда сказал: «О монахи и мудрецы, не прини­майте мои слова на веру только из одного уважения ко мне. Рассмотрите их критически и примите на основании своего собственного понимания». Это за­мечательное высказывание многозначно. Ясно, что Будда говорит о том, что, читая книгу, мы должны полагаться не просто на репутацию автора, но скорее на содержание. А, разбираясь в содержании, нам следует опираться в первую очередь на предмет об­суждения и смысл, а не на литературный стиль. В отношении предмета обсуждения надо полагаться более на практическое понимание, чем на интеллек­туальное. Иными словами, знание Дхармы не должно быть только академическим. Мы должны впитать истинность учения Будды глубинами собственного существа, так, чтобы оно отразилось в нашей жизни. Оставаясь лишь идеей, сострадание не имеет особой ценности. Оно должно стать сутью нашего отношения к другим людям и воздействовать на все наши мысли и поступки. И понятие смирения не ослабит самона­деянности; смирение должно действительно стать частью жизни.



Знакомство с избранным предметом

По-тибетски медитация называется «гол», что озна­чает «знакомиться». Медитация применяется в ду­ховной практике для ознакомления с избранным объектом. Это не обязательно должен быть какой-то физический предмет, как, например, образ Будды или распятого Иисуса. «Избранным объектом» может быть некое качество ума, вроде терпения, которое мы вырабатываем в себе с помощью медитативного со­средоточения. Это может быть и ритмичное дыхание, на котором мы сосредоточиваемся для умиротворения беспокойного ума. Это могут быть также просто качества ясности и понимания – то есть само наше сознание, природу которого мы стремимся понять. Все эти техники подробно описаны на последующих страницах. С их помощью усиливается понимание избранного объекта.

Например, если мы хотим купить автомобиль, мы читаем о преимуществах и недостатках разных моде­лей и тем самым определяем, что именно нам нужно. Размышление над качествами способствует правиль­ной оценке автомобиля, наше желание купить именно такую машину возрастает. Точно так же можно вос­питывать в себе такие качества, как настойчивость и терпимость. Мы делаем это, размышляя о качествах, составляющих основу терпения, о том умственном покое, который рождается в результате его обрете­ния, о дружелюбной обстановке как его следствии, об уважении, которое оно вызывает в других людях. Также нужно постараться осознать дурные следствия нетерпимости, гнева и внутренней неудовлетворен­ности, от которых мы страдаем, – и подумать о страхе и враждебности, которые они сеют вокруг нас. Если мы прилежно следуем такому направлению мыслей, наше терпение развивается естественным об­разом, крепнет день ото дня, месяц от месяца, год от года. Процесс укрощения ума долог. Но когда мы, наконец обретаем терпение, получаемое нами удо­вольствие намного превзойдет радость от покупки любой машины.

На самом деле мы довольно часто занимаемся такого рода медитацией в повседневной жизни. Осо­бенно хорошо нам удается знакомство с чужими дур­ными склонностями! Если нам кто-то не нравится, мы можем весьма долго размышлять о недостатках этого человека – и все более убеждаемся в его или ее сомнительной репутации. Наш ум сосредоточен на «объекте» нашей медитации, наше презрение к этому человеку возрастает. Мы также занимаемся медитацией и глубже познаем избранный объект, когда сосредоточиваем внимание на чем-то или на ком-то особенно дорогом для нас. Для сохранения концент­рации в этом случае не требуется особого напряже­ния. Гораздо труднее сохранять концентрацию, со­вершенствуя добродетельные качества. А это и есть точный показатель того, насколько нас могут захлес­тывать привязанности и желания!

Существует много видов медитации. Некоторые из них не требуют какой-то особой обстановки или специального положения тела. Мы можем медитиро­вать, сидя за рулем или гуляя, путешествуя на авто­бусе или на поезде, даже принимая душ. Если вы хотите посвятить определенное время более углублен­ной духовной практике, то для этого наиболее подхо­дит раннее утро, поскольку в это время ум особенно ясен и внимателен. Полезно сесть в тихом месте, с прямой спиной, так как это способствует сосредото­чению. Но важно помнить, что добродетельные при­вычки ума следует тренировать в любое время и в любом месте. Нельзя ограничивать медитацию лишь определенными часами

Аналитическая медитация

Как я уже говорил, существует два вида медитации, пригодные для размышления и глубокого усвоения предметов, о которых говорится в этой книге. Пер­вый – аналитическая медитация. В этом виде меди­тации знакомство с избранным предметом – будь то машина, которую хочется приобрести, или же состра­дание или терпение, которые вы стремитесь поро­дить, – развивается с помощью рассудочного анали­за. Но это не просто сосредоточение на какой-то теме. Скорее вы взращиваете чувство близости или сопереживания избранному предмету, полностью ис­пользуя свои аналитические способности. Я буду уде­лять особое внимание именно этой форме медитации по мере исследования различных качеств, необходи­мых в нашей духовной практике. Некоторые из этих предметов исследования являются чисто буддийски­ми, другие – нет. Тем не менее, когда вы уже освоили тему посредством такого анализа, очень важ­но после этого провести несколько закрепляющих медитаций на ту же тему, чтобы понимание глубже проникло в ваш ум.

Закрепляющая медитация

Ко второму виду относится закрепляющая медитация. Закрепление происходит, когда мы сосредоточиваем ум на избранном объекте, не вовлекая в процесс анализ или логическое мышление. Например, когда мы медитируем на сострадании, мы порождаем чув­ство сопереживания другим и стараемся понять их страдания. Мы делаем это средствами аналитической медитации. Но как только чувство сострадания вспы­хивает в наших сердцах, как только мы обнаружива­ем, что медитация изменила в лучшую сторону наше отношение к другим людям, – мы сосредоточиваем­ся на этом чувстве, ни о чем не думая. Это способ­ствует углублению сострадания. Когда мы чувствуем, что чувство сострадания ослабевает, можно снова применить аналитическую медитацию для того, чтобы оживить в себе сочувствие и заботу, – а затем опять вернуться к закрепляющей медитации.

По мере приобретения опыта мы учимся легко переходить от одной формы медитации к другой для усиления желаемого качества. В главе одиннадцатой, «Спокойствие ума», мы рассмотрим технику совер­шенствования закрепляющей медитации до такого уровня, когда можно поддерживать однонаправленное сосредоточение на объекте сколь угодно долго. Как я уже говорил, «объект медитации» – не обя­зательно нечто такое, что можно «видеть». Мы сосредоточиваемся на объекте для того, чтобы познать его. Закрепляющая медитация, как и другие формы медитации, сама по себе не обладает добродетелью. Скорее именно объект, на котором мы сосредоточе­ны, и намерение, с которым мы приступили к прак­тике, определяют духовные качества медитации. Если ум сосредоточен на сострадании, медитация доброде­тельна. Если же на гневе – нет.

Мы должны медитировать регулярно, постепенно углубляя познание избранного предмета. Занятия со знающими учителями – важная составляющая этого процесса. Потом мы размышляем над тем, что про­читали или услышали, с полным вниманием, чтобы не осталось никакой путаницы, недопонимания или со­мнений. Уже сам по себе этот процесс воздействует на ум. Затем, когда мы однонаправлено сосредото­чиваемся на предмете, наш ум сливается с ним.

Прежде чем мы попытаемся медитировать на более тонких темах буддийской философии, важно уже научиться сосредоточивать ум на простых вещах. Это помогает развить аналитические способности и удержать однонаправленное сосредоточение на тонких предметах, таких, как противоядие от всех наших страданий, – пустота обусловленного существо­вания.

Путь духовного совершенства долог. И мы долж­ны выбирать его со вниманием и убедиться в том, что он включает в себя все методы, ведущие к нашей цели. Временами этот путь труден. Мы должны уметь замедлить шаг и ползти, как улитка, пребывая в глубоком сосредоточении, – но и убеждаться вре­мя от времени, что не забыли о проблемах близких или о рыбе, плавающей в загрязненном океане за многие тысячи миль от нас.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.